Автор: Андреева Саргылана Григорьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ ВВСОШ им. Ю.Н.Прокопьева Населённый пункт: с. Андреевское, Верхневилюйский улус, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: статья Тема: "Эссе учителя" Раздел: начальное образование
Моя профессия – учитель.
Профессия учителя -моя мечта с детства. И в выборе профессии я не
ошиблась. Почему я выбрала профессию учителя?
Примером стала моя
первая учительница Чучайцева Лукерья Даниловна. Не могу забыть до сих
пор ее добрых глаз, требовательный голос, доброжелательное отношение к
каждому ученику. Трепетную радость, когда мы начали только читать первые
слова. Совместные прогулки, экскурсии, праздники - все это сохранилось в
моей памяти.
Школа - это особый мир. Здесь каждый день не похож на предыдущий.
Жизнь в школе "бьет ключом", постоянно надо спешить, спешить дарить
свою энергию, знания, умения своим ученикам. Быть учителем, значит не
только учить, но и самому постоянно учиться, совершенствоваться, идти в
ногу со временем.
Я -учитель начальных классов. Первый учитель ... Или, как еще говорят
вторая мама. В школе учителем начальных классов я работаю 26 лет. Сколько
было уже учеников?! И сколько будет!
Но какие они все разные, не похожие друг на друга. Работа учителя
очень сложная, но необыкновенно интересная. Я ведь первая учительница
маленького человечка, который приходит первый раз в школу. Очень многое
зависит от меня, как я его научу, воспитаю, таким он вырастет и в будущем.
Сохранить душевную близость на долгие годы со своими учениками –
мечта,
наверное,
любого
учителя.
А
умеем
ли
мы
любить
детей
по
–
настоящему и проявлять эту любовь так, чтобы ребёнок это почувствовал.
Важным условием в этом является школьная атмосфера, психологический
климат
в
классе.
Ведь
класс
для
ребёнка
должен
стать
семьёй,
где
он
чувствует себя равным среди других детей, защищённым, где ему уютно и
тепло. Роль учителя здесь ключевая и она огромна. Это учитель, как мать,
наводит
порядок,
мирит
драчунов,
слушает
и
переживает
с
детьми
их
приключения, справедливо наказывает и жалеет.
Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало,
как
его
ребенок
будет
учиться
в
школе,
какие
взаимоотношения
у
него
сложатся с учителем, одноклассниками, насколько учение будет для него
радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится
школьная жизнь ребенка, от меня зависит, как родители будут относиться к
школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.
Главная моя задача, как учителя – воспитывать в ученике человечность
и доброту. Еще я должна научить детей самостоятельно добывать знания. Для
этого
нужно
постоянно
совершенствоваться,
только
тогда
я
смогу
быть
интересной и полезной своим ученикам.
Внешне наша работа кажется будничной: бесконечные тетради, журнал,
программы, уроки… А по сути своей она радостна и дает большую отдачу,
потому что мы растим людей и должны сделать их счастливыми, а значит и
себя тоже.
Самая
большая
награда
для
меня
за
мой
труд
–
это
горящие
понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями
дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять. И у них,
таких маленьких, я тоже многому учусь. Каждый день в школе не похож на
другой.
Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не
умею и не хочу. А когда не остается сил, вспомню горящие глаза своих
учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день.
Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом
качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он
артист,
художник,
потребуется
–
писатель,
певец.
Учитель
-
помощник,
советчик,
воспитатель
ещё
неокрепших
юных
сердец,
защитник,
стремящийся
уберечь
своих
воспитанников
в
водовороте
жизни.
Он
не
архитектор, не инженер, не начальник человеческих душ. Если педагог хочет,
чтобы его воспитанники стали хорошими людьми, ему необходимо делать
всё, чтобы дети хотели стать такими, чтобы они находили удовольствие в
хороших, нравственных поступках.
Учитель нашей новой школы.
Закончена работа по подготовке нового Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования. Началась работа
по его практической реализации. Я работаю учителем начальной школы, и
мне предстоит переход к ФГОС второго поколения. Поэтому, как и многие
учителя,
я
задавала
себе
вопрос:
«Необходим
ли
переход
к
новому
стандарту?»
Ответ
был
однозначным:
«Конечно,
да!»
Я,
как
учитель,
понимаю необходимость и значимость предстоящих изменений. Ведь если
э т о го
н е
п р о и з о й д е т,
т о
н а ш е
о б щ е с т в о
н е
с м ож е т
б ы т ь
конкурентоспособным. Начальная школа – это первая ступенька, с которой
начинается восхождение ученика в будущее; это фундамент, от прочности
которого зависит, каким будет это наше будущее. В руках учителя – будущее
наших детей, в руках учителя – будущее нашей России. Новые стандарты
предъявляют
высокие
требования
к
уровню
подготовки
выпускников
начальной школы – мы идем навстречу качественным изменениям. А значит,
в первую очередь, я должна измениться сама.
Каким же должен быть учитель нашей новой школы?
Мне кажется, что учитель новой школы, прежде всего, должен быть
профессионалом в своем деле. Это учитель, который постоянно находится в
поиске, рефлексии, непрерывном обогащении своего опыта. Ведь известно,
что «учитель живет, пока учится, учитель учится, пока живет». Я считаю, что
у современного учителя должно кардинально измениться и отношение к
ученику.
Учитель
новой школы – это подземный родник, присутствие
которого угадывается лишь по прекрасной зелени вокруг. Я убеждена и в том,
что современного учителя ребенок не может интересовать только как ученик.
Ведь у каждого из них свои качества, потребности, цели и желания, поэтому
учитель должен относиться к ученику как к Человеку. Я думаю, что сегодня
недостаточно видеть ученика только в будущем, каким он должен стать.
Необходимо
понять
его
сегодняшнего,
такого,
какой
он
есть:
с
его
трудностями
в
учебе,
с
его
переживаниями.
Урок,
придуманный
Яном
Амосом Коменским 400 лет назад, и сегодня, в 21 веке, является основной
составляющей
образовательного
процесса.
Еще
в
19
веке
выдающийся
педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит находить ее». Поэтому главный работник на уроке в новой
школе – это ученик.
Учитель же, должен стараться заменять методы «объяснения» нового
построением способов самостоятельного «открытия» новых знаний. Только
тогда
перед
детьми
откроется
удивительный
мир
знаний,
и
они
будут
понимать, что нет на свете таких проблем, которые они не смогли бы решить.
И, конечно же, главная задача учителя новой школы – разбудить в каждом
ребенке величайшего гения и творца, воспитать человека с современным
мышлением, способного реализоваться в жизни.
«Все дети талантливы! В каждом ребенке – чудо!» - вот девиз
учителя новой школы.
Новый базисный учебный план начального общего образования
предполагает
десять
еженедельных
внеурочных
занятий.
На
выбор
предлагается
несколько
направлений
свободных
занятий.
Это
очень
своевременный проект, ведь далеко не у каждого родителя есть возможность
присмотреть за ребенком, а тем более чем-то его занять. А тут такой простор
для творческой самореализации.
Одной из форм организации внеурочной деятельности
является
проектная деятельность. Нужно прислушиваться к интересам и потребностям
реального ребенка, учитывая его сегодняшние склонности и потребности.
Ученик
усваивает
прочно
то,
что
познается
через
его
самостоятельную
деятельность, то, что требует определенных познавательных и практических
усилий, то, что ученик умеет применить в жизни. Важно показать детям их
личную
заинтересованность
в
приобретаемых
знаниях,
которые
могут
и
должны пригодиться им в жизни.
При организации проектной деятельности в рамках научного общества я
учитываю возрастные и психологические особенности младших школьников.
Включение школьников в проектную деятельность начинается постепенно,
начиная со второго класса. Вначале – это доступные творческие задания, а
уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом
научатся выполнять
сложные проекты.
Работая над эссе, я задумалась: «А готова ли я работать в нашей новой
школе, готова ли я учиться, готова ли я совершенствовать свое мастерство. На
все эти вопросы я с уверенностью отвечаю: «Да!»
Ведь от того, как будет работать учитель, как быстро он осознает глубину
и
значимость
предстоящего
перехода
российской
системы
образования
в
новое качество, зависит будущее наших детей, а значит и наше с вами
будущее.
Андреева Саргылана Григорьевна
Учитель начальных классов
МБОУ «ВВСОШ им. Ю.Н.Прокопьева»
Педстаж: 28 лет