Напоминание

"Метод круговой тренировки как один из способов повышения эффективности физкультурно-оздоровительных занятий"


Автор: Зайцев Юрий Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Пибаньшурская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, Балезино - 3
Наименование материала: Статья
Тема: "Метод круговой тренировки как один из способов повышения эффективности физкультурно-оздоровительных занятий"
Раздел: среднее образование





Назад




«Метод

круговой

тренировки

как

один

из

способов

повышения

эффективности физкультурно-оздоровительных занятий».

Повышение

эффективности

и

качества

физического

воспитания

школьников уже несколько лет находится в центре

внимания. Однако,

в

целом система физического воспитания в общеобразовательных школах все

еще

не

отвечает

современным

требованиям

в

связи

с

действием

ряда

объективных факторов:

- возрастанием гиподинамии школьников, обусловленной дальнейшей

интенсификацией их умственного труда с одной стороны и снижение

двигательной активности – с другой, что вызывает такие тревожные явления,

сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, нарушение осанки и др.;

- недостаточным количеством уроков физической культуры;

- слабой материальной базой;

- массовым падением интереса школьников к физической культуре в связи с

появлением других более сильных интересов.

На фоне таких удручающих факторов, передо мной и возник ряд

вопросов:

- Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому

ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы

здоровья?

- Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в

здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в

жизни школьников?

- Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного,

тренировочного, образовательного компонентов физкультурной

деятельности?

- Как сделать, чтобы предмет "Физическая культура” оказывал на школьников

целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие,

самосовершенствование, самореализацию.

При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной

стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности

необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение

требований к его здоровьесберегающей направленности;

С одной стороны, высокий уровень требований к физической

подготовленности выпускников, которая необходима им для поступления в

высшие военные учебные заведения, с другой, - снижение интереса к урокам

физической культуры.

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так

и для практики:

- Как эффективно организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок

получил оптимальную нагрузку без ущерба здоровью?

- Поиски путей повышения эффективности обучения (интенсивность,

нагрузка, воспитательное воздействие) привели к созданию

дифференцированных методов организации учебного процесса.

- Желание сделать многое за минимальный промежуток времени (три урока в

неделю) на деле приводит к низкому качеству учебного процесса.

Поэтому, в моей практике широкое применение нашли специальные

формы упражнений при комплексном содержании занятий. Основная из них –

так называемая круговая тренировка, которая не только помогает увеличить

моторную плотность урока, но и хорошо сочетает в себе избирательно

направленное комплексное воздействия, а также строгое упорядоченное и

вариативное воздействия.

Метод

круговой

тренировки

для

учеников

интересен

тем,

что

они

проходят

через

все

снаряды,

совершенствуя

все

элементы.

Может

использоваться с учащимися, начиная с 5 класса по 11 класс. Обязательным

при

выполнении

упражнений

является

соблюдение

правил

техники

безопасности. Ученик не должен выполнять элементы один, без страховки.

Удобно применять метод круговой тренировки на уроках гимнастики.

С у т ь метода

круговой

тренировки

заключается

в

выполнении

упражнений сериями на станциях. Количество детей на отделения зависит от

возраста

детей

и

поставленной

учителем

цели.

Круговая

тренировка

включает

в

себя

распределение

класса

на

отделения,

которая

дает

возможность

постепенного

отхода

от

традиционной

работы

с

низкой

интенсивностью. Девочки и мальчики работают на разных снарядах.

Это

способствует

комплексному

развитию

физических

качеств,

позволяет

добиться

стопроцентной

активности

детей,

обеспечить

высокую

работо спо собно сть

и

необходимый

уровень

э м о ц и о н а л ь н о го

состояния. Применение

метода

круговой

тренировки

уже

в

течение

нескольких

лет

позволяет

выделить ряд

положительных

моментов

используемой методики:

является универсальной и эффективной для разных видов программы;

позволяет включить в деятельность максимальное количество

учащихся;

повышает динамику и плотность занятий;

допускает вариативность;

позволяет снизить утомляемость занимающихся за счет

переключения с одного вида упражнений на другой;

допускает использование различных методов в комплексе, в том числе

коллективный и индивидуальный.

В

настоящее

время

в

качестве

основных

вариантов

применяю

несколько форм работы, а также их комбинацию.

1.Фронтальная работа. ( одно упражнение выполняется сразу всеми

одновременно).

Это

значительно

повышает

эффективность

работы

и

упрощает

контроль

за

выполнением

упражнений

и

дифференцировкой

отдыха. Одновременная работа всего класса над общей задачей позволяет

развить высокую интенсивность выполнения упражнений.

2.Работа по отделениям. Здесь возможны следующие варианты:

а)

несколько

отделений

одновременно

выполняют

одно

и

то

же

упражнение на одинаковых снарядах;

б)

несколько

отделений

одновременно

выполняют

одно

и

то

же

упражнение на различных снарядах или «станциях»;

в)

несколько

отделений

одновременно

выполняют

различные

упражнения

на

различных

снарядах

или

«станциях»

(одновременная

разнородная работа с отделениями).

В большинстве случаев основной упор делается при этом на одну

«станцию».

Другие

«станции»

служат,

как

правило,

для

закрепления

и

совершенствования.

Решающее значение для успешной работы с отделениями имеют не

только хорошо продуманные планы и тщательная подготовка к занятиям, но

и, прежде всего выбор командиров (капитанов) отделений.

Между

отдельными

методами

и

их

вариантами

не

может

быть

проведена

четкая

граница,

здесь

возможны

разнообразные

комбинации.

Способ выполнения и количество повторений должны быть увязаны между

собой таким образом, чтобы ни на одной из «станций» не было пауз в работе.

Хорошие

результаты

дают

самостоятельное

определение

количества

повторений

учащимися,

получившими

такое

задание

(капитанами

отделений), одновременная работа нескольких учащихся на одной и той же

«станции» и, прежде всего «поточное» выполнение упражнений.

Таким образом, метод круговой тренировки позволяет:

Повысить успеваемость по предмету.

Повысить общую и моторную плотность урока.

Повысить

динамику

роста

физической

подготовленности

учащихся.

Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и

мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

Повысить динамику состояния здоровья учащихся.



В раздел образования