Напоминание

Какое значение имеют дроби в музыке


Автор: Мызникова Елена Витальевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №2
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты-Мансийский округ
Наименование материала: интегрированный урок
Тема: Какое значение имеют дроби в музыке
Раздел: полное образование





Назад




Интегрированный урок музыки и математики в 5 классе
Тема урока: Какое значение имеют дроби в музыке?

Цель:
выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой, повышение качества образовательного потенциала урока.
Задачи:
 определить взаимосвязь музыки и математики;  способствовать формированию нового взгляда на мир;  формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы;  развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию;  воспитывать открытую, свободную личность, способную к познанию, активному действию.
Музыкальный репертуар:
И.С. Бах Ария из оркестровой сюиты, «Дважды два – четыре» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.
Оборудование:
компьютер, проектор, музыкальный центр, диски с записями, ноты, раздаточный материал, презентация к уроку (Приложение 2)
Место урока в теме.
Этот урок является обобщением изученных тем прошлых уроков по музыке («Музыкальный ритм и размер») и математике («Обыкновенные дроби»). Поэтому основная работа ведется на повторение и закрепление пройденного материала. Нетрадиционное построение урока имеет несколько целей: во-первых, заинтересовать необычностью проведения этапов урока, во-вторых, снять напряжение через чередование различных видов деятельности, в-третьих, охватить большее количество учащихся, а также расширить образовательный потенциал урока. Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся данного класса и, в основном, ориентированы на среднего ученика. Главный акцент направлен на проверку знаний учащихся на данном этапе. Ход урока
Учитель
- Все вы, наверняка, уже знаете, что наша школа, в течение этой недели будет работать в необычном режиме, а именно, все пять рабочих дней, мы посвятим великой науке - математике. Поэтому, сегодня, на уроке музыки, мы тоже постараемся не отходить от общей, математической темы. Но начнем мы свой урок, как обычно, с музыки. Сегодня мы услышим произведение композитора, который нам хорошо знаком, И.С. Баха. Обратите внимание на мелодию, подумайте, какие по длительности звуки использует композитор? Слушание музыки: И.С. Бах. Ария из оркестровой сюиты.

Учитель
– Какова мелодия произведения?
Дети
– очень напевная, волнообразная.
Учитель
– Какие длительности, на ваш взгляд, преобладают в мелодии, почему?
Дети
- Целые или половинные, потому что медленный темп и звуки долго тянутся.
Учитель
- Целая и половинная нота в музыке. Что получится, если перевести данные длительности на язык математики. Что на языке математики указывает на часть.
Дети
– целая нота – это целое число, половинная – это дробь (?)
Учитель
- Тема нашего урока: «Какое значение имеют дроби в музыке?». Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос. Вспомним, что мы уже знаем о дробях. Опрос 1. Записи какого вида называют обыкновенными дробями? 2. Что показывает знаменатель дроби? 3. Что показывает числитель дроби? 4. Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше, а какая больше? 5. Как изображаются равные дроби на координатном луче? 6. Приведите пример двух равных дробей с различными числителями.
Учитель
- Дроби широко используются в музыке для обозначения длительностей нот. Давайте вспомним длительности, которые мы знаем.
Дети
- Целая
Учитель
- А если перевести на язык математики, что это будет?
Дети
- 1
Учитель
- Какие еще длительности знаем?
Дети
- Половинная.
Учитель
- Почему она так называется, и как она будет выглядеть, если перевести ее на язык математики?
Дети
- По длительности она ровно на половину короче целой. На языке математики это будет 1/2. Еще существует четвертная, на языке математики это будет 1/4. Восьмая, на языке математики - 1/8.

Учитель
- Как вы думаете, почему удобнее опираться на дроби в обозначениях длительностей нот?
Дети
– Сразу понятно, насколько один звук должен быть короче или длиннее другого.
Задание №1
Учитель - Сравним длительности. Нужно поставить соответствующие знаки <, >, =. Переведем и запишем в тетрадь данные сравнения на языке математики. В низу экрана есть подсказка. Проверка задания. К доске вызывается один ребенок, выполняет задание, поясняя каждый пример.
Здание №2.Задача.

Учитель - Решим музыкальную задачу.

Петя сочинял мелодию в размере 4/4. Последний такт остался незаконченным и

выглядел так:


<Сколько четвертей не хватает в такте?

Каков будет ответ?

Дети – в такте не хватает двух четвертей, потому что размер мелодии 4/4, а в такте

есть одна четверть и две восьмые, которые по длительности равны еще одной

четверти, значит, в такте не хватает двух четвертей.

Учитель - Каков ритмический рисунок получился в такте?

Дети – четверть, восьмая, восьмая, четверть, четверть

Учитель - Прохлопаем данный ритмический рисунок.

Учитель - Решение задачи изобразим схематически в тетради.

Задание №3. Работа с карточками

Учитель - Перед вами 2 ритмические мелодии. В каких они размерах?

Дети – 3/4 и 4/4

Учитель - Разделите данные мелодии на такты в соответствии с размерами.

Проверка по тактам с места.

Задание №4.


Учитель - Разгадаем ребус.

Единичный отрезок равен 8 клеток. Отметьте на координатном луче точки

Учитель - Какое слово зашифровано?

Дети – опера

Учитель - Что такое опера?

Дети



Опера



это

музыкально-сценический

жанр,

в

котором

главные

герои

выражают свои эмоции и чувства, главным образом, с помощью пения.

Учитель - Как строится опера?

Дети – Увертюра – действия – финал

Учитель - Именно опере посвящена наша следующая задача.

Задание №5

Композитор сочинял оперу 12 месяцев. Увертюру он сочинял 1/6 этого времени, 1

действие – 1/3 всего времени, 2 действие – 1/2 от затраченного времени на сочинение

увертюры

и

1

действия.

Сколько

времени

композитор

затратил

на

сочинение

финала?

Решение задачи в тетради, один ребенок - на доске, поясняя каждое действие.

Учитель – Наш урок подходит к концу. Что необычного было в уроке?

Дети – Урок объединял два предмета – музыку и математику.

Учитель – Чем были полезны знания, приобретенные нами на математике? Какое

значение имеют дроби в музыки?

Дети – С помощью них определяют длительности нот.

Учитель – Помогала ли нам музыка на уроке?

Дети – Да, задания были необычными, интересными.

Учитель - Определим еще одну музыкально-математическую связь. Математика -

мудрая царица всех наук. Она сопровождает человека всю жизнь. И даже песни

сочинялись о математике, одну из которых мы исполним в завершении нашего

урока.


Исполнение ранее разученной песни «Дважды два – четыре» сл. М. Пляцковского, муз.

В. Шаинского.


В раздел образования