Автор: Долгова Любовь Алексеевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ Верхняковская СОШ
Населённый пункт: х. Верхняковский, Верхнедонской р-н, Ростовская обл.
Наименование материала: отчет по теме самообразования
Тема: Использование методов проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся 5 - 11 классов
Раздел: полное образование
Отчет по теме самообразования
В
настоящее
время
в
школах
стал
широко
применяться
метод
проектов. В новых
стандартах
большое
внимание
уделяется
именно
проектной
и
исследовательской
деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В
основе
метода
проектов
лежит
развитие
познавательных
навыков
учащихся,
умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого
мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся.
Актуальность
данной
проблемы
побудила
меня
выбрать тему
самообразования
«Использование
методов
проектов
на
уроках
информатики
для
развития
всех
видов
мышления и познавательного интереса обучающихся 5 - 11 классов», над которой я
работаю с 2014 года.
Цель данной темы:
повышение
теоретического,
научно-методического
уровня,
профессионального
мастерства и компетентности как учителя информатики и развитие благоприятной,
мотивирующей потребности учащихся к проектной деятельности
Задачи самообразования по теме:
-изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
-изучить опыт педагогов школы, района, региона;
-вести мониторинг участия обучающихся 5-11 классов в проектной работе;
- обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования;
-разработать систему контроля знаний учащихся в проектной дееятельности
- разработать методический комплекс материалов по использованию метода проектов на
уроках информатики для развития творческой личности учащихся для последующего их
применения на уроках информатики
- применять метод проектов на уроках, в качестве закрепления пройденного материала
и обобщения полученных знаний
-
применять
метод
проектов
во
внеурочной
и
исследовательской
деятельности,
в
качестве
развития
индивидуальности,
самостоятельности,
творческих
способностей
и
исследовательских навыков учащихся:
- создать интернет страницу на персональном сайте в помощь учителям и ученикам.
Работа
по
методу
проектов
—
это,
относительно
высокий
уровень
сложности
педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Мною
пройдены
курсы повышения квалификации по теме
«Методическое обеспечение и
планирование
учебно
–
исследовательской
и
проектной
деятельности
в
условиях
реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям) по предметной
области
«Информатика
(ИКТ)»»
(декабрь
2014
г.),
проводимые
негосударственным
образовательным
учреждением
послевузовского
профессионального
образования
«Учебный
центр
«Бюджет»».
г.
Москва,
изучено
методическое
обеспечение
и
планирование
учебно
–
исследовательской
и
проектной
деятельности
в
условиях
реализации ФГОС (Консультативная группа «Финиум», Москва, 2014)
Как
организатор
проектной
деятельности
я,
изучив
методическую
литературу
и
осмыслив
собственный
опыт, определила
для
себя
ряд
положений. Для
применения
метода проектов необходимо:
1.
наличие
значимой
задачи
или
проблемы, для
решения
которой
учащемуся
необходимо использовать уже полученные им знания и новые, которые ему еще
необходимо приобрести;
2.
самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуальная, парная, групповая;
3.
подведение
итогов,
их
презентация. Результаты
выполненных
проектов
должны
быть, с получением продукта. Если это теоретическая проблема, то конкретное ее
решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию;
4.
проект
должен
быть
структурирован.
Необходимо
определить,
хотя
бы
приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе.
В практике проектирования можно выделить четыре основных этапа.
Исходный этап (разработка проектного задания):
Анализ
положения:
выявление
проблемы,
обоснование
актуальности,
новизна,
формулирование темы проекта.
Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения. Выбор формы
продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников
проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение
проекта будет увлекательным, а защита проекта – убедительной.
Этап разработки плана работы:
Определение
сроков
выполнения
проекта,
составление
плана
и
графика
промежуточной отчетности.
Выбор средств и методов выполнения.
Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.
Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.
Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.
Реализация проекта:
Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
Проведение исследования, выполнение расчетов и других работ по теме проекта.
Подготовка наглядных материалов.
Оформление
материалов
для
презентации
(доклад,
компьютерная
презентация,
выставка и т.д.)
Контроль и коррекция промежуточных результатов.
Завершение проекта (презентация результатов):
Общественная презентация проекта.
Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.
Рефлексия:
обсуждение
процесса
и
итогов
работы,
групповых
и
личностных
достижений.
Для
успешного
выполнения
проекта
необходимо
организовать
совместную
деятельность
участников
работы
на
каждом
этапе.
Очень
важная
часть
работы
над
проектом - выбор темы. Здесь могут быть варианты.
Выбор темы
учитель
учащиеся
1 вариант
отбирает возможные темы
и предлагает их
обсуждают
и
принимают
общее
решение по теме
2 вариант
предлагает совместно
отобрать тему проекта
группа
учащихся
совместно
с
учителем отбирает темы и предлагает
классу для обсуждения
3 вариант
участвует
в
обсуждении
т е м ,
п р е д л о ж е н н ы х
учащимися
самостоятельно
подбирают
темы
и
предлагают классу для обсуждения
Выделение
подтем проекта
предварительно
в ы ч л е н я е т
п о д т е м ы
и
предлагает
учащимся
для
выбора,
принимает
участие
в
обсуждении
каждый
ученик
выбирает
себе
подтему
или
предлагает
новую,
выбирает себе роль
Очень
важно
дать
возможность
учащемуся
прочувствовать,
что проект
–
это реализация его собственных идей и замыслов, рождённых в процессе целеполагания и
планирования. Нельзя
полностью
предоставлять
учащегося
самому
себе,
но
и
ограничивать его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, тоже не следует. Более того,
участник проекта должен понимать, для чего им нужны получаемые знания, где и как они
будут использовать их в своей жизни.
Проекты
дети
выполняют
индивидуально
либо
в
группах.
В
групповых
проектах
отдельные разделы выполняются индивидуально.
Реализация и оценка проектов должны осуществляться самими детьми.
Проектная деятельность учащихся применяется при изучении определенной темы,
например,
завершение
главы
в
11
классе
«Информационная
технология
хранения
данных», задания:
Вариант №3. База данных "Автосалон" должна хранить следующую информацию:
1) Модель автомобиля.
2) Год выпуска.
3) Цвет автомобиля.
4) Цена автомобиля.
5) VIN-код (идентификационный номер автомобиля).
6) Дата продажи автомобиля.
7) Серия и номер паспорта покупателя.
8) Фамилия, имя, отчество покупателя.
9) Статус покупателя (постоянный или нет)
10) Телефон покупателя.
11) ФИО менеджера, оформившего сделку.
База данных должна содержать информацию о 10 автомобилях, 3
менеджерах, 8 продажах, 6 покупателях. Предусмотреть, чтобы 2 покупателя
приобретали автомобили не менее 2 раз
Вариант №18. База данных "Рецепты" должна хранить следующую информацию:
1) Название блюда.
2) Ингредиенты.
3) Количество ингредиента.
4) Единицы измерения ингредиента (из списка: л., мл., гр., шт.).
5) Цена ингредиента.
6) Калории на грамм ингредиента.
7) Вид обработки ингредиента (из списка: взболтать, взбить, сварить,
поджарить, подкоптить, как есть).
8) Время обработки ингредиента.
9) Вид обработки блюда (из списка: варить, жарить, тушить, коптить, готово
к употреблению).
10) Время обработки блюда.
База данных должна содержать информацию о 7 блюдах и 16 ингредиентах.
Предусмотреть, чтобы один и тот же ингредиент использовался в нескольких
рецептах
Вариант №11 "Банковские вклады"
База
данных
"Банковские
вклады"
должна
хранить
следующую
информацию:
1) Фамилия, имя, отчество вкладчика.
2) Номер счета в банке.
3) Дата посещения.
4) Сумма взноса.
5) Сумма выдачи.
6) Серия и номер паспорта вкладчика.
7) Домашний адрес вкладчика.
База
данных
должна
содержать
информацию
о
10
вкладчиках.
Предусмотреть, чтобы каждый вкладчик посещал банк не менее 2 раз
Это индивидуальная работа.
Проектная деятельность представлена тематическими проектами, реализуемыми в
течение одного или нескольких уроков до длительных проектов, с их продолжением и
расширением во внеурочной деятельности.
Примеры тематических проектов, выполненные обучающимися:
«Моделирование биологических процессов. Биоритмы.» / Электронные таблицы
«Поколения ЭВМ»
«Рубрика «Поздравь»» (поздравление педагогов с юбилеем, школьная газета) / Текстовый
редактор
«Алгоритмы вокруг нас» /Алгоритмизация и программирование
Интерактивная поздравительная открытка / Обработка видеоинформации
Безопасность интернет / Коммуникативные технологии и т.д.
Немало важными этапом в проектной деятельности остаются
1.
оформление наличие портфолио проекта – это папка, в которую собирается
весь «рабочий материал»
2.
наличие паспорта проекта (пример):
№
Наименование
проекта
Проектная работа
1
Название
2
Руководитель
_, учитель информатики и ИКТ
3
Учебный
предмет,
в
р а м к а х
к о т о р о г о
проводится работа
Информатика и ИКТ
4
Возраст
обуч а ю щ и хс я ,
н а
который
рассчитан
проект
(конечный
продукт)
7-17 лет
5
Состав
проектно
–
исследовательской
группы
Обучающиеся 10 класса:
1.
6
Тип проекта
Исследовательский
7
Тематическое
направление
Школьная проблематика
8
Цель
Уменьшение нагрузки на учащихся школы
9
Задачи
Познакомиться с …
Определить …
1
0
Гипотеза
Предположим, что …
11
Необходимое
оборудование
1.
Опросные листы
2.
Компьютер
3.
Модем для подключения компьютера к сети Интернет
4.
Проектор
5.
Анкеты
6.
Принтер
7.
Сканер
8.
Фотоаппарат
1
2
Аннотация
1
3
Этапы работы
I.
Технологиче ский:
в ы бор
темы
п р о е к т а ,
определение целей и задач проекта, выбор методов
проектной работы, распределение ролей в рабочей
команде, планирование проектной деятельности.
II.
Аналитический:
сбор
информации
по
теме,
анкетирование, интервьюирование , наблюдение…
анализ результатов.
III.
Заключительный:
3.
описание выполнения проекта
I.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
1.
Актуальность проблемы.
2.
Цели и задачи, объект и предмет исследования
3.
Гипотеза исследования
4.
Выбор методов исследования
5.
Общий план учебного исследования
6.
Рабочие группы исследования
7.
Среда
II.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
1.
Информация по теме (история , сообщение, научные факты…)
2.
Результаты исследования
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Особой
точности
требует
составление
библиографического
списка.
Список
литературы – это список изученной по теме литературы, представленный специальным
образом. Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный (по алфавиту фамилий
авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.
В список литературы входят все использованные в работе источники.
Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать
следующие
необходимые
элементы:
фамилию,
инициалы
автора;
заглавие;
данные
о
последующих изданиях; место издания, издательство; год издания и объем в страницах.
Большое значение в оформлении работы имеют приложения.
Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное
(обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно
размещается
после
основного
библиографии.
К
приложениям
относятся
копии
документов, статистические материалы, и т.п. По форме они представляют собой тексты,
графики, карты, таблицы и др.
К приложениям тоже предъявляются определенные требования:
в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной
нумерацией страниц всего текста (приложение 1, приложение 2, …);
каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в
правом верхнем углу.
Не менее важна еще одна особая часть основного текста – примечания.
Примечания содержат
разъяснения,
уточнения,
дополнения,
размещаемые
внутри
текста различным образом:
а) в круглых скобках;
б) подстрочно (оформляются как сноски);
в) после параграфов или глав.
Примечанием может быть:
библиографическая ссылка;
определение терминов или устаревших слов;
справочная информация о лицах, событиях, произведениях;
перевод иностранных слов и предложений;
пояснения основного текста.
После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную
нумерацию сносок.
В
целях
придания
излагаемому
материалу
ясности,
конкретности,
образности
в
исследовательской
работе
размещаются иллюстрации: рисунки, таблицы, фотографии,
схемы и др.
Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании
умения представлять свою работу на конференциях различного уровня, готовить тезисы
выступления, учиться отходить от “бумажной” технологии. Поэтому необходимым этапом
выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение.
Матрица введения :
Введение
Данная работа посвящена … (обозначается тема).
Описание проблемы исследования/ проекта (5–7 распространенных предложений).
С научной точки зрения, актуальность данной работы заключается в…. (или
Научная значимость данной работы заключается….)
С социальной точки зрения, работа актуальна, так как… (или Социальная
значимость работы определяется…)
Для меня лично работа актуальна тем, что…. (или Личностная значимость данной
работы заключается в том, что…)
Учебное исследование реализуется в предметных рамках…(названия предметных
областей знаний). Близкие учебные дисциплины….
Исследование может быть квалифицировано как … (вид исследования / проекта по
основной деятельности, по характеру контактов, по продолжительности).
Объектом исследования является …
Предметом исследования является …
На основании вышеизложенного сформулирована следующая цель исследования:
…
Гипотеза исследования заключается (состоит) в том, что …
Проверка истинности гипотезы предполагает выполнение следующих задач:
1. 2.
В исследовании были использованы следующие методы:
1. 2.
Практическая значимость данной работы определяется … (или состоит в том,
что…)
Текст исследовательской работы делится на крупные главы и мелкие параграфы.
Основная (содержательная) часть работы может содержать 2–3 главы, в которых
рассматриваются ведущие вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа
литературы по теме исследования, ее теоретическое обоснование; главы 2–3
описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление
определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или
исследования. В конце каждой главы пишутся выводы.
Заключение обычно составляет не больше 1–2 страниц. Важным требованием к
заключению является то, что оно не должно повторять выводы по главам. В
заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования
и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются
перспективы дальнейших исследований.
Матрица заключения
Заключение
Данная работа посвящена … (раскрытие актуальности проблемы в 2–5-ти
предложениях).
Далее раскрываются основные понятия, на которые опирались при написании
главы 1, комментируются выводы, сделанные в главе 1.
Результаты нашего исследования (работы) показали... На основе выводов главы 2
дается комментарий степени достижения цели, подтверждения, опровержения
или корректировки гипотезы.
Таким образом, … Дается окончательная формулировка утверждения, сделанного
в результате подтверждения или опровержения гипотезы.
Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продукт
исследовательской работы является актуальным и востребованным… Дается
анализ практической значимости продукта исследования.
Проекты
ребята
выполняют
не
только
в
учебное
время,
но
и
во
внеурочной
деятельности.
«Влияние
шума
на
организм
человека»,
«Я
здесь
учусь
и
мне
здесь
нравиться»,
«С
Днем
рождения,
информатика!»,
«Улучшение
дизайна
пришкольного
сквера», индивидуальные проекты по теме «Казачество на Дону»: «Казачий фольклор»,
«Символика
Всевеликого
войска
Донского»,
«Традиции
и
современность»,
«Одежда
донских казаков», «Особенности казачьей лексики». Обучающиеся 11 класса (2015 г.) с
проектом «Влияние социальных сетей на процесс становления личности» заняли I место
во Всероссийской акции «Я – гражданин России» на муниципальном уровне,
III место в
конкурсе «Наш Шолохов», организованном государственным
музеем – заповедником
М.А. Шолохова,
в номинации «Исследовательские работы» Вищунов Семен «Герои
романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» и роли в экранизациях разных лет» (2016 г.).
Значительный вклад в изменение режима работы школы внесли обучающиеся 10
класса
с
проектом
«Перевод
МБОУ
Верхняковской
СОШ
на
пятидневную
форму
обучения». С 1 сентября 2016 года школа осуществляет свою деятельность в режиме
пятидневной недели.
Все
эти
проекты
требуют
самостоятельной
познавательной
деятельности,
умения
правильно
ставить
цель,
планировать
свою
деятельность,
анализировать
полученные
результаты и соотносить их с поставленными целями, исследовательского поиска. Таким
образом,
использование
метода
проектов
для
развития
всех
видов
мышления
и
познавательного интереса обучающихся на уроках информатики целесообразно.
Вывод о результатах проектной деятельности на уроках информатики.
анализ опроса учащихся показал, что повысились навыки сбора, систематизации,
классификации,
анализа
информации,
умения
представить
информацию
в
доступном, эстетичном виде, умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи,
умение работать в группе, в команде, умение работать самостоятельно, делать
выбор, принимать решение;
обучающийся
довольно
основательно
изучает
ту
компьютерную
программу,
в
которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше
представить свою работу;
участник проекта имеет возможность воплотить свои творческие замыслы;
отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества;
повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя
неуспешными;
все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы
стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.