Автор: Гайдар Светлана Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2 УИИЯ
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск
Наименование материала: программа
Тема: "ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Раздел: среднее образование
Тематическое планирование русского языка в 9 классе
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Краткое содержание темы
Обязательный минимум
ЗУН
Примечание
1.
Предложение.
Текст
7
Простое
и
сложное
предложения.
Их
использование
в
текстах
с
элементами
рассуждения
(«Какие
качества
ты
ценишь
в
людях
и
почему»,
«Как
ты
хочешь достичь успеха в жизни», «Что
ты собираешься делать после окончания
школы»).
Простое
и
сложное
предложения
в
деловых
бумагах
(заявление,
расписка,
доверенность).
Типы
текстов:
п о в е с т в о в а н и е ,
описание,
рассуждение.
Сравнение
планов ко всем типам текстов.
Составление
любого
типа
текста
с
использованием
простых
и
сложных
предложений с опорой на план, картину,
схему, наблюдения.
УДУ:
• списывать текст целыми словами и
словосочетаниями;
• писать под диктовку текст с
изученными орфограммами
• делить текст на предложения;
• выделять тему текста, участвовать в
обсуждении основной мысли;
• писать небольшое по объёму
изложение
и
сочинение
творческого
характера;
составлять простые и сложные
предложения с опорой на
картинку, схему, предложенную ситуацию,
на собственный
трудовой опыт;
УДЗ :
главные и второстепенные члены
предложения;
однородные члены предложения
2.
Состав слова.
Текст .
11
Способы
образования
слов
с
помощью
прист авок
и
суфф иксов .
П од б о р
однокоренных слов.
Сложные
слова
с
соединительными
г л а с н ы м и
и
б е з
н и х
(сбербанк,
видеомагнитофон).
Сложносокращенные
слова
(НТВ,
АТС).
Правописание
приставок б е з - (бес-),
УДУ:
разбирать
слова
по
с о с т а ву,
образовывать слова с помощью приставок
и суффиксов;
•
подбирать однокоренные слова и
следить
за
единообразным
написанием
орфограмм в различных частях слова;
УДЗ:
в о з - (вос-),
и з - (ис-),
р а з - (рас)в
зависимости
от
произношения
(как
слышим, так и пишем).
С о с т а в л е н и е
т е к с т о в
повествовательного
и
описательного
характера по коллективно составленному
плану. Решение орфографических задач в
процессе работы над текстом. Повторение
способов проверки орфограмм.
способы
проверки
н ап и с а н и я
гласных и согласных в корне слов;
алфавит;
наиболее распространённые правила
проверки слов.
3.
Имя
существительно
е.
17
С м ы с л о в ы е
г р у п п ы
и м е н
существительных: профессии людей, их
возраст,
состояние,
черты
характера.
С о с т а в л е н и е
с л о в о с о ч е т а н и й
существительного
с
существительным.
Определение
падежа
и
окончания
зависимого слова.
Н е с к л о н я е м ы е
и м е н а
существительные. Определение их рода.
Согласование прилагательного и глагола
прошедшего
времени
с
несклоняемыми
существительными. Составление рассказа
по опорным словам.
Н а п и с а н и е
д е л о в ы х
б у м а г
(доверенности,
заявления),
заполнение
почтового
перевода.
П р а в и л ь н о е
употребление
имен
собственных
в
косвенных падежах (Василию, Марии).
УДЗ:
определять
части
речи,
используя
сложные предложения для доказательства
УДУ
• доказывать
принадлежность
слов
к
определенным частям речи, ориентируясь
на
их
значение
и
вопрос
с
помощью
опорных таблиц;
4.
Имя
прилагательное.
12
Согласование прилагательного с именами
существительными
в
роде,
числе
и
падеже.
Правопис ание
п а д е ж н ы х
окончаний имен прилагательных.
Определение
типа
предполагаемого
текста
(пове ствование,
о п и с а н и е ,
рассуждение).
Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье.
Упражнение в их правописании.
УДЗ:
названия
частей
речи,
их
значение,
использование в речи;
УДУ
определять
части
речи,
используя
с л о ж н ы е
п р е д л о ж е н и я
д л я
доказательства
5.
Местоимение
7
Правописание
личных
местоимений
с
предлогами.
Исправление
в
тексте.
Правильное
использование
местоимений
в
качестве
средств связи предложений в тексте.
УДЗ:
названия
частей
речи,
их
значение,
использование в речи;
УДУ
определять
части
речи,
используя
с л о ж н ы е
п р е д л о ж е н и я
д л я
доказательства
6.
Глагол. Текст
21
Л е к с и ч е с к и е
г р у п п ы
г л а г о л о в ,
о б о з н а ч а ю щ и х
с о с т о я н и е ,
речемыслительные процессы, настроение,
цвет,
звучание
и
др. Трудные
случаи
п р а в о п и с а н и я
гл а гол о в :
гл а г о л ы
н е о п р е д е л е н н о й
ф о р м ы
н а -чь,
различение
глаголов
на -тся и -ться и
н а п и с а н и е
г л а г о л о в
2 - г о
л и ц а
единственного числа.
Глаголы I и II спряжения с ударным
(произносим —
слышим —
пишем)
и
безударным
(запоминаем —
сверяем
по
т а б л и ц е
и
п о
ш к о л ь н о м у
орфографическому словарю) окончанием.
Повелительная
форма
глагола
в
просьбах, приказаниях, инструкциях.
С о с т а в л е н и е
т е к с т о в
повествовательного характера с опорой на
глагольную лексику и серию сюжетных
картинок
УДЗ:
названия
частей
речи,
их
значение,
использование в речи;
УДУ:
определять
части
речи,
используя
с л о ж н ы е
п р е д л о ж е н и я
д л я
доказательства
7.
Наречие
8
Значение
и
вопросы
для
выделения
н а р е ч и я
к а к
ч а с т и
р е ч и .
Е г о
неизменяемость.
Составление словосочетаний глаголов
с наречиями для описания места, пейзажа,
характера человека.
Наречия,
характеризующие
глаголы
р е ч и
в
д и а л о г е .
П р а в и л ь н о е
интонирование диалогов с ориентировкой
УДЗ:
названия
частей
речи,
их
значение,
использование в речи;
УДУ:
определять
части
речи,
используя
с л о ж н ы е
п р е д л о ж е н и я
д л я
доказательства
на глагол и наречие.
Правописание
наречий
на -а и -о с
проверкой их именем существительным (с
окна, на окно, слева, направо).
Использование
наречий
в
текстах-
рассуждениях
(отзывы
на
книгу,
на
просмотренную телепередачу).
8.
Числительное
7
Количественные
и
порядковые
числительные.
Упот ребление
числительных
в
деловых
бумагах.
Написание
заявления,
расписки, доверенности с использованием
имен числительных.
9.
Предложение.
Связная речь
12
О б р а з о в а н и е
р а з л и ч н ы х
словосочетаний: глагол и наречие, глагол
и
существительное,
существительное
и
существительное,
прилагательное
и
существительное.
Простое
и
сложное
предложения
с
союзами и, а, но, что, чтобы, потому
что, когда и союзным словом который.
Построение
схем
этих
предложений.
Выделение
главных
и
второстепенных
членов предложения.
Использование
простых
и
сложных
предложений в различных типах текстов:
повествовании,
описании,
рассуждении.
Составление текстов на основе данного
заглавия. Составление
диалогов
с
опорой
на
ситуацию,
тему,
картину.
В ы д е л е н и е
в о п р о с и т е л ь н ы х ,
восклицательных
и
повествовательных
п р е д л о ж е н и й .
П р а в и л ь н о е
и х
интонирование в диалоге
Составление телеграммы.
УДУ:
с о с т а в л я т ь
п л а н
к
т е к с т а м
описательно-повествовательного
характера
с
четко
выраженными
структурными частями;
писать
изложение
или
сочинение
после предварительного анализа
оформлять все виды деловых
бумаг
строить простые распространённые
и
н е р а с п р о с т р а н ё н н ы е
предложения,
предложения
с
однородными
членами,
сложные
предложения;
исполь зовать
в
устной
р еч и
сложноподчиненные
предложения
при ответе на вопрос;
УДЗ
главные
и
второстепенные
члены
предложения;
Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 9 классе.
136 часов - 4 ч в неделю
№
Тема урока
Содержание
деятельности
Кол-
во
часов
Дата
прове
дения
Фак
т.
дата
Цель
Обязательный
минимум
ЗУН
Тип урока
Методы
урока
I
Предложение.
7 ч.
1-2
Простые
распространенные и
нераспространённые
предложения.
Знакомство с
учебником;
наблюдение за
текстом и
предложением как
единицами речи
2
Формировать знания
о распространённых
и
нераспространённых
предложениях
Учить
распространять
нераспространённые
предложения
Умение
распространять
словосочетания и
предложения с
целью составления
текста
Вводный.
Словесный,
наглядный,
практический
3
Предложения с
однородными членами.
Практикум по
определению
однородных членов
предложения
1
Учить определять
дородные члены
предложения
интонацией
перечисления
Учить составлять
текст из
предложений,
понимая смысл
Умение находить
однородные члены
предложения
Умение определять
тему текста
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
4
Обращение.
Уточнить
представления о речи
как средстве общения
людей
1
Учить расставлять
запятые в
предложениях при
обращении
Учить вести диалог
– общаться
Уметь выделять
обращения
интонацией
Изучение
нового.
Словесный,
наглядный,
практический
5
Простое и сложное
предложение.
Повторение вопросов
подлежащего и
сказуемого
Работа по карточкам -
Практикум по
определению главных
и второстепенных
членов предложения
1
Формировать знания
о предложении.
Учить расставлять
запятые в сложном
предложении,
составлять
предложения из
слов, текст из
предложений
умение составлять
предложения
умение находить
главные и
второстепенные
члены предложения
Комбиниро
ванный.
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
6
Письмо.
Написание письма:
работа по плану-
наличие вступления,
главной части,
заключения
1
Учить составлять
деловые документы
Умение оформлять
деловые бумаги
Словесный,
наглядный,
практический
7
Знаки препинания в
сложном предложении.
Использование
простых и сложных
предложений в
структуре текста.
1
Формировать знания
о предложении.
Учить расставлять
запятые в сложном
предложении
Умение различать
предложение и
словосочетание
Умение различать
простые и сложные
предложения
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
II
Состав слова.
11 ч.
8
Алфавит.
Зачёт по алфавиту
Памятка написания
разделительных
знаков
Задания по карточкам
1
Учить правильно
произносить слова с
Ъ и Ь знаками
Учить выбирать
нужный
разделительный знак
Знать алфавит
Знать отличие
значения Ь и Ъ
Вводный.
Словесный,
наглядный,
практический
9-10
Звуки и буквы.
Звонкие и глухие
согласные.
Повторение согласных
и гласных букв
Орфографические
словари, таблицы,
2
Повторить алфавит
Учить пользоваться
орфографическим
словарём на основе
знания алфавита
Уметь отличать
гласные и
согласные звуки
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
11
Решение
орфографических
задач в процессе
работы над текстом.
Памятка «Виды
орфограмм», стр.20-
23 учебника,
Схема «Орфограммы
в корне и способы их
проверки»;
1
Учить находить
орфограммы в
словах, пользуясь
памяткой
Уметь выделять
части слова и
распознавать
орфограмму
организация.
Комбиниро
ванный..
Словесный,
наглядный,
практический
12
Объявление.
Работа над текстом-
определение основной
мысли Учебник
стр.23-24,
план составления
объявлений
1
Учить составлять
деловые документы
Умение составлять
деловые документы
Изучение
нового.
Словесный,
наглядный,
практический
13-
14
Разбор по составу.
Фонетический разбор
Памятки разбора
слова по составу,
таблица
2
Формировать
понятия
«приставка»,
корень», «суффикс»,
«окончание».
Учить разбирать
слово по составу, по
звукам
Уметь выделять
части слова знать
понятие«состав
слова»,
«приставка»,
«корень»,
«суффикс»,
«окончание».
Комбиниро
ванный.
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
15-
16
Проверяем в корне.
Памятки по
написанию гласных
и согласных в корне
слова, агент, бетон
2
Развитие и
коррекция устной
речи на основе
подбора
проверочных слов.
умение применять
на практике
правила
правописания
безударных
гласных.
Комбиниро
ванный.
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
17-
18
Правописание
приставок.
Задания на выделение
приставки и предлога
Работа с
иллюстрацией
Таблица по
написанию приставок,
вопросы на стр. 30,
митинг.
2
Учить написанию
гласных и согласных
в приставках
Умения
распознавать в
словах написание
гласных и
согласных.
Комбиниро
ванный.
Обобщающ
ий.
Словесный,
наглядный,
практический
19
Сложные и
сложносокращённые
слова.
Схема образования
сложных слов,
Образование сложных
слов из простых -
задания по карточкам
малодушие,
правонарушение
1
Формировать
понятие Сложные
слова
Учить правильно
писать
соединительную
гласную в сложных
словах
уметь образовывать
сложные слова
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
20
Контрольная работа по
теме «Состав слова»
1
21
Работа над ошибками
1
III
Имя существительное
17 ч.
22-
23
Имя существительное.
Правила оформления
деловых бумаг,
образец, план
автобиографии. папка
« Имя
существительное»
2
Учить делить слова
по признаку ЧАСТЬ
РЕЧИ- предмет,
признак, действие
Знать части речи
Умение различать
вопросы
существительного
от других частей
речи.Агитация,
сберкасса
Вводный.
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
24
Значение
предметности.
Карточки для
индивидуальной
работы, памятки
1
Учить применять
разные по значению
существительные в
соответствующем
определённой теме
тексте
Умение правильно
задать вопрос к
слову Уметь
распознавать
существительные,
отвечающие на
вопросы Кто? Что?
Вводный.
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
25-
26
Грамматические
признаки
существительного
Дифференциация
частей речи
Названия предметов,
действий, признаков -
существительные
Таблица, словарь:
ландшафт. Памятки
2
Знакомить с
грамматическими
признаками
существительного
1)Знать части речи
2) уметь
распознавать
существительные,
отвечающие на
вопросы Кто? Что?
Вводный.
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
27
Сочинение по картине.
Знакомство с
понятием
«повествование»
1
Учить составлять
предложения, текст
по плану
Умение различать
вопросы
существительного
от других частей
речи Умение
правильно задать
вопрос к слову
Изучение
нового.
Словесный,
наглядный,
практический
28
Работа над ошибками.
Таблица. Памятки.
1
Учить пользоваться
памятками при
исправлении
орфограмм
комбиниро
ванный
Словесный,
наглядный,
практический
29--
31
Склонение
существительных.
Памятки по
склонению
существительных.
Упражнение на выбор
буквы
3
Учить правилам
склонения
существительных
Умение определять
род и число
существительного
Вводный.
Словесный,
наглядный,
практический
32
Проверочный диктант
по теме «Имя
существительное».
Текст на доске
1
Учить писать под
диктовку
знать падежи имён
существительных.,
уметь изменять
существительные
по падежам.;
умение различать
падежи по
вопросам.
Контрольн
ый.
Словесный,
наглядный,
практический
33
Работа над ошибками
Памятки по работе
над ошибками»
1
Учить пользоваться
памятками при
исправлении
орфограмм
умение различать
падежи по
вопросам
знать правило
выбора окончания
существительного
Комбиниро
ванный
Словесный,
наглядный,
практический
34-
35
Существительные с
шипящей на конце.
Памятки.
Упражнение на
изменение слов по
падежам во
множественном числе
2
Учить различать род
существительного
Умение определять
род и число
существительного
Вводный.
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
36
Заметка в стенгазету.
Упражнения на
закрепление
правописания сущ-х
Памятка по
оформлению деловых
бумаг.
1
Учить составлять
заметку, подбирать
необходимый
материал
(составление
деловых
документов)
Словарь:
сознательность,
коллега.
Умение составлять
деловые бумаги
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
IV
Имя прилагательное
12 ч.
37
Прилагательное.
Признаки, свойства.
качества.
Работа по карточкам-
изменение слов
Словарные слова,
использование
словарных слов в
составлении рассказа
с последовательным
развитием действия
или события
окрестность,
ежемесячный
1
Учить делить слова
по признаку ЧАСТЬ
РЕЧИ- предмет,
признак, действие
Знать части речи
Умение различать
вопросы
прилагательного от
других частей речи
Уметь составлять
рассказ по
опорным словам
Вводный.
Словесный,
наглядный,
практический
38-
39
Безударные окончания
прилагательных.
Памятка по
написанию
безударных
окончаний
прилагательных
2
Знакомить с
окончаниями
прилагательных, с
правилом их выбора
Умение определять
род
прилагательных и
правильно
выбирать
окончание по
вопросу
Комбиниро
ванный.
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
40-
41
Прилагательные на –
ий,-ья.-ье,-ьи.
Опорная таблица
Упражнения на выбор
окончаний
прилагательных
агрессия. жандарм
2
Учить написанию
окончаний
прилагательных по
вопросу
Уметь правильно
выбирать
окончание
прилагательного
Уметь правильно
задать вопрос к
прилагательному от
существительного
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
42
Сочинение по картине.
Картина «А.
Невский»- П. Корина
\стр.85. упр.111 \,
легенда, ликование.
1
Учить подбирать
слова , необходимые
для описания
картины
Учить составлять
предложения, текст
Умение составлять
предложения,
рассказ по
иллюстрации
Изучение
нового.
Словесный,
наглядный,
практический
43
Работа над ошибками.
Памятки по работе
над
ошибками, профессия.
1
Учить пользоваться
памятками при
исправлении
орфограмм
Уметь подбирать
однокоренные
слова
Обобщающ
ий.
Словесный,
наглядный,
практический
44
Текст-описание.
Памятки по
составлению текста-
описания
отчизна, благодаря
(чему?).
1
Формировать
понятие
ОПИСАНИЕ
Учить отличать
описание от
повествования
Знать понятие
ОПИСАНИЕ
Уметь составлять
текст-описание
Изучение
нового.
Словесный,
наглядный,
практический
45
Изложение с заданием
по имени
прилагательному.
Памятки по
написанию
изложения.
1
Учить
самостоятельно
воспроизводить
текст
Умение запоминать
содержание текста,
выделять главное,
передавать
содержание на
письме
Контрольн
ый.
Словесный,
наглядный,
практический
46
Работа над ошибками.
Памятки по работе
над ошибками.
1
Учить пользоваться
памятками при
исправлении
орфограмм
Уметь подбирать
однокоренные
слова
Обобщающ
ий.
Словесный,
наглядный,
практический
47
Объяснительная
записка.
Картинный диктант,
правила оформления
деловых бумаг,
инфекция, диагноз.
1
Учить составлять
деловые документы
Умение составлять
деловые документы
Изучение
нового.
Словесный,
наглядный,
практический
V
Местоимение
7 ч.
48
Личные местоимения.
Роль в речи.
Таблица, памятки
Заучивание 3-х лиц
местоимений
истязать, исцелять,
расправа
1
Формировать
понятие
МЕСТОИМЕНИЕ
Учить заменять
существительные
местоимениями
Знать личные
местоимения
Знать значение
личных
местоимений в
речи
Вводный.
Словесный,
наглядный,
практический
49
Лицо и число
местоимения.
Таблица, памятки
Упражнения по
изменению
местоимений по
лицам и числам
агрессор, монархия
1
Учить изменять
местоимения по
лицам и числам
Знать личные
местоимения
Уметь изменять
местоимения
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
50-
51
Склонение личных
местоимений.
.
Таблица склонения
личных местоимений,
карточки для
дифференцированной
работы окружение,
ликвидация
2
Учить правильно
изменять
местоимения по
падежам
Знать личные
местоимения
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
52
Личные местоимения с
предлогами.
Упражнения в
правильном
употреблении
местоимений в тексте
Памятки, таблица
«Склонение
местоимений»,карточк
и для
дифференцированной
работы
1
Учить правильному
написанию
местоимений с
предлогами
Знать личные
местоимения
Уметь употреблять
личные
местоимения с
предлогами
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
53
Правописание личных
местоимений 3-го лица
Местоимения в
качестве связи
предложений в тексте.
Памятки, таблица
«Склонение
местоимений»,карточк
и для
дифференцированной
работы, тексты с
местоимениями в
качестве связи
предложений в
тексте.
Прогрессивный,
избиратель
1
Учить употреблять
местоимения 3-го
лица
Учить изменять
местоимения
Знать личные
местоимения
Уметь изменять
личные
местоимения
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
54
Составление рассказа -
повествования
Рассказ от 3 лица –
устное рассказывание
Запись под диктовку
пролетариат,
парламент
1
Учить исправлять
речевые недочёты в
тексте
Знать личные
местоимения
Уметь изменять
личные
местоимения
Обобщающ
ий.
Словесный,
наглядный,
практический
55
Деловое письмо.
Письмо.
План написания
письма
Написание письма по
образцу архив,
администратор,
адвокат.
1
Учить составлять
деловые документы
Умение писать
письмо
умение
конструировать
предложения.
Изучение
нового.
Словесный,
наглядный,
практический
56
Контрольная работа
1
57
Работа над ошибками
1
VI
Глагол 21ч.
58
Глагол. Значение в
речи.
Карточки
дифференциации.
1
Учить делить слова
по признаку ЧАСТЬ
РЕЧИ- предмет,
признак, действие
Знать значение
глаголов
Знать
грамматические
признаки глаголов
Вводный.
Словесный,
наглядный,
практический
59
Лексические группы
глаголов.
библиография,
биография.
1
Формировать
понятие
ЛЕКСИЧЕСКИЕ
ГРУППЫ
Учить относит
глаголы к какой-либо
группе по значению
Знать значение
глаголов
Знать
грамматические
признаки глаголов
Комбиниро
ванный.
.
Словесный,
наглядный,
практический
60
Сочинение на тему
«Пушкин в
Михайловском».
Картина Н. Ге «И.И.
Пущин в гостях у
А.С. Пушкина в
Михайловском».
\упр.146, стр.111 \
1
Учить подбирать
слова , необходимые
для написания
сочинения
Учить составлять
предложения, текст
Уметь использовать
глаголы в тексте
для отражения
действий
Контрольн
ый.
Словесный,
наглядный,
практический
61
Работа над ошибками.
Памятки по работе
над ошибками.
1
Учить исправлять
речевые недочёты в
тексте
умение
распознавать
глаголы по вопросу
и значению
Обобщающ
ий.
Словесный,
наглядный,
практический
62
Контрольная работа за
1-е полугодие
Карточки для
индивидуальной
работы.
1
Учить применять
изученное
Уметь применять
на практике
изученное
Контрольн
ый.
Словесный,
наглядный,
практический
63
Работа над ошибками.
Таблица «Работа над
ошибками»
обязанность
1
Учить работать с
памяткой
Уметь применять
на практике
изученное
Обобщающ
ий.
Словесный,
наглядный,
практический
64-
65
Грамматические
признаки глаголов.
Памятки по разбору
глагола, аэрофлот,
благодарность.
2
Формировать
понятие
ГРАММАТИЧЕСКИ
Е ПРИЗНАКИ
Умение
конструировать
предложения, текст
по опорным словам
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
66-
67
Неопределённая форма
глагола.
Памятка по
написанию
неопределённой
формы глагола.
былина, буржуазия.
бухгалтер
2
Формировать
понятие
Неопределённая
форма глагола.
Учить ставить
глаголы в
неопределённую
форму
Знать вопросы
неопределённой
формы глаголы
Уметь задавать
вопрос к глаголу
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
68
Правописание НЕ с
глаголом.
досуг, дубликат, за
счёт, забастовка
1
Учит написанию НЕ
с глаголами
Знать правило НЕ с
глаголом
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
69-
71
Изменение глаголов
по лицам и числам.
Памятка по
изменению
глаголов по лицам и
числам
упражнение по
изменению глаголов
вентиляция,
восстание.
3
Формировать знания
о числе глагола
Учить определять
лицо глагола,
используя
местоимения
Умение
конструировать
предложения, текст
по опорным словам
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
72-
73
Глаголы 2 лица
единственного числа.
папка пословиц
карточки с заданием
на изменение лица
глагола Гарнизон,
правительство,
общежитие, жюри.
2
Учить написанию
глаголов 2 лица с
мягким знаком на
конце слова
Учить использовать
глаголы в речи, при
составлении
рассказа
Уметь изменять
глаголы по лицам
Знать написание
глаголов 2л. Ед.ч.
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
74-
75
-ТСЯ и -ТЬСЯ в
глаголах
Памятки по
написанию -ТЬСЯ и
-ТСЯ в глаголах
катастрофа.
2
Учить написанию –
тся, -ться в глаголах
3 лица, правильно
задавая вопрос
Умение правильно
задать вопрос что
делать? Что делает?
И др.
Уметь правильно
написать –тся, -ться
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
76-
77
Ударные и безударные
окончания
глаголов.
Пословица, таблица
окончаний глаголов,
обучение
образование.
2
Учить проверять
личные окончания
по неопределённой
форме глагола
Уметь изменять
глаголы по лицам
Знать написание
глаголов 3л. Ед.ч.
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
78-
81
1 и 2 спряжение
глагола.
Памятка по
определению
спряжения глагола
Упражнение по
выбору окончаний
глагола общежитие.
каторга, иждивенец.
4
Учить различать
глаголы 1и 2
спряжения по
окончанию в
неопределённой
форме
Уметь задать
вопросу к слову-
глаголу
Знать признаки
глаголов I и II
спряжения
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
82
Изложение.
Упр.195, стр.143.
1
Учить
воспроизводить
текст, пользуясь
планом, опорными
словами, вопросами.
Умение оформлять
предложения в
письменной речи.
умение передавать
содержание текста
с опорой на
вопросы.
Изучение
нового.
Словесный,
наглядный,
практический
83
Работа над ошибками.
Памятки по работе
над ошибками.
1
Учить исправлять
речевые недочёты
Умение применять
изученное на
практике
Обобщающ
ий.
Словесный,
наглядный,
практический
84-
85
Повелительная форма
глагола.
стр.146, упр.199-200,
извергать,
извержение.
2
Формирование
понятие
ПОВЕЛИТЕЛЬНАЯ
ФОРМА
Учить употреблять
глаголы в
повелительной
форме
Умение называть
глаголы
повелительной
формы
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
86
Мягкий знак в
глаголах.
Таблицы-опоры
Составление
предложений от 2-м л.
1
Учить написанию Ь
знака в глаголах
Уметь писать
шипящие на конце
глаголов
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
87
Обобщение
пройденного о
глаголе.
карточки.
1
Учить обобщать и
применять
изученное
Умение применять
изученное на
практике
Обобщающ
ий.
Словесный,
наглядный,
практический
88
Диктант с заданием
по теме «Глагол».
Карточки для
индивидуальной
работы.
1
Учить писать под
диктовку
Умение применять
изученное на
практике
Контрольн
ый.
Словесный,
наглядный,
практический
89
Работа над ошибками.
Памятки по работе
над ошибками.
1
Учить работать по
памяткам
Уметь различать
глаголы 1 и 2
спряжения
Обобщающ
ий.
Словесный,
наглядный,
практический
90
Автобиография.
Образец, план
написания
автобиографии.
1
Учить составлять
деловые документы
Умение составлять
деловые документы
Изучение
нового.
Словесный,
наглядный,
практический
VII
Наречие
8 ч.
91
Наречие.
Игра – ваши чувства,
ваше состояние –
как?-
1
Знакомить с частью
речи Наречие
Знать
грамматические
признаки наречий
Вводный.
Словесный,
наглядный,
практический
92-
94
Неизменяемость
наречия.
Карточки для
индивидуальной
работы,
3
Учить учащихся
употреблять наречия
в речи
Знать
грамматические
признаки наречий
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
95-
96
Наречия времени,
места, способа
действия.
Стр.165-166, памятки
по определению
наречий
времени, места и
способа действия,
коллективизация,
кооператив.
2
Знакомить с
группами наречий
Уметь различать
значения наречий
Комбиниро
ванный.
.
97-
98
Правописание наречий
с А и О на конце.
Стр. 169, упр. 233,
опорные таблицы по
написанию А и О на
конце наречий.
2
Учить написанию
наречий,
оканчивающихся на
А и О
Уметь
дифференцировать
А и О в наречиях
Комбиниро
ванный.
99
Сочинение о себе по
вопросам и опорным
словам.
План сочинения,
вопросы и опорные
слова,стр.171,
упр.238.
1
Учить составлять
предложения, текст,
используя опорные
слова и вопросы
Уметь отбирать
материал, слова к
сочинению
Уметь передавать
свои мысли
Изучение
нового.
100
Работа над ошибками.
Обобщение ЗУН по
теме «Наречие».
Опорные таблицы по
теме «Наречие»,
колония, комиссар.
1
Учить применять
изученное на
практике
Умение применять
изученное на
практике
Комбиниро
ванный.
101
Контрольная работа за
3 четверть.
Тетради для
контрольных работ
1
Учить применять
изученное на
практике
Умение применять
изученное на
практике
Контрольн
ый.
Словесный,
наглядный,
практический
102
Работа над ошибками
Памятки
«орфограммы»
1
Учить работать по
памяткам
Учить подбирать
проверочные к слова
Умение применять
изученное на
практике
Обобщающ
ий
Словесный,
наглядный,
практический
VIII
Числительное
7 ч.
103
Числительное. Роль
в речи.
опорная таблица по
числительному.
Упражнения на
перечисление
предметов, примеры
из жизни
1
Знакомить с частью
речи
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Планетарий
Уметь отличать
числительное от
существительного
Вводный.
104-
105
Количественные и
порядковые
числительные.
Карточки с
заданиями: раздели на
2 колонки
Упражнение: выпиши
в 2 колонки
2
Учить различать
КОЛИЧЕСТВЕННЫ
Е и ПОРЯДКОВЫЕ
числительные
Знать значение
числительных
Комбиниро
ванный.
106-
107
Правописание
числительных.
Памятки по
написанию
числительных
Упражнения на
изменение
числительных с
выбором орфограммы
2
Учить правильному
написанию
числительных
компенсация.
Уметь составлять
предложения с
заданными словами
Комбиниро
ванный.
108-
109
Числа в деловых
бумагах.
Перечень деловых
бумаг, правила
оформления.
2
Знакомить с
использованием
чисел в деловых
документах
Умение применять
изученное на
практике
Комбиниро
ванный.
110
Диктант по теме
«Числительное».
1
Учить писать под
диктовку
Уметь писать под
диктовку
Контрольн
ый.
111
Дифференциация
частей речи.
Опорные таблицы,
карточки для
дифференцированной
работы.
1
Уметь различать
части речи по
вопросам, значению
Знать
грамматические
признаки разных
частей речи
Комбиниро
ванный.
IX
Предложение. Повторение
12 ч
112-
113
Распространённые и
нераспространённые
предложения.
Практикум по
распространению
предложений.
Составление
распространённых и
нераспространённых
предложкений
Схемы предложений
различных
конструкций
2
Учить
распространять
предложения
словами разных
частей речи
Уметь
распространять
предложения
разными словами
Умение
распознавать
распространённые
и
нераспространённы
е предложения
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
114
Интонационная
окраска предложения.
Карточки
предложений
различной
интонационной
окраски.
Деление текста на
части : вступление,
основная часть,
заключение
1
Формировать
понятие
ИНТОНАЦИОННА
Я ОКРАСКА
Уметь различать на
слух предложения
по интонации
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
115
Предложения с
обращением.
Схемы предложений
с обращением.
1
Учить расставлять
запятые в
предложениях при
обращении
Умение
распознавать
обращения
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
116-
118
Однородные члены
предложения.
Схемы предложений
с однородными
членами.
Распространение
предложений с
помощью однородных
членов
3
Учить
распространять
предложения
однородными
членами
Умение в
распознавании
однородных членов
предложения.
Уметь расставлять
знаки препинания
при однородных
членах
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
119-
121
Сложное предложение.
Схемы сложных
предложений.
3
Учить находить
подлежащее и
сказуемое
Учить составлять
сложное
предложение по
схеме из простых
Умение опознавать
сложное
предложение
Умение находить
грамматическую
основу Умение
конструировать
предложения.
Комбиниро
ванный.
.
Словесный,
наглядный,
практический
122-
124
Предложения с
прямой речью.
Схемы предложений
с прямой речью.
3
Знакомить с
понятием ПРЯМАЯ
РЕЧЬ
Учить
восстанавливать
деформированный
текст
Умение
конструировать
предложения, текст
по опорным словам
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
125-
126
Знаки препинания в
предложениях с
прямой речью.
Схемы предложений
с прямой речью,
карточки для
индивидуальных
заданий.
2
Учить расставлять
знаки препинания
при прямой речи
Умение
конструировать
предложения для
ответа в форме
прямой речи
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
127
Диктант по теме
«Предложение».
1
Учить писать под
диктовку
Уметь различать на
слух предложения
по интонации
Контрольн
ый.
Словесный,
наглядный,
практический
128-
129
Обобщение
пройденного.
Опорные таблицы,
виды орфограмм.
составление диалог :
разговор по телефону,
разговор в магазине и
др
2
Учить применять
изученное на
практике
Умение составлять
диалог : разговор
по телефону,
разговор в магазине
и др
Обобщающ
ий.
Словесный,
наглядный,
практический
130-
133
Решение
орфографических
задач.
Памятки по
орфографии.
Карточки по
определению
орфограмм
4
Учить вставлять
орфограммы,
подбирать
однокоренные слова
Умение применить
на практике
изученное
Умение рассуждать
Комбиниро
ванный.
Комбиниро
ванный.
Словесный,
наглядный,
практический
134
Контрольная работа за
год.
Карточки для
индивидуальной
работы.
1
Учить писать под
диктовку
Умение применить
на практике
изученное
предложения
Конт-
рольн.
практический
135
Работа над ошибками.
Памятка работы над
ошибками.
1
Учить применять
памятки при
определении
орфограммы
Умение применить
на практике
изученное
Обоб-
щающ.
136
Весёлая грамматика
Итоговый урок
Ребусы, кроссворды,
грамматические
загадки
1
Умение
распознавать
орфограммы
Учебно-методический комплекс.
Учебная программа
Учебники
Методический материал
Дидактический
материал
Дополнительная
литература
Программа специальной
(коррекционной)
образовательной школы
VIII вида В.В.
Воронкова, М.Н. Перова,
В.В. Экк, допущенной
Министерством
образования Российской
Федерации
Программа специальной
(коррекционной)
образовательной школы
VIII вида А.К.Аксёнова,
Н.Г. Галунчиковой,
допущенной
Министерством
образования Российской
Федерации
Учебник «Русский язык»
8, 9-го класса для
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида Н.
Г. Галунчиковой, Э. В.
Якубовской- изд.
«Просвещение», 2006-
2011 г.г.
Е.П.Плешакова
Р у с с к и й
я з ы к .
Коррекционно-
развивающие
задания
и
упражнения,
Волгоград,
2009 г.;
Т.И.Томарова
.Русский язык конспекты
уроков,
Волгоград,
2009
г.;
И.ВВеркеенко.
У п р а ж н е н и я
и
проверочные
задания
по
русскому
языку,
Москва,
2005 г.;.
Л.Жидкова,
Л.Каменецкая.
Сборник
статей для изложений во
вспомогательной школе,
М.Е.Прокопенко.
Русский
язык.
Чтение.
Р е ч е в ы е
р а з м и н к и .
Зрительные
диктанты.
Игровые
упражнения.
Волгогрвд, 2009 г.;
Коррекционные
упражнения:
Работа по карточкам.
Упражнение
н а
р а з в и т и е
м е л к о й
м о т о р и к и
р у к :
зарисовки
силуэтов
в
разном
направлении,
штрихованными
линиями»
Физ.минутки
Речевые разминки
Игровые упражнения
Упражнения
для
обучения детей приёмам
саморасслабления.
–
« ш т а н г а » ,
« и г р а
с
песком»,
«Кулачки»,
«Кораблик» и др.
Упражнения
для
у с п о к о е н и я
д е т е й
«Найди
и
промолчи»,
« Хо л о д н о
– Го р я ч о
;Право-лево»
- о р и е н т и р о в к а
в
пространстве,
«Найди
рифму» и др.
П с и х о л о г и ч е с к и е
О.М.Дьяченко,
Е.Л.Агаева. Чего на свете
не бывает? Москва, 1991 г.;
И.С.Гринченко. Игра
в
т е о р и и ,
о б у ч е н и и ,
в о с п и т а н и и
и
коррекционной
работе,
Москва, 2002 г.;
О.Н.Крылова,
Л.Ю.Самсонова.
Поурочные разработки по
русскому
языку
4
класс,
Москва, 2008 г.
Т.А.Ладыженская.
Д е т с к а я
р и т о р и к а
в
р а с с к а з а х ,
с т и х а х ,
рисунках
Наглядное
пособие
«Лето в картинках»
Наглядное
пособие
«Осень в картинках»
Г р а м м а т и к а
в
картинка
«Антонимы»,
«Говори правильно»
Демонстрационныц
материал «Наши эмоции и
чувства»,
«Подбери
слова
к рассказу»
тренинги
Н а гл я д н ы е
п о с о б и я .
р и с у н к и ,
и г р у ш к и ,
плакаты,.
Рабочая программа по русскому языку в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В
связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной
деятельности. Программа определяет оптимальный объём знаний и умений, который доступен обучающимся.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рабочей программой по данной дисциплине и состоит из ряда тем.
Рабочая программа составлена на основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
А.К.Аксёновой, Н.Г.Галунчиковой, допущенной Министерством образования Российской Федерации
Пояснительная записка.
Цели
обучения
коррекционной
школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на
формирование личности.
В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка
подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком
бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.
Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает
особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности
учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит
материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
ЦЕЛЬ:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
ЗАДАЧИ:
Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание
высказываний в устной и письменной форме;
Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 8,9 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 8 и 9
классах отведено 136 часов в год (4 часа в неделю).). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного
учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов,
указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися .
Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи,
обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с
постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Распределение учебных часов и контрольных работ по четвертям осуществляется следующим образом:
8 класс и 9 класс
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При
обучении
русскому
языку
используются
следующие
принципы: принцип
коррекционно-речевой
направленности,
воспитывающий
и
развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как
предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения
смыслового различия с помощью этих единиц.
Четверть
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
КОЛИЧЕСТВО
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
I
33
2
II
30
2
III
40
2
IV
33
2
Год
136
9
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом
психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные,
к о м м е н т и р о в а н н ы е ,
з р и т е л ь н ы е ,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы
перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида
работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 6,8 классах – диктанты, в 9-изложения, сочинения.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов
предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим
признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в
данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных
повседневных работ учащихся, текущих и итоговых
контрольных работ.
МЕТОДЫ УРОКА.
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (литературная гостиная,урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются ТСО: видеофрагменты фильмов
(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)
При оценивании сформированных знаний у детей с умственной отсталостью авторы различных исследований описывают 4 группы
учащихся.
Первую группу составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны
в усвоении программного материала.
Для второй группы (25 – 35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее
реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с
основными требованиями программы они справляются.
Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач,
примеров.
К четвёртой группе относятся дети (10 – 15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных
предметов для них недоступны.
Соответственно названным группам около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35% - минимальный необходимый
(сниженный уровень 2), а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку «хорошо» -
от 50% до 65%, а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.
В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им
минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как
никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «применить» к ребёнку и интеллектуальным дефектом,
поэтому эти предложения носят рекомендательный характер