Автор: Лобанова Марина Валентиновна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №40"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка урока истории
Тема: Была ли неизбежна Октябрьская революция?
Раздел: полное образование
Урок в 9 классе
«Была ли неизбежна Октябрьская революция?»
1) Урок начинается с обсуждения проблемы роли революции. На доске помещена два
высказывания.
«Революция – варварская форма прогресса» (Ж. Жорес)
«Революция – локомотив истории» (К. Маркс)
Какое из них представляется более верным и почему? Некоторые ребята скажут о том, что
прав
Маркс,
поскольку
в
истории
есть
примеры
позитивного
окончания
революций.
Большинство же выскажет точку зрения считающую, что революции – это варварская
форма прогресса, так как в революции гибнет много людей.
В современном мире общечеловеческие ценности занимают главное место. Революция –
не самый лучший способ решения проблем, поскольку действует правило: «Лес рубят –
щепки летят». Учитель приводит данные
о количестве (да
и
качестве)
жертв
Октябрьской революции в России.
(
Данные
из
статьи
А.Иванова
"Демографические
потери
России-СССР"
-
"...Всё это дает возможность судить о суммарных потерях населения страны с образованием
советского
государства,
вызванного
его
внутренней
политикой,
его
ведением
гражданской
и
м и р о в о й
в о й н ы
н е
п р о т я ж е н и и
1 9 1 7 - 1 9 5 9
г г.
М ы
в ы д ел и л и
т р и
п е р и о д а :
1. Установление советской власти - 1917-1929 г. число людских потерь - свыше 30 млн. человек.
2. Издержки построения социализма (коллективизация, индустриализация, ликвидация кулачества,
о с т а т к о в
" п р е ж н и х
к л а с с о в " ) - 1 9 3 0 - 1 9 3 9
г г .
-
2 2
м л н .
ч е л о в е к .
3. Вторая мировая война и послевоенные трудности - 1941-1950 гг - 51 млн. чел.; Итого - 103 млн.
человек.)
2) От вывода о том, что Октябрьская революция – это плохо, мы переходим к выяснению
причин революции. Была ли она неизбежна? И что означают слова Н.А. Бердяева: «Все
шло к революции»? Для начала проанализируем два документа: «Декларацию Временного
правительства» и «Приказ №1»
Декларация Временного правительства о его составе и задачах
ОТ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Граждане!
Временный
комитет
членов
Государственной
думы
при
содействии
и
сочувствии
столичных
войск
и
населения
достиг
в
настоящее
время
такой
степени
успеха
над
темными силами старого режима, что он дозволяет ему приступить к более прочному
устройству исполнительной власти.
Для этой цели Временный комитет Государственной думы назначает министрами первого
общественного
кабинета
следующих
лиц,
доверие
к
которым
страны
обеспечено
их
прошлой общественной и политической деятельностью.
Председатель
Совета
министров
и
министр
внутренних
дел
князь
Г.Е.Львов.
М и н и с т р
и н о с т р а н н ы х
д е л
П . Н . М и л ю к о в .
М и н и с т р
в о е н н ы й
и
м о р с к о й
А . И . Г у ч к о в .
М и н и с т р
п у т е й
с о о б щ е н и я
Н . В . Н е к р а с о в .
М и н и с т р
т о р г о в л и
и
п р о м ы ш л е н н о с т и
А . И . К о н о в а л о в .
М и н и с т р
н а р о д н о г о
п р о с в е щ е н и я
А . А . М а н у й л о в .
М и н и с т р
ф и н а н с о в
М . И . Т е р е щ е н к о .
О б е р - п р о к у р о р
С в . С и н о д а
В . Н . Л ь в о в .
М и н и с т р
з е м л е д е л и я
А . И . Ш и н г а р е в .
М и н и с т р
ю с т и ц и и
А . Ф . К е р е н с к и й .
Г о с у д а р с т в е н н ы й
к о н т р о л е р
И . В . Г о д н е в .
Министр по делам Финляндии Ф.И.Родичев.
В
своей
настоящей
деятельности
кабинет
будет
руководствоваться
следующими
основаниями:
1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том
числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и
т.д.
2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических
свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями.
3. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.
4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого
голосования
Учредительного
собрания,
которое
установит
форму
правления
и
конституцию страны.
5. Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам
местного самоуправления.
6. Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и
тайного голосования.
7. Неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в
революционном движении.
8. При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы -
устранение
для
солдат
всех
ограничений
в
пользовании
общественными
правами,
предоставленными всем остальным гражданам. Временное правительство считает своим
долгом
присовокупить,
что
оно
отнюдь
не
намерено
воспользоваться
военными
обстоятельствами
для
какого-либо
промедления
в
осуществлении
вышеизложенных
реформ и мероприятий.
П р е д с е д а т е л ь
Г о с у д а р с т в е н н о й
д у м ы
М . В . Р о д з я н к о .
П р е д с е д а т е л ь
С о в е т а
м и н и с т р о в
к н .
Г . Е . Л ь в о в .
Министры: П.Н.Милюков, Н.В.Некрасов, А.Н.Коновалов, А.А.Мануйлов, М.И.Терещенко,
Вл.Н.Львов, А.И.Шингарев, А.Ф.Керенский.
Ребятам задаются вопросы о том, какие статьи Декларации они считают хорошими и
полезными, а какие – нет. Внимание детей, конечно же, не сможет не привлечь часть 1 о
полной
и
немедленной
амнистии
всех
политических
преступников,
в
том
числе
и
террористов.
Затем ребята знакомятся с Приказом №1
Приказ № 1 Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов
1 марта. 1917 г.
Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:
1)
Во
всех
ротах,
батальонах,
полках,
парках,
батареях,
эскадронах
и
отдельных
службах разного рода военных управлений и на
судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от
нижних чинов вышеуказанных воинских частей.
2) Во всех воинских частях, которые еще не выбрали своих представителей в Совет
рабочих
депутатов,
избрать
по
одному
представителю
от
рот,
которым
явиться
с
письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 сего
марта.
3) Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету
рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам.
4)
Приказы
военной
комиссии
Государственной
думы
следует
исполнять,
за
исключением тех случаев, когда они противоречат приказам и постановлениям Совета
рабочих и солдатских депутатов.
5) Всякого рода оружие как то: винтовки, пулеметы, бронированные автомобили и
прочее должны находиться в распоряжении и под контролем ротных и батальонных
комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам даже по их требованиям.
6) В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать
строжайшую
воинскую
дисциплину,
но
вне
службы
и
строя
в
своей
политической,
общегражданской и частной жизни солдаты ни в чем не могут быть умалены в тех правах,
коими пользуются все граждане. В частности, вставание во фронт и обязательное отдание
чести вне службы отменяется.
7)
Равным
образом
отменяется
титулование
офицеров:
ваше
превосходительство,
благородие и т.п. и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т.д.
Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на
"Ты" воспрещается и о всяком нарушении сего, равно как и о всех недоразумениях между
офицерами и солдатами, последние обязаны доводить до сведения ротных комитетов...
Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатоа 1917. 2 марта
Ребята без особого труда делают вывод о том, что последствием такого приказа был
полный развал армии. Была ли это демократия? Ребята, скорее всего, скажут, что нет,
поскольку создавались предпосылки для торжества произвола в стране, несовместимого с
подлинной демократией. Ситуация в стране постепенно выходила из под контроля власти.
Очень
многое
в
таком
случае
зависит
от
того,
кто
именно
будет
представлять
деструктивные разрушительные силы.
3) В следующей части урока ребятам предлагается выполнить следующее задание: на
основе
цитат
известных
деятелей
о
Ленине
составить
его
психологический
портрет,
выделив главные черты характера. Ребятам предлагаются высказывания – как соратников
Ленина, так и его политических противников (Г. Плеханова, Н. Бердяева, Ю. Мартова, Д.
Неру, М. Ганди, М. Горького и др.)
Беспощадность,
непримиримость,
воля,
целеустремленность,
способность
повести
за
собой. Перед нами – машина для совершения революции, гений переворота. И этот гений
по амнистии Декларации Временного правительства законно возвращается в Россию с 26
млн. немецких марок (на сегодняшние деньги это … 75 млн. евро – по данным О.И.
Поливанова).
4) Можно ли было спасти ситуацию от катастрофической революции? Далее обсуждаются
такие события, как три кризиса Временного правительства. Главный вопрос был связан с
войной. Можно ли было решить эту проблему? Ребята могут вспомнить о том, как
подобные проблемы решались, например, в США. Для того, чтобы люди воевали, нужно
их мотивировать – пообещать земли на льготных условиях или что-то в этом роде. Однако
ничего этого сделано не было.
5) Л.Г. Корнилов и «корниловский мятеж».
С именем Л.Г. Корнилова была связана
последняя попытка остановить скатывание России в пропасть анархии и революции. Но и
она провалилась.
Какие выводы нужно сделать, чтобы революция не повторилась? Власть должна быть
сильна. Правительство должно гибко реагировать на изменившиеся события, думать над
эффективностью решений. Но все шло к революции. И поэтому революция произошла и
принесла с собой невосполнимые жертвы… Сто лет прошло с тех событий, но ущерб,
нанесенный ими, ощущается до сих пор. Как писал И.А. Бунин, «И мир сошел с ума
настолько, что находятся люди, которые спорят о том, благодетель - Ленин или нет».