Напоминание

"Гордость Отечества"


Автор: Сорокина Любовь Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Новоталицкая СШ"
Населённый пункт: с. Ново - Талицы, Ивановская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Гордость Отечества"
Раздел: среднее образование





Назад





Классный час в 5-х классах «Гордость Отечества»

(посвящен М. В. Ломоносову)
Автор: Сорокина Любовь Васильевна, учитель математики МБОУ «Новоталицкая СШ» Цели: - Расширять знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. - Формировать чувство гордости за свою страну, её историю. - Способствовать возникновению интереса к личности М.В. Ломоносова, рассматривать его как пример для подражания. - Вырабатывать у школьников интерес к процессу поиска нужной информации. - Развивать познавательные способности. - Формировать логическое мышление. - Вырабатывать усидчивость и внимание. - Прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, телескоп, карточки с заданиями для команд пластилиновые шарики разного цвета, палочки для их соединения, 3 одинаково разрезанные открытки. Зал украшен, на занавесе прикреплены звезды разных размеров и форм. На трех из них написан класс (5-а, 5-б, 5-в) и высказывания М.В.Ломоносова. Ход мероприятия. Добрый день, ребята! 19 ноября 2011 года – знаменательная дата в истории России. В этот день мы отмечаем 300-летие со дня рождения М.В.Ломоносова - великого человека земли русской. Выдающийся ученый. Гордость России. Благодаря многогранному таланту М.В. Ломоно сов смог стать «первым нашим университетом». (А.С. Пушкин). Сегодня мы проводим классный час, посвященный М.В.Ломоносову. Нам с вами предстоит игра-конкурс «Гордость Отечества». Но сначала подведем итоги викторины (приложение), посвященной великому человеку и ученому М.В.Ломоносову. Участники викторины награждаются призами. А сейчас команды от каждого класса приглашаем занять свои места за игровыми столами. Вам будут предложены задания, с которыми вы непременно справитесь, а одноклассники вас поддержат. Определить победителя нам поможет жюри (ведущий представляет членов жюри). Давайте сначала, ребята, вспомним основные моменты жизни М.В.Ломоносова, разносторонне одаренного человека (небольшое сообщение). Ведущий: А теперь, команды, соберитесь, Взявшись за руки, друг другу улыбнитесь,
Ведь пришла пора решать задачи, Пожелаем все мы вам удачи!
1 конкурс «Биографический».
Вопросы на знание биографии М.В.Ломоносова. Каждый верный ответ оценивается 1 баллом. 1.Где родился Михаил Васильевич Ломоносов? 2. Назовите первые учебные книги Ломоносова 3.Куда ему удалось поступить в Москве? 4.Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу? 5. Самая известная мозаичная работа Ломоносова. 6.Какое научное звание он получил в Петербургской академии? 7.В какой науке Ломоносов открыл очень важный закон, закон сохранения энергии? 8.На какой планете он открыл атмосферу? 9.Что было открыто по его предложению в 1755 году? (Пока команды отвечают на вопросы, ведущий дает задания ребятам, сидящим в зале). Ребята, мы с вами не будем скучать. Поиграем в математическую чехарду: называем по очереди математические термины, в которых есть буква «д». (Команды сдают свои ответы в жюри). Мы с вами знаем, ребята, что одним из первых учебников Ломоносова была «Арифметика» Леонтия Магницкого. Вот, например, пожелание из предисловия к книге: «И желаем да будет сей труд Добре пользовать русский весь люд». Как вы, ребята, понимаете эти слова Леонтия Филлиповича? Продолжаем нашу игру.
2 конкурс «Реши логическую задачу»
Решите старинную задачу. Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин? Задания залу: Ребята, вспомните сказки, в названиях которых встречаются числа. Знаете ли вы, ребята, что Ломоносов первым высказал идею о строении молекулы из атомов? А из молекул состоят вещества.
3 конкурс «Составьте молекулу своего вещества и дайте ему название»
Ребята, используя пластилиновые шарики-атомы разного цвета и палочки- соединения, создают молекулу. Придумывают название своего вещества. Залу в это время предлагаются занимательные задачи. - Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
- Что тяжелее: килограмм гривенников или полкилограмма двугривенных? - Одна девочка написала: «Двести сорок да двести сорок будет четыреста сорок». Она не ошиблась, но в чем дело? Команды показывают молекулы и называют вещество, которое состоит из таких молекул. Слово предоставляется жюри для подведения промежуточных итогов. Ведущий: Михаил Васильевич Ломоносов известен и как поэт. Михаил Васильевич Ломоносов – автор многочисленных художественных произведений. Им созданы более 40 од, из них - 33 похвальные оды, героическая поэма о Петре Великом, множество, так называемых, надписей – стихов на случай, пародий и сатирических стихотворений.
4 конкурс «Буриме»
Буриме (от французского слова bouts-rimés — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Зная рифмованные концы, придумайте стихотворение. ______________ друзья ______________ вам я ______________ секрет ______________ нет ______________ стремиться ______________ добиться!

Ведущий предлагает и ребятам в зале поиграть в буриме. 1. ……………… чашка ……………… Чебурашка. 2. ………………учиться ……………… не лениться. 3. ……………… год ……………… народ. Ребята, а как вы думаете, какие черты характера помогли Михаилу Васильевичу добиться таких успехов? Умение мыслить, анализировать, предлагать различные варианты решения задач – все это свойственно человеку умному. Этими качествами обладал и М.В.Ломоносов. «Историк, Химик, Механик, Геолог, Художник и Стихотворец, он всё испытал и всё прошёл». Так писал о Ломоносове А.С.Пушкин. Любимой наукой Михаила Васильевича была химия. В созданной им химической лаборатории, было восстановлено искусство мозаики Древней Руси.

5. Конкурс «Мозаика»
Командам предлагается собрать разрезанную на несколько частей открытку. Одновременно с этим от каждой команды приглашается 1 человек для участия в последнем конкурсе.
6.Конкурс «Найди свою звезду»
Ведущий: Мы знаем, что Ломоносов усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной трубой». В неё можно было рассматривать ночное небо и звезды. А у нас звезды расположены на занавесе сцены. Представителям команд предлагается в телескоп найти свою звезду и прочитать написанное на ней высказывание М.В.Ломоносова. Примеры: 1. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». 2. «Химия – правая рука физики, а математика – её глаз». 3. «Все, что до этого было в науках темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, верным и очевидным». 4. «Слеп физик без математики». Заканчивая наш классный час, хочется вспомнить слова Б.Шергина:
«Многие звезды

украшали

русское

небо

восемнадцатого

столетия.

Звездою

первой

величины

явилась слава Михаила Ломоносова»
Слово жюри для подведения итогов игры. Награждение грамотами и призами. Приложение. Викторина для учащихся 5-х классов. Михаил Васильевич Ломоносов.

1. Когда и где родился М.В.Ломоносов? 2. Назовите первые учебные книги Ломоносова. 3. В каком возрасте он пошел учиться в Москву? Куда ему удалось поступить в Москве? 4. Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу в ноябре 1735 году? 5. В какой стране за границей М.В.Ломоносов продолжил обучение с 1736 по 1745 год? 6. Что было открыто по его предложению в 1755 году? 7. На какой планете в 1761 году Ломоносов открыл существование атмосферы? 8. Какая научная лаборатория была построена в 1748 году по инициативе М.В.Ломоносова, в которой он проводил свои исследования? 9. Что, по словам Ломоносова, «затем изучать следует, что она ум в порядок приводит»? 10. Предпочитаемый Ломоносовым поэтический жанр? 11. Портрет Петра 1 и панно «Полтавская баталия» выполнены Ломоносовым в технике …
1. Барельеф 2.Гравюра 3.Мозаика 4. Фреска (выберите верный ответ)


В раздел образования