Автор: Кайгородова Татьяна Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Сказка" Населённый пункт: п. Новостройка, Кемеровская обл., Кемеровский р-н Наименование материала: консультация для родителей Тема: "Во что играют наши дети" Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Во что играют наши
дети»
Игрушка – этот такая вещь, которая служит для передачи опыта многих
поколений. В русской традиции она зримо соединяет в себе различные
вехи истории, а также несколько поколений семьи: дедов-прадедов –
прародителей – с родителями и детьми. Игрушка является орудием
социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным
миром, а также частью детской игровой реальности.
Трудно переоценить
значение игрушки.
Для общества она – предмет культуры, посредством которого
передается в особой «свернутой форме» состояние современной
цивилизации. Какова культура, таковы и игрушки.
Для взрослого игрушка – важнейшая помощница и составная часть
образовательной среды, посредник общения , а также
средство обучения ребенка, его развлечения и даже лечения.
Для ребенка игрушка: - источник радости, предмет для творчества,
психологическое орудие овладения им предметным миром и
собственным поведением, постижения сложностей человеческих
взаимоотношений, зримый и осязаемый духовный образ идеальной
жизни, идеального мира, а кукла – образ идеального человека.
И от нас, взрослых, зависит, что окажется сегодня в руках наших детей.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном
возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических
и моральных сил ребенка, а главное – «воспитание чувств» к
другим людям, взрослым и сверстникам (А.В.Запорожец).
С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и приятнее
его воспитание. Игра – современное средство диагностики психического
состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный
метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в
развитии. Одним из самых молодых психологических методов является
игровая психотерапия.
Словом , игра – дело серьезное.
Дети не хотят взрослеть. Корень этого - в духовно- нравственном
здоровье и развитии ребенка, в нарушении его отношений с миром:
окружающей средой, взрослыми, сверстниками и самим собой. Наши
современные девочки и мальчики, т.е., для кого игра - жизненная
необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются
конструктивно играть. Изменилось и само качество, сама суть детской
игры : она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной.
Оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой
традиции от одного поколения другому, которая не прерывалась даже во
время войн, и это привело к кризису игровой культуры. По мнению
известного педагога В.М. Григорьева - собирателя, организатора и
«реставратора» народной игры, играть стали не меньше, а
хуже: «качество игр стремительно падает. Все больше примитивных
игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней
грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство:
забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей,
бессмысленное разрушительство и т. п… Необходимо спасение и
возрождение традиционных народных игр - генетического фонда
игровой культуры каждого народа».
Как же выбрать ребенку игрушку? Полезная игрушка - та, что решает
собой благородную воспитательную задачу - учит добру и красоте,
мудрости и сорадости.
Игрушка способна «порождать чудовищ» в душе маленького человека.
Это, конечно же, совсем новые герои: черепашки-ниндзя,
трансформеры-роботы, разные бэтмэны, человек-паук и другие
монстры. На самом деле, эти игрушки способствуют накоплению
агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни с более
слабыми - животными или маленькими детьми. Посредством уродливой
игрушки цинично эксплуатируется потребность ребенка в волшебстве и
сказке! Игрушка программирует особым образом поведение ребенка. И
важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она
несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка может
быть и антиигрушкой.
Новая форма зависимости - не алкогольная, не наркотическая, а
игровая появилась не так давно. Игровая психологическая зависимость
пагубна для физического, психологического, духовно-нравственного
статуса человека и, прежде всего, - ребенка. «Игрушками» называют и
компьютерные игры. Наши дети погружаются в виртуальный мир, что
называется, «с головой». Порой кажется, что в реальности существует
лишь «оболочка» маленького игрока, а сам он находится где-то очень
далеко: бродит по лабиринту с очередным «спасителем мира», таранит
машины на гонках, проникает в тыл противника, чтобы сорвать его
очередной план. У ребенка, сидящего возле компьютера, можно
наблюдать такое же злобное выражение лица, напряженную позу,
судорожные движения, как и при игре с оружием. Ребенок привыкает
убивать, и для него лишить жизни, пусть даже и виртуальное существо,
постепенно становится легче легкого.
Компьютер - электронная машина, созданная взрослыми для решения
своих задач и, прежде всего, для работы. Игрушкой, к тому же
небезопасной, он стал только потом.
Что несет в себе экран?
1) Изменения в системе ценностей. Живое, человеческое,
непосредственное уступает место технократическому,
опосредственному общению и обучению, когда учитель не нужен.
2) Экран посредством оптических эффектов, клиповости и других
приемов трансформирует традиционную детскую картину мира в иную
(виртуальную) реальность, ребенок отгораживается от реального мира.
3) Экран является конструктором нового миропорядка: «новой морали»,
новых этических норм.
В начале третьего тысячелетия мы действительно стоим на пороге
глобальных изменений системы социальных связей, установок,
ценностей. Но не все так плохо. У нас есть мудрые игрушки. Это: мягкие
игрушки-персонажи-Филя, Хрюша, Степашка и пр. Это наборы для
построек. Это красивые наборы для вышивания, вязания и т.д.
Психологи и педагоги вновь начинают заниматься пересмотром
современных игрушек, критической очисткой загрязненного
«игрушечного рынка». «Идеальная игра - не столько игра с
игрушками, сколько игра воображения». Помните, что никакие самые
роскошные, дорогие игрушки не заменят вашего живого, любовного
общения с ребенком, вашей совместной игры с ним.
Помните:
- не покупайте вашему ребенку игрушки, как только он этого захотел;
- не руководствуйтесь правилом «Пусть игрушек будет как можно
больше, пусть ребенок будет утопать в них»;
- покупая игрушки, не обращайте внимание ребенка на то, что ни у кого
из друзей таких «классных» игрушек нет;
- не подчеркивайте всякий раз, что, хотя ребенок и не заслуживает
подарков, вы покупаете ему дорогие игрушки;
- не надо на его глазах безжалостно выбрасывать сломанные игрушки
в мусорную корзину;
- не надо запрещать ребенку делиться игрушками со сверстниками;
- если с прогулки ваш ребенок принес новую игрушку, не делайте вид,
что вы этого не заметили.
В противном случае вы можете надеяться на то, что воспитаете своего
ребенка настоящим… разбойником (а также эгоистом и циником),
подобно шварцевской мамаше-атаманше из «Снежной королевы»,
изрекшей: «Детей надо баловать. Тогда из них вырастают настоящие
разбойники».