Напоминание

"Текст как основа формирования метапредметных умений"


Автор: Острожная Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13 им. В.В. Горбатко
Населённый пункт: пос. Венцы Гулькевичского района
Наименование материала: статья
Тема: "Текст как основа формирования метапредметных умений"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа

№13 пос. Венцы муниципального образования Гулькевичский район имени

дважды Героя советского Союза

Горбатко Виктора Васильевича

Учитель: Острожная Елена Викторовна

Текст как основа формирования метапредметных умений

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и

понимания текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе,

усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к

классу.

Варианты приёмов работы с текстом, задания, которые позволят расширить

предметную

область

и

способствуют

формированию

важнейших

метапреметных умений.

-

вопросно-ответные

упражнения

предполагают

запрашивание

и

предоставление необходимой информации;

- восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом,

в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е

слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать

пропущенные

слова

по

смыслу,

исходя

из

контекста

или

привычной

сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным

буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким

фразам – смысл целого абзаца или даже страницы.

- упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста

или

ряде

незаконченных

предложений,

которые

необходимо

закончить,

используя информацию, полученную из прочитанного текста.

- исправление – определение и корректировка языковых или содержательных

нарушений в тексте.

-

сопоставление

/

нахождение

сходств

и

различий

приём

работы,

основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок,

слов, текстов и т.д.

- перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе

информации

из

одной

формы

её

представления

в

другую,

например:

трансформация

вербальной

информации

(текст,

предложение,

слово)

в

невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.

-

«мозаика»

приём

работы,

основанный

на

разделении

«банка

информации»,

то

есть

текста

для

чтения

или

аудирования.

После

ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются

ею и восстанавливают общее содержание текста.

-

называние

приём

работы,

основанный

на

присвоении

имени

анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.).

-

составление

списка

приём

работы,

заключающиёся

в

перечислении

объектов

или

идей,

связанных

с

определённой

темой/ситуацией

(выбор

действующих

лиц,

изменения

в

описании

природы,

последовательность

происходящих событий).

-

множественный

выбор

выбор

правильного

ответа

из

предложенных

вариантов.

-

конспектирование/составление

кратких

записей

приём

работы,

направленный

на

развитие

умения

записать

кратко

в

форме

заметок

содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать

необходимую

информацию

для

дальнейшего

использования

(краткий

пересказ)

- деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно

основной идее, содержащейся в каждой из них.

- составление плана – сокращение информации текста до основных идей,

записанных в форме плана, то есть по пунктам.

-

предвосхищение/прогнозирование

приём

работы,

направленный

на

развитие умения предвосхищать содержание текста.

-

викторина

опрос-соревнование

или

опрос-игра,

в

которой

участники

отвечают на фактические вопросы по содержанию.

-

логическая

перегруппировка/восстановление

последовательности

п е р е р а с п р ед е л е н и я

п р ед л а г а е м о го

мат е р и а л а

в

л о г и ч е с ко й

последовательности

или

согласно

плану.

Результатом

работы

является

воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.

- заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу

необходимой информации.

-

верные/неверные

утверждения

содержательный

и

смысловой

выбор

ответов

или

суждений,

который

осуществляется

путём

соотнесения

предлагаемых

высказываний

с

содержанием

прочитанного

или

прослушанного текста

Данные методы и приемы будут реализовываться в 5-9 классах. Также будет

в е с т и с ь

р а б о т а

п о

ф о р м и р о в а н и ю

и

р а з в и т и ю основ

читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством

осуществления

своих

дальнейших

планов:

продолжения

образования

и

самообразования,

осознанного

планирования

своего

актуального

и

перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой

и социальной деятельности.

У выпускников будет

сформирована потребность

в

систематическом

чтении как

средстве

познания

мира

и

себя

в

этом

мире,

гармонизации

отношений человека и общества.



В раздел образования