Напоминание

"Игротерапия"


Автор: Зайцева Марина Евгеньевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Школа № 1 имени адмирала А.М. Калинина"
Населённый пункт: поселок Шексна, Вологодская область
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Игротерапия"
Раздел: начальное образование





Назад




Согласована Принята Утверждена Протокол заседания МО Протокол педагогического Приказ директора ОУ № 1 от 26.08.2015 г. совета № 1 от 27.08.2015 г. № 183 от 27.08.2015 г.
муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа №1 имени адмирала Алексея Михайловича Калинина
»
Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Игротерапия»

Составитель программы:
М. Е. Зайцева, педагог-психолог
п. Шексна

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………стр.3 2. Содержание программы внеурочной деятельности…………. стр.8 3. Описание материально-технического обеспечения ………… .стр. 12 4. Литература……………………………………………………….стр. 13
1. Пояснительная записка

Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет и вплоть до младшего школьного возраста. Игра способствует моторному и когнитивному развитию ребенка, является для ребенка главным способом обучения (поэтому дети в игре могут неоднократно повторять одни и те же действия, отыгрывать одни и те же бытовые ситуации, осваивая, таким образом, новые паттерны поведения и обучаясь новым видам деятельности). Игра для детей представляет собой их главный способ взаимодействовать друг с другом, а потому игра выполняет, в том числе, и функцию социализации, то есть функцию включения в общество. В этом естественном занятии ребенок отыгрывает также возникающие у него негативные эмоции и чувства. Рабочая программа внеурочной деятельности «Игротерапия» рассчитана на 1 год и составлена в соответствии с требованиями: 1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего об- разования), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г № 1089. 2. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Учебного плана МОУ «Школа № 1 им. адмирала А.М. Калинина»» 4. Образовательной программы МОУ “Школа №1 имени адмирала А.М. Кали- нина” 5. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих про- грамм по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МОУ «Шко- ла № 1 им. адмирала А.М. Калинина». 6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Цель
развитие навыков конструктивного общения, моторного и когнитивного компонента личности.

Задачи:
1. Изучение психоэмоционального состояния учащихся; 2. Обучение доступным способам саморегуляции; 3. Развитие у детей социальных и коммуникативных навыков, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками. 4. Формирование положительной мотивации к учению; 5. Предупреждение развития форм аддиктивного, отклоняющегося поведения; 6. Формирование положительной «Я-концепции» и нравственного отношения к другим.
Принципы,
которые позволяют достичь поставленные задачи: -принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении; -принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания программы на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с у ч е т о м и н д и в и д у а л ь н ы х в о з м о ж н о с т е й и с п о с о б н о с т е й . -принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным, должно быть подчинено поставленной цели. - принцип активности ребенка; - принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия. -принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом – полисубъектного взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.
-принцип психологизации. С в я з а н с и с п о л ь з о в а н и е м н ау ч н ы х психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции. -принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении занятий психолог должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем мире. Только в том случае, когда каждое занятие станет событием и для каждого ребенка, и для психолога, оно реализует свой развивающий и психокоррекционный потенциал. -принцип психологической безопасности. Программа подразумевает одно занятие в неделю во 2 классах. Длительность занятия – 1 час. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 34 занятий. В основе программы внеурочной деятельности «Игротерапия» лежит си- стемно-деятельностный подход, который предполагает: -воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям инфор- мационного общества; - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсаль- ных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и ре- зультат образования; - учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обуча- ющихся; - разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, по-
знавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; - достижение планируемых результатов освоения внеурочной деятельности программы «Игротерапия», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, ви- дов и способов деятельности.
Методы и приемы, используемые при изучении программы:
Игра – психологический метод, с помощью которого учащиеся вторых классов могут учиться при помощи игрового пространства осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими. Игра выступает как метод познания. Тест – это инструмент диалога. Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса. (круглый стол, дебаты). Ролевые методы – предполагают принятие ролей, различных по содер- жанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.
Формы проведения занятий:
-работа в паре; -групповая работа; -коллективная работа. Содержание программы внеурочной деятельности «Игротерапия» предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательно- сти, для коррекции своих эмоциональных состояний.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения про-

граммы внеурочной деятельности «Игротерапия»

Особенность внеурочной деятельности по программе «Игротерапия» заключается в том, что полученные знания о себе, своих личностных особен- ностях в игровой деятельности, а также работа со своим эмоциональным со- стоянием будут способствовать улучшению межличностного взаимодействия, успешному усвоению школьной программы.
Личностные
результаты освоения программы по предмету «Игротерапия» должны отражать:  овладение навыками адаптации в окружающем мире;  развитие мотивов учебной деятельности;  развитие элементарной самостоятельности;  развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, навы- ков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Метапредметные
результаты освоения программы по предмету «Игро- терапия» должны отражать:  овладение способностью принимать и удерживать цели и задачи учеб- ной деятельности;  формирование умения планировать и оценивать учебные действия в со- ответствии с поставленной задачей;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной де- ятельности;  умение договариваться при распределении функций и ролей в совмест- ной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;  овладение базовыми предметными понятиями;
Предметные
результаты освоения программы по предмету «Игротерапия» должны отражать:  овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедея- тельность (подвижные игры и т. д);  умение воспринимать игру и выражать свое отношение к игре;
 использование музыкальных образов при создании театрализованных композиций и в импровизации;  овладение элементарными практическими умениями и навыками в раз- личных видах художественной деятельности;  приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной дея- тельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организа- ции. Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается: -улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ре- бенка; -увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; -воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать себя, свои желания, мечты, ценности; - вести конструктивную беседу; -учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника; Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время на- блюдения за работой детей во время занятия (активность, заинтересован- ность), в рамках промежуточной диагностики. В конце учебного года прово- дится выходная диагностика.
Содержание программы «Игротерапия». Тематическое планирование.
№ п/п Тема занятия Содержание 1. «Знакомство», входная диагностика Знакомство детей друг с другом, определение цели занятий с психологом. 2. « Мое имя» Развитие эмпатии к другим людям, интереса к общению. Раскрытие своего «Я» . 3. «Мое настроение» Обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать
радость от общения с другими людьми. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое. 4. «Настроение» Снизить эмоциональное напряжение. 5. «Страхи» Создание положительного эмоционального фона, формирование социального доверия, осознание и снятие страха
.
6. «Преодолеваем страхи» Уменьшить тревожность, развивать уверенность в себе,оказать помощь в преодолении негативных переживаний, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа. 7. « Я б о л ь ш е н е боюсь» Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе;снятие страха перед темнотой; снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов;развитие внимания друг к другу, социального доверия; развитие чувств эмпатии. 8. «Волшебные средства понимания» Формирование базиса личной культуры, восстановление доверия к взрослым и сверстникам. 9. «Подарок на всех. ( Ц в е т и к – самоцветик)» Обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умения получать радость от общения. 10. «Волшебные средства понимания» Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, развитие эмпатии, дифференцировка слухового восприятия. 11. «Ассоциации» Развитие интереса к себе, развитие вариативности мышления, творческое самовыражение. 12. « М н е в в а с нравится» Развитие эмпатии к другим людям, интереса к общению, умение получать радость от общения с другими людьми. 13. «Расскажи о своем друге» Развитие эмпатии к другим людям, интереса к общению, умение получать радость от общения
с другими людьми. 14. «Смешные клоуны» Стимуляция разрядки вербальной агрессии, коррекция страхов, релаксация. 15. «Школа улыбок» Гибкое изменение поведения на основе понимания эмоционального состояния себя и другого
.
16. «Ладонь, полная солнца» Формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности. 17. «Путешествие в сказку» Умение получать радость от общения, развитие способности эмоциональной саморегуляции. 18. «Карта волшебной страны чувств» Развитие умения передавать свои чувства с помощью цвета, исследование психоэмоционального состояния детей. 19. «Понимаю других – понимаю себя» Развитие эмпатии и собственной индивидуальности, развитие способности эмоциональной саморегуляции, корреция и профилактика поведенческих отклонений. 20. « Э т и р а з н ы е , разные люди» Обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, развитие эмпатии и собственной индивидуальности 21. «Сказка на новый лад» Умение получать радость от общения, развитие способности эмоциональной саморегуляции. 22. «Мой портрет». Промежуточная диагностика. Укрепление собственного «я» ребенка, развитие чувства самоценности, коррекция и предупреждение деформаций в формировании «Я – концепция». 23. «Портрет самого лучшего друга» Развитие эмпатии к другим людям, интереса к общению, умение получать радость от общения с другими людьми, формирование базиса личной культуры. 24. « К а к т ы с е б я чувствуешь» Облегчение психологического состояния детей,развитие способности эмоциональной саморегуляции. 25. «Что было бы, если бы …» Развитие эмпатии к другим людям, интереса к общению, умение получать радость от общения с другими людьми, формирование базиса личной
культуры. 26. «Любимая игрушка» Облегчение психологического состояния детей, восстановление доверия к взрослым и сверстникам, коррекция предупреждение деформаций в формировании «Я – концепция. 27. «Сочиним сказку» Умение получать радость от общения, развитие способности эмоциональной саморегуляции, коррекция и профилактика поведенческих отклонений 28. «Театр зверей» Развитие эмпатии к другим людям, интереса к общению, умение получать радость от общения с другими людьми, раскрепощение участников. 29. «Общий дом» Развитие эмпатии к другим людям, интереса к общению, умение получать радость от общения с другими людьми, формирование базиса личной культуры. 30. «Напиши письмо» Укрепление собственного «я» ребенка, развитие чувства самоценности, коррекция и предупреждение деформаций в формировании «Я – концепция. 31. «Я – птица» Укрепление собственного «я» ребенка, развитие чувства самоценности, коррекция и предупреждение деформаций в формировании «Я – концепция. 32. «Если бы я был волшебником» Развитие эмпатии к другим людям, интереса к общению, умение получать радость от общения с другими людьми, формирование базиса личной культуры 33. «Кому подарите с в о е д о б р о е сердце» Облегчение психологического состояния детей, умение получать радость от общения с другими людьми, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру. 34. «Нарисуем будущее. Прощание» Развитие эмпатии к другим людям, интереса к общению, умение получать радость от общения с другими людьми.
Выходная диагностика.
Материально – техническое обеспечение
 Компьютер,  Проектор,  Интерактивная доска,  Фотоаппарат,  Аудиовизуальная техника.
Список литературы.
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. Москва, «Просвещение», 1985 г. 2. Бондаренко А.В. Дидактические игры в начальной школе. Москва, «Просвещение», 1985 г. 3. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелыми и множественными нарушениями развития). М., 2005. 4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Изд. Мозайка- Синтез., М.,2010г. 5. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Москва, 2005 г. 6. Смирнова Е.О., Богуславская Э.М. Развивающие игры для детей младшего возраста. Москва, «Просвещение», 1991 г.


В раздел образования