Напоминание

Закрепление по теме "Морфемика"


Автор: Кусманова Замира Сарсенбаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Ильичёвская СШ"
Населённый пункт: Волгоградская область Николаевский район село Путь Ильича
Наименование материала: конспект урока
Тема: Закрепление по теме "Морфемика"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект открытого урока в 5 классе

Закрепление по теме «Морфемика»

По программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского

Класс: 5

Учитель русского языка и литературы: Кусманова З.С.

Тема: Обобщение по теме «Морфемика»

Цели:

- повторить, закрепить знания по данному разделу;

- формирование навыка грамотного письма;

- воспитывать интерес к русскому языку

Планируемые результаты

Личностные:

стремиться к речевому самосовершенствованию

Метапредметные:

уметь создавать письменные тексты, используя слова с изученными

орфограммами.

Предметные:

учащиеся должны знать основные понятия по данному разделу;

ум е т ь выделять

морфему

на

основе

смыслового

анализа

слова,

находить

орфограммы

в

морфемах,

применять

изученные

правила

орфографии.

Методы: продуктивный.

Приемы: слово учителя, беседа, игровые технологии, составление кластеров

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: оценочные листы, компьютер, экран.

Ход урока

1.

Организационный момент (Настрой на урок)

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Тихо в школе,

Тихо в классе.

Ну-ка, улыбнитесь, здравствуйте, садитесь.

Все расселись по местам,

Никому не тесно?

По секрету скажу вам:

Будет интересно!

2.Актуализация знаний

А)

Работа над сказкой

На далёком острове ….. жили-были части слова: старый, грозный господин

Корень, за ним всегда следовал услужливый Господин Суффикс

- Коренек, вы бы сели на пенек. У вас устали ножки, вы долго шли по

дорожке.

Не отставали от них веселое и озорное Окончание и сварливая Приставка.

- Подождите, вы опять все меня обогнали. Я в слове самая главная, -

заявила Приставка, а Окончание возразило:

- Ишь, что выдумала, да тебя в слове иногда вообще нет, так же как и

меня.

На шум пришла мудрая Основа.

- Как вам не стыдно! Главный у нас, конечно, же Корень, но вы все для

меня родные и дорогие, недаром вас, Приставка и Суффикс, называют

значимые части слова, а вместе с Окончанием, с помощью которого

связываются слова в словосочетания и предложения, мы сила!

- Как можно назвать остров (Морфемика)

- Какая морфема самая главная? Почему? (Корень, в нём заключено

лексическое значение слова)

- Как называются остальные морфемы? Какова роль этих морфем

Б) Запись даты урока и темы

2. Целеполагание и постановка задач

Повторить, обобщить и закрепить знания по разделу «Морфемика»

Задачи:

знать:

-

что изучает морфемика;

- роль морфем как средство образования новых слов;

- что такое окончание, основа, приставка, суффикс, корень.

уметь:

-находить и выделять морфемы в словах;

- определять значение морфем;

- образовывать новые слова;

- отличать однокоренные слова и формы слова;

- выполнять морфемный разбор

3.Первичное закрепление, способы применения знаний (работа у доски)

1)Игра «Третий лишний» Объяснение принципа

1.Водица, водить, водяной

2. Горный, горевать, горка

3.Носить, переносица, носик

Вывод: Надо различать схожие корни

2) Определение принципа разделения слов на группы

Лес-леса, у леса, в лесу, о лесе

Лес-лесник, лесной, перелесок.

Вывод: Не путать понятие форма слова и однокоренные слова

Работа со словарём: перелесок- небольшой лесной участок, отделённый от

леса или других таких участков поляной, лужайкой; небольшой молодой

лес, полоса земли с редкими деревьями...

3) морфемный разбор (два человека за доской, 1 ряд проверяет и оценивает

работу 1-го ученика), 2-й ряд -2-го ученика. Схематично показывают

алгоритм разбора

Подберёзовик, просёлочная

Подорожник, перебегать

Вывод: Соблюдать алгоритм разбора. Знать границы морфем

Физминутка

Факты о морфемике

Факты о морфемике

В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко-

закоулок.

Единственное слово русского языка, не имеющее на поверхностном уровне

корня — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой

корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше,

примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нём был

материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать,

обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как

суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).

Единственные слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд —

это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и"змееед".

Единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.

4. Обобщение знаний и умений, создание групповых проектов

А) Работа по созданию группового проекта

Объявление цели работы групп.

Правила работы в группе 1. Думай, слушай, высказывайся. 2. Уважай мнение

других. 3. Записывай идеи. 4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя. 6. Не жди подсказки

Озвучивание правил работы в группе, распределение ролей. Определить того,

кто проект защищать или это будет коллективная защита по заданиям. Все

записи оформляются аккуратно, грамотно.

Б) Представление результатов работы группы

Оценочный лист № 2 «Работа в группе»

5. Подведение итогов работы, формулировка выводов

Слайд № 2, 3 Цели и задачи урока

6.Рефлексия (оценочный лист)

7. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Зачем надо

изучать Морфемику?»

Приложение

1 группа Информационный проект «Корень»

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания о корне с

последующим выходом на результат. Результат: творческий продукт

Варианты продукта: пословицу придумать о корне, загадку, короткую

сказку, стихотворение, мудрое выражение о корне.

Этапы работы

1.Дать определение морфеме «Корень»

Корень____________________________________________________________

__________________________________________________________________

___________________________________________________________

2.В чём значение корня____________________________________________

__________________________________________________________________

3.Подберите однокоренные слова к слову «Добро»

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Подберите ряд корней с чередованием (примеры)

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

5.Творческий

продукт___________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение

2 группа Информационный проект «Суффикс»

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания о суффиксе с

последующим выходом на результат. Результат: творческий продукт

Варианты продукта: пословицу придумать о суффиксе, загадку,

короткую сказку, стихотворение, мудрое выражение о суффиксе.

Этапы работы

1.Дать определение морфеме «Корень»

Суффикс -

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2.В чём значение суффикса

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3.Подберите варианты суффиксов (примеры)

__________________________________________________________________

4. Подберите ряд суффиксов с чередованием (примеры)

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

5.Творческий

продукт___________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Правила работы в группе

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки

Правила работы в группе

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки



В раздел образования