Автор: Кусманова Замира Сарсенбаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Ильичёвская СШ"
Населённый пункт: Волгоградская область Николаевский район село Путь Ильича
Наименование материала: конспект урока
Тема: Закрепление по теме "Морфемика"
Раздел: среднее образование
Конспект открытого урока в 5 классе
Закрепление по теме «Морфемика»
По программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского
Класс: 5
Учитель русского языка и литературы: Кусманова З.С.
Тема: Обобщение по теме «Морфемика»
Цели:
- повторить, закрепить знания по данному разделу;
- формирование навыка грамотного письма;
- воспитывать интерес к русскому языку
Планируемые результаты
Личностные:
стремиться к речевому самосовершенствованию
Метапредметные:
уметь создавать письменные тексты, используя слова с изученными
орфограммами.
Предметные:
учащиеся должны знать основные понятия по данному разделу;
ум е т ь выделять
морфему
на
основе
смыслового
анализа
слова,
находить
орфограммы
в
морфемах,
применять
изученные
правила
орфографии.
Методы: продуктивный.
Приемы: слово учителя, беседа, игровые технологии, составление кластеров
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: оценочные листы, компьютер, экран.
Ход урока
1.
Организационный момент (Настрой на урок)
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Тихо в школе,
Тихо в классе.
Ну-ка, улыбнитесь, здравствуйте, садитесь.
Все расселись по местам,
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
Будет интересно!
2.Актуализация знаний
А)
Работа над сказкой
На далёком острове ….. жили-были части слова: старый, грозный господин
Корень, за ним всегда следовал услужливый Господин Суффикс
- Коренек, вы бы сели на пенек. У вас устали ножки, вы долго шли по
дорожке.
Не отставали от них веселое и озорное Окончание и сварливая Приставка.
- Подождите, вы опять все меня обогнали. Я в слове самая главная, -
заявила Приставка, а Окончание возразило:
- Ишь, что выдумала, да тебя в слове иногда вообще нет, так же как и
меня.
На шум пришла мудрая Основа.
- Как вам не стыдно! Главный у нас, конечно, же Корень, но вы все для
меня родные и дорогие, недаром вас, Приставка и Суффикс, называют
значимые части слова, а вместе с Окончанием, с помощью которого
связываются слова в словосочетания и предложения, мы сила!
- Как можно назвать остров (Морфемика)
- Какая морфема самая главная? Почему? (Корень, в нём заключено
лексическое значение слова)
- Как называются остальные морфемы? Какова роль этих морфем
Б) Запись даты урока и темы
2. Целеполагание и постановка задач
Повторить, обобщить и закрепить знания по разделу «Морфемика»
Задачи:
знать:
-
что изучает морфемика;
- роль морфем как средство образования новых слов;
- что такое окончание, основа, приставка, суффикс, корень.
уметь:
-находить и выделять морфемы в словах;
- определять значение морфем;
- образовывать новые слова;
- отличать однокоренные слова и формы слова;
- выполнять морфемный разбор
3.Первичное закрепление, способы применения знаний (работа у доски)
1)Игра «Третий лишний» Объяснение принципа
1.Водица, водить, водяной
2. Горный, горевать, горка
3.Носить, переносица, носик
Вывод: Надо различать схожие корни
2) Определение принципа разделения слов на группы
Лес-леса, у леса, в лесу, о лесе
Лес-лесник, лесной, перелесок.
Вывод: Не путать понятие форма слова и однокоренные слова
Работа со словарём: перелесок- небольшой лесной участок, отделённый от
леса или других таких участков поляной, лужайкой; небольшой молодой
лес, полоса земли с редкими деревьями...
3) морфемный разбор (два человека за доской, 1 ряд проверяет и оценивает
работу 1-го ученика), 2-й ряд -2-го ученика. Схематично показывают
алгоритм разбора
Подберёзовик, просёлочная
Подорожник, перебегать
Вывод: Соблюдать алгоритм разбора. Знать границы морфем
Физминутка
Факты о морфемике
Факты о морфемике
В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко-
— закоулок.
Единственное слово русского языка, не имеющее на поверхностном уровне
корня — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой
корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше,
примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нём был
материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать,
обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как
суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).
Единственные слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд —
это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и"змееед".
Единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.
4. Обобщение знаний и умений, создание групповых проектов
А) Работа по созданию группового проекта
Объявление цели работы групп.
Правила работы в группе 1. Думай, слушай, высказывайся. 2. Уважай мнение
других. 3. Записывай идеи. 4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя. 6. Не жди подсказки
Озвучивание правил работы в группе, распределение ролей. Определить того,
кто проект защищать или это будет коллективная защита по заданиям. Все
записи оформляются аккуратно, грамотно.
Б) Представление результатов работы группы
Оценочный лист № 2 «Работа в группе»
5. Подведение итогов работы, формулировка выводов
Слайд № 2, 3 Цели и задачи урока
6.Рефлексия (оценочный лист)
7. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Зачем надо
изучать Морфемику?»
Приложение
1 группа Информационный проект «Корень»
Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания о корне с
последующим выходом на результат. Результат: творческий продукт
Варианты продукта: пословицу придумать о корне, загадку, короткую
сказку, стихотворение, мудрое выражение о корне.
Этапы работы
1.Дать определение морфеме «Корень»
Корень____________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________
2.В чём значение корня____________________________________________
__________________________________________________________________
3.Подберите однокоренные слова к слову «Добро»
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Подберите ряд корней с чередованием (примеры)
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5.Творческий
продукт___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение
2 группа Информационный проект «Суффикс»
Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания о суффиксе с
последующим выходом на результат. Результат: творческий продукт
Варианты продукта: пословицу придумать о суффиксе, загадку,
короткую сказку, стихотворение, мудрое выражение о суффиксе.
Этапы работы
1.Дать определение морфеме «Корень»
Суффикс -
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2.В чём значение суффикса
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3.Подберите варианты суффиксов (примеры)
__________________________________________________________________
4. Подберите ряд суффиксов с чередованием (примеры)
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5.Творческий
продукт___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Правила работы в группе
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки
Правила работы в группе
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки