Напоминание

Была ли неизбежна Октябрьская революция?


Автор: Лобанова Марина Валентиновна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №40"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка урока истории
Тема: Была ли неизбежна Октябрьская революция?
Раздел: полное образование





Назад




Урок в 9 классе

«Была ли неизбежна Октябрьская революция?»

1) Урок начинается с обсуждения проблемы роли революции. На доске помещена два

высказывания.

«Революция – варварская форма прогресса» (Ж. Жорес)

«Революция – локомотив истории» (К. Маркс)

Какое из них представляется более верным и почему? Некоторые ребята скажут о том, что

прав

Маркс,

поскольку

в

истории

есть

примеры

позитивного

окончания

революций.

Большинство же выскажет точку зрения считающую, что революции – это варварская

форма прогресса, так как в революции гибнет много людей.

В современном мире общечеловеческие ценности занимают главное место. Революция –

не самый лучший способ решения проблем, поскольку действует правило: «Лес рубят –

щепки летят». Учитель приводит данные

о количестве (да

и

качестве)

жертв

Октябрьской революции в России.

(

Данные

из

статьи

А.Иванова

"Демографические

потери

России-СССР"

-

"...Всё это дает возможность судить о суммарных потерях населения страны с образованием

советского

государства,

вызванного

его

внутренней

политикой,

его

ведением

гражданской

и

м и р о в о й

в о й н ы

н е

п р о т я ж е н и и

1 9 1 7 - 1 9 5 9

г г.

М ы

в ы д ел и л и

т р и

п е р и о д а :

1. Установление советской власти - 1917-1929 г. число людских потерь - свыше 30 млн. человек.

2. Издержки построения социализма (коллективизация, индустриализация, ликвидация кулачества,

о с т а т к о в

" п р е ж н и х

к л а с с о в " ) - 1 9 3 0 - 1 9 3 9

г г .

-

2 2

м л н .

ч е л о в е к .

3. Вторая мировая война и послевоенные трудности - 1941-1950 гг - 51 млн. чел.; Итого - 103 млн.

человек.)

2) От вывода о том, что Октябрьская революция – это плохо, мы переходим к выяснению

причин революции. Была ли она неизбежна? И что означают слова Н.А. Бердяева: «Все

шло к революции»? Для начала проанализируем два документа: «Декларацию Временного

правительства» и «Приказ №1»

Декларация Временного правительства о его составе и задачах

ОТ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Граждане!

Временный

комитет

членов

Государственной

думы

при

содействии

и

сочувствии

столичных

войск

и

населения

достиг

в

настоящее

время

такой

степени

успеха

над

темными силами старого режима, что он дозволяет ему приступить к более прочному

устройству исполнительной власти.

Для этой цели Временный комитет Государственной думы назначает министрами первого

общественного

кабинета

следующих

лиц,

доверие

к

которым

страны

обеспечено

их

прошлой общественной и политической деятельностью.

Председатель

Совета

министров

и

министр

внутренних

дел

князь

Г.Е.Львов.

М и н и с т р

и н о с т р а н н ы х

д е л

П . Н . М и л ю к о в .

М и н и с т р

в о е н н ы й

и

м о р с к о й

А . И . Г у ч к о в .

М и н и с т р

п у т е й

с о о б щ е н и я

Н . В . Н е к р а с о в .

М и н и с т р

т о р г о в л и

и

п р о м ы ш л е н н о с т и

А . И . К о н о в а л о в .

М и н и с т р

н а р о д н о г о

п р о с в е щ е н и я

А . А . М а н у й л о в .

М и н и с т р

ф и н а н с о в

М . И . Т е р е щ е н к о .

О б е р - п р о к у р о р

С в . С и н о д а

В . Н . Л ь в о в .

М и н и с т р

з е м л е д е л и я

А . И . Ш и н г а р е в .

М и н и с т р

ю с т и ц и и

А . Ф . К е р е н с к и й .

Г о с у д а р с т в е н н ы й

к о н т р о л е р

И . В . Г о д н е в .

Министр по делам Финляндии Ф.И.Родичев.

В

своей

настоящей

деятельности

кабинет

будет

руководствоваться

следующими

основаниями:

1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том

числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и

т.д.

2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических

свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями.

3. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.

4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого

голосования

Учредительного

собрания,

которое

установит

форму

правления

и

конституцию страны.

5. Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам

местного самоуправления.

6. Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и

тайного голосования.

7. Неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в

революционном движении.

8. При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы -

устранение

для

солдат

всех

ограничений

в

пользовании

общественными

правами,

предоставленными всем остальным гражданам. Временное правительство считает своим

долгом

присовокупить,

что

оно

отнюдь

не

намерено

воспользоваться

военными

обстоятельствами

для

какого-либо

промедления

в

осуществлении

вышеизложенных

реформ и мероприятий.

П р е д с е д а т е л ь

Г о с у д а р с т в е н н о й

д у м ы

М . В . Р о д з я н к о .

П р е д с е д а т е л ь

С о в е т а

м и н и с т р о в

к н .

Г . Е . Л ь в о в .

Министры: П.Н.Милюков, Н.В.Некрасов, А.Н.Коновалов, А.А.Мануйлов, М.И.Терещенко,

Вл.Н.Львов, А.И.Шингарев, А.Ф.Керенский.

Ребятам задаются вопросы о том, какие статьи Декларации они считают хорошими и

полезными, а какие – нет. Внимание детей, конечно же, не сможет не привлечь часть 1 о

полной

и

немедленной

амнистии

всех

политических

преступников,

в

том

числе

и

террористов.

Затем ребята знакомятся с Приказом №1

Приказ № 1 Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов

1 марта. 1917 г.

Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:

1)

Во

всех

ротах,

батальонах,

полках,

парках,

батареях,

эскадронах

и

отдельных

службах разного рода военных управлений и на

судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от

нижних чинов вышеуказанных воинских частей.

2) Во всех воинских частях, которые еще не выбрали своих представителей в Совет

рабочих

депутатов,

избрать

по

одному

представителю

от

рот,

которым

явиться

с

письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 сего

марта.

3) Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету

рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам.

4)

Приказы

военной

комиссии

Государственной

думы

следует

исполнять,

за

исключением тех случаев, когда они противоречат приказам и постановлениям Совета

рабочих и солдатских депутатов.

5) Всякого рода оружие как то: винтовки, пулеметы, бронированные автомобили и

прочее должны находиться в распоряжении и под контролем ротных и батальонных

комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам даже по их требованиям.

6) В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать

строжайшую

воинскую

дисциплину,

но

вне

службы

и

строя

в

своей

политической,

общегражданской и частной жизни солдаты ни в чем не могут быть умалены в тех правах,

коими пользуются все граждане. В частности, вставание во фронт и обязательное отдание

чести вне службы отменяется.

7)

Равным

образом

отменяется

титулование

офицеров:

ваше

превосходительство,

благородие и т.п. и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т.д.

Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на

"Ты" воспрещается и о всяком нарушении сего, равно как и о всех недоразумениях между

офицерами и солдатами, последние обязаны доводить до сведения ротных комитетов...

Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатоа 1917. 2 марта

Ребята без особого труда делают вывод о том, что последствием такого приказа был

полный развал армии. Была ли это демократия? Ребята, скорее всего, скажут, что нет,

поскольку создавались предпосылки для торжества произвола в стране, несовместимого с

подлинной демократией. Ситуация в стране постепенно выходила из под контроля власти.

Очень

многое

в

таком

случае

зависит

от

того,

кто

именно

будет

представлять

деструктивные разрушительные силы.

3) В следующей части урока ребятам предлагается выполнить следующее задание: на

основе

цитат

известных

деятелей

о

Ленине

составить

его

психологический

портрет,

выделив главные черты характера. Ребятам предлагаются высказывания – как соратников

Ленина, так и его политических противников (Г. Плеханова, Н. Бердяева, Ю. Мартова, Д.

Неру, М. Ганди, М. Горького и др.)

Беспощадность,

непримиримость,

воля,

целеустремленность,

способность

повести

за

собой. Перед нами – машина для совершения революции, гений переворота. И этот гений

по амнистии Декларации Временного правительства законно возвращается в Россию с 26

млн. немецких марок (на сегодняшние деньги это … 75 млн. евро – по данным О.И.

Поливанова).

4) Можно ли было спасти ситуацию от катастрофической революции? Далее обсуждаются

такие события, как три кризиса Временного правительства. Главный вопрос был связан с

войной. Можно ли было решить эту проблему? Ребята могут вспомнить о том, как

подобные проблемы решались, например, в США. Для того, чтобы люди воевали, нужно

их мотивировать – пообещать земли на льготных условиях или что-то в этом роде. Однако

ничего этого сделано не было.

5) Л.Г. Корнилов и «корниловский мятеж».

С именем Л.Г. Корнилова была связана

последняя попытка остановить скатывание России в пропасть анархии и революции. Но и

она провалилась.

Какие выводы нужно сделать, чтобы революция не повторилась? Власть должна быть

сильна. Правительство должно гибко реагировать на изменившиеся события, думать над

эффективностью решений. Но все шло к революции. И поэтому революция произошла и

принесла с собой невосполнимые жертвы… Сто лет прошло с тех событий, но ущерб,

нанесенный ими, ощущается до сих пор. Как писал И.А. Бунин, «И мир сошел с ума

настолько, что находятся люди, которые спорят о том, благодетель - Ленин или нет».



В раздел образования