"Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся"
Автор: Казанова Юлия Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ Первомайская СОШ №2 Населённый пункт: пгт.Первомайский, Забайкальский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся" Раздел: начальное образование
Муниципальное образовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа №2
«Практическое применение новых образовательных технологий в
урочной деятельности, как одно из условий повышения качества
образования учащихся»
Подготовила: учитель начальных классов
Казанова Юлия Геннадьевна
Первомайский, 2016 год.
«Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра”
Джон Дьюи
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит
дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую
ответственность на учителя начальных классов. Его задача не
только научить читать, писать, но и заложить основы духовности
ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной
деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро
меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить
ребенка работать с информацией, научить учиться.
Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в
информационном мире – важнейшая задача современной школы»,
должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для
реализации этих целей возникает необходимость применения в
практике работы учителя начальных классов информационно-
коммуникативных технологий
О целесообразности использования ИКТ в обучении младших
школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее
развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-
логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие
анализаторов, с помощью которых дети воспринимают
информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не
воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать
достоянием личности, элементом ее культуры.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики в начальных классах
заставляет
задуматься
над
тем,
как
поддержать
интерес
к
изучаемому
материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с
этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких
методических
приёмов,
которые
бы
активизировали
мысль
школьников,
стимулировали
бы
их
к
самостоятельному
приобретению
знаний. (Слайд
3) Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся
зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько
умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том,
чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать
это как отправную точку для возникновения и развития любознательности,
глубокого познавательного интереса.
Цель: используя ИКТ повысить качество знаний учащихся при обучении
математики.
Задачи:
- использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ;
- развивать творческие способности и познавательную активность учащихся
при выполнении проектных и исследовательских работ;
- воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;
- использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения;
-
сформировать
информационную
компетентность
учащихся;
-
научить
учащихся применять знания работы с компьютером на других уроках.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и
оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом.
Для того чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их
потенциальных
возможностей,
формирования
самостоятельности,
способности
к
самообразованию,
самореализации,
я
применяю
новые
информационные
технологии
в
процессе
обучения.
Использование
их
в
образовательном процессе позволяет проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
(музыка, анимация);
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке;
обеспечивает
высокую
степень
дифференциации
обучения
(индивидуальный
подход
к
ученику,
применяя
разно
уровневые
задания).
ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний;
продвигает ребёнка в общем развитии;
помогает
преодолеть
трудности,
вносит
радость
в
жизнь
ребёнка;
создает
благоприятные
условия
для
лучшего
взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в
учебном процессе.
Данная технология способствует:
- активизации познавательной деятельности учащихся.
-развитию мышления, математической логики.
-направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и
исследование.
Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются мною
в практической деятельности.
По данным исследований, в памяти человека остается
25% услышанного материала,
33% увиденного,
50% увиденного и услышанного,
75%
материала,
если
ученик
вовлечен
в
активные
действия
в
процессе
обучения.
Поскольку наглядно-образные
компоненты
мышления
играют
исключительно важную роль в жизни человека , то использование их в
обучении оказывается чрезвычайно эффективным.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается
на:
-
использовании
возможностей
компьютера
для
создания
условий
доступности и наглядности изложения материала;
- д е я т е л ь н о с т и
у ч и т е л я ,
у п р а в л я ю щ е го
э т и м и
с р е д с т в а м и ;
-
повышении
мотивации
и
активности
обучающихся,
вызываемой
интерактивными свойствами компьютера.
Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в
с л е д у ю щ и х
в а р и а н т а х :
-
и с п о л ь з о в а н и е
д о п о л н и т е л ь н о г о
м а т е р и а л а ;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- повышение качества наглядности и доступности при изложении материала
ч е р е з
и с п о л ь з о в а н и е
п р е з е н т а ц и й
н а
у р о к а х .
-
выполнение
домашних
самостоятельных
и
творческих
заданий;
-
формирование
информационной
компетентности
учащихся,
т.е.
умения
получать информацию из различных источников, в том числе электронных.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно:
программы-учебники,
программы-тренажёры,
словари,
справочники,
энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Компьютер решает проблему
индивидуализации обучения. Обычно
ученики,
которые
медленно
усваивают
объяснения
учителя,
стесняются
задавать
вопросы.
Имея
в
качестве
партнёра
компьютер,
они
могут
многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать
степень
его
усвоения.
Компьютер
значительно
расширяет
возможности
п р е д с т а в л е н и я
и н ф о р м а ц и и . П р и м е н е н и е
ц в е т а ,
г р а ф и к и ,
мультипликации,
звука,
всех
современных
средств
видеотехники
позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
Есть
разные
мнения
учителей
о
целесообразности
использования
компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал
решённым, как только я провела несколько пробных уроков
и увидела
неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный
интерес
к
решению
различных
математических
задач.
А
наша
цель
-
воспитать
человека,
способного
самостоятельно
принимать
решения,
адаптироваться
к
новым
условиям,
проявлять
смекалку,
находить
необходимую информацию.
Применяю компьютерные программы на любом этапе урока: при
изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при
повторении.
Основная
задача
состоит
в
том,
чтобы
правильно
организовать работу учащихся.
Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся .
На
таких
уроках
у
ребят
интерес
к
предмету
повышен.
Они
увлечённо
отвечают
на
вопросы
учителя,
выполняют
самостоятельную
работу
с
последующей проверкой, и сами себе выставляют предварительные оценки.
Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает
процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей
бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении
учебного материала. Однако не факт что использование компьютера на уроке
даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в
науку
нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы
дети учились с интересом, чтобы большинство ребят, испытало и осознало
притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании
умственных способностей, в преодолении трудностей.
Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную
информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, я использую их
для формирования образного представления об изучаемом объекте и для
индивидуальной работы с учащимися.
Применение презентаций на уроке позволяет мне:
более
качественно
реализовать
принципы
наглядности
и
доступности при обучении,
эффективнее использовать время на уроке;
создавать
проблемные
ситуации
на
уроке,
что
активизирует
познавательную деятельность учащихся.
Для фронтальной работы с учащимися использую информационно –
образовательные ресурсы. Разнообразные тесты, зачёты.
При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и
контроле,
проведенном
с
помощью
данной
технологии
качество
знаний
учащихся выше, чем при традиционных методах.
Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном
виде), я формирую у ребят основные «информационные» компетенции, а для
многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам
в будущем.
Информационные
технологии
повышают
информативность
урока,
эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная
динамика изменения мотивации учащихся.
Использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ
переложить на «плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя.
А лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный
процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию
ученика и увеличить эффективность урока, согласно ФГОС.
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста,
необходимо помнить заповедь «Не навреди!». Организация
учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна
способствовать активизации познавательной сферы обучающихся,
успешному усвоению учебного материала и способствовать
психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно
выполнять определенную образовательную функцию, помочь
ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее,
запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье.
ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного
процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности
младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть
четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на
уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в
начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место
и способ использования ИКТ.