Работа над семантизацией глаголов нравственной тематики
Автор: Григорьева Людмила Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы, заместитель директора по нмр Учебное заведение: МБОУ "Батагайская СОШ" Населённый пункт: поселок Батагай Наименование материала: статья Тема: Работа над семантизацией глаголов нравственной тематики Раздел: среднее образование
Григорьева Л.Н., учитель русского языка и литературы Батагайской средней
общеобразовательной школы Верхоянского района, к.п.н. (специальность 13.00.02)
Работа над семантизацией глаголов нравственной тематики
Система упражнений, основанных на способе деятельности учащихся, включает в себя
аналитическую,
репродуктивную,
аналитико-синтетическую
и
продуктивную
деятельность
и
предполагает
как
аналитическую
работу
с
готовым
текстом,
так
и
поэтапную деятельность по созданию собственных высказываний в заданном стиле и типе
речи.
Аналитическая
деятельность
учащихся
проявляется
в
выполнении
таких
видов
заданий,
как:
наблюдения
по
специально
подготовленным
вопросам,
выделение
(опознавание) и характеристика нужных элементов, сравнение сопоставимых явлений
языка, анализ текста с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых
средств и задачи, условий, содержания высказывания.
Репродуктивной
деятельности
учащихся
в
предложенной
в
диссертации
системе
упражнений соответствуют такие виды заданий, как свободные диктанты, диктанты с
творческим заданием, изложения.
Аналитико-синтетическая
деятельность
учащихся
состояла
в
выполнении
упражнений
переходных
от
анализа
готового
языкового
материала
к
созданию
собственных высказываний – различного рода преобразований исходного дидактического
материала: языкового эксперимента, синонимической замены данных языковых фактов,
построения различных единиц языка по предложенным моделям, опорным элементам,
редактирования.
Продуктивный характер носят упражнения, связанные с выбором стиля и типа речи в
соответствии с речевой ситуацией и темой высказывания, конструированием элементов
высказывания с учетом предложенной речевой ситуации, подготовки плана и рабочих
материалов к сочинению на данную тему в определенном стиле и типе речи, написание
сочинений-рассуждений
по
этической
проблематике
в
публицистическом
и
художественном стиле.
Следует отметить, что словарная работа с ЛСГ глаголов со значением нравственных
понятий
систематически
проводится
и
на
уроках
литературы,
поскольку
изучаемые
школьниками произведения содержат богатый материал для знакомства с этой лексикой.
Как
известно,
первым
и
важнейшим
этапом
работы
над
новым
словом
является
разъяснение его лексического значения. В связи с этим следует остановиться на вопросе
семантизации изучаемой глагольной лексики. Вслед за М.Т.Барановым, определившим
зависимость используемых приемов семантизации от типов лексического значения слова,
в данном исследовании признаны следующие способы объяснения значений слов: 1)
семантическое определение; 2) структурно-семантическая мотивация; 3) сопоставление с
известным учащимся словом; 4) наглядность; 5) контекст.
В условиях национальной школы неизбежным является прием перевода, когда вначале
подбирается эквивалент нового слова в родном языке, а затем – синонимичные варианты.
К
способам
объяснения
лексического
значения
слова
относятся
семантическое
определение
и
структурно-семантическая
мотивация.
Остальные
приемы
являются
дополнительными. Преследуя цель активного усвоения учащимися глагольной эмотивной
лексики, считаем целесообразным использование одного из основных дополнительных
приемов словотолкования. Поскольку практически все словарные единицы названной ЛСГ
глаголов составляют слова, обозначающие абстрактные понятия и большинство из этих
глаголов мотивировано именами существительными или прилагательными с абстрактным
значением,
то
есть
обладает
четкой
внутренней
формой,
наиболее
приемлемыми
способами толкования в данном случае следует признать из основных – семантическое
определение
или
структурно-семантическую
мотивацию,
из
дополнительных
–
либо
синонимизацию / антонимизацию, либо контекст.
Как показывает опыт, семантизацию глаголов, обозначающих отвлеченные понятия,
эффективнее всего проводить в такой последовательности приемов:
1.
Использование контекста для восстановления в памяти значения более или менее
известного
слова
или
получения
самого
общего
представления
о
значении
и
функционировании в речи незнакомого слова.
2.
Составление
под
руководством
учителя
семантического
определения
слова
путем
выделения его основных семантических компонентов, которые отражали бы главные
признаки
реалии,
либо
использование
приема
структурно-семантической
мотивации,
позволяющего дать развернутое толкование лексического значения слова и на основе
семантики исходного слова, и на основе словообразовательного значения морфемы, с
помощью
которой
образовано
производное
слово.
После
объяснения
лексического
значения слова правильность данного словотолкования обычно уточняется с помощью
толкового словаря. Отработка навыков работы с толковым словарем является важным
условием усвоения лексического значения слова в полном объеме.
Приведем типичный пример толкования глагола, который представлен исследователем
В.С.Деренковой, на уроке русского языка в 9 классе
и частично нашел применение в
практической
части
нашего
исследования
[67:127].
Для
объяснения
значения
глагола
умиротворить используется фрагмент из книги В.П.Астафьева «Посох памяти».
«…И лишь одно я просил у своей судьбы – оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю
жизнь, и особенно не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми
пожившими
людьми,
и
нет
уже
в
душе
метания,
наступает
то
усталое
успокоение,
которого терпеливо ждут матери, надеясь хотя бы в старости прислониться к дитю и
умиротворить
себя
и
его
безбрежно
добрым
сердцем,
всегда
готовым
к
утешению,
состраданию, ласке».
Вчитываясь
в
текст,
девятиклассники
осознают,
что
глагол умиротворить, видимо,
передает благотворное воздействие на душевное состояние лирического героя, связанное с
успокоением «…в душе нет метания, наступает усталое успокоение…», а затем уточняют, что
вызвать это состояние, то есть «умиротворить душу», по словам автора, помогает доброе
сердце матери, «готовое к утешению, состраданию, ласке».
Объяснить лексическое значение глагола умиротворить помогает словообразовательная
мотивация. Школьники восстанавливают цепочку: умиротворить – миротворить – мир – о –
творить и объясняют, что производящими основами для глагола миротворить являются
основы существительного мир и глагола творить, поэтому значение глагола миротворить,
видимо, можно толковать как «творить, создавать, вносить мир или приводить к миру, в
мирное
состояние»,
иначе
говоря,
«успокаивать».
Приставка у-
в
глаголе умиротворить
вносит значение совершенного вида, поэтому глагол умиротворить следует толковать как
«привести к миру, успокоить». Приведенное словотолкование сравнивается с тем, которое
дано в толковом словаре: Умиротворить. Привести к миру, успокоить.
Семантизация глаголов изучаемой ЛСГ в связи с анализом текста чрезвычайно важна,
поскольку этот прием дает возможность сразу изучаемые единицы в словарном окружении,
способствует усвоению их сочетаемости, а также возникновению ассоциаций, связанных с
использованием конкретного глагола в определенной речевой ситуации. В рассмотренном
примере,
помимо
наблюдения
над
управлением
глагола умиротворить (умиротворить -
кого? у. - чем?), учащиеся отмечают, что данный глагол использован в художественном стиле,
в эпизоде размышления автора о своей судьбе. Названному глаголу свойствен некоторый
оттенок книжности, он употребляется преимущественно в книжной речи. Таким образом,
текст помогает глубже уяснить семантику и сферу употребления изучаемых глаголов.
Анализ выполненных заданий позволил выделить глаголы с различным коэффициентом
известности. О работе с глаголами исследуемой ЛСГ, обладающими высоким коэффициентом
известности, следует сказать особо. Значение этих глаголов в основном известно учащимся, и
задача
учителя
состоит
в
том,
чтобы
ввести
их
в
активный
речевой
запас,
побудить
школьников к целесообразному использованию этих лексических единиц в соответствующих
ситуациях общения.
Активизировать глаголы с высоким процентом известности в речи учащихся помогают
такие виды упражнений, как диктанты с творческим заданием, разнообразные ситуативные
задания, побуждающие школьников использовать необходимую для данного высказывания
лексику в соответствии с речевой ситуацией, стилем и типом речи. Приведем примеры таких
заданий с ЛСГ ЭС. Они были разработаны согласно методике, предложенной В.С.Деренковой
и адаптированы к особенностям восприятия якутских школьников.
Диктанты с творческим заданием. (При выполнении этого вида работы текст диктанта
предварительно анализируется, определяется его задача, стиль и тип речи, главная мысль,
отмечаются наиболее яркие языковые средства, реализующие задачу текста).
1.Музыка – не только гармоническое сочетание звуков. Это огромный мир, лишенный
эгоизма. Это сама жизнь. Она учит нас сострадать и любить, вливает силы. Слушайте
м у з ы к у
–
и
в ы
у с л ы ш и т е
д р у г
д р у г а .
(Л.Алешина).
Задание:
Представьте
себе,
что
вы
должны
выступить
в
музыкальной
передаче
для
юношества и убедить своих сверстников в том, что музыка многому может научить, что она
воспитывает наши чувства. Для этого воспользуйтесь записанным текстом, распространив
приведенное
в
нем
доказательство.
Попытайтесь
привести
какой-либо
яркий
пример,
подтверждающий, что музыка действительно сближает людей, помогает им лучше понять
друг друга. Выполняя задание, вспомните известные вам глаголы чувств, которые передают
различные оттенки состояния человека, его переживания и отношение к кому-(чему-) либо.
Используйте некоторые из них в своем высказывании. Слова для справок:
сочувствовать,
соболезновать, сопереживать.
2 . Звучит
тихая,
словно
спросонья,
музыка,
отдаленные
удары
нашей
знакомой
колотушки, и занавес раскрывается…
А я закрываю глаза и все равно вижу что-то
таинственно прекрасное. Отчего это? Оттого, что музыка сейчас струится, переливается
– дрожат струны под пальцами арфистки и смычками скрипачей, мерцают беспокойные
триоли, и невольно ждешь сказочных чудес… (Н.Сац)
Задание: Вспомните посещение музыкального театра. Продолжите текст, рассказав о тех
чудесах,
которые
дарит
встреча
с
театром.
Опишите
свои
чувства,
используйте
по
возможности известные вам глаголы.
Слова
для
справок:
блаженствовать,
наслаждаться,
ликовать,
вдохновиться,
воодушевиться и т.д.
Попытайтесь сохранить художественный стиль описания, помня о том, что главная его
задача
–
нарисовать
живую
картину,
образно
описать
предмет,
передать
читателю
свои
чувства.
Ситуативные задания
1.
Случалось ли вам переживать чувство стыда, раскаяния в чем-либо? Под влиянием
чего вы пережили эти чувства? Представьте себе, что в письме к своему товарищу вы
хотите предостеречь его недостойного поступка, который заставил вас усовеститься и
раскаяться. Используйте для этого рассказ о том, что с вами произошло. Употребите
названные глаголы чувств.
2.
Часто ли вам приходится переживать отрицательные чувства? Например, чувство
гнева? По какому поводу? Представьте себе, что вы приняли участие в диспуте на тему:
«Всегда ли следует сдерживать отрицательные эмоции?» Постарайтесь убедить своих
товарищей
в
своей
правоте.
Используйте
для
этого
форму
рассуждения
с
ярким,
убедительным доказательством, которым послужит какой-либо случай из вашей жизни.
Вспомните глаголы, которые передают отрицательные чувства, используйте некоторые из
них
в
своем
выступлении.
Слова
для
справок: негодовать,
скорбеть,
казниться,
усовеститься и т.д.
3.
Подберите
антонимы
к
глаголу ожесточиться
(смягчиться,
умилосердиться,
умилостивиться). В какой ситуации общения вы могли бы использовать эти антонимы?
Опишите одну из них.
4.
Вы хотите посоветовать ученикам вашей школы посетить выставку в картинной
галерее. Попробуйте с этой целью поделиться своими впечатлениями о выставке, написав
статью
в
стенгазету.
Постарайтесь
так
выразить
свои
впечатления,
чтобы
ребятам
захотелось сходить на выставку. Вспомните глаголы, которые могут вам передать свои
чувства
при
посещении
выставки (ликовать,
торжествовать,
удовлетвориться,
вдохновиться, воодушевиться, сострадать и т.д.).
Роль
входящей
в
изучаемую
тематическую
группу
знакомой
учащимся
лексики,
выступающей, по словам М.Т.Баранова, «в качестве ассоциативного фона», особенно
усиливается,
когда
она
включается
в
синонимические
ряды
наряду
с
незнакомыми
единицами, вводимыми на уроке, и дает школьникам возможность выбора из ряда близких
по значению слов того, которое является наиболее подходящим
в конкретной речевой
ситуации. Как показала практика, введение ЛСГ глаголов ЭС и ЭО синонимическими
рядами или группами сближающихся по значению слов, входящих в подгруппы изучаемых
ЛСГ,
дает
весьма
эффективные
результаты.
Последовательность
работы
с
синонимическими рядами слов указывается М.Т.Барановым:
1). Обоснование синонимичности слов, входящих в синонимический ряд.
2). Определение отличий друг от друга лексических значений слов-синонимов.
3).
Выяснение
сферы
употребления
слов-синонимов
в
зависимости
от
оттенков
значений,
эмоциональной
и
стилистической
окрашенности
слов,
входящих
в
синонимический ряд.
Добавим
к
этому,
что
в
системе
упражнений
по
изучению
глагольной
лексики
нравственной тематики с использованием синонимических рядов важен и такой этап, как
выбор синонимического ряда самого необходимого в соответствующей речевой ситуации
слова (или слов). Подобный этап работы отмечен и при анализе роли слов, входящих в
синонимический
ряд,
но
сближаемых
по
обозначению
тех
или
иных
нравственных
понятий, дополняющих или уточняющих друг друга в передаче состояния, отношения,
поведения и т.д.
Как уже было сказано, на первое место при определении уровня владения глаголами
исследуемой ЛСГ в национальной школе выходят качественные показатели, а именно:
оправданность,
уместность
и
разнообразие
в
использовании
изучаемой
лексики
в
актуальных для нее типе и стилях речи.
Задания, которые предлагались для 8 и 9-
классников, призваны были показать, умеют ли учащиеся ориентироваться в ситуации
общения, то есть анализировать мотивы речевой деятельности, условия и задачи общения
и в соответствии с ними употреблять изученную глагольную лексику в собственных
высказываниях и адекватно воспринимать ее в высказываниях чужих.
Далее
приведены
образцы
успешного
выполнения
восьмиклассниками
и
девятиклассниками некоторых заданий.
8 класс
Работа с текстом
…Уехал! Я тебе вспомню это! «Маменька, маменька,
погодите, зашпилю сзади косынку; я сейчас». Вот тебе и сейчас! Вот тебе и ничего не
узнали! А все проклятое кокетство: услышала, что почтмейстер здесь, и давай перед
зеркалом жеманиться: и с той, и с этой стороны подойдет. Воображает, что он за ней
волочится,
а
он
просто
тебе
делает
гримасу,
когда
ты
отвернешься.
(Н.В.Гоголь
«Ревизор»).
Вопросы и задания к тексту.
-
Определите
обстановку
речевого
общения,
которая
воспроизведена
в
комедии
«Ревизор». Какая задача решается автором в тексте приводимого фрагмента?
- Какими языковыми средствами воплощается эта художественная задача в тексте эпизода?
-
Объясните
лексическое
значение
глагола жеманиться,
докажите
уместность
его
употребления в тексте отрывка.
Маша
Ф.
/Главная
художественная
задача,
которая
решается
автором
в
этом
фрагменте, - показать недовольство, сильное раздражение Анны Андреевны из-за того,
что
ее
любопытство
не
было
удовлетворено,
обрисовать
ее
вздорный,
сварливый
характер.
Текст данного эпизода эмоционально насыщен; читая его, мы представляем себе
рассерженную и раздосадованную Анну Андреевну, готовую выместить свою злость на
дочери. Возбужденное и нервное состояние Анны Андреевны передается прежде всего
синтаксическими
средствами:
в
тексте
много
восклицательных
предложений,
характеризующих
эмоциональную
сторону
речи
героини,
ее
гневные,
раздраженные
интонации
(«Уехал!
Я
тебе
вспомню
это!»
и
т.д.),
неполных
предложений,
вообще
характерных
для
разговорной
речи,
а
в
данном
случае
–
еще
и
подчеркивающих
взволнованность и раздражение Анны Андреевны («А все эта…», «А все проклятое
кокетство…»).
Досада
Анны
Андреевны
выражается
в
тексте
и
лексическими
средствами, в ее речи проскальзывают слова, обладающие эмоционально-экспрессивной
окраской
и
характерные
для
разговорной
речи:
проклятое
(кокетство),
волочиться,
жеманиться.
Глагол
жеманиться
означает
вести
себя
жеманно,
то
есть
неестественно, манерничать, ломаться. Употребление этого глагола характерно для
разговорной речи, он вполне соответствует описанной ситуации общения и естественно
звучит в устах героини. Глагол жеманиться вообще часто встречается в разговорной
речи персонажей литературы 19 века, когда дается характеристика неестественного,
манерного поведения./
2). Представьте себе следующую ситуацию. В портретной характеристике своего приятеля
вы говорите о каких-то его недостатках, например, о его способности вести себя неучтиво,
дерзко и фамильярно по отношению к старшим по возрасту или малознакомым людям.
Какими глаголами можно передать такое поведение?
Мичилина С. /Такое поведение передают глаголы фамильярничать, панибратствовать,
дерзить, своевольничать. Например: Мой приятель не стеснялся фамильярничать, в
отношениях состаршими, чем нередко приводил меня в смущение. Или: У него такой
скверный характер, что он в любой момент может надерзить первому встречному/.
3).
В
каких
ситуациях
общения
уместно
употребление
следующих
глаголов:
благодетельствовать,
благотворительствовать,
жертвовать
(на
что-либо),
милосердствовать,
покровительствовать?
Объясните
их
значение.
К
какой
группе
изученных глаголов они относятся?
Вика
Р. /Перечисленные глаголы сближает то, что они называют деятельность, цель
которой - оказать кому-либо поддержку, помощь. Некоторые из них носят несколько
устаревший характер, например, «благодетельствовать», но изменения, происходящие в
нашей
жизни,
приводят
к
оживлению
в
языке
слов,
обозначающих
такие
виды
деятельности,
которые
характеризуют
нравственную
сторону
личности.
Это
относится к глаголам «милосердствовать», «благотворительствовать».
Большинство
названных
глаголов
может
употребляться
и
в
книжном,
и
в
разговорном стиле, когда речь идет об оказании помощи, проявлении милосердия. Они
встречаются в газетах и журналах, звучат в передачах радио и телевидения, когда
затрагиваются указанные темы. Например, мне приходилось слышать о деятельности
богатых людей, меценатов, которые покровительствуют искусству, жертвуют свои
средства
на
строительство
и
реставрацию
храмов,
благотворительствуют
малообеспеченным,
инвалидам
и
т.д.
В
нашей
жизни
возрождаются
понятия
благотворительности и милосердия, и, когда о них идет речь, можно употреблять
глаголы благотворительствовать, милосердствовать/.
9 класс. Работа с текстом
…Зачем мы сами едем в Пушкинские Горы?
Разве
не
затем,
чтобы
поклониться
гробу
Пушкина
и
посетить
село
Михайловское,
которое
для
нас
и
в
самом
деле
родное
пепелище?
И
разве
мы
не
испытываем на себе их животворящую силу? Разве не возвращаемся из пушкинских мест
обновленными духовно, с огромным запасом животворных впечатлений? Разве мы не
соприкасаемся здесь с чем-то для нас очень дорогим, высоким и священным?… («Азбука
для несовершеннолетних»)
Задания к тексту
- Объясните знаки препинания в тексте. Найдите сложное предложение с разными
видами придаточных, сделайте его синтаксический разбор.
- Определите стилистическую принадлежность текста, проанализировав речевую
ситуацию. Какова задача приведенного текста?
-
Какими
языковыми
средствами
решается
эта
задача?
К
какому
стилю
речи
относится этот текст?
- Объясните значение слов животворящий, животворный. К какой части речи они
относятся, как образованы?
- В каком стиле речи используется глагол животворить и однокоренные к нему
слова? Какие из них являются более употребительными?
Сахая О. /(…) Судя по содержанию этого отрывка, речь в книге идет об азбуке
нравственных понятий. Книга обращена ко всем, кто интересуется затронутыми в ней
проблемами. Автор ставит своей задачей пробудить в душе каждого читателя святое
чувство уважения, любви к дорогим и памятным для нас местам (…). Иначе говоря, в
тексте решается задача – оказать воспитательное воздействие. Он может быть
напечатан в газете, может звучать в выступлениях писателей, публицистов, педагогов,
беседующих с читателем, слушателем, зрителем на нравственные темы.
По типу речи текст представляет собой рассуждение о том, что означает для
каждого из нас поездка в Михайловское, почему это очень значительное событие в жизни
каждого
человека
и
что
такие
слова,
как
любить,
чтить,
уважать
литературу,
искусство, историю – это непустой звук (…)./
2) Представьте себе ситуацию: к кому-либо из ваших знакомых в семье или на
работе относятся сурово, несправедливо, деспотично, ущемляя его в правах. Какими
глаголами нужно передать такое отношение?
Алина
П.
/Такое
отношение
передают
глаголы
тиранить,
ущемлять,
терроризировать, помыкать, притеснять, обижать, недолюбливать. Некоторые из них
носят разговорную окраску, их предпочтительнее употреблять в разговорной речи (…)/.
Объясните
значения
следующих
глаголов: иронизировать,
пренебрегать,
игнорировать, потешаться, (не)удостаивать. Приведите примеры ситуаций общения,
в которых уместно их использование.
Миша С.
/Перечисленные
глаголы
сближает
то,
что
все
они
передают
невнимательное,
пренебрежительное
или
насмешливое
отношение
и
могут
употребляться
как
в
официальной, так и в неофициальной обстановке, в книжном и разговорном стилях. С
помощью
этих
глаголов
можно
охарактеризовать
отношение
одних
литературных
героев к другим. Например, Чацкий иронизирует над Молчалиным, Скалозубом и другими
представителями
фамусовского
общества.
Печорин
потешается
над
Грушницким.
Чацкий,
Печорин
игнорируют
лицемерные
законы
светского
общества.
Фамусов
пренебрегает всеми, кто беднее его. Онегин не сумел пренебречь законами светской
морали, когда согласился на дуэль с Ленским. Княжна Мэри не удостаивает внимания
многих своих поклонников/.
Последним этапом работы над усвоением лексики нравственной тематики часто
является написание сочинения на одну из предложенных тем:
8 класс: «Какие нравственные качества я ценю в людях и какие не приемлю», «Что
значит
быть
милосердным
человеком?»,
«Кому
бы
в
своей
жизни
я
хотел
(-а)
покровительствовать и почему?», «Мое отношение к благотворительности», «Каким я себе
представляю человека, имеющего чувство собственного достоинства», «Важно ли иметь
чувство собственного достоинства?»
9 класс: «Что облагораживает человеческую личность?», «У человека не может
быть иной цели, чем быть настоящим человеком» (В.Шефер), «Быть человеком – это
чувствовать
свою
ответственность…»
(Экзюпери),
«Какого
человека
можно
считать
нравственно совершенным?», «Благородный поступок», «Как страшен может быть разум,
если он не служит человеку» (Софокл), «Не позволяй душе лениться!» (Н.Заболоцкий),
«Что я думаю об истинной дружбе», «Устарела ли скромность?», «На свете нет ничего
прекраснее честного человека» (Р.Роллан), «Ничто не облагораживает человека больше
труда»
(Л.Н.Толстой),
«Общение
облагораживает
и
возвышает…»
(Л.Фейербах),
«Равнодушие – это паралич души…» (А.П.Чехов).
Темы
сочинений-рассуждений
публицистического
характера,
для
которых
актуально использование лексики исследуемой ЛСГ, шире представлены в приложении.
Ниже
приводятся
примеры
ученических
сочинений,
в
которых
удачно
использованы
глаголы изученных ЛСГ.
Марина Н. (8 класс) /Важно ли иметь чувство собственного достоинства? Что
для меня означает это понятие? (…)
(…)Среди людей с чувством собственного достоинства не встретишь тех, кто
без всяких оснований будет фамильярничать с малознакомыми и старшими по возрасту
человеком, изображая из себя «рубаху-парня», кто под видом горячего участия способен
бесцеремонно
вторгаться
в
личную
жизнь
другого
человека.
Думаю,
среди
них
не
встретишь
и
людей
себялюбивых,
потому
что
себялюбие
вкорне
противоречит
уважению к другому человеку(…)/
Карина
М.
(9
класс)
/У
человека
не
может
быть
иной
цели,
кроме
быть
настоящим человеком (Л.Шефер)
(…)Мне трудно жить в мире, проникнутом духом торгашества и наживы, где
осталось так мало места чистым и бескорыстным отношениям между людьми. (…)
«Человек – это целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно» -
писал Ф.М.Достоевский. Я думаю, что этот нравственный стержень определяет все
жизненные устремления и поступки, совершаемые настоящим человеком. Тот, в ком
этот стержень есть, не будет глумиться над святыней, не станет пренебрегать
нормами морали, которые во все времена были почитаемы его народом, не сможет
попустительствовать злу, даже если он рядится в красивые одежды. Это люди с чистой
совестью, люди долга. Таких людей, возможно, не так много, но они есть. К ним
принадлежат мои бабушка, дедушка, моя мама, друзья нашей семьи. Среди них есть люди
разных профессий, но главное, что их сближает, так это то, что их нравственные
убеждения не подвержены моде, не ветшают с годами, как поношенное платье. Поэтому
я им симпатизирую и глубоко уважаю, считаю, что они надежны, на них всегда можно
положиться,
так
как
главной
целью
их
жизни
всегда
была
именно
эта
–
стать
настоящими людьми»/.
Анализ
сочинений
учащихся
показал
эффективность
проведенной
словарно-
семантической работы с ЛСГ глаголов со значением эмоций. Большинство учащихся
продемонстрировали знание семантики и сочетаемости глаголов изученных ЛСГ, умение
целесообразно использовать их в соответствии с речевой ситуацией, стилем и типом речи.
В
письменных
работах
школьники
стали
употреблять
гораздо
больше
глаголов
эмоционального отношения и состояния, что свидетельствует о том, что значительно
повысился индекс разнообразия используемых ими глаголов.