Автор: Сорокина Любовь Васильевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Новоталицкая СШ" Населённый пункт: с. Ново - Талицы, Ивановская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Гордость Отечества" Раздел: среднее образование
(посвящен М. В. Ломоносову)
Автор: Сорокина Любовь Васильевна,
учитель математики МБОУ «Новоталицкая СШ»
Цели:
- Расширять знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
- Формировать чувство гордости за свою страну, её историю.
- Способствовать возникновению интереса к личности М.В. Ломоносова,
рассматривать
его как пример для подражания.
- Вырабатывать у школьников интерес к процессу поиска нужной информации.
- Развивать познавательные способности.
- Формировать логическое мышление.
- Вырабатывать усидчивость и внимание.
- Прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, телескоп, карточки с заданиями
для команд пластилиновые шарики разного цвета, палочки для их соединения, 3
одинаково разрезанные открытки.
Зал украшен, на занавесе прикреплены звезды разных размеров и форм. На трех из
них написан класс (5-а, 5-б, 5-в) и высказывания М.В.Ломоносова.
Ход мероприятия.
Добрый день, ребята! 19 ноября 2011 года – знаменательная дата в истории России.
В этот день мы отмечаем 300-летие со дня рождения М.В.Ломоносова - великого
человека
земли
русской. Выдающийся
ученый.
Гордость
России.
Благодаря
многогранному
таланту
М.В. Ломоно сов
смог
стать
«первым
нашим
университетом». (А.С. Пушкин).
Сегодня мы проводим классный час, посвященный М.В.Ломоносову. Нам с вами
предстоит игра-конкурс «Гордость Отечества».
Но сначала подведем итоги викторины (приложение), посвященной великому
человеку и ученому М.В.Ломоносову. Участники викторины награждаются призами.
А сейчас команды от каждого класса приглашаем занять свои места за игровыми
столами. Вам будут предложены задания, с которыми вы непременно справитесь, а
одноклассники вас поддержат. Определить победителя нам поможет жюри (ведущий
представляет членов жюри).
Давайте сначала, ребята, вспомним основные моменты жизни М.В.Ломоносова,
разносторонне одаренного человека (небольшое сообщение).
Ведущий:
А теперь, команды, соберитесь,
Взявшись за руки, друг другу улыбнитесь,
Ведь пришла пора решать задачи,
Пожелаем все мы вам удачи!
1 конкурс «Биографический».
Вопросы на знание биографии М.В.Ломоносова. Каждый верный ответ оценивается
1 баллом.
1.Где родился Михаил Васильевич Ломоносов?
2. Назовите первые учебные книги Ломоносова
3.Куда ему удалось поступить в Москве?
4.Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу?
5. Самая известная мозаичная работа Ломоносова.
6.Какое научное звание он получил в Петербургской академии?
7.В какой науке Ломоносов открыл очень важный закон, закон сохранения энергии?
8.На какой планете он открыл атмосферу?
9.Что было открыто по его предложению в 1755 году?
(Пока команды отвечают на вопросы, ведущий дает задания ребятам, сидящим в
зале).
Ребята, мы с вами не будем скучать. Поиграем в математическую чехарду: называем
по очереди математические термины, в которых есть буква «д».
(Команды сдают свои ответы в жюри).
Мы с вами знаем, ребята, что одним из первых учебников Ломоносова была
«Арифметика» Леонтия Магницкого.
Вот, например, пожелание из предисловия к книге:
«И желаем да будет сей труд
Добре пользовать русский весь люд».
Как вы, ребята, понимаете эти слова Леонтия Филлиповича?
Продолжаем нашу игру.
2 конкурс «Реши логическую задачу»
Решите старинную задачу. Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и
капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним
или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то
волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез
свой груз крестьянин?
Задания залу: Ребята, вспомните сказки, в названиях которых встречаются числа.
Знаете ли вы, ребята, что Ломоносов первым высказал идею о строении молекулы из
атомов? А из молекул состоят вещества.
3 конкурс «Составьте молекулу своего вещества и дайте ему название»
Ребята,
используя
пластилиновые
шарики-атомы
разного
цвета
и
палочки-
соединения, создают молекулу. Придумывают название своего вещества.
Залу в это время предлагаются занимательные задачи.
- Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
- Что тяжелее: килограмм гривенников или полкилограмма двугривенных?
- Одна девочка написала: «Двести сорок да двести сорок будет четыреста сорок».
Она не ошиблась, но в чем дело?
Команды показывают молекулы и называют вещество, которое состоит из таких
молекул.
Слово предоставляется жюри для подведения промежуточных итогов.
Ведущий: Михаил Васильевич Ломоносов известен и как поэт. Михаил Васильевич
Ломоносов – автор многочисленных художественных произведений.
Им созданы более 40 од, из них - 33 похвальные оды, героическая поэма о Петре
Великом, множество, так называемых, надписей – стихов на случай, пародий и
сатирических стихотворений.
4 конкурс «Буриме»
Буриме (от
французского
слова bouts-rimés —
«рифмованные
концы») —
литературная игра,
заключающаяся
в
сочинении
стихов,
чаще
шуточных,
на
заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.
Зная рифмованные концы, придумайте стихотворение.
______________ друзья
______________ вам я
______________ секрет
______________ нет
______________ стремиться
______________ добиться!
Ведущий предлагает и ребятам в зале поиграть в буриме.
1.
……………… чашка
……………… Чебурашка.
2.
………………учиться
……………… не лениться.
3.
……………… год
……………… народ.
Ребята, а как вы думаете, какие черты характера помогли Михаилу Васильевичу
добиться таких успехов?
Умение мыслить, анализировать, предлагать различные варианты решения задач – все
это свойственно человеку умному. Этими качествами обладал и М.В.Ломоносов.
«Историк, Химик, Механик, Геолог, Художник и Стихотворец, он всё испытал и всё
прошёл».
Так
писал
о
Ломоносове
А.С.Пушкин.
Любимой
наукой
Михаила
Васильевича
была
химия.
В
созданной
им
химической
лаборатории,
было
восстановлено искусство мозаики Древней Руси.
5. Конкурс «Мозаика»
Командам предлагается собрать разрезанную на несколько частей открытку.
Одновременно с этим от каждой команды приглашается 1 человек для участия в
последнем конкурсе.
6.Конкурс «Найди свою звезду»
Ведущий: Мы знаем, что Ломоносов усовершенствовал подзорную трубу, которую
называл «ночезрительной трубой». В неё можно было рассматривать ночное небо и
звезды. А у нас звезды расположены на занавесе сцены. Представителям команд
предлагается
в
телескоп
найти
свою
звезду
и
прочитать
написанное
на
ней
высказывание М.В.Ломоносова.
Примеры:
1. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
2. «Химия – правая рука физики, а математика – её глаз».
3. «Все, что до этого было в науках темно, сомнительно и недостоверно, математика
сделала ясным, верным и очевидным».
4. «Слеп физик без математики».
Заканчивая наш классный час, хочется вспомнить слова Б.Шергина: «Многие звезды
украшали
русское
небо
восемнадцатого
столетия.
Звездою
первой
величины
явилась слава Михаила Ломоносова»
Слово жюри для подведения итогов игры. Награждение грамотами и призами.
Приложение.
Викторина для учащихся 5-х классов.
Михаил Васильевич Ломоносов.
1.
Когда и где родился М.В.Ломоносов?
2.
Назовите первые учебные книги Ломоносова.
3.
В каком возрасте он пошел учиться в Москву? Куда ему удалось поступить в
Москве?
4.
Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу в ноябре 1735 году?
5.
В какой стране за границей М.В.Ломоносов продолжил обучение с 1736 по
1745 год?
6.
Что было открыто по его предложению в 1755 году?
7.
На какой планете в 1761 году Ломоносов открыл существование атмосферы?
8.
Какая
научная
лаборатория
была
построена
в
1748
году
по
инициативе
М.В.Ломоносова, в которой он проводил свои исследования?
9.
Что, по словам Ломоносова, «затем изучать следует, что она ум в порядок
приводит»?
10.
Предпочитаемый Ломоносовым поэтический жанр?
11.
Портрет Петра 1 и панно «Полтавская баталия» выполнены Ломоносовым в
технике …
1. Барельеф
2.Гравюра
3.Мозаика
4. Фреска
(выберите верный ответ)