Напоминание

Использование методов проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся 5 - 11 классов


Автор: Долгова Любовь Алексеевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ Верхняковская СОШ
Населённый пункт: х. Верхняковский, Верхнедонской р-н, Ростовская обл.
Наименование материала: отчет по теме самообразования
Тема: Использование методов проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся 5 - 11 классов
Раздел: полное образование





Назад




Отчет по теме самообразования

В

настоящее

время

в

школах

стал

широко

применяться

метод

проектов. В новых

стандартах

большое

внимание

уделяется

именно

проектной

и

исследовательской

деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В

основе

метода

проектов

лежит

развитие

познавательных

навыков

учащихся,

умений

ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого

мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся.

Актуальность

данной

проблемы

побудила

меня

выбрать тему

самообразования

«Использование

методов

проектов

на

уроках

информатики

для

развития

всех

видов

мышления и познавательного интереса обучающихся 5 - 11 классов», над которой я

работаю с 2014 года.

Цель данной темы:

повышение

теоретического,

научно-методического

уровня,

профессионального

мастерства и компетентности как учителя информатики и развитие благоприятной,

мотивирующей потребности учащихся к проектной деятельности

Задачи самообразования по теме:

-изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;

-изучить опыт педагогов школы, района, региона;

-вести мониторинг участия обучающихся 5-11 классов в проектной работе;

- обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования;

-разработать систему контроля знаний учащихся в проектной дееятельности

- разработать методический комплекс материалов по использованию метода проектов на

уроках информатики для развития творческой личности учащихся для последующего их

применения на уроках информатики

- применять метод проектов на уроках, в качестве закрепления пройденного материала

и обобщения полученных знаний

-

применять

метод

проектов

во

внеурочной

и

исследовательской

деятельности,

в

качестве

развития

индивидуальности,

самостоятельности,

творческих

способностей

и

исследовательских навыков учащихся:

- создать интернет страницу на персональном сайте в помощь учителям и ученикам.

Работа

по

методу

проектов

это,

относительно

высокий

уровень

сложности

педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Мною

пройдены

курсы повышения квалификации по теме

«Методическое обеспечение и

планирование

учебно

исследовательской

и

проектной

деятельности

в

условиях

реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям) по предметной

области

«Информатика

(ИКТ)»»

(декабрь

2014

г.),

проводимые

негосударственным

образовательным

учреждением

послевузовского

профессионального

образования

«Учебный

центр

«Бюджет»».

г.

Москва,

изучено

методическое

обеспечение

и

планирование

учебно

исследовательской

и

проектной

деятельности

в

условиях

реализации ФГОС (Консультативная группа «Финиум», Москва, 2014)

Как

организатор

проектной

деятельности

я,

изучив

методическую

литературу

и

осмыслив

собственный

опыт, определила

для

себя

ряд

положений. Для

применения

метода проектов необходимо:

1.

наличие

значимой

задачи

или

проблемы, для

решения

которой

учащемуся

необходимо использовать уже полученные им знания и новые, которые ему еще

необходимо приобрести;

2.

самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуальная, парная, групповая;

3.

подведение

итогов,

их

презентация. Результаты

выполненных

проектов

должны

быть, с получением продукта. Если это теоретическая проблема, то конкретное ее

решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию;

4.

проект

должен

быть

структурирован.

Необходимо

определить,

хотя

бы

приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе.

В практике проектирования можно выделить четыре основных этапа.

Исходный этап (разработка проектного задания):

Анализ

положения:

выявление

проблемы,

обоснование

актуальности,

новизна,

формулирование темы проекта.

Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения. Выбор формы

продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников

проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение

проекта будет увлекательным, а защита проекта – убедительной.

Этап разработки плана работы:

Определение

сроков

выполнения

проекта,

составление

плана

и

графика

промежуточной отчетности.

Выбор средств и методов выполнения.

Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.

Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.

Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

Реализация проекта:

Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.

Проведение исследования, выполнение расчетов и других работ по теме проекта.

Подготовка наглядных материалов.

Оформление

материалов

для

презентации

(доклад,

компьютерная

презентация,

выставка и т.д.)

Контроль и коррекция промежуточных результатов.

Завершение проекта (презентация результатов):

Общественная презентация проекта.

Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.

Рефлексия:

обсуждение

процесса

и

итогов

работы,

групповых

и

личностных

достижений.

Для

успешного

выполнения

проекта

необходимо

организовать

совместную

деятельность

участников

работы

на

каждом

этапе.

Очень

важная

часть

работы

над

проектом - выбор темы. Здесь могут быть варианты.

Выбор темы

учитель

учащиеся

1 вариант

отбирает возможные темы

и предлагает их

обсуждают

и

принимают

общее

решение по теме

2 вариант

предлагает совместно

отобрать тему проекта

группа

учащихся

совместно

с

учителем отбирает темы и предлагает

классу для обсуждения

3 вариант

участвует

в

обсуждении

т е м ,

п р е д л о ж е н н ы х

учащимися

самостоятельно

подбирают

темы

и

предлагают классу для обсуждения

Выделение

подтем проекта

предварительно

в ы ч л е н я е т

п о д т е м ы

и

предлагает

учащимся

для

выбора,

принимает

участие

в

обсуждении

каждый

ученик

выбирает

себе

подтему

или

предлагает

новую,

выбирает себе роль

Очень

важно

дать

возможность

учащемуся

прочувствовать,

что проект

это реализация его собственных идей и замыслов, рождённых в процессе целеполагания и

планирования. Нельзя

полностью

предоставлять

учащегося

самому

себе,

но

и

ограничивать его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, тоже не следует. Более того,

участник проекта должен понимать, для чего им нужны получаемые знания, где и как они

будут использовать их в своей жизни.

Проекты

дети

выполняют

индивидуально

либо

в

группах.

В

групповых

проектах

отдельные разделы выполняются индивидуально.

Реализация и оценка проектов должны осуществляться самими детьми.

Проектная деятельность учащихся применяется при изучении определенной темы,

например,

завершение

главы

в

11

классе

«Информационная

технология

хранения

данных», задания:

Вариант №3. База данных "Автосалон" должна хранить следующую информацию:

1) Модель автомобиля.

2) Год выпуска.

3) Цвет автомобиля.

4) Цена автомобиля.

5) VIN-код (идентификационный номер автомобиля).

6) Дата продажи автомобиля.

7) Серия и номер паспорта покупателя.

8) Фамилия, имя, отчество покупателя.

9) Статус покупателя (постоянный или нет)

10) Телефон покупателя.

11) ФИО менеджера, оформившего сделку.

База данных должна содержать информацию о 10 автомобилях, 3

менеджерах, 8 продажах, 6 покупателях. Предусмотреть, чтобы 2 покупателя

приобретали автомобили не менее 2 раз

Вариант №18. База данных "Рецепты" должна хранить следующую информацию:

1) Название блюда.

2) Ингредиенты.

3) Количество ингредиента.

4) Единицы измерения ингредиента (из списка: л., мл., гр., шт.).

5) Цена ингредиента.

6) Калории на грамм ингредиента.

7) Вид обработки ингредиента (из списка: взболтать, взбить, сварить,

поджарить, подкоптить, как есть).

8) Время обработки ингредиента.

9) Вид обработки блюда (из списка: варить, жарить, тушить, коптить, готово

к употреблению).

10) Время обработки блюда.

База данных должна содержать информацию о 7 блюдах и 16 ингредиентах.

Предусмотреть, чтобы один и тот же ингредиент использовался в нескольких

рецептах

Вариант №11 "Банковские вклады"

База

данных

"Банковские

вклады"

должна

хранить

следующую

информацию:

1) Фамилия, имя, отчество вкладчика.

2) Номер счета в банке.

3) Дата посещения.

4) Сумма взноса.

5) Сумма выдачи.

6) Серия и номер паспорта вкладчика.

7) Домашний адрес вкладчика.

База

данных

должна

содержать

информацию

о

10

вкладчиках.

Предусмотреть, чтобы каждый вкладчик посещал банк не менее 2 раз

Это индивидуальная работа.

Проектная деятельность представлена тематическими проектами, реализуемыми в

течение одного или нескольких уроков до длительных проектов, с их продолжением и

расширением во внеурочной деятельности.

Примеры тематических проектов, выполненные обучающимися:

«Моделирование биологических процессов. Биоритмы.» / Электронные таблицы

«Поколения ЭВМ»

«Рубрика «Поздравь»» (поздравление педагогов с юбилеем, школьная газета) / Текстовый

редактор

«Алгоритмы вокруг нас» /Алгоритмизация и программирование

Интерактивная поздравительная открытка / Обработка видеоинформации

Безопасность интернет / Коммуникативные технологии и т.д.

Немало важными этапом в проектной деятельности остаются

1.

оформление наличие портфолио проекта – это папка, в которую собирается

весь «рабочий материал»

2.

наличие паспорта проекта (пример):

Наименование

проекта

Проектная работа

1

Название

2

Руководитель

_, учитель информатики и ИКТ

3

Учебный

предмет,

в

р а м к а х

к о т о р о г о

проводится работа

Информатика и ИКТ

4

Возраст

обуч а ю щ и хс я ,

н а

который

рассчитан

проект

(конечный

продукт)

7-17 лет

5

Состав

проектно

исследовательской

группы

Обучающиеся 10 класса:

1.

6

Тип проекта

Исследовательский

7

Тематическое

направление

Школьная проблематика

8

Цель

Уменьшение нагрузки на учащихся школы

9

Задачи

Познакомиться с …

Определить …

1

0

Гипотеза

Предположим, что …

11

Необходимое

оборудование

1.

Опросные листы

2.

Компьютер

3.

Модем для подключения компьютера к сети Интернет

4.

Проектор

5.

Анкеты

6.

Принтер

7.

Сканер

8.

Фотоаппарат

1

2

Аннотация

1

3

Этапы работы

I.

Технологиче ский:

в ы бор

темы

п р о е к т а ,

определение целей и задач проекта, выбор методов

проектной работы, распределение ролей в рабочей

команде, планирование проектной деятельности.

II.

Аналитический:

сбор

информации

по

теме,

анкетирование, интервьюирование , наблюдение…

анализ результатов.

III.

Заключительный:

3.

описание выполнения проекта

I.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

1.

Актуальность проблемы.

2.

Цели и задачи, объект и предмет исследования

3.

Гипотеза исследования

4.

Выбор методов исследования

5.

Общий план учебного исследования

6.

Рабочие группы исследования

7.

Среда

II.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1.

Информация по теме (история , сообщение, научные факты…)

2.

Результаты исследования

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Особой

точности

требует

составление

библиографического

списка.

Список

литературы – это список изученной по теме литературы, представленный специальным

образом. Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный (по алфавиту фамилий

авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.

В список литературы входят все использованные в работе источники.

Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать

следующие

необходимые

элементы:

фамилию,

инициалы

автора;

заглавие;

данные

о

последующих изданиях; место издания, издательство; год издания и объем в страницах.

Большое значение в оформлении работы имеют приложения.

Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное

(обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно

размещается

после

основного

библиографии.

К

приложениям

относятся

копии

документов, статистические материалы, и т.п. По форме они представляют собой тексты,

графики, карты, таблицы и др.

К приложениям тоже предъявляются определенные требования:

в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной

нумерацией страниц всего текста (приложение 1, приложение 2, …);

каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в

правом верхнем углу.

Не менее важна еще одна особая часть основного текста – примечания.

Примечания содержат

разъяснения,

уточнения,

дополнения,

размещаемые

внутри

текста различным образом:

а) в круглых скобках;

б) подстрочно (оформляются как сноски);

в) после параграфов или глав.

Примечанием может быть:

библиографическая ссылка;

определение терминов или устаревших слов;

справочная информация о лицах, событиях, произведениях;

перевод иностранных слов и предложений;

пояснения основного текста.

После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную

нумерацию сносок.

В

целях

придания

излагаемому

материалу

ясности,

конкретности,

образности

в

исследовательской

работе

размещаются иллюстрации: рисунки, таблицы, фотографии,

схемы и др.

Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании

умения представлять свою работу на конференциях различного уровня, готовить тезисы

выступления, учиться отходить от “бумажной” технологии. Поэтому необходимым этапом

выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение.

Матрица введения :

Введение

Данная работа посвящена … (обозначается тема).

Описание проблемы исследования/ проекта (5–7 распространенных предложений).

С научной точки зрения, актуальность данной работы заключается в…. (или

Научная значимость данной работы заключается….)

С социальной точки зрения, работа актуальна, так как… (или Социальная

значимость работы определяется…)

Для меня лично работа актуальна тем, что…. (или Личностная значимость данной

работы заключается в том, что…)

Учебное исследование реализуется в предметных рамках…(названия предметных

областей знаний). Близкие учебные дисциплины….

Исследование может быть квалифицировано как … (вид исследования / проекта по

основной деятельности, по характеру контактов, по продолжительности).

Объектом исследования является …

Предметом исследования является …

На основании вышеизложенного сформулирована следующая цель исследования:

Гипотеза исследования заключается (состоит) в том, что …

Проверка истинности гипотезы предполагает выполнение следующих задач:

1. 2.

В исследовании были использованы следующие методы:

1. 2.

Практическая значимость данной работы определяется … (или состоит в том,

что…)

Текст исследовательской работы делится на крупные главы и мелкие параграфы.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2–3 главы, в которых

рассматриваются ведущие вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа

литературы по теме исследования, ее теоретическое обоснование; главы 2–3

описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление

определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или

исследования. В конце каждой главы пишутся выводы.

Заключение обычно составляет не больше 1–2 страниц. Важным требованием к

заключению является то, что оно не должно повторять выводы по главам. В

заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования

и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются

перспективы дальнейших исследований.

Матрица заключения

Заключение

Данная работа посвящена … (раскрытие актуальности проблемы в 2–5-ти

предложениях).

Далее раскрываются основные понятия, на которые опирались при написании

главы 1, комментируются выводы, сделанные в главе 1.

Результаты нашего исследования (работы) показали... На основе выводов главы 2

дается комментарий степени достижения цели, подтверждения, опровержения

или корректировки гипотезы.

Таким образом, … Дается окончательная формулировка утверждения, сделанного

в результате подтверждения или опровержения гипотезы.

Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продукт

исследовательской работы является актуальным и востребованным… Дается

анализ практической значимости продукта исследования.

Проекты

ребята

выполняют

не

только

в

учебное

время,

но

и

во

внеурочной

деятельности.

«Влияние

шума

на

организм

человека»,

«Я

здесь

учусь

и

мне

здесь

нравиться»,

«С

Днем

рождения,

информатика!»,

«Улучшение

дизайна

пришкольного

сквера», индивидуальные проекты по теме «Казачество на Дону»: «Казачий фольклор»,

«Символика

Всевеликого

войска

Донского»,

«Традиции

и

современность»,

«Одежда

донских казаков», «Особенности казачьей лексики». Обучающиеся 11 класса (2015 г.) с

проектом «Влияние социальных сетей на процесс становления личности» заняли I место

во Всероссийской акции «Я – гражданин России» на муниципальном уровне,

III место в

конкурсе «Наш Шолохов», организованном государственным

музеем – заповедником

М.А. Шолохова,

в номинации «Исследовательские работы» Вищунов Семен «Герои

романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» и роли в экранизациях разных лет» (2016 г.).

Значительный вклад в изменение режима работы школы внесли обучающиеся 10

класса

с

проектом

«Перевод

МБОУ

Верхняковской

СОШ

на

пятидневную

форму

обучения». С 1 сентября 2016 года школа осуществляет свою деятельность в режиме

пятидневной недели.

Все

эти

проекты

требуют

самостоятельной

познавательной

деятельности,

умения

правильно

ставить

цель,

планировать

свою

деятельность,

анализировать

полученные

результаты и соотносить их с поставленными целями, исследовательского поиска. Таким

образом,

использование

метода

проектов

для

развития

всех

видов

мышления

и

познавательного интереса обучающихся на уроках информатики целесообразно.

Вывод о результатах проектной деятельности на уроках информатики.

анализ опроса учащихся показал, что повысились навыки сбора, систематизации,

классификации,

анализа

информации,

умения

представить

информацию

в

доступном, эстетичном виде, умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи,

умение работать в группе, в команде, умение работать самостоятельно, делать

выбор, принимать решение;

обучающийся

довольно

основательно

изучает

ту

компьютерную

программу,

в

которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше

представить свою работу;

участник проекта имеет возможность воплотить свои творческие замыслы;

отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества;

повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя

неуспешными;

все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы

стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.



В раздел образования