Напоминание

"Четверть века с учеником-исследователем"


Автор: Мамина Надежда Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 271
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Четверть века с учеником-исследователем"
Раздел: полное образование





Назад




Надежда Анатольевна Мамина,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ гимназия № 271, Санкт-Петербург

Четверть века с учеником-исследователем

Статья посвящена 25-летнему опыту руководства исследовательской

деятельностью учащихся старших классов

Современные требования к школьнику и современные требования самого

школьника

ориентируют

нас

на

достаточно

высокий

уровень

учебной

деятельности.

Информационные

технологии

погружают

учащегося

в

бескрайний космос жизненно важных вопросов, в то же время возрастные

особенности

старшеклассников

заставляют

их

включиться

в

интенсивный,

глубокий и очень личностный поиск ответов на эти вопросы. Одной из форм

интеллектуального

поиска

ребенка

и

становится

исследовательская

деятельность.

Мотивация к исследовательской работе основана на бескорыстном интересе

учащихся к самому процессу познания, так как ни научной, ни педагогической

ценности такой работы будущий исследователь пока не представляет. Чаще

всего ему просто хочется поглубже погрузиться в любимую тему, например в

пространство любимой книги или творчество любимого писателя. На этом этапе

очень важно помочь учащемуся с первоначальной формулировкой темы, так как

выбор

предмета

исследования

для

учащегося

оказывается

гораздо

более

сложным, чем выбор объекта. Ученице 9 класса нашей гимназии понравилась

героиня

новеллы

П.

Мериме

«Кармен».

Так

как

девочка

делала

успехи

в

изучении французского языка, мы придумали такую тему: «Анималистические

образы в характеристики героини новеллы П. Мериме «Кармен» в оригинале и

переводе» (2011 г.).

1

Началом исследовательской работы становится своеобразная теоретическая

подготовка.

Будущий

исследователь

знакомится

с

основными

отличиями

научной работы от привычных видов учебной деятельности: реферата, доклада,

сочинения.

Легче

всего

рассмотреть

эти

отличия

на

примере

хорошей

ученической

работы

прошлых

лет.

Анализируя

название,

автореферат,

аннотацию

к

работе

и

саму

работу,

будущий

исследователь

учится

формулировать

область

и

объект

исследования,

цели,

задачи,

гипотезу,

предполагаемую новизну и актуальность,

знакомится с методами научного

познания.

Применительно

к

работам

по

литературе,

на

первое

место

выдвигаются такие методы, как анализ текста в единстве формы и содержания,

обобщение

и

сравнение.

Безусловно,

этим

перечнем

научные

методы

не

исчерпываются.

Так,

например,

ученица

нашей

гимназии

Иванова

Юлия

в

работе «Реконструкция картины мира в образе дома на материале английского и

русского

фольклора»

(2007

г.),

использовала

результаты

применения

такого

метода,

как

опрос,

предложив

учащимся,

родителям

и

преподавателям

вспомнить

какую-либо

поговорку

о

доме.

Выпускница

2005

года

Наталья

Иванова-Розина

в

работе

«„Вам

нравится

мой

нос?“

(остроты

Сирано

де

Бержерака

в

оригинале

и

переводах

пьесы

Э.

Ростана)»

использовала

статистический метод количественного подсчета: необходимо было выяснить,

какой процент острот Сирано де Бержерака посвящен его носу.

Предложив ребятам теоретический минимум, к которому они не раз еще

вернутся в ходе работы, переходим к практике. Говорят, что всякая работа

требует в два раза больше времени, чем кажется на первый взгляд. Полезно

предложить самому учащемуся просчитать необходимое для

исследования

время, подробно разъясняя каждый этап работы, и составить совместно с ним

календарный план. Пример из опыта работы:

1-й год: сентябрь-декабрь – выбор темы, библиография, реферирование,

январь-май – исследование (сбор материала, написание работы).

2

2-й год: сентябрь-декабрь – редактирование, оформление работы, январь-

май – подготовка защиты (автореферат, презентация).

Один из самых трудных и ответственных этапов исследовательской работы

– это корректировка темы. В ходе работы тема может оказаться уже изученной

или

слишком

сложной

для

ученической

работы.

Так

выпускница

2003

г.

Александра Искиердо-Большакова, увлекшись романом Маркеса, предложила

тему «Бессмертие в романе Маркеса „Сто лет одиночества“». В ходе работы

тема была локализована и интегрирована, так что окончательный

вариант

звучал

так:

«Мифологический

аспект

проблемы

бессмертия

в

романе

Г.

Г.

Маркеса „Сто лет одиночества“ и повести Ч. Айтматова „Пегий Пес, Бегущий

краем моря“».

Безусловно, любой текст имеет право стать объектом исследования, однако

задача руководителя на данном этапе – помочь выбрать наиболее перспективных

для конкретного исследования авторов. Помимо интересов ребенка, при выборе

темы

учитывается

степень

изученности

проблемы,

степень

готовности

учащегося и учителя к планируемой работе, наличие необходимых условий для

исследования. Ребята с удовольствием берутся за темы, связанные с творчеством

Пауло

Коэльо

или

поэтессы

Веры

Полозковой.

Однако

дефицит

серьезных

литературоведческих

источников

и

обилие

источников

рекламных

(иногда

откровенно спекулятивных) затрудняет работу над популярным автором. На

конкурсах такое исследование ждут дополнительные трудности: конкуренция

начнется сразу на уровне темы, задолго до представления самого исследования.

Правда, на ежегодных гимназических чтениях наибольший интерес вызывают

именно такие работы: «Жанровое своеобразие баллады в лирике Д. Быкова»

(Дарья Блинова, 2016 г.), «Метафизика огня в романе Умберто Эко „Имя розы“ и

В.Брюсова

„Огненный

ангел“»

(Ляшко

Анастасия,

2009

г.),

«Как

победить

дракона (по произведениям Д. Толкина и Е. Шварца)» (Коновалова Дарья, 2008

г.).

Зато

презентации

работ

по

малоизвестным

ученической

аудитории

произведениям («Живописные образы в романе Гофмана „Элексиры Сатаны“ и

3

повести Гоголя „Портрет“» (Белякова Маргарита, 2002 г.) или «Уроки Амброза

Бирса»

(Кулеш

Евгения,

2003

г.))

служат

превосходной

мотивацией

для

расширения

круга

чтения

не

только

исследователей,

но

и

слушателей

гимназических чтений. Однако наибольший интерес у аудитории на конкурсах и

гимназических чтениях вызывают работы на оригинальные темы по хорошо

знакомым классическим произведениям мировой литературы, например: «Дон

Кихот

и

донкихотство

по

роману

Сервантеса

„Дон

Кихот“

и

роману

Достоевского

„Преступление

и

наказание“»

(Баева

Виктория,

2007

г.)

или

«Художественная роль пейзажа в романе Эмили Бронте „Грозовой перевал“»

(Николаенко Светлана, 2009 г.). Вызывая эффект сопричастности («я же это

читал!»),

они

одновременно

позволяют

и

исследователю,

и

слушателю

на

гимназических

чтениях

не

только

осознать

бесконечность

постижения

художественного

произведения, но

и

реализовать пусть небольшой, зато

собственный научный потенциал. Задача руководителя

– помочь учащемуся

обнаружить свой индивидуальный интеллектуальный потенциал еще во время

выбора темы. Выпускник 2008 г. Георгий Швецов, поклонник детективов Б.

Акунина,

в

результате

собеседования

с

руководителем

обратился

к

теме

«Этические аспекты образа сыщика в рассказах Г. К. Честертона и романах Б.

Акунина». Эрудиция и компетентность в области информационных технологий

и прекрасная успеваемость по английскому языку

позволили ему блестяще

справиться с работой, получившей призовое место на районной и городской

олимпиаде, а также на конференции «Интеллектуальное Возрождение».

Уточнив формулировку темы, исследователь приступает к планированию,

опираясь

на

классический

вариант

плана

сочинения-рассуждения.

Во

вступлении

мотивируется

интерес

к

теме,

формулируются

цель

и

задачи,

актуальность и новизна, иногда формулируется гипотеза. Очень важно показать

учащемуся, что вступление – единый цельный текст и чем ярче проявится во

вступлении индивидуальность исследователя, тем больший интерес вызовет

4

работа.

В

основной

части

раскрываются

теоретические

основы

работы,

в

соответствии

с

поставленными

задачами

анализируется

текст

и

систематизируются результаты. В заключении формулируются выводы, которые

и

являются

маленьким

личным

научным

открытием

учащегося.

Иногда

исследование

уместно

дополнить

приложением,

например

к

работе

Марии

Лазаренко (2016 г.) «Жанровая стратегия Б. Акунина в плутовской исторической

повести

„Бох

и

Шельма“»

прилагалась

карта

странствий

главного

героя,

отражающая его связь с историческими реалиями описанной Акуниным эпохи.

Реферирование источников обычно не вызывает у учащихся трудностей,

необходимо только напомнить, что в этой части работы наиболее отчетливо

проявляется научная добросовестность, предостеречь от искушений плагиата.

Что

касается

поиска

источников,

то

здесь

задача

руководителя

убедить

учащихся в необходимости обращения не только к Интернету, но и к библио-

ресурсам, иногда даже сопроводить в читальный зал Публичной библиотеки.

Анализ текста открывает перед учащимся новые интересные возможности

прочтения

знакомого

текста

и

обычно

проходит

с

энтузиазмом,

в

форме

свободного обмена догадками с руководителем. Систематизация собранного

материала

вызывает

у

учащихся

легкую

эйфорию:

им

кажется,

что

работа

практически завершена. Так, автор исследования «Поэтика имени в повести-

притче

У.

Голдинга „Повелитель

мух“»

Копчушкин

Иван,

основательно

поработав над значением имен, после собеседования с руководителем добавил в

работу размышления над отсутствием имен некоторых героев.

При

систематизации

материалов

чаще

всего

используются

схемы

или

таблицы,

позволяющие

не

только

отчетливо

представить

концепцию

исследования, но зачастую и сделать серьезный шаг к настоящему открытию.

Завершив таблицу значений образов матери и отца в работе «Концепты „мать“ и

„отец“

как

устойчивая

авторская

идея

в

романе

Анны

Гавальды

„Просто

вместе“», Филипп Полушкин (2014 г.) обнаружил, что из-за обилия негативных

5

значений сами концепты «мать» и «отец» воплощаются в книге не в образах

родственников по крови, а в образах родственников по духу.

Что касается

процесса редактирования, то его основная проблема, как

правило,

дефицит

времени.

Чем

точнее

исследователь

и

руководитель

соблюдали собственный календарный план, тем больше времени остается на

редактирование, совершенствование работы.

Оформление работы производится в соответствии с правилами конкретных

конкурсов и конференций и требует тщательного контроля руководителя.

Проверяя, удалось ли реализовать уточненный план в готовой работе, мы с

исследователем

получаем

примерный

текст

автореферата,

где

четко

формулируются цели, задачи, методы исследования, итоги работы, а также ее

актуальность и новизна.

Подготовка презентации тесно связана с подготовкой устного сообщения, с

которым исследователь выступает на конкурсных представлениях работы или на

выпускном экзамене. 8 – 10 слайдов презентации представляют собой основные

положения автореферата в виде тезисов, схем и выводов, т. е. своеобразный

опорный конспект, по которому исследователю удобно вести рассказ о своей

работе. Основное правило презентации – не повторять помещенного на слайдах

текста,

ограничиваясь

комментариями

и

пояснениями,

раскрывающими

его

смысл. Соотношение текста устного выступления и письменного, слайдового,

обычно

трудно

дается

учащимся,

и

потому

прорабатывать

эти

тексты

необходимо вместе с руководителем.

Завершает

совместную

работу

над

исследованием

защита

работы

на

экзамене или представление на какой-либо конкурс.

6



В раздел образования