Автор: Зайцева Марина Евгеньевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МОУ "Школа № 1 имени адмирала А.М. Калинина" Населённый пункт: поселок Шексна, Вологодская область Наименование материала: программа внеурочной деятельности Тема: "Игротерапия" Раздел: начальное образование
Согласована Принята Утверждена
Протокол заседания МО Протокол педагогического Приказ директора ОУ
№ 1 от 26.08.2015 г. совета № 1 от 27.08.2015 г. № 183 от 27.08.2015 г.
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №1 имени адмирала Алексея Михайловича Калинина »
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Игротерапия»
Составитель программы: М. Е. Зайцева,
педагог-психолог
п. Шексна
Содержание
1.
Пояснительная записка……………………………………………стр.3
2.
Содержание программы внеурочной деятельности…………. стр.8
3.
Описание материально-технического обеспечения ………… .стр. 12
4.
Литература……………………………………………………….стр. 13
1. Пояснительная записка
Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых
ранних лет и вплоть до младшего школьного возраста. Игра способствует
моторному и когнитивному развитию ребенка, является для ребенка главным
способом обучения (поэтому дети в игре могут неоднократно повторять одни
и те же действия, отыгрывать одни и те же бытовые ситуации, осваивая,
таким
образом,
новые
паттерны
поведения
и
обучаясь
новым
видам
деятельности).
Игра
для
детей
представляет
собой
их
главный
способ
взаимодействовать друг с другом, а потому игра выполняет, в том числе, и
функцию социализации, то есть функцию включения в общество. В этом
естественном
занятии
ребенок
отыгрывает
также
возникающие
у
него
негативные эмоции и чувства.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Игротерапия» рассчитана
на 1 год и составлена в соответствии с требованиями:
1.
Федерального компонента государственного стандарта (начального общего
образования, основного общего образования, среднего (полного) общего об-
разования), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г
№ 1089.
2.
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
3.
Учебного плана МОУ «Школа № 1 им. адмирала А.М. Калинина»»
4.
Образовательной программы МОУ “Школа №1 имени адмирала А.М. Кали-
нина”
5.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих про-
грамм по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МОУ «Шко-
ла № 1 им. адмирала А.М. Калинина».
6.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая
2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
Федерального образовательного стандарта общего образования».
Цель
развитие
навыков
конструктивного
общения,
моторного
и
когнитивного компонента личности.
Задачи:
1.
Изучение психоэмоционального состояния учащихся;
2.
Обучение доступным способам саморегуляции;
3.
Развитие у детей социальных и коммуникативных навыков, необходимых для
установления межличностных отношений со сверстниками.
4.
Формирование положительной мотивации к учению;
5.
Предупреждение развития форм аддиктивного, отклоняющегося поведения;
6.
Формирование положительной «Я-концепции» и нравственного отношения к
другим.
Принципы,
которые
позволяют
достичь
поставленные
задачи:
-принцип
системности
–
предполагает
преемственность
знаний,
комплексность в их усвоении;
-принцип
ценности
и
уникальности
личности,
приоритета
личностного
развития.
Этот
принцип
предусматривает
ориентацию
содержания
программы
на
интеллектуальное,
эмоциональное,
духовно-нравственное,
физическое
и
психическое
развитие
и
саморазвитие
каждого
ребенка
с
у ч е т о м
и н д и в и д у а л ь н ы х
в о з м о ж н о с т е й
и
с п о с о б н о с т е й .
-принцип
целесообразности
и
причинной
обусловленности
–
любое
психологическое
воздействие
должно
быть
осознанным,
должно
быть
подчинено поставленной цели.
- принцип активности ребенка;
-
принцип
охраны
и
укрепления
психического
и
физического
здоровья
ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к
чистоте,
аккуратности,
соблюдению
режима
дня,
эффективного
и
бесконфликтного взаимодействия.
-принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение
особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом –
полисубъектного
взаимодействия,
подразумевающего
рассмотрение
всех
участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и
оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.
-принцип
психологизации. С в я з а н
с
и с п о л ь з о в а н и е м
н ау ч н ы х
психологических
знаний,
преподнесенных
через
систему
образных
представлений,
в
качестве
средства
анализа
собственного
опыта
детей,
оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации
самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.
-принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при
проведении занятий психолог должен обеспечить их превращение в цепь
связанных
между
собой
событий,
которые
будут
переживаться
всеми участниками
полисубъектного
взаимодействия
как
целостность,
единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем
мире. Только в том случае, когда каждое занятие станет событием и для
каждого
ребенка,
и
для
психолога,
оно
реализует
свой
развивающий
и
психокоррекционный потенциал.
-принцип психологической безопасности.
Программа подразумевает одно занятие в неделю во 2 классах. Длительность
занятия – 1 час. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 34
занятий.
В основе программы внеурочной деятельности «Игротерапия» лежит си-
стемно-деятельностный подход, который предполагает:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям инфор-
мационного общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент
курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсаль-
ных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и ре-
зультат образования;
- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обуча-
ющихся;
- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей
каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, по-
знавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в познавательной деятельности;
- достижение планируемых результатов освоения внеурочной деятельности
программы
«Игротерапия»,
что
и
создает
основу
для
самостоятельного
успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, ви-
дов и способов деятельности.
Методы и приемы, используемые при изучении программы:
Игра – психологический метод, с помощью которого учащиеся вторых
классов могут учиться при помощи игрового пространства осознавать свои
особенности и выстраивать отношения с другими. Игра выступает как метод
познания.
Тест – это инструмент диалога.
Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного
вопроса. (круглый стол, дебаты).
Ролевые методы – предполагают принятие ролей, различных по содер-
жанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли
в гротескном, т.е. усиленном варианте.
Формы проведения занятий:
-работа в паре;
-групповая работа;
-коллективная работа.
Содержание
программы
внеурочной
деятельности
«Игротерапия»
предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности,
для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательно-
сти, для коррекции своих эмоциональных состояний.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения про-
граммы внеурочной деятельности «Игротерапия»
Особенность внеурочной деятельности по программе «Игротерапия»
заключается в том, что полученные знания о себе, своих личностных особен-
ностях в игровой деятельности, а также работа со своим эмоциональным со-
стоянием будут способствовать улучшению межличностного взаимодействия,
успешному усвоению школьной программы.
Личностные результаты освоения программы по предмету «Игротерапия»
должны отражать:
овладение навыками адаптации в окружающем мире;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие элементарной самостоятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, навы-
ков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Метапредметные результаты освоения программы по предмету «Игро-
терапия» должны отражать:
овладение способностью принимать и удерживать цели и задачи учеб-
ной деятельности;
формирование умения планировать и оценивать учебные действия в со-
ответствии с поставленной задачей;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной де-
ятельности;
умение договариваться при распределении функций и ролей в совмест-
ной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение
окружающих;
овладение базовыми предметными понятиями;
Предметные результаты освоения программы по предмету «Игротерапия»
должны отражать:
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедея-
тельность (подвижные игры и т. д);
умение воспринимать игру и выражать свое отношение к игре;
использование музыкальных образов при создании театрализованных
композиций и в импровизации;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в раз-
личных видах художественной деятельности;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной дея-
тельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организа-
ции.
Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:
-улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ре-
бенка;
-увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
-воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать себя, свои желания, мечты, ценности;
- вести конструктивную беседу;
-учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону
собеседника;
Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время на-
блюдения за работой детей во время занятия (активность, заинтересован-
ность), в рамках промежуточной диагностики. В конце учебного года прово-
дится выходная диагностика.
Содержание программы «Игротерапия». Тематическое планирование.
№
п/п
Тема занятия
Содержание
1.
«Знакомство»,
входная
диагностика
Знакомство детей друг с другом, определение цели
занятий с психологом.
2.
« Мое имя»
Развитие эмпатии к другим людям, интереса к
общению. Раскрытие своего «Я»
.
3.
«Мое настроение»
Обеспечение чувства психологической
защищенности, доверия к миру, умение получать
радость от общения с другими людьми. Развивать
способность понимать эмоциональное состояние
другого и умение выразить свое.
4.
«Настроение»
Снизить эмоциональное напряжение.
5.
«Страхи»
Создание положительного эмоционального фона,
формирование социального доверия, осознание и
снятие страха
.
6.
«Преодолеваем
страхи»
Уменьшить тревожность, развивать уверенность в
себе,оказать помощь в преодолении негативных
переживаний, ощущать эмоциональное состояние
своего персонажа.
7.
« Я
б о л ь ш е
н е
боюсь»
Преодоление негативных переживаний, воспитание
уверенности в себе;снятие страха перед темнотой;
снятие эмоционального напряжения, мышечных
зажимов;развитие внимания друг к другу,
социального доверия; развитие чувств эмпатии.
8.
«Волшебные
средства
понимания»
Формирование базиса личной культуры,
восстановление доверия к взрослым и
сверстникам.
9.
«Подарок на всех.
( Ц в е т и к
–
самоцветик)»
Обеспечение чувства психологической
защищенности, доверия к миру, умения получать
радость от общения.
10.
«Волшебные
средства
понимания»
Развитие у детей понимания и чувствования друг
друга, развитие эмпатии, дифференцировка
слухового восприятия.
11.
«Ассоциации»
Развитие интереса к себе, развитие вариативности
мышления, творческое самовыражение.
12.
« М н е
в
в а с
нравится»
Развитие эмпатии к другим людям, интереса к
общению, умение получать радость от общения
с другими людьми.
13.
«Расскажи о своем
друге»
Развитие эмпатии к другим людям, интереса к
общению, умение получать радость от общения
с другими людьми.
14.
«Смешные
клоуны»
Стимуляция разрядки вербальной агрессии,
коррекция страхов, релаксация.
15.
«Школа улыбок»
Гибкое изменение поведения на основе понимания
эмоционального состояния себя и другого .
16.
«Ладонь,
полная
солнца»
Формирование базиса личной культуры, развитие
эмпатии и собственной индивидуальности.
17.
«Путешествие
в
сказку»
Умение получать радость от общения, развитие
способности эмоциональной саморегуляции.
18.
«Карта волшебной
страны чувств»
Развитие умения передавать свои чувства с
помощью цвета, исследование
психоэмоционального состояния детей.
19.
«Понимаю других
– понимаю себя»
Развитие эмпатии и собственной
индивидуальности, развитие способности
эмоциональной саморегуляции, корреция и
профилактика поведенческих отклонений.
20.
« Э т и
р а з н ы е ,
разные люди»
Обеспечение чувства психологической
защищенности, доверия к миру, развитие
эмпатии и собственной индивидуальности
21.
«Сказка на новый
лад»
Умение получать радость от общения, развитие
способности эмоциональной саморегуляции.
22.
«Мой
портрет».
Промежуточная
диагностика.
Укрепление собственного «я» ребенка, развитие
чувства самоценности, коррекция и предупреждение
деформаций в формировании «Я – концепция».
23.
«Портрет
самого
лучшего друга»
Развитие эмпатии к другим людям, интереса к
общению, умение получать радость от общения
с другими людьми, формирование базиса личной
культуры.
24.
« К а к
т ы
с е б я
чувствуешь»
Облегчение психологического состояния
детей,развитие способности эмоциональной
саморегуляции.
25.
«Что
было
бы,
если бы …»
Развитие эмпатии к другим людям, интереса к
общению, умение получать радость от общения
с другими людьми, формирование базиса личной
культуры.
26.
«Любимая
игрушка»
Облегчение психологического состояния детей,
восстановление доверия к взрослым и сверстникам,
коррекция предупреждение деформаций в
формировании «Я – концепция.
27.
«Сочиним сказку»
Умение получать радость от общения, развитие
способности эмоциональной саморегуляции,
коррекция и профилактика поведенческих
отклонений
28.
«Театр зверей»
Развитие эмпатии к другим людям, интереса к
общению, умение получать радость от общения
с другими людьми, раскрепощение участников.
29.
«Общий дом»
Развитие эмпатии к другим людям, интереса к
общению, умение получать радость от общения
с другими людьми, формирование базиса личной
культуры.
30.
«Напиши письмо»
Укрепление собственного «я» ребенка, развитие
чувства самоценности, коррекция и предупреждение
деформаций в формировании «Я – концепция.
31.
«Я – птица»
Укрепление собственного «я» ребенка, развитие
чувства самоценности, коррекция и предупреждение
деформаций в формировании «Я – концепция.
32.
«Если
бы
я
был
волшебником»
Развитие эмпатии к другим людям, интереса к
общению, умение получать радость от общения
с другими людьми, формирование базиса личной
культуры
33.
«Кому
подарите
с в о е
д о б р о е
сердце»
Облегчение психологического состояния детей,
умение получать радость от общения с другими
людьми, обеспечение чувства психологической
защищенности, доверия к миру.
34.
«Нарисуем
будущее.
Прощание»
Развитие эмпатии к другим людям, интереса к
общению, умение получать радость от общения
с другими людьми.
Выходная
диагностика.
Материально – техническое обеспечение
Компьютер,
Проектор,
Интерактивная доска,
Фотоаппарат,
Аудиовизуальная техника.
Список литературы.
1.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. Москва,
«Просвещение», 1985 г.
2.
Бондаренко А.В. Дидактические игры в начальной школе. Москва,
«Просвещение», 1985 г.
3.
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков (с
тяжелыми и множественными нарушениями развития). М., 2005.
4.
Губанова
Н.Ф.
Развитие
игровой
деятельности.
Изд.
Мозайка-
Синтез., М.,2010г.
5.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. Москва, 2005 г.
6.
Смирнова Е.О., Богуславская Э.М. Развивающие игры для детей
младшего возраста. Москва, «Просвещение», 1991 г.