Напоминание

"Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся"


Автор: Казанова Юлия Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Первомайская СОШ №2
Населённый пункт: пгт.Первомайский, Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа №2
«Практическое применение новых образовательных технологий в

урочной деятельности, как одно из условий повышения качества

образования учащихся»
Подготовила: учитель начальных классов Казанова Юлия Геннадьевна Первомайский, 2016 год.
«Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра” Джон Дьюи Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно- коммуникативных технологий О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально- логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики в начальных классах заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
(Слайд

3)
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Цель: используя ИКТ повысить качество знаний учащихся при обучении математики. Задачи: - использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ; - развивать творческие способности и познавательную активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ; - воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию; - использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения; - сформировать информационную компетентность учащихся; - научить учащихся применять знания работы с компьютером на других уроках. Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я применяю новые информационные технологии в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет проводить уроки:  на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);  обеспечивает наглядность;  привлекает большое количество дидактического материала;  повышает объём выполняемой работы на уроке;  обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания). ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:  повышает качество знаний;  продвигает ребёнка в общем развитии;  помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка;  создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Данная технология способствует: - активизации познавательной деятельности учащихся. -развитию мышления, математической логики. -направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование. Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются мною в практической деятельности. По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного,
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Поскольку
наглядно-образные

компоненты

мышления

играют

исключительно важную роль в жизни человека
, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на: - использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала; - д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я , у п р а в л я ю щ е го э т и м и с р е д с т в а м и ; - повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.  Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в с л е д у ю щ и х в а р и а н т а х : - и с п о л ь з о в а н и е д о п о л н и т е л ь н о г о м а т е р и а л а ; - использование диагностических и контролирующих материалов; - повышение качества наглядности и доступности при изложении материала ч е р е з и с п о л ь з о в а н и е п р е з е н т а ц и й н а у р о к а х . - выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; - формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных. Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий. Компьютер решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, которые медленно усваивают объяснения учителя, стесняются задавать вопросы. Имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности п р е д с т а в л е н и я и н ф о р м а ц и и .
П р и м е н е н и е

ц в е т а ,

г р а ф и к и ,

мультипликации,

звука,

всех

современных

средств

видеотехники

позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач. А наша цель - воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию.


Применяю компьютерные программы на любом этапе урока: при

изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при


повторении.

Основная

задача

состоит

в

том,

чтобы

правильно

организовать работу учащихся.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся
. На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами себе выставляют предварительные оценки. Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство ребят, испытало и осознало притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. Поскольку
электронные
носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, я использую их для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися.
Применение презентаций
на уроке позволяет мне:  более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,  эффективнее использовать время на уроке;  создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся. Для фронтальной работы с учащимися использую информационно – образовательные ресурсы. Разнообразные тесты, зачёты. При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах. Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде), я формирую у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся. Использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на «плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя. А лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность
урока, согласно ФГОС.

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!». Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.


В раздел образования