Автор: Хамзова Оксана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Лицей №12" г. Железногорска
Населённый пункт: город Железногорск Курская область
Наименование материала: статья
Тема: Способы моделирования современного урока литературы
Раздел: среднее образование
СПОСОБЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Хамзова Оксана Викторовна,
высшая категория,
преподаватель русского языка и литературы,
МОУ «Лицей №12» г. Железногорска
Курской области
Падение
интереса
к
урокам
литературы
–
печальная
реальность
сегодняшнего дня. В этом виновато и изменение статуса предмета, и снижение
интереса подростков к чтению (особенно программному). Однако правда состоит
и в том, что значительная часть уроков литературы проходит сегодня неинтересно,
по старым, уныло-методическим лекалам, в итоге не затрагивая обучающихся. В
условиях, когда степень интереса к предмету в школе стремительно снижается,
перед учителем встает проблема поиска мотивации для занятий литературой. Мне
кажется, что значительная часть проблем может быть решена, если сделать урок
по литературе интересным. Мною
накоплен целый арсенал приемов такого
построения
уроков,
при
котором
удается
заинтересовать
обучающихся
деятельностью, связанной с литературой.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого
определения
его
конечной
цели
—
чего
преподаватель
хочет
добиться;
затем
установления
средства
-
что
поможет
ему
в
достижении
цели,
а
уж
затем
определения способа — как он будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Сегодня
невозможно
представить
любой
урок
без
использования
информационно-коммуникационных технологий обучения, хотя многие считают,
что компьютерные технологии – это прерогатива только учителей информатики.
На самом деле, это не так. Современный урок – это урок, демонстрирующий
компьютерную
грамотность
преподавателя
и
обучающегося
;
это
урок,
позволяющий быстро и мобильно использовать информационные технологии для
объяснения
или
закрепления
материала,
изучаемого
на
уроке;
это
широкая
возможность
использования
информационного
поля;
это
средство
общения
с
огромным количеством информации и систематизация этой информации; это урок,
дающий не просто определенный объем знаний, а дающий возможность учиться.
Электронная
презентация
активно
влияет
на
визуальное
мышление
обучающихся, напрямую связанное с процессами запоминания. Очевидно, что,
подкрепляя информацию, воспринимаемую на слух, зрительными образами, мы
интенсивнее воздействуем на процессы долговременной памяти учащихся.
Однако «неграмотное » использование компьютерных презентаций может
мешать процессу обучения. Большинство педагогов не учитывают, что, желая дать
как можно больше информации, они выносят на слайд слишком много текстового
материала. Особенности чтения текста с большого расстояния не учитываются.
Дизайн презентации играет первостепенную роль и напрямую определяет
степень
понимания
и
усвоения
материала.
Обратимся
к
общим
принципам
создания слайдов:
каждый слайд должен содержать один информационный блок;
фразы на слайде должны быть оптимально краткими и пониматься
однозначно;
дизайн
слайда
должен
соответствовать
требованию
качественного
предст авления
дидактиче ского
материала
(
т е кс т о в о г о ,
изобразительного,
схематического),
который
демонстрируется
с
большого расстояния;
все слайды , составляющие одну презентацию, в оформлении должны
подчиняться принципу единообразия.
Презентация может стать основой урока и продолжаться в течение всего занятия, а
может составлять лишь его часть. В любом случае урок не должен начинаться и
заканчиваться
презентацией.
Слушателям
необходимо
видеть
и
воспринимать
говорящего, а потом уже переключаться на «яркую картинку».
Проблема текста и работы с ним по сей день волнует учителей-
словесников. Как с помощью литературного текста помочь ученику не только
разбудить
чувства,
но
и
расширить
границы
сознания,
развить
мышление,
активизировать
творческую
деятельность?
Не
всегда
мы
можем
мотивировать
плодотворную
работу
обучающихся
на
уроках
литературы.
Речь
идёт
об
отдельных текстах, которые трудны для восприятия и понимания, поскольку во
внеучебной
деятельности
ребёнком
не
читаются
(например,
элегии,
баллады,
былины,
древнерусские
тексты
различных
жанров).
Применение
на
уроках
литературы методики моделирования помогает преподавателю развить интерес к
изучаемому произведению, а ученику позволяет получить не только эстетическое
наслаждение
от
текста,
но
и
понять
и
осознать
значимость
данного
художественного произведения.
Каких только придумок не было: в ход шли и потрясающие исполнения, и
монтажи
по
произведению,
и
инсценирование,
и
«чаепития
по
тексту»,
и
раздаривание
отпечатанных
рассказов,
стихотворений,
и
звуковая
книга,
и
музыкальное
сопровождение,
и
сравнение
с
театральными
постановками,
экранизациями и авторскими фильмами по мотивам произведения, и диспуты-
споры.
Что же делает педагог в этом процессе? Он
не только
организатор,
модератор процесса, а также советчик и помощник. При этом ему необходимо к
себе предъявлять большие требования: читать книги, журналы, газеты, покупать
новейшую литературу, смотреть канал «Культура», записывать многие передачи и
в отрывках показывать их ребятам. Ему необходимо во всем этом вращаться и
делиться с детьми, рекламировать, заражать этим литературным миром.
Иногда чтение становится предварительным этапом для интересной работы
в необычной форме и одновременно её конечным результатом.
Многие
произведения
строятся
на
конфликте,
который
помогает
обучающимся увидеть суть произведения. Для большей заинтересованности ребят
образами героев,
их судьбами
я использую составление сводных таблиц. Это
можно сделать как на заключительном этапе урока, так и на протяжении всего
урока.
Научиться
видеть
проблему,
заключенную
в
произведении,
«своими
глазами» гораздо полезнее, чем заучивать чужие приблизительные формулировки.
Для этого можно использовать творческие задания. Например, представим себе,
что рассказ «Крыжовник»- своего рода история болезни. Вот пришел к доктору
Чехову пациент- Николай Иванович. Доктор запишет в его карту две вещи: 1) в
чем проявляется его болезнь в данный момент; 2) как она развивалась, и что стало
её причиной. Попробуйте, основываясь на тексте рассказа восстановить две эти
записи.
Проблемы литературного произведения, в принципе никогда не разрешаемы
авторами до конца, они рассчитаны на соучастие читателей.
Преподаватель может создать картотеку проблемных ситуаций через
«деталь»- «вопрос»- «проблему». Работа с данной картотекой позволяет развивать
умственную
деятельность
обучающихся,
направлять
их
мысли
на
самостоятельный поиск ответов по основным вопросам, помогает понять идейное
и художественное значение литературного произведения.
Например: драма «Гроза». Цель: выяснить, почему же Катерина покончила
жизнь
самоубийством?
Эпизод:
цитата
Добролюбова:
«Тихон-
существо
простодушное и пошловатое, совсем не злое, но до крайности бесхарактерное.
Борис-
такой
же,
в
сущности,
только
образованный».
Вопрос:
кто
же
они-
любимые мужчины Катерины? Вывод: и Борис, и Тихон не способны ни на что,
один
боится
маменьки,
другой-
дяди.
Их
неспособность
защитить
любимую
женщину приводит к гибели последней.
«Мастер и Маргарита»- произведение, даже приблизительно «не решенное » в
серьезных
филологических
исследованиях.
Перед
началом
работы
с
романом
обучающимся предлагается не совсем обычное задание: составить список того,
что показалось в нем непонятным. Мы получаем возможность сосредоточиться на
тех вопросах, которые действительно интересны нашим ученикам. В основном
они совпадают с теми, о которых спорят и серьезные филологи, но встречаются и
такие, которые требуют простого комментария или более точного знания текста.
Собрав листки с вопросами, мы можем сразу их рассортировать. На простые
вопросы могут ответить сами обучающиеся, сложные
запишем на доске и в
тетрадях , а затем вместе будем искать на них ответ.
Преподавателю
необходимо
в
самом
начале
урока
,
после
приветствия
,
произнести первую фразу, которая заинтересует ребят, не даст им погрузиться в
обыденный учебный ритм. Она должна удивить, привлечь внимание, заставить
проснуться мысль -
и победить рассеянность, лень, нежелание включиться в
работу. Наша задача- начать разговор сразу, как только обучающиеся сели на свои
места.
Для
этого
не
нужны
общие
фразы,
якобы
открывающие
урок;
вместо
предположения о том, что мы сегодня будем делать, следует переходить сразу к
делу.
Так, в системе уроков по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
могут быть представлены на разных уроках следующие вопросы- завязки:
Издали бы вы дневник Печорина, оказавшись на месте рассказчика?
Объясните.
В какой момент жизни Печорина вы хотели бы встретиться с ним, каким
был бы предмет вашей беседы?
В своей работе я использую и еще один прием, который помогает обучающимся
запомнить произведение, героя, писателя, сюжет, зафиксировав его в памяти за
счет ассоциативных заданий. Это литературные игры следующего содержания:
продолжить фразу, определить произведение по
цитатам из текста, к фамилии
присоединить
имя
(Онегин-
Евгений),
назвать
автора
из
перечисленных
произведений.
Русская классическая литература музыкальна, именно музыкальные эпизоды
создают
вдохновенное
состояние
у
героев.
Вспомним
«Бесприданницу»
А.Н.
Островского, где Лариса под впечатлением спетого ею романса делает, наконец,
свой
выбор;
Обломова
с
потрясающим
его
вдруг
чувством
восхитительной
гармонии в момент пения Ольги Ильинской; бетховенскую сонату в «Гранатовом
браслете » А.И. Куприна ; вдохновенное состояние радости, счастья, слияния с
жизнью в музыкальном доме Ростовых; музыку, приснившуюся Пете Ростову. Все
это- кульминация жизни героев, пик их существования. Состояние причастности к
вдохновению ребята
хорошо ощутят, научившись слушать ту же музыку, что
исполняли и слушали герои русской литературы. Для преподавателя включение
музыки, звучащей в произведении, в знакомство с писателем и эпохой- не только
импульс для чтения и анализа текста, но и способ эмоционального влияния на
обучающихся. Она способна захватить даже непросвещенных слушателей.
Все перечисленные способы моделирования урока литературы помогут
добиться лучшего усвоения материала. Условиями достижения положительных
результатов является также использование самых различных методов проверки
знаний,
начиная
от
фронтальной
беседы,
индивидуального
опроса
и
кончая
тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы
всего класса на 10-20 вопросов. А также постановка дополнительных вопросов для
проверки
прочности,
глубины
знаний;
создание
при
опросе
нестандартных
ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех обучающихся к
активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные
вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на
данном этапе.
Критериями эффективности современного урока литературы можно считать :
обучение через открытие ; самоопределение обучаемого к выполнению той или
иной
образовательной
деятельности;
наличие
дискуссий,
характеризующихся
различными точками зрения, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения
истинной точки зрения; способность обучающегося проектировать предстоящую
деятельность, быть ее субъектом ; моделирование затруднений в образовательном
пространстве и поиск путей их решения.
Литература может «трогать сердце» подростка, надо только научить его
вглядываться в слова, думать и говорить о них. Далеко не все умеют слушать
классическую музыку, но это не значит, что нужно отменить ее. Это значит нужно
учить и учиться ее слушать. Неоспоримо и утверждение, что литература всегда
была и должна оставаться учителем жизни для наших детей и что при изучении
художественных
произведений
очень
важно
выявить
«их
вечный,
общечеловеческий смысл, проблемы, которые сегодня значимы так же, как во
время написания великих творений».