Автор: Артёмова Надежда Павловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Средняяобщеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: х. Средний Ставропольский край
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Оптимальные методы и приёмы подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию
Раздел: среднее образование
Опыт работы (СЛАЙД 1)
социального педагога Артёмовой Надежды Павловны по вопросу организации
индивидуального сопровождения несовершеннолетних и их семей, находящихся в
социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации
Условия возникновения, становления опыта
Семья является самым главным институтом социализации, но система семейного
воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Даже во внешне
вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами,
детьми и родителями. 6 лет работая социальным педагогом я поняла, что причиной
семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный
психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения.
Не всегда родители справляются со своими обязанностями. Сложнее всего, конечно,
родителям, которые воспитывают ребёнка одни, без супруга, или супруги. Опекуны также
сталкиваются со множеством проблем.
(СЛАЙД 2) МОУ СОШ№3 расположено в муниципальном образовании-х. Среднем, где
единственным градообразующим предприятием является ОАО «Пятигорский
хлебокомбинат». Есть муниципальные учреждения: ДК, сельская библиотека, поселковая
амбулатория, социальная служба.
(СЛАЙД 3) Социальная среда - разная, в основном благополучная, но основной
контингент родителей- это люди со средним специальным (39%), средним и основным
образованием(35%). Родители с высшим образованием составляют15%
(СЛАЙД 4) 46% составляют неполные, многодетные и опекаемые семьи, которые и дают
контингент детей, находящихся в социально опасном положении или в трудной жизненной
ситуации.
(СЛАЙД 5) Один обучающийся, стоящий на внутришкольном учёте- опекаемый.
Актуальность опыта
Семья призвана обеспечить основные базовые потребности ребёнка, к которым относятся:
- физиологические потребности(в сне, отдыхе, питании);
- потребность в безопасности;
- потребность в любви и уважении.
Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального
становления ребёнка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная
семья». К данной категории семей , обычно, относят:
- семьи с низким материальным достатком;
- семьи, ведущие асоциальный образ жизни;
- семьи, в которых нарушены детско- родительские отношения (т.е. имеют место
конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.)
Какими бы факторами не было обусловлено неблагополучие семьи , оно в той или иной
степени негативно сказывается на развитии ребёнка.
Ведущая идея опыта
Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни
именно в неблагополучии семьи. Поэтому одной из обязательных составляющих моей
работы с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или
педагогические проблемы я считаю работу с их семьями.
Выявление и учёт несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, установление факторов, угрожающих их благополучию, здоровью и
жизни; обоснование необходимости вмешательства с целью нормализации ситуации,
устранения причин и условий неблагополучия.
Теоретическая база опыта
Важным элементом новой модели защиты детей и профилактики факторов риска
семейного неблагополучия является разработка и реализация межведомственной
программы взаимодействия по защите прав детей.
Новизна или своеобразие опыта,
состоит в том, что в процессе работы с семьёй или ребёнком на индивидуальном уровне
реабилитационной работы мы подключаем все службы поселения и района: школа, глава
администрации муниципального образования средненского сельсовета, КДН, ОДН,
РЦСОН, отдел по опеке и попечительству. Другими словами – проводим «интенсивную
терапию» - наваливаемся на проблему сразу и «всем миром» и это даёт положительные
результаты.
Технология опыта
Технология работы с семьёй включает в себя три уровня: профилактический,
диагностический и реабилитационный.
Профилактический уровень. На данном уровне моя деятельность строится на принципе
организации педагогического просвещения. Свою задачу я вижу в том, чтобы
пропагандировать ненасильственное воспитание, разъяснять, что существует множество
методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не
прибегая к телесным наказаниям. Выступаю на общешкольных, классных родительских
собраниях, приглашаю инспекторов ОДН, которыми в разное время были-Николаев
Андрей Владимирович, Коваленко Тимофей Геннадьевич, Нарыжный Алексей
Андреевич, Единый день правовой помощи детям, лекции на правовые темы,
профилактические беседы с детьми и родителями, рейды по семьям.
Диагностический уровень. Свою задачу на данном этапе вижу в том, чтобы:
-собрать достоверную информацию о семье и ребёнке и проанализировать её;
-Матрица, которая позволяет своевременно выявить детей группы риска для принятия
профилактических мер, определения путей индивидуальной работы с ними.
- поставить социальный диагноз (выявить основные проблемы семьи, находящейся в
социально опасном положении, причины их возникновения);
- далее я выбираю способы воздействия и планирую работу с семьёй.
Моя практическая работа по оказанию помощи неблагополучной семье строится на
использовании следующих диагностических методов:
- наблюдение(позволяет определить материальное положение, черты характера, уровень
интеллектуального развития и состояние психики);
- беседа (равноправный диалог);
- Тесты, которые мы , обычно проводим совместно с специалистом РСЦОН (Семенюк
С.И.)
Реабилитационный уровень, на мой взгляд, важнейший в системе работы с семьёй,
т.к.проводится на всех этапах общения.
За шесть лет работы социальным педагогом я поняла, что самые действенные методы в
работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации- это оказание помощи
(материальной, психолго- педагогической ребёнку, регулярный патронаж, социальный
контроль).
Свою роль играет Совет профилактики, который является одним из координирующих
звеньев системы комплексной работы с несовершеннолетними и их семьями, где
рассматриваются случаи семейного неблагополучия, правонарушений и неуспеваемости.
(СЛАЙД 17) В работе с неблагополучными семьями мы руководствуемся правилом -
«Сначала помоги, а потом учи жить». Если же после оказанной помощи и проведённой
работы нет никаких сдвигов, мы подключаем Главу администрации средненского
сельсовета и слушаем эти семьи на административной комиссии совета.
Параллельно ведётся работа с детьми «группы риска». Считаю важным, чтобы они не
пропускали занятий в школе. Это мы ежедневно отслеживаем при помощи журнала
пропусков. Важно, чтобы все они были заняты во внеурочное время: в школьных
кружках и спортивных секциях, в кружках Дома культуры х. Среднего, в подготовке
праздников и акций, театральных постановках, новогодних сказках.
(СЛАЙД 18) В это же время мы активно сотрудничаем с инспектором ОДН, осуществляя
многочисленные совместные посещения неблагополучных семей, привлекаем
специалистов отдела опеки и попечительства. И, наконец, крайней мерой, которую мы
употребили в отношении двух семей- было изъятие детей в реабилитационные центры
Ставрополя и Благодарного. Параллельно в отношении употребляющих алкоголь мам
было проведено лечение. Вместе с этим, Глава администрации выделил средства на
ремонт квартиры одной из неблагополучных семей.
Все эти действия помогли сохранить семьи и вернуть в них покой.
(СЛАЙД 19) Результатом совместной деятельности явилось сокращение семей и детей,
называемых «неблагополучными».
Исчезли правонарушения среди несовершеннолетних
Уменьшилось количество конфликтных ситуаций среди учащихся
Снизилось количество необоснованных пропусков учащихся в результате строгого
контроля посещаемости.
И дай Бог, чтобы так было всегда!