Автор: Зайцев Юрий Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Пибаньшурская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, Балезино - 3
Наименование материала: Статья
Тема: "Метод круговой тренировки как один из способов повышения эффективности физкультурно-оздоровительных занятий"
Раздел: среднее образование
«Метод
круговой
тренировки
как
один
из
способов
повышения
эффективности физкультурно-оздоровительных занятий».
Повышение
эффективности
и
качества
физического
воспитания
школьников уже несколько лет находится в центре
внимания. Однако,
в
целом система физического воспитания в общеобразовательных школах все
еще
не
отвечает
современным
требованиям
в
связи
с
действием
ряда
объективных факторов:
- возрастанием гиподинамии школьников, обусловленной дальнейшей
интенсификацией их умственного труда с одной стороны и снижение
двигательной активности – с другой, что вызывает такие тревожные явления,
сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, нарушение осанки и др.;
- недостаточным количеством уроков физической культуры;
- слабой материальной базой;
- массовым падением интереса школьников к физической культуре в связи с
появлением других более сильных интересов.
На фоне таких удручающих факторов, передо мной и возник ряд
вопросов:
- Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому
ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы
здоровья?
- Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в
здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в
жизни школьников?
- Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного,
тренировочного, образовательного компонентов физкультурной
деятельности?
- Как сделать, чтобы предмет "Физическая культура” оказывал на школьников
целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие,
самосовершенствование, самореализацию.
При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной
стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности
необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение
требований к его здоровьесберегающей направленности;
С одной стороны, высокий уровень требований к физической
подготовленности выпускников, которая необходима им для поступления в
высшие военные учебные заведения, с другой, - снижение интереса к урокам
физической культуры.
Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так
и для практики:
- Как эффективно организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок
получил оптимальную нагрузку без ущерба здоровью?
- Поиски путей повышения эффективности обучения (интенсивность,
нагрузка, воспитательное воздействие) привели к созданию
дифференцированных методов организации учебного процесса.
- Желание сделать многое за минимальный промежуток времени (три урока в
неделю) на деле приводит к низкому качеству учебного процесса.
Поэтому, в моей практике широкое применение нашли специальные
формы упражнений при комплексном содержании занятий. Основная из них –
так называемая круговая тренировка, которая не только помогает увеличить
моторную плотность урока, но и хорошо сочетает в себе избирательно
направленное комплексное воздействия, а также строгое упорядоченное и
вариативное воздействия.
Метод
круговой
тренировки
для
учеников
интересен
тем,
что
они
проходят
через
все
снаряды,
совершенствуя
все
элементы.
Может
использоваться с учащимися, начиная с 5 класса по 11 класс. Обязательным
при
выполнении
упражнений
является
соблюдение
правил
техники
безопасности. Ученик не должен выполнять элементы один, без страховки.
Удобно применять метод круговой тренировки на уроках гимнастики.
С у т ь метода
круговой
тренировки
заключается
в
выполнении
упражнений сериями на станциях. Количество детей на отделения зависит от
возраста
детей
и
поставленной
учителем
цели.
Круговая
тренировка
включает
в
себя
распределение
класса
на
отделения,
которая
дает
возможность
постепенного
отхода
от
традиционной
работы
с
низкой
интенсивностью. Девочки и мальчики работают на разных снарядах.
Это
способствует
комплексному
развитию
физических
качеств,
позволяет
добиться
стопроцентной
активности
детей,
обеспечить
высокую
работо спо собно сть
и
необходимый
уровень
э м о ц и о н а л ь н о го
состояния. Применение
метода
круговой
тренировки
уже
в
течение
нескольких
лет
позволяет
выделить ряд
положительных
моментов
используемой методики:
является универсальной и эффективной для разных видов программы;
позволяет включить в деятельность максимальное количество
учащихся;
повышает динамику и плотность занятий;
допускает вариативность;
позволяет снизить утомляемость занимающихся за счет
переключения с одного вида упражнений на другой;
допускает использование различных методов в комплексе, в том числе
коллективный и индивидуальный.
В
настоящее
время
в
качестве
основных
вариантов
применяю
несколько форм работы, а также их комбинацию.
1.Фронтальная работа. ( одно упражнение выполняется сразу всеми
одновременно).
Это
значительно
повышает
эффективность
работы
и
упрощает
контроль
за
выполнением
упражнений
и
дифференцировкой
отдыха. Одновременная работа всего класса над общей задачей позволяет
развить высокую интенсивность выполнения упражнений.
2.Работа по отделениям. Здесь возможны следующие варианты:
а)
несколько
отделений
одновременно
выполняют
одно
и
то
же
упражнение на одинаковых снарядах;
б)
несколько
отделений
одновременно
выполняют
одно
и
то
же
упражнение на различных снарядах или «станциях»;
в)
несколько
отделений
одновременно
выполняют
различные
упражнения
на
различных
снарядах
или
«станциях»
(одновременная
разнородная работа с отделениями).
В большинстве случаев основной упор делается при этом на одну
«станцию».
Другие
«станции»
служат,
как
правило,
для
закрепления
и
совершенствования.
Решающее значение для успешной работы с отделениями имеют не
только хорошо продуманные планы и тщательная подготовка к занятиям, но
и, прежде всего выбор командиров (капитанов) отделений.
Между
отдельными
методами
и
их
вариантами
не
может
быть
проведена
четкая
граница,
здесь
возможны
разнообразные
комбинации.
Способ выполнения и количество повторений должны быть увязаны между
собой таким образом, чтобы ни на одной из «станций» не было пауз в работе.
Хорошие
результаты
дают
самостоятельное
определение
количества
повторений
учащимися,
получившими
такое
задание
(капитанами
отделений), одновременная работа нескольких учащихся на одной и той же
«станции» и, прежде всего «поточное» выполнение упражнений.
Таким образом, метод круговой тренировки позволяет:
Повысить успеваемость по предмету.
Повысить общую и моторную плотность урока.
Повысить
динамику
роста
физической
подготовленности
учащихся.
Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и
мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
Повысить динамику состояния здоровья учащихся.