Напоминание

Технологическая карта. 1 класс. Тема урока "Слово. Роль слов в речи". УМК "Школа России", "Русский язык" авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.


Автор: Кобельская Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей № 3
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Технологическая карта. 1 класс. Тема урока "Слово. Роль слов в речи". УМК "Школа России", "Русский язык" авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Раздел: начальное образование





Назад




УМК «Школа России», «Русский язык» авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

1 класс

Технологическая карта урока № 6. Тема урока «Слово. Роль слов в речи».

Цель:

В совместной деятельности дать представление о слове как единице языка и речи, о слове как единице звучания и значения.

Результаты:

Личностные:

Иметь представление о том, что русский язык богат словами;

Понимать , что важно иметь большой словарный запас, уметь общаться с помощью слов.

Предметные:

Понимать, что в русском языке для называния всего существующего в реальном мире есть великое множество слов;

Различать предметы, признаки, действия и слова, называющие предметы, признаки, действия;

Учиться ставить вопросы к словам;

Классифицировать слова по тематическим группам.

Метапредметные:

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками и учителем при выполнении учебной задачи.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу,оценивать результаты выполненного задания в «Тетради учебных достижений».

Познавательные: работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове.

Ресурсы:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 1 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2013. – (Школа России).

Канакина В.П. Русский язык: «Тетради учебных достижений»:1 кл. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение,

2014. – (Школа России).

Канакина В.П. Русский язык: 1 кл. : Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (1 CD) М.: Просвещение, 2011. –

(Школа России).

Карточки - опоры: слово, значение, название, предмет, признак предмета, действие предмета. Наградные хвалёнки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценочная деятельность

1

Организационны

й

- Поприветствуем гостей.

- Игра на внимание.

Присаживаются те ребята, у кого

фамилия начинается на согласный

звук, а теперь у кого на гласный

звук.

- Проверим готовность к уроку

письма.

Письменные принадлежности

Учебные пособия.

-Откройте тетради, рассмотрите

предыдущую работу. Встаньте те

ребята, кого я поблагодарила за

работу словами «молодец» ,

«хорошо». Надеюсь, что завтра у

нас больше будет ребят, все

стараемся писать в тетради чисто,

красиво и без ошибок.

-Найдите красную точку. Запишем

число.

На чистописание буква которая в

алфавите стоит на 3 месте, и

обозначает звук с которого

начинается время года после зимы.

-Чистописание.Вв

Ввввв вл ве вн весна вот

Приветствуют кивком головы

Присаживаются

Проверяют готовность к уроку с

помощью линейки и цветных

кружков.

Зелёный можно начинать урок

Жёлтый - подожди

Красный – стой

Рассматривают предыдущую

работу.

Следят за посадкой, наклоном

тетради.

Записывают число.

Буква В, весна.

Характеристика звуков и буквы.

Соединение букв.

Готовность всё на

своих местах.

Подчеркивают

самую правильную и

красивую букву.

2

Актуализация

знаний

-Продолжаем путешествие на

весёлом поезде. Вспомним какие

сведения мы знаем.

По схеме рассказывают

Речь бывает письменная и

устная, состоит из предложений.

Предложение выражает

законченную мысль.

Предложение состоит из слов.

Слова состоят из слогов. Слова -

Контролируют

высказывания ребят.

это сочетание звуков. Звуки мы

слышим и произносим. Звуки

обозначаем буквами. Буквы мы

пишем и читаем.

3

Целеполагание

Какой раздел мы изучили?

-Найдём в учебнике стр. –

шмуцтитул- прочитаем название

раздела, определим цели его

изучения.

-Можно ли хранить слова? Как?

Словари в конце нашего учебника.

Текст и предложение.

С.17 читают , формулируют

учебные задачи.

В словарях

4

Мотивация

Проблемная ситуация

- Я хочу напомнить вам одну сказку, послушайте её.

Жил-был на свете маленький цыплёнок. Как-то раз солнечным утром он вышел на прогулку

поискать себе друзей, а ему навстречу — котёнок. Захотелось цыплёнку поиграть с его

пушистым хвостиком, и стал он за ним бегать. А котёнок посмотрел на него и сказал: «Фу,

какой ты невежливый!» — развернулся и ушёл. Не понял цыплёнок, почему он остался один, и

пошёл дальше. Видит, навстречу ему бежит весёлый щенок. Захотелось цыплёнку поиграть с

ним в догонялки, и стал он за ним бегать. А щенок посмотрел на него и сказал: «Фу, какой ты

невежливый!» — и убежал от него. Потом он встретил утёнка, затем телёнка, и все говорили

ему: «Фу, какой ты невежливый!» Цыплёнок так и не понял, почему с ним никто не захотел

играть. Можем ли мы помочь цыплёнку подружиться с героями сказки? Что для этого надо

знать?

- Почему с цыплёнком никто не захотел играть? А вы как поступаете, когда хотите с кем

то поиграть или пообщаться?

Вывод:Человек живёт не один, а среди других людей. Вместе с ними он учится, играет,

работает. Свой мир люди наполнили вещами, которые делают жизнь интереснее, веселее.

Людей окружает мир природы: растения, животные. С этим разнообразным миром надо

уметь общаться с помощью слов.

5

Постановка

учебной задачи

Первая тема раздела. С . 18Слово.

На уроке мы будем искать ответ на

вопрос что такое слово? Карточка

Слово – рисунок ореха.

Читают название темы и

формулируют учебный вопрос.

Записывают тему урока.

Понимают и

совместно с

учителем

удерживают учебную

задачу.

4

Открытие новых

знаний

Диск СД стихотворение И.

Токмаковой

Слово – сочетание букв.

«Плим» Рассуди, выскажи своё

мнение.

Сделайте вывод. Сравните со

сведениями данными в учебнике. С.

18. Карточка «Значение»,

«Сочетание букв»

Смотрят , слушают, высказывают

своё мнение, делают вывод.

По опорным словам

формулируют

правило

6

Практическая

работа со словами

Запись под диктовку: стол,

воробей, ворона.

Можно ли назвать словами то, что

мы записали? Что называет каждое

слово? Какое является лишним?

Физ. мин. Игра на внимание – если

слово, приседаем один раз, если нет

хлопаем в ладоши.

Каша, кат,

руки, луфа, свет, весна,

колуман.

Игра в группах: Из

буквосочетания колуман составить

слова. Какая группа больше

составит слов? Выбрали

отвечающего. Дополняем.

Награждениехвалёнками - кто

придумал самое длинное слово.

Записывают с

комментированием под диктовку

слова.

Лишнее слово стол. Это мебель,

а остальные слова называют

птиц.

Предполагают.

Играют

Проверяют

написанное,

оценивают

правильность

линейкой.

Фиксируют слова.

7

Включение новых

знаний в систему

знаний по

русскому языку и

углубление

Для чего нужны слова в речи?

Прочитаем высказывание

К.Паустовского.Вывод: Всё в мире

можно обозначить словами.

Значит, чем лучше мы знаем

Читают высказывание отвечают

на вопросы, называют предметы,

слова.

понимания роли

слова.

родной язык, тем лучше знаем

окружающий нас мир.

С.19 У 2.Название предмета

Парта – предмет, можно двигать,

какая, деревянная. Слова и звуки.

Произнести, написать, прочитать,

задать вопрос,

изменить.Правильно, звучащее

слово как бы рисует в нашем

воображении портрет какого-

либо предмета, его действия,

качества. Предмет, признак

предмета, действие предмета.

У. 3 -чтение слов. Называю слово –

представляют предмет….Отметьте

те, которые не понятны, Как

поступить? Толковый словарь…

Делают вывод: предмет и

слово это не одно и тоже.

Чтение слов. Отмечают весенние

слова.

Выписывают 2 весенних слова.

Взаимопроверка. Я

согласен с твоим

выбором, я не

согласен с твоим

выбором….

8

Подведение итога

урока.

Как вы считаете, нашли ли мы

ответ на наш учебный вопрос?

-Когда слово является словом?

-Для чего нужны слова в речи?

-Что могут называть слова?

-Предмет и слово название

предмета - это одно и тоже?

Отвечают на вопросы.

9

Творческое

задание

Выразительное чтение пословицы Пустые слова, что орех без ядра.

- О чём говорится в пословице? Почему в пословице слово сравнивается с орехом? Что

можно считать ядрышком ореха: звучание или его значение? Что значит выражение

пустые слова?

У слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То

есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и ее

нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит

безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.)

Проводится орфографическое проговаривание пословицы с комментированием трудных мест,

где произношение расходится с написанием. Например: «Слова — в первом слоге пишу

букву о, слово что пишу с буквы ч». И т. п.

10

Самооценка

Тетрадь учебных достижений. Стр.

Выполняют задания. Оценивают.

Определяют уровень

усвоения новых

знаний.

11

Рефлексия

С помощью цветовых сигналов

покажите кому на уроке было всё

понятно, работать интересно –

зелёный цвет, были затруднения –

жёлтый цвет, было трудно –

красный цвет.

Благодарю всех за активную работу

на уроке. Урок закончен.

Показывают сигналы.

Спасибо за урок.

Объясняют свой

выбор.



В раздел образования