Автор: Острожная Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13 им. В.В. Горбатко
Населённый пункт: пос. Венцы Гулькевичского района
Наименование материала: статья
Тема: "Текст как основа формирования метапредметных умений"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа
№13 пос. Венцы муниципального образования Гулькевичский район имени
дважды Героя советского Союза
Горбатко Виктора Васильевича
Учитель: Острожная Елена Викторовна
Текст как основа формирования метапредметных умений
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и
понимания текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе,
усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к
классу.
Варианты приёмов работы с текстом, задания, которые позволят расширить
предметную
область
и
способствуют
формированию
важнейших
метапреметных умений.
-
вопросно-ответные
упражнения
–
предполагают
запрашивание
и
предоставление необходимой информации;
- восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом,
в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е
слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать
пропущенные
слова
по
смыслу,
исходя
из
контекста
или
привычной
сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным
буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким
фразам – смысл целого абзаца или даже страницы.
- упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста
или
ряде
незаконченных
предложений,
которые
необходимо
закончить,
используя информацию, полученную из прочитанного текста.
- исправление – определение и корректировка языковых или содержательных
нарушений в тексте.
-
сопоставление
/
нахождение
сходств
и
различий
–
приём
работы,
основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок,
слов, текстов и т.д.
- перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе
информации
из
одной
формы
её
представления
в
другую,
например:
трансформация
вербальной
информации
(текст,
предложение,
слово)
в
невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.
-
«мозаика»
–
приём
работы,
основанный
на
разделении
«банка
информации»,
то
есть
текста
для
чтения
или
аудирования.
После
ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются
ею и восстанавливают общее содержание текста.
-
называние
–
приём
работы,
основанный
на
присвоении
имени
анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.).
-
составление
списка
–
приём
работы,
заключающиёся
в
перечислении
объектов
или
идей,
связанных
с
определённой
темой/ситуацией
(выбор
действующих
лиц,
изменения
в
описании
природы,
последовательность
происходящих событий).
-
множественный
выбор
–
выбор
правильного
ответа
из
предложенных
вариантов.
-
конспектирование/составление
кратких
записей
–
приём
работы,
направленный
на
развитие
умения
записать
кратко
в
форме
заметок
содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать
необходимую
информацию
для
дальнейшего
использования
(краткий
пересказ)
- деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно
основной идее, содержащейся в каждой из них.
- составление плана – сокращение информации текста до основных идей,
записанных в форме плана, то есть по пунктам.
-
предвосхищение/прогнозирование
–
приём
работы,
направленный
на
развитие умения предвосхищать содержание текста.
-
викторина
–
опрос-соревнование
или
опрос-игра,
в
которой
участники
отвечают на фактические вопросы по содержанию.
-
логическая
перегруппировка/восстановление
последовательности
–
п е р е р а с п р ед е л е н и я
п р ед л а г а е м о го
мат е р и а л а
в
л о г и ч е с ко й
последовательности
или
согласно
плану.
Результатом
работы
является
воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.
- заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу
необходимой информации.
-
верные/неверные
утверждения
–
содержательный
и
смысловой
выбор
ответов
или
суждений,
который
осуществляется
путём
соотнесения
предлагаемых
высказываний
с
содержанием
прочитанного
или
прослушанного текста
Данные методы и приемы будут реализовываться в 5-9 классах. Также будет
в е с т и с ь
р а б о т а
п о
ф о р м и р о в а н и ю
и
р а з в и т и ю основ
читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством
осуществления
своих
дальнейших
планов:
продолжения
образования
и
самообразования,
осознанного
планирования
своего
актуального
и
перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой
и социальной деятельности.
У выпускников будет
сформирована потребность
в
систематическом
чтении как
средстве
познания
мира
и
себя
в
этом
мире,
гармонизации
отношений человека и общества.