Напоминание

"Внеклассная работа по экологии в начальной школе"


Автор: Беседина Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Побединская МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: Республика Адыгея, Майкопский район, п.Победа
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Внеклассная работа по экологии в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад





ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

ПО ЭКОЛОГИИ

в начальной школе

Работа учителя

нач. классов

МБОУ СОШ № 4

п. Победа

Бесединой И.В.

п. Победа, 2015г.


Оглавление

Введение .................................................................................................................

3

Глава I. Роль внеклассных занятий в экологическом воспитании ...........

7
1.1. Значение внеучебной воспитательной работы в экологическом воспитании младших школьников ................................... 7 1.3. Внеклассные занятия как одна из форм экологического воспитания ........8 1.2. Цели и задачи внеклассной работы по экологическому воспитанию ........ 10
Глава II. Организация и методика проведения внеклассных

занятий по экологии ...........................................................................

13
2.1. Подготовка к внеклассным занятиям ............................................................ 13
Глава III. Задачи и методика экспериментальной работы17

по экологическому воспитанию .....................................................
2.2. Методика проведения внеклассных экологических занятий ......................
23
3.1. Задачи экспериментальной работы по экологическому воспитанию детей ............................................................................................ 23 3.2. Обоснование методики экспериментальной работы по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста ....................................... 23 3.3. Исследование экологической работы младших школьников и приёмы экологического воспитания и образования. Выявление уровня знания детей по экологическому воспитанию .......................................................... 23
Глава IV. Влияние внеклассных занятий на экологическую культуру

младших школьников ......................................................................

25
4. 1. Исследовательская работа по выявлению знаний детей по экологии ...... 25 4.2. Углубление знаний детей по экологии путём внеклассных занятий ......... 28 4.3. Методика и результаты формирующего эксперимента ..............................
29

Литература ............................................................................................................

35

Заключение ............................................................................................................

37
2
3

Введение
Думается, что школа будущего должна как можно полнее использовать для гармоничного развития человека всё то, что даёт природа и что может делать человек, чтобы природа служила ему. Уже по одному этому мы должны беречь и пополнять имеющиеся природные богатства. В.А Сухомлинский. Экология – наука будущего, и само существование человека напрямую зависит от прогресса этой науки [9]. В настоящее время становится очевидным, что человечество вступило в критический период своей истории. Ещё вчера самым страшным словом было слово – война, а сегодня экологическая катастрофа. Ещё вчера, позавчера мы ощущали тревожные и угрожающие симптомы. И хотя перед человечеством стоит много нерешённых проблем, экология одна из важнейших. К числу самых волнующих проблем, несомненно, относятся проблемы связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почвы. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях и животных, на здоровье человека. Экологические проблемы, конечно, имеют глобальный характер. Они затрагивают всё человечество. Но именно в нашей стране тони становятся наиболее угрожающими. И главная тому причина – вызвавшая у нас за долгие годы и, к сожалению бесстыдно процветающая в условиях сегодняшнего дня, тотальная экологическая безответственность. Ежедневно мы слышим призывы и предостережения: «Образумьтесь, люди, будущее Земли в опасности!» Но эти призывы так и останутся просто словами, если мы не осознаём главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы, оно нуждается в безопасной среде обитания, 4
человек, воздействуя на живую и неживую природу, приводит к нарушениям биоценозов и ландшафтов, разрушая тем самым связь человек-природа. Из всего изложенного мы видим, что экологическая проблема приняла глобальный характер и преодолеть её можно лишь совместными силами всего мира, всех людей. Поэтому нами была выбрана эта тема. Большая роль в решении этой проблемы принадлежит педагогической науке. И конечно же, учителям начальных классов. Потому что именно в этот период закладываются основные навыки учебного труда, формируется мировоззрение и морально-нравственные качества [21]. В период перехода на новые учебные планы и программы, осуществляемые в нашей стране, особое значение приобретают вопросы гармонизации взаимоотношений общества с окружающей средой, становления и формирования ответственного отношения к ней, воспитания у детей чувства прекрасного, любви к природе как колыбели жизни. А так как наша будущая профессия связана с всесторонним воспитанием и обучением младших школьников, то считаю, что наибольших результатов можно достигнуть во внеклассных занятиях [3]. Важнейшей задачей, стоящей перед системой экологического образования в настоящее время является развитие экологического сознания у каждого человека и всего общества в целом. Выдающиеся ученые-педагоги подчёркивали особую роль природы в развитии логического мышления, считая её самой наглядной и доступной для ребёнка. Средствами экологического образования в современной школе служат: наблюдение, труд в природе, экскурсии, элементарные опыты и другое. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работе по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет и педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. 5
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей. Проведённое анкетирование в ряде школ показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у учащихся и их родителей, но и учителей. Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остаётся проблемой номер один в педагогической деятельности школы. А к т у а л ь н о с т ь о бу с л о в л е н а п р о т и в о р еч и е м м е ж д у в с ё увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствием эффективных технологий экологического образования и воспитания. О б ъ е к т – процесс экологического образования и воспитания школьников. Предмет – экологическое образование младших школьников во внеурочное время. Цель – поиск оптимальной технологии экологического воспитания младших школьников. Задачи: 1. Раскрыть сущность экологического воспитания и образования. 2. Определить значимость и необходимость внеурочных занятий. 3. Наметить методику организации экологического воспитания младших школьников. Методы: 1. Теоретические – анализ, обобщение, классификация. 2. Эмпирические – наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, беседа. 3. Математические – количественная и качественная обработка 6
данных, полученных эмпирическим путём. (Работа проводилась в два этапа). Этапы исследования: 1. Теоретический этап (изучение методической и педагогической литературы, планирование экспериментального исследования) – сентябрь 2012 года). 2. Проведение экспериментального исследования (база СОШ № п. Побе- да) – (январь – февраль 2012 года). 3. Аналитический – (количественная и качественная обработка фактического материала, оформление в виде квалификационной работы) – (март-апрель 2012 года). Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы, включающего 21 источник, приложения. Текст содержит таблицы. 7

Глава I. Роль внеклассных занятий в экологическом воспитании

1.1. Значение внеучебной воспитательной работы

в экологическом воспитании младших школьников.
Фундамент ответственного отношения к окружающей среде необходимо закладывать именно в начальных классах, потому что дети это будущее нашей планеты. От того, какими они вырастут, зависит выживание человечества. Потому успех экологического воспитания и обучения во многом зависит от первого этапа обучения школьников. Новейшие психолого-педагогические исследования позволяют пересмотреть прежние представления об ограниченных возможностях познавательной деятельности младших школьников, что создает основы для начала интегрированного изучения экологии именно в начальной школе. Ведь присущая младшим школьникам эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать определенными теоретическими знаниями делают начальную школу очень важным звеном в системе непрерывного экологического образования и воспитания. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе [1]. Период начальной школы в жизни ребенка, первая ступень обогащения его знаниями о природе и социальном окружении, знакомство с общей целостной картиной мира, воспитание пространственно-эстетического отношения к нему. Система экологического воспитания и просвещения имеет особое значение, так как вопрос о сохранении окружающей среды выходит на первый план – без этого невозможна жизнь человека. В то же время видно, что сегодняшнее состояние окружающей среды обусловлено неправильным экологическим поведением человека. Вместе с тем, в общепринятой программе курса природоведения в начальной школе эти аспекты представлены определенными фактами, носящими ортодоксальный характер. Кроме того, в уроках акцент смещен в 8
сторону фактических занятий, а в их содержании не заложен воспитательный подход. Поэтому реализовать его возможно в системе занимательных внеклассных занятий. Так как внеклассные занятия помогают открыть широкие возможности для проявления познавательной самостоятельности детей и главное большие возможности их воспитания. Внеклассные занятия позволяют воспитать у детей любовь к природе, бережное отношение к ней, способствуют развитию познавательных наблюдений, интересов, навыков, коллективизма и проявления инициативы. Именно здесь ребенок раскрепощен, участвует в игре, живет в сказке, имеет возможность, почувствовать созданную ситуацию, в которой он просто не может не выразить свое отношение и получает импульс к формированию себя как гуманной личности. При этом важно не только доброе и непотребительское отношение к природе и окружающему миру, но в не меньшей степени осознания себя как части природы и бережного отношения к своему здоровью. Так же необходимо отметить, что во всех видах внеклассных занятий единый принцип воспитывающего обучения осуществляется в системе развития [4].
1.2.

Цели

и

задачи

внеклассной

работы

по

экологическому

воспитанию.
Под экологическим воспитанием понимают целенаправленное формирование у школьников знаний научных основ природоведения, необходимых убеждений и навыков, нравственных принципов и активной жизненной позиции в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Исходя из этого, постепенно определились образовательные и воспитательные задачи, которые сходятся к следующему: – Порождать активность и интерес учащихся к деятельности по охране и улучшению окружающей среды. — Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть и 9
понимать ее красоту. — Углубить и систематизировать знания об окружающей среде. — Сформировать целостные взгляды на взаимоотношения человека с окружающей средой, подводить к осмыслению взаимодействий явлений в природе. — Формировать у учащихся положительную мотивацию на решение экологических проблем. — Обучать школьников способам снижения негативного влияния их жизнедеятельности на среду обитания. — Задействовать воспитательный потенциал семьи в решении экологических проблем. — Углубить и расширить эколого-краеведческие знания. — Привитие навыков исследовательской работы. — Развитие познавательной, творческой и общественной активности в ходе эколого-туристической деятельности. Воспитание чувства бережного отношения к природе родного края. Поэтому целью экологического воспитания является формирование у младших школьников ответственного отношения к природе, а средством – природоохранная деятельность, направленная на сохранение, бережное использование и приумножение богатств родной природы. Поэтому важно научить детей понимать, что природа представляет собой огромную ни с чем не сравнимую ценность, как источник природных ресурсов, как среда жизни человека, а так же источник восстановления его сил и здоровья, как объект научного познания законов природы и их практического применения. Экологическая внеклассная работа должна быть тесно связана с жизнью, развитием творческой самостоятельности [1]. 10

1.3.

Внеклассные

занятия

как

одна

из

форм

экологического

воспитания.
Виды внеклассных занятий. Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным, является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки должны быть, конечно, прочные экологические знания, знания законов живой природы и на основе этого понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушить гармонию природы. Младшие школьники стремятся к познанию окружающей нас природы, находятся в том возрасте, который благоприятен для формирования элементарных экологических понятий, которые формируются в процессе учебной и внеклассной деятельности. Необходимо отметить, что форм такой деятельности много – это и уроки экологии и интегрированные уроки природоведения, мир вокруг нас и, конечно же, основная форма – это внеклассные занятия, так как это форма добровольной работы. На внеклассных занятиях учащиеся проявляют свою творческую самостоятельность, расширяют знания школьной программы. Внеклассная работа позволяет продлить организованное и целенаправленное воздействие учителя на учащихся, разумно и с пользой организовать и заполнить их внеурочное время. Удовлетворить их познавательную потребность к более глубокому изучению природы. По своему содержанию, видам, организации и методам внеклассная работа чрезвычайно разнообразна [5]. Формы внеклассной работы могут быть следующими: — школьные скверно-парковые лесничества; — экологические подходы и экскурсии; — кружки и звенья лесоводов; — отряды зеленых и голубых патрулей; — клуб друзей природы; — краеведческо-экологические кружки; 11
— викторины и олимпиады, вечера; — научные конференции, пресс-конференции; — смотры-конкурсы; — игры; — праздники; — выставки; — издание рисунков и газет. Содержание форм и видов внеклассных занятий. Экскурсии и походы в природу, в ходе которых дети наблюдают за растениями и животными, раскрывают перед ними красоты родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Кружки, в которых занимаются увлеченные этой проблемой дети. Праздники и компании, в которых главное, чтобы они были направлены на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, ответственности за судьбу родной природы. Названия праздников могут быть различны: и «День природы», и «Праздник птиц», и «Лесной карнавал». Лекции и лектории, на которых раскрываются глобальные проблемы экологии и возможности их предотвращения в условиях повседневной жизни. В этот вид внеклассных занятий могут входить и массовые просмотры фильмов и мультфильмов экологического содержания. Игры – это наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезной для человечества [6]. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогами с целью воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач, воспитания, развития, обучения в игровой деятельности. 12
В дидактические игры входят несколько видов игр. Их краткая характеристика [10]. Игры-путешествия – призваны усилить впечатление, обратить внимание на то, что находится рядом. Они обостряются и обостряют наблюдательность детей к проблемам экологии. Игры- предположения «что было бы...» Перед детьми ставится и создается ситуация, которая требует осмысления. Проводя такие игры, очень хорошо можно показать необходимость и значимость экологических проблем. При проведении таких игр активируется мыслительная деятельность и умение слушать друг друга. Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, что очень важно для экологического воспитания детей, а так же заинтересованность, доброжелательность. В игровую деятельность также входит: КВН, игры-экскурсии, конкурсы и турниры. Издание журналов и газет экологического содержания, а также проведение различных выставок, рисунков и икебан. В результате этих видов внеклассной деятельности проявляется личная заинтересованность детей, их творческая инициатива, исследовательский опыт и, конечно же, воспитывается любовь к окружающей нас природе [6]. 13

Глава

II.

Организация

и

методика

проведения

внеклассных

занятий по экологии.

II.1. Подготовка к внеклассным занятиям.
Успех внеклассной работы по экологии в большей степени зависит от ее содержания и организации. Внеклассная работа должна вызвать интерес у школьников, увлечь их различными видами деятельности. В определенной мере внеклассная работа должна быть отдыхом школьников от обязательных школьных предметов. При ее организации всегда следует учитывать возрастные особенности детей. При конкретном определении внеклассной работы, прежде всего, следует отдавать предпочтение тем видам деятельности, которые имеют полезную значимость, дают возможность осуществлять связь теории с практикой, показать значимость экологических проблем сегодняшнего дня, реализовать исследовательский принцип. Содержание внеклассной работы должно быть доступно для той или иной возрастной группы. Внеклассная работа обладает большими возможностями для расширения и углубления знаний школьников. Поэтому надо особенно серьезно относиться к подготовке внеклассных занятий, четко видеть цели и определять задачи. Так как форм внеклассных занятий много, то и каждой требуется своя подготовка. Рассмотрим это на примерах нескольких форм [8]. Экологические походы и экскурсии. Задачи, которые встают перед учителями при подготовке экскурсий и походов: — расширение и закрепление экологических знаний и применение их на практике; — формирование у школьников навыков охраны природы и культуры природопользования; — привлечение школьников к общественно полезному труду. Необходимо отметить, что экологическая экскурсия имеет большое воспитательное значение, так как она основана на непосредственном воспитании объектов в естественной обстановке. Поэтому существует план 14
подготовки к проведению экскурсий. Он состоит из двух разделов: — самоподготовка учителя; — подготовка учащихся. Учитель заранее готовит экскурсию. Ему необходимо предварительно побывать на месте проведения экскурсии. Определить и узнать маршрут, места удобные для остановок, найти наиболее выразительные и интересные объекты. Наметить план экскурсии, вступительную беседу, составить вопросы для итоговой беседы. Как известно, успех экскурсии во многом зависит от ее подготовки, поэтому необходимо подготовить к ней учащихся. Учитель должен поставить основные цели и задачи экскурсии. Поставить перед учащимися вопросы, ответы на которые они должны найти в ходе экскурсии. Распределить задания для наблюдения [12]. Экологические праздники. Готовясь к экологическим праздникам, нужно прежде всего обдумать, к какому дню его можно приурочить. Перед праздником можно провести экскурсию, оформить экспозицию из фотографий, книг изделий, керамики, икебан из декоративных растений и бросового природного материала, в зависимости от тематики праздника. Также можно оформить стенды, выставки рисунков, газет, плакатов, репродукций картин. Моно подготовить экскурсоводов, которые познакомят с лучшими работами выставок и экспозиций. Предварительно дать задание классам по выпуску тематических газет. В библиотеке устроить тематическую выставку книг, посвященных темам предшествующего праздника. При подготовке праздника в классах необходимо лекции и беседы, викторины и конкурсы. С помощью учащихся разработать сценарий, продумать наглядное оформление зала, костюмы, смешные декорации, музыкальное сопровождение, подготовить номера художественной самодеятельности, выбрать ведущих [18]. 15
Подготовка к КВНу. Как нам известно, в клубе веселых и находчивых соревнуются команды, поэтому первое и важное в подготовке к КВНу – это разбиение на команды и выбор жюри. Если в классе, то выбирают две команды, если между параллельными классами, то по одной команде от каждого класса и сборное жюри. Рассмотрим подготовку второго случая. Каждый класс выставляет команду из десяти человек, два человека в жюри, остальные учащиеся болельщики. Каждая команда готовит приветствие для соперников, по пять вопросов для разминки и домашнее задание. Для болельщиков организуются специальные конкурсы, которые могут принести командам дополнительные очки. Команды помимо приветствий и домашних заданий должны придумать название команды и эмблемы экологического содержания – своего рода отличительные значки команд. Для проведения КВН также подготавливается зал и его художественное оформление, музыкальные заставки, выбирается ведущий или ведущие, готовятся конкурсы, пишется сценарий. Подготовка к проведению конкурсов плакатов. Проведению этих конкурсов предшествует большая подготовка. Надо отметить, что они проводятся с учащимися вторых-четвертых классов начальной школы. Над каждым плакатом работает группа ребят, состоящая из пяти-семи человек. Они определяют тему, распределяют между собой обязанности: художественное оформление плаката, подготовка текстового пояснения, сценария для обоснования темы и значимости. Также необходимо выбрать жюри, состоящее из учащихся и учителей. Подготовка к игре. Как известно, игры бывают разные: ролевые, тематические, дидактические, подвижные и так далее. Так как игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, то внеся в нее экологическую направленность, мы скорее достигнем 16
положительных результатов. Рассмотрим подготовку к проведению ролевой игры «Пресс- конференции». Дети учат тексты выступлений, рисуют рекламные щиты, делают таблички и нагрудные визитные карточки для журналистов и репортеров и с названиями организаций, которые будут участвовать в процессе конференции. Оборудование помещения. Классная комната условно делится на две части. Столы стоят у доски в виде буквы «П». Во главе место для ведущего программы и спонсоров, по сторонам стола сидят участники секций. Перед каждым табличка с названием организации, которую он представляет. Во второй части комнаты сидят представители прессы и зрители. Доска и нижняя часть столов оформлены рекламными щитами и плакатами экологического содержания, на которые в ходе игры будут обращать внимание ведущие и спонсоры. Подбирается материал, пишется сценарий, распределяются роли и обязанности, подбирается музыкальное оформление. При подготовке пресс- конференции дети читают соответствующую литературу, упражняются в ответах. При подготовке к играм очень важно составить правила игры и подведения итогов. Они содержат нравственные требования к взаимо- отношениям детей, к выполнению ими норм поведения. Организация экологического кружка. Подготовка к работе экологического кружка бывает различной. Работе кружка может предшествовать хорошо организованная экскурсия, во время которой учитель предлагает заинтересованным детям создать кружок. Желание детей работать в таком кружке часто выявляются после массовых мероприятий. Необходимо отметить, что кружок – добровольная организация, поэтому правила его работы обсуждаются и принимаются самими детьми. Так же необходим актив из числа детей, которые выбираются на первой встрече, обсуждаются их обязанности. Руководитель должен 17
развивать инициативу и самостоятельность актива, советоваться с ними в решении тех или иных вопросов. Так же необходимо, чтобы дети были примерно одного возраста и не больше двадцати человек, иначе руководителю трудно уделить каждому внимание [11]. Организация работы обычно придерживается следующего порядка: 1. Вводное занятие, обычно носящее теоретический характер. 2. Самостоятельная работа (исследовательская). 3. Отчетное занятие. 4. Выпуск стен газет, журналов, оформление выставки по результатам работы. На основе вышеизложенного мы видим, что подготовка очень важна при планировании внеклассной работы [7].
II.2. Методика проведения внеклассных экологических занятий.
Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним подразумевается, то есть чувство человечности, доброты, ответственного отношения к природе и людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и все, что происходит вокруг. Нужно научить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Поэтому надо ставить конкретные и разумные цели и задачи к каждому занятию и искать наиболее эффективные пути их реализации. Для примера рассмотрим методику проведения игр. Ее основная структура: — формирование цели игры; — определение количества играющих; — подбор материалов; — учет временного фактора; 18
— подведение итогов. 1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно проводимой игры. 2. Выразительность проведения игры. Обеспечение интереса детей, желание слушать, участвовать в игре. 3. Необходимость включение педагога в игру. Он и участник, и руководитель игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с воспитательными задачами, но не оказывать давление, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направить игру в нужное русло. 4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению задач. 5. Между учителем и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, сопереживания. 6. Используемая наглядность должна быть простой и емкой [17]. Игра «Придумай загадку». Для детей шести – десяти лет. Педагогические задачи: учить детей подмечать характерные признаки растений и животных и узнавать их по описанию. Цель проверить наблюдательность детей, привить любовь к живой природе, расширять кругозор. Содержание и методика. Педагог предлагает детям придумать загадки, например, о цветах, деревьях, бабочках, чтобы другие дети могли отгадать их. Когда в игру играют впервые, нужно привести примеры придуманных детьми загадок: «Усики длинные, хвостик маленький, сам серенький, пушистенький, любит морковку и капусту», «Белые лепестки, желтая середина, листики похожи на укроп». Если у детей будут получаться хорошо загадки, задание можно усложнить: придумать загадки сразу на два с чем-то схожих живых объекта. 19
Например: «Один серенький, пушистенький, когда доволен, мурлычет, другой серенький, с длинным хвостиком, серенького, пушистенького боится», или «Полосатенький жучок очень любит есть листья того растения, клубни которого мы любим, есть сами». Советы педагогу. Если дети затрудняются самостоятельно придумывать загадки с хорошими признаками, можно дать им картинки. Пусть дети, глядя на них, составляют загадки, отмечая все важные признаки [10]. Фрагмент праздника «Мы – друзья природы» (для детей шести-девяти лет). Педагогические задачи. Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике. Содержание и методика фрагмента. Во время праздника ведущая сообщает, что пришла тревожная телеграмма: «В окрестностях школы появились: возбудитель спокойствия рек и озер – Водомут, разоритель птичьих гнезд – Птицегуб и нарушитель лесной тишины – Крепкосвист». Получив такое известие, дети принимают решение прейти на помощь природе. Они отправляются на поиски хулиганов. По запискам, стрелкам, указателям, изготовленными «обитателями леса», они находят нарушителей и приводят их на площадку где проходит праздник. – Ведущая. Почему вы шумели в лесу? – Водомут. Это разве шум? Ну-ка, Крепкосвист, свистни, как следует! Крепкосвист хочет свистнуть, но ведущая снимает с него свисток и предупреждает: – Ведите себя прилично! Вы попали на праздник к нашим детям и не безобразничайте! Иначе будете стоять в углу! Все трое (сбивчиво): – Мы... Мы не знаем... Мы не знаем... 20
Ведущая: «Придется вам объяснить. Ну-ка, ребята, скажите им, как нужно себя вести в лесу». Мальчик: «Лес – это дом наших зверей и птиц. В чужом доме не шумят. Сейчас многие птицы сидят на гнездах, ждут птенчиков, у многих зверей малыши, а вы подняли шум, притащили в лес музыку». Ведущая: «А ты Птицегуб, мог бы быть хорошим мальчиком, если бы учился меткости не на птицах. Нарисуй круг и тренируй свой глаз, бросая мячик в цель». Девочка: «Из-за таких, как он, порезал ногу наш Ваня, когда купался. Мальчик. Да они вообще какие-то дикие: не поздоровались и даже с праздником нас не поздравили». Ведущая: «Нет, мы вас так не отпустим. А ну-ка, выбрасывайте свою гадость!» Приносят ведро для мусора, туда бросают рогатку, свисток и все, чем набиты карманы Водомута. Девочка: «Пусть идут в пустую комнату, и сидят там наказанными, пока не поймут, как нужно себя вести». Каждый ребенок говорит по строчке из стихотворения Е. Караковой: Мы хотим, чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса, Чтобы речки серебрились, Чтобы бабочки резвились, И была на лужах роса! Мы хотим, чтоб солнце грело, И берёзка зеленела И под елкой жил смешной колючий еж, Чтобы белочка скакала, Чтобы радуга сверкала, Чтобы летом лил весенний дождь! 21
Все трое (сбивчиво): «Ребята, простите, мы больше не будем. Мы уже поняли... Если бы вы нас приглашали на свои праздники, мы бы не делали так. Это мы от скуки...» Мальчик: «Тогда отвечайте, как нужно вести себя в природе?» Отвечают сбивчиво, неуверенно, но правильно. Крепкосвист: «Нельзя шуметь, нельзя мусорить, бить стеклянную посуду, бросать пустые консервные банки...» Девочка: «А птичек и зверей можно обижать?» Птицегуб: «Нет, мы больше не будем...» Мальчик: «А деревья и кусты можно ломать?» Водомут: «Нет... Ребята, простите нас, мы больше не будем». Ведущая: «Простите их, ребята, поможем им стать хорошими?» Мальчик: «Ладно, пусть остаются на нашем празднике». Все становятся в круг и поют песню Д. Львова-Компанейца на слова В. Викторова: Шире круг, шире круг Музыка зовёт Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод! Дружат птицы в вышине, Дружат рыбы в глубине, Дружит с небом океан, Дружат люди разных стран. Дружат солнце и весна, Дружат звезды и луна, Дружат в море корабли, Дружат дети всей Земли. Советы педагогу. Педагог готовит заранее, сообщая детям в беседах элементарные правила поведения в природе. Роли нарушителей исполняют 22
старшеклассники. Костюмы: у Водомута через плечо гирлянда из консервных банок и стоптанных башмаков. Он одет в штаны с огромными карманами, из которых торчит всякий мусор. У Крепкосвиста на шеи весит свисток, У Птицегуба – рогатка. Чтобы как можно больше детей чувствовали себя участниками события, к нарушителям обращаются все время разные дети. Те слова, в которых содержатся правила поведения в природе, лучше поручать говорить детям, у которых поведение всегда образцовое [13]. 23

Гл а в а III.

Задачи

и

методика

экспериментальной

работы

по

экологическому воспитанию.

III.

1 . Задачи

экспериментальной

работы

по

экологическому

воспитанию детей.
Исследовательская работа была проведена в средней обще- образовательной школе № 4 п. Победа. По данному вопросу мы определили следующие задачи экспериментального исследования: 1. Выявить уровень знания детей младшего школьного возраста по экологическому воспитанию. 2. Обработать систему методов и приёмов экологического воспитания детей на внеклассных занятиях.
III.

2 . Обоснование

методики

экспериментальной

работы

по

экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
Для выявления и решения намеченных задач была проведена экспериментальная работа в школе. Экспериментальные исследования провела в два этапа по следующему плану: 1. Выявление уровня знаний детей по экологии. 2. Экологическое воспитание детей.
III.3. Исследование экологической работы младших школьников и

приёмы экологического воспитания и образования. Выявление уровня

знания детей по экологическому воспитанию.
Провела работу согласно плана. 1. Путём тестирования, наблюдения, оценки знаний и бесед выявить уровень экологического образования и воспитания детей. 2. Составить план работы по экологическому воспитанию на внеклассных занятиях. 3. Провести конкурс эмблем и рисунков на тему: «Экология глазами детей». Цель конкурса выявить представления детей об экологии и её проблемах. 24
4. Установить дежурство за растениями класса с целью: воспитания чувства ответственности и любви к растениям. 5. Организовать наблюдение за зимующими птицами с целью оказания им помощи в виде подкормки. Воспитать в детях ответственность за своё живое. 6. Провести игру «Напоминающие знаки». Цель: изучить с детьми нормы и правила поведения в природе. Побуждать детей к фантазии и творчеству, вызвать у них желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание детей. 7. В заключение провести утренник «Мир вокруг нас». Цель: обогатить знание ребёнка о природном и социальном окружении, познакомить с целостной картиной мира и воспитать нравственное отношение к нему. 25

Глава

IV.

Влияние

внеклассных

занятий

на

экологическую

культуру младших школьников.

IV. 1. Исследовательская работа по выявлению знаний детей по

экологии.
Изучив теоретический материал, необходимо было проверить эффективность написанной нами теории по теме: «Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время» на практике. И в ходе работы, проводимой в 4 «А» классе школы № 4 п. Победа была проверена актуальность этой темы. Для этого пользовалась планом, отражённым в главе третьей. Во-первых, были выявлены знания детей по вопросам: - понимание ими живой и неживой природы; - влияние человека на природу; - понятие экологии; - экологические проблемы нашей жизни; - влияние посильного вклада в охрану окружающей среды и т.д. Выявление знаний происходило путём бесед и тестирования. В результате этой работы было установлено, что в этом классе из 24 человек только двое плохо различают живую и неживую природу. Зато весь класс отличает природу от окружающих нас творений человека. Также все дети хорошо понимают влияние человека на природу, но только некоторые знали о термине «экология». Во-вторых, был проведён конкурс рисунков «Экология глазами детей», который лучше позволил понять видение детьми экологии. Для выявления у учащихся экологических знаний учащимся были предложены вопросы об экологических особенностях живых организмов, среде их обитания, взаимосвязях в природе. Тестирование включало 8 вопросов: 1. Укажите стрелками принадлежность к определённым группам растений: 26
ель шиповник ягель морская капуста подосиновик мхи хвойные лиственные грибы водоросли 2. Укажи стрелками, кто к какой группе животных относится: черепаха муравей курица медведь акула лягушка насекомые рыбы земноводные пресмыкающиеся птицы млекопитающие 3. Назови их среду обитания: лось... крот... карась... рыба-пила... гриб-трутовик... 3. Найди правильно составленную цепь питания: люцерна – стрекоза – змея – ёж жук – землеройка – растение – крот клевер – бабочка – стриж – разрушители 4. Подчеркни загрязнителей окружающей среды: растения животные заводы человек фабрики автомобили 5. Какова роль зелёных растений в природе? очищают воздух 27
загрязняют воздух служат кормом для животных образуют питательные вещества украшают планету выделяют вредные вещества 6. Подчеркни название редких и исчезающих животных: белый медведь тигр уссурийский утка кряква зубр кавказский заяц русак уж обыкновенный 7. Подчеркни название редких и исчезающих растений: ландыш лесной венерин башмачок одуванчик обыкновенный крапива двудомная тис ягодный цикламен кавказский Каждый правильный ответ оценивался 1 баллом. После выполнения задания баллы суммировались, а полученные результаты позволили судить об уровне сформированности экологических знаний учащихся. Если ребёнок набрал: 26-32 балла – высокий уровень знаний; 19-25 баллов – средний уровень знаний; 12-18 баллов – низкий уровень знаний. В 4 «А» классе (22 человека) высокий уровень знаний показали десять учащихся (56 %), средний уровень – 8 учащихся (40 %) низкий уровень 4 учащихся (4%).
IV. 2 . Углубление знаний детей по экологии путём внеклассных

занятий.
Дальнейшая работа по экологическому воспитанию детей заключалась в следующем: - организация работы кружка цветоводов «Зелёные ладошки»; - установление наблюдений за зимующими птицами и их подкормка; - устные сообщения детей о своих наблюдениях;
- индивидуальная работа с детьми; - проведение игры «Напоминающие знаки». Игра «Напоминающие знаки» помогла детям лучше усвоить нормы и правила поведения в природе. Побудила детей к фантазии, к выражению своего отношения к природе, вызвала у них желание внести свой посильный вклад в природоохранное дело. Их рисунки показали, что они не безразличны к проблемам природы. Каждый ребёнок выходил в центр со своим рисунком и объяснял, что же он хотел сказать этим своим знаком, а также говорил, почему считает свой знак – рисунком важным. Из детских напоминающих знаков была составлена «карта-плакат». Ребята считают, что такие «карты-плакаты» должны встречаться в лесах и напоминать тем самым человеку о чистоте окружающей природы (Приложение). Была ещё раз проведена выставка рисунков и эмблем по экологии, дети по желанию рисовали эмблему или рисунок по волнующей их экологической проблеме. Затем была проведена сравнительная выставка работ, где были прикреплены по две работы детей, те, что они рисовали в начале занятия и новые. Эта выставка помогла увидеть детям, насколько они продвинулись в экологическом воспитании, насколько больше они стали знать и понимать в природных вопросах.
IV.3. Методика и результаты формирующего эксперимента.
На основе полученных результатов была составлена программа работы по формированию экологической культуры младших школьников. Цель программы: заложить основы опорных экологических и природоохранительных знаний; экологического сознания и восприятия учащимися себя как части природы, осмысление своей значимости в решение экологических проблем. Для решения поставленных целей нами был составлен план работы, в который включили: 1. Уроки природоведения и экологии 2. Этические беседы по экологии.
3. Решение экологических рассказов-задач. 4. Внеклассные мероприятия экологического содержания (экскурсии, весёлые задания, конкурсы и прочее). Так, например, на уроках экологии детям предлагались такие задачи, как: «Невидимое пугало», «Малютки кролики», «Маленькие лесные люди» и др., которые не только расширяли знания о растительном и животном мире, но и способствовали накоплению опыта отношений с окружающим миром, духовному, интеллектуальному и нравственному развитию учащихся. Урок экологии На уроке экологии по теме «Три кита экономики» нами была проведена беседа. Целью этого урока было познакомить детей с основными понятиями в экономике; развивать познавательный интерес, логической мышление, речь; воспитывать бережное отношение к окружающей среде, школьному имуществу. Ученикам задавался такой вопрос как: – Как вы думаете, о каких китах идёт речь? Ученики отвечали и правильно, и неправильно, но каждый из них старался ответить. На доску учитель вывесил плакат «Три кита экономики» и рассказывал, проводил беседу по каждому киту экономики из трёх. Сразу было заметно, что ученикам было очень интересно слушать и принимать участие в беседе. Также дети активно работали по учебнику, выполняли задания. И в конце урока ученикам была предложена игра «Крестики-нолики» на проверку знаний. Игровое поле Таблица 1. Воздух и вода Капитал Физическая и умственная энергия Наш край Учёный и экономика Тетрадь Шахтёр, сталевар Спицы, клубок Образование
Ученики делятся на две команды. От каждой команды к доске подходят по одному человеку, которые тянут жребий. Команда, вытянувшая «X», называется командой «Крестиков» и начинает игру, т.е. выбирает на поле первый конкурс. Правила игры таковы: каждый следующий конкурс выбирает проигравшая команда. Итоги можно подводить двумя способами: 1. Игра до победного конца, когда разыгрываются все десять конкурсов. Выигрывает команда, набравшая больше очков. 2. Выигрывает команда, сумевшая выстроить свои значки на игровом поле по вертикали, горизонтали и диагонали – как в детской игре «Крестики- нолики». Вопросы к заданиям. 1. Воздух и вода: а) к чему отнести воздух и воду? б) движение воздуха? (Ветер). 2. Капитал: а) откуда берётся капитал? б) книги – это капитал? 3. Физическая и умственная энергия: а) физическая и умственная энергия – это что? б) объясни пословицы: «Дело мастера боится»; «Как ты к работе, так и работа к тебе»; «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». 4. Наш край: а) какие природные богатства добывают в нашем крае? б) как их используют в экономике? 5. Учёный и экономика: а) умственный труд – объясните. б) какие профессии умственного труда необходимы? 6. Тетрадь: а) составить цепочку изготовления тетради (записи).
б) профессии людей, участвующих в этом изготовлении. 7. Спицы, клубок: а) составь цепочку рождения вещи. б) какие профессии людей принимают участие? 8. Образование: а) какие люди нужны современной экономике? б) какую пословицу ты применишь к своему образованию «Труд не кнут, а человека подгоняет»; «Как ты к работе, так и работа к тебе». После игры «Крестики-нолики» подводится итог урока. Задаётся вопрос: – Каких трёх китов экономики вы узнали? Экологическая экскурсия Экологическая экскурсия проходила у реки Белой. Тема экскурсии: «Наблюдение за зимующими птицами с целью оказания им помощи в виде подкормки». Цель экскурсии: воспитание в детях ответственности за всё живое. – Ребята, сегодня мы с вами пойдём на экскурсию Мы будем наблюдать за зимующими птицами с целью оказания им помощи в виде подкормки. Ученики заинтересовались и с большим удовольствием приняли участие в этой экскурсии. На экскурсии дети задавали много вопросов, на которые они тут же получали ответы. Ученикам было очень интересно, и они рассматривали зимующих птиц, подкармливали их крошками хлеба. Во время экскурсии с детьми была проведена беседа по охране пернатых друзей человека. После экскурсии мы с учениками вернулись в класс и провели беседу. Ученикам были заданы вопросы: — Что нового вы узнали на экскурсии? — Что больше всего вам запомнилось? и.т.д. И продолжая эту тему, на уроке трудового обучения ученики выполняли кормушки для зимующих птиц. Весёлые задания
«Рассказ по картинке» В этом задании ученики рассматривали картинку, на которой изображены: котёнок, щенок и петушок. Ученики составили рассказ о них, заменяя картинки словами, предложениями, дорисовывали в свободных картинках то, что девочка дала щенку и петушку. Ученики с удовольствием выполняли задание, и у них появился интерес. В этом задании просматривался метод соревнования между учениками, т.е. кто лучше составит рассказ, и у кого интереснее он получится. У детей получились интересные работы, и одна превосходила другую (Приложение 2). Кружок «Зелёные ладошки» Нами был организован кружок цветоводов «Зелёные ладошки». Деятельность кружка направлена на изучение, классификацию, разведение и культивирование клубковых и комнатных и декоративных растений. В задачи учеников, работающих в данном кружке, входит выращивание рассады, культивирование и получение семенного материала, расширение коллекции сортов декоративных клумбовых растений; культивация, расширение видового разнообразия комнатных декоративных культур, их классификации.
Классификационно-тематическое планирование работы. Кружок цветоводов «Зелёные ладошки». Таблица.2. Месяц Содержание работы 1 2 Сентябрь Определение, систематизация комнатных растений, произрастающих в классе. Смена видового состава альпийской горки. Культивирование комнатных растений в классе. Октябрь-февраль Культивирование комнатных растений в классе. Расширение знаний о видовом разнообразии. Систематизация знаний. Выгонка тюльпанов. Март Операция «Первоцвет». Составление гербария первоцветов. Систематизация видового разнообразия первоцветов региона. Культивирование комнатных растений в классе. Апрель Комнатные цветы и их размножение. Теория и практика. Продолжение операции «Первоцвет». Культивирование комнатных растений в классе. Май Культивирование клумбовых и комнатных растений. Систематизация видового разнообразия клумбовых растений.

Заключение
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и бедующего поколения. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребёнка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных учёных. Определить цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а так же содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведётся. Поэтому целью нашего исследования стала разработка программы кружковой работы экологического воспитания младших школьников, позволяющей полнее реализовать возможности экологического воспитания. Проделанная работа привела к следующим выводам: 1. Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляется с учётом возраста учащихся, имеющие конечной целью формирование экологической культуры. 2. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе. 3. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, её уровень, как правило, остаётся достаточно низким. 4. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию
познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приёмов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. 5. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся. Проведенная работа убедила меня в большой важности разработки специальной программы, направленной на повышение экологической культуры учащихся начальных классов. 36

Литература
1. Бочкарёва Н.Ф. Система экологического воспитания и образование учащихся. - Калуга, 1996 г., ст. 12-15, 26-32, 33-37. 2. Васильев С.В. Формирование природоохранных понятий: Дис. канд. пед. наук. – Л., 1994, с 12-17. 3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Методика преподавания биологии: — М. Просвещение, 1976, с. 315-327. 4. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика п р е п ода ва н и я природоведения: Учебник – М: Просвещение, 1984, с. 159. 5. Деребко С.В., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с. 38-126. 6. Добрецова // Биология в школе // Игра как средство экологического образования, М; Просвещение — 1989-№3, с. 64-67. 7. Дмитриев Ю.А. Диагностика готовности детей к обучению в школе: – М – Профессиональное образование, – 1994, с. 48-50. 8. Захлебный А. Н. На экологической тропе. М., 1981г, с. 21-31. 9. Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении. М., 1993, с. 84-92. 10. Карпова Е.В., Дидактические игры в начальный период обучения: – Ярославль: Академия развития; 1997, с. 12, 19-22. 11. Могодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми; – Минск; Асар, 1996, с. 3-7, 102-106. 12. Никишов А.И. Внеклассная работа по биологии: – М. Просвещение; 1974, 3-23. 13. Новогодская Е.Г. Начальная школа // Пресс-конференция День Земли, М Просвещение – 1998-№6, с. 52-56. 14. Кружицкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 1986, с. 11-18. 15. Плешаков А.П. Начальная школа // Экологические проблемы и начальная школа, М: Просвещение – 1991-№5 с. 2-8. 16. Сайдакова JI.А. Начальная школа // Мир вокруг нас. Внеклассное 37
занятие на экологическую тему, М.: Просвещение – 1993-№9, с. 40-43. 17. Сашева Л.П. Начальная школа // Содержание экологического образования в начальной школе, М.: Просвещение – 1993-№9, с. 4-6. 18. Тихонова А.Е. Начальная школа // Приобщение младших школьников к туристическо-краеведческой работе с целью их экологического образования, М.: Просвещение – 1998-№6, с. 77-80. 19. Чаус Б.Ю., Чаус З.А. Начальная школа // Экологические сказки, М.: Просвещение – 1993-№9, с. 44-46. 20. Чижевский А.Е Начальная школа // Экология у нас дома. Малый экологический практикум, М.: Просвещение – 1998-№6, с. 43-45. 21. Яблоков А.В. Биология в школе // Экологические проблемы, острота ситуации, М.: Педагогика – 1989-№3, с. 5-10. 38


В раздел образования