Автор: Мамина Надежда Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 271
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Четверть века с учеником-исследователем"
Раздел: полное образование
Надежда Анатольевна Мамина,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ гимназия № 271, Санкт-Петербург
Четверть века с учеником-исследователем
Статья посвящена 25-летнему опыту руководства исследовательской
деятельностью учащихся старших классов
Современные требования к школьнику и современные требования самого
школьника
ориентируют
нас
на
достаточно
высокий
уровень
учебной
деятельности.
Информационные
технологии
погружают
учащегося
в
бескрайний космос жизненно важных вопросов, в то же время возрастные
особенности
старшеклассников
заставляют
их
включиться
в
интенсивный,
глубокий и очень личностный поиск ответов на эти вопросы. Одной из форм
интеллектуального
поиска
ребенка
и
становится
исследовательская
деятельность.
Мотивация к исследовательской работе основана на бескорыстном интересе
учащихся к самому процессу познания, так как ни научной, ни педагогической
ценности такой работы будущий исследователь пока не представляет. Чаще
всего ему просто хочется поглубже погрузиться в любимую тему, например в
пространство любимой книги или творчество любимого писателя. На этом этапе
очень важно помочь учащемуся с первоначальной формулировкой темы, так как
выбор
предмета
исследования
для
учащегося
оказывается
гораздо
более
сложным, чем выбор объекта. Ученице 9 класса нашей гимназии понравилась
героиня
новеллы
П.
Мериме
«Кармен».
Так
как
девочка
делала
успехи
в
изучении французского языка, мы придумали такую тему: «Анималистические
образы в характеристики героини новеллы П. Мериме «Кармен» в оригинале и
переводе» (2011 г.).
1
Началом исследовательской работы становится своеобразная теоретическая
подготовка.
Будущий
исследователь
знакомится
с
основными
отличиями
научной работы от привычных видов учебной деятельности: реферата, доклада,
сочинения.
Легче
всего
рассмотреть
эти
отличия
на
примере
хорошей
ученической
работы
прошлых
лет.
Анализируя
название,
автореферат,
аннотацию
к
работе
и
саму
работу,
будущий
исследователь
учится
формулировать
область
и
объект
исследования,
цели,
задачи,
гипотезу,
предполагаемую новизну и актуальность,
знакомится с методами научного
познания.
Применительно
к
работам
по
литературе,
на
первое
место
выдвигаются такие методы, как анализ текста в единстве формы и содержания,
обобщение
и
сравнение.
Безусловно,
этим
перечнем
научные
методы
не
исчерпываются.
Так,
например,
ученица
нашей
гимназии
Иванова
Юлия
в
работе «Реконструкция картины мира в образе дома на материале английского и
русского
фольклора»
(2007
г.),
использовала
результаты
применения
такого
метода,
как
опрос,
предложив
учащимся,
родителям
и
преподавателям
вспомнить
какую-либо
поговорку
о
доме.
Выпускница
2005
года
Наталья
Иванова-Розина
в
работе
«„Вам
нравится
мой
нос?“
(остроты
Сирано
де
Бержерака
в
оригинале
и
переводах
пьесы
Э.
Ростана)»
использовала
статистический метод количественного подсчета: необходимо было выяснить,
какой процент острот Сирано де Бержерака посвящен его носу.
Предложив ребятам теоретический минимум, к которому они не раз еще
вернутся в ходе работы, переходим к практике. Говорят, что всякая работа
требует в два раза больше времени, чем кажется на первый взгляд. Полезно
предложить самому учащемуся просчитать необходимое для
исследования
время, подробно разъясняя каждый этап работы, и составить совместно с ним
календарный план. Пример из опыта работы:
1-й год: сентябрь-декабрь – выбор темы, библиография, реферирование,
январь-май – исследование (сбор материала, написание работы).
2
2-й год: сентябрь-декабрь – редактирование, оформление работы, январь-
май – подготовка защиты (автореферат, презентация).
Один из самых трудных и ответственных этапов исследовательской работы
– это корректировка темы. В ходе работы тема может оказаться уже изученной
или
слишком
сложной
для
ученической
работы.
Так
выпускница
2003
г.
Александра Искиердо-Большакова, увлекшись романом Маркеса, предложила
тему «Бессмертие в романе Маркеса „Сто лет одиночества“». В ходе работы
тема была локализована и интегрирована, так что окончательный
вариант
звучал
так:
«Мифологический
аспект
проблемы
бессмертия
в
романе
Г.
Г.
Маркеса „Сто лет одиночества“ и повести Ч. Айтматова „Пегий Пес, Бегущий
краем моря“».
Безусловно, любой текст имеет право стать объектом исследования, однако
задача руководителя на данном этапе – помочь выбрать наиболее перспективных
для конкретного исследования авторов. Помимо интересов ребенка, при выборе
темы
учитывается
степень
изученности
проблемы,
степень
готовности
учащегося и учителя к планируемой работе, наличие необходимых условий для
исследования. Ребята с удовольствием берутся за темы, связанные с творчеством
Пауло
Коэльо
или
поэтессы
Веры
Полозковой.
Однако
дефицит
серьезных
литературоведческих
источников
и
обилие
источников
рекламных
(иногда
откровенно спекулятивных) затрудняет работу над популярным автором. На
конкурсах такое исследование ждут дополнительные трудности: конкуренция
начнется сразу на уровне темы, задолго до представления самого исследования.
Правда, на ежегодных гимназических чтениях наибольший интерес вызывают
именно такие работы: «Жанровое своеобразие баллады в лирике Д. Быкова»
(Дарья Блинова, 2016 г.), «Метафизика огня в романе Умберто Эко „Имя розы“ и
В.Брюсова
„Огненный
ангел“»
(Ляшко
Анастасия,
2009
г.),
«Как
победить
дракона (по произведениям Д. Толкина и Е. Шварца)» (Коновалова Дарья, 2008
г.).
Зато
презентации
работ
по
малоизвестным
ученической
аудитории
произведениям («Живописные образы в романе Гофмана „Элексиры Сатаны“ и
3
повести Гоголя „Портрет“» (Белякова Маргарита, 2002 г.) или «Уроки Амброза
Бирса»
(Кулеш
Евгения,
2003
г.))
служат
превосходной
мотивацией
для
расширения
круга
чтения
не
только
исследователей,
но
и
слушателей
гимназических чтений. Однако наибольший интерес у аудитории на конкурсах и
гимназических чтениях вызывают работы на оригинальные темы по хорошо
знакомым классическим произведениям мировой литературы, например: «Дон
Кихот
и
донкихотство
по
роману
Сервантеса
„Дон
Кихот“
и
роману
Достоевского
„Преступление
и
наказание“»
(Баева
Виктория,
2007
г.)
или
«Художественная роль пейзажа в романе Эмили Бронте „Грозовой перевал“»
(Николаенко Светлана, 2009 г.). Вызывая эффект сопричастности («я же это
читал!»),
они
одновременно
позволяют
и
исследователю,
и
слушателю
на
гимназических
чтениях
не
только
осознать
бесконечность
постижения
художественного
произведения, но
и
реализовать пусть небольшой, зато
собственный научный потенциал. Задача руководителя
– помочь учащемуся
обнаружить свой индивидуальный интеллектуальный потенциал еще во время
выбора темы. Выпускник 2008 г. Георгий Швецов, поклонник детективов Б.
Акунина,
в
результате
собеседования
с
руководителем
обратился
к
теме
«Этические аспекты образа сыщика в рассказах Г. К. Честертона и романах Б.
Акунина». Эрудиция и компетентность в области информационных технологий
и прекрасная успеваемость по английскому языку
позволили ему блестяще
справиться с работой, получившей призовое место на районной и городской
олимпиаде, а также на конференции «Интеллектуальное Возрождение».
Уточнив формулировку темы, исследователь приступает к планированию,
опираясь
на
классический
вариант
плана
сочинения-рассуждения.
Во
вступлении
мотивируется
интерес
к
теме,
формулируются
цель
и
задачи,
актуальность и новизна, иногда формулируется гипотеза. Очень важно показать
учащемуся, что вступление – единый цельный текст и чем ярче проявится во
вступлении индивидуальность исследователя, тем больший интерес вызовет
4
работа.
В
основной
части
раскрываются
теоретические
основы
работы,
в
соответствии
с
поставленными
задачами
анализируется
текст
и
систематизируются результаты. В заключении формулируются выводы, которые
и
являются
маленьким
личным
научным
открытием
учащегося.
Иногда
исследование
уместно
дополнить
приложением,
например
к
работе
Марии
Лазаренко (2016 г.) «Жанровая стратегия Б. Акунина в плутовской исторической
повести
„Бох
и
Шельма“»
прилагалась
карта
странствий
главного
героя,
отражающая его связь с историческими реалиями описанной Акуниным эпохи.
Реферирование источников обычно не вызывает у учащихся трудностей,
необходимо только напомнить, что в этой части работы наиболее отчетливо
проявляется научная добросовестность, предостеречь от искушений плагиата.
Что
касается
поиска
источников,
то
здесь
задача
руководителя
–
убедить
учащихся в необходимости обращения не только к Интернету, но и к библио-
ресурсам, иногда даже сопроводить в читальный зал Публичной библиотеки.
Анализ текста открывает перед учащимся новые интересные возможности
прочтения
знакомого
текста
и
обычно
проходит
с
энтузиазмом,
в
форме
свободного обмена догадками с руководителем. Систематизация собранного
материала
вызывает
у
учащихся
легкую
эйфорию:
им
кажется,
что
работа
практически завершена. Так, автор исследования «Поэтика имени в повести-
притче
У.
Голдинга „Повелитель
мух“»
Копчушкин
Иван,
основательно
поработав над значением имен, после собеседования с руководителем добавил в
работу размышления над отсутствием имен некоторых героев.
При
систематизации
материалов
чаще
всего
используются
схемы
или
таблицы,
позволяющие
не
только
отчетливо
представить
концепцию
исследования, но зачастую и сделать серьезный шаг к настоящему открытию.
Завершив таблицу значений образов матери и отца в работе «Концепты „мать“ и
„отец“
как
устойчивая
авторская
идея
в
романе
Анны
Гавальды
„Просто
вместе“», Филипп Полушкин (2014 г.) обнаружил, что из-за обилия негативных
5
значений сами концепты «мать» и «отец» воплощаются в книге не в образах
родственников по крови, а в образах родственников по духу.
Что касается
процесса редактирования, то его основная проблема, как
правило,
дефицит
времени.
Чем
точнее
исследователь
и
руководитель
соблюдали собственный календарный план, тем больше времени остается на
редактирование, совершенствование работы.
Оформление работы производится в соответствии с правилами конкретных
конкурсов и конференций и требует тщательного контроля руководителя.
Проверяя, удалось ли реализовать уточненный план в готовой работе, мы с
исследователем
получаем
примерный
текст
автореферата,
где
четко
формулируются цели, задачи, методы исследования, итоги работы, а также ее
актуальность и новизна.
Подготовка презентации тесно связана с подготовкой устного сообщения, с
которым исследователь выступает на конкурсных представлениях работы или на
выпускном экзамене. 8 – 10 слайдов презентации представляют собой основные
положения автореферата в виде тезисов, схем и выводов, т. е. своеобразный
опорный конспект, по которому исследователю удобно вести рассказ о своей
работе. Основное правило презентации – не повторять помещенного на слайдах
текста,
ограничиваясь
комментариями
и
пояснениями,
раскрывающими
его
смысл. Соотношение текста устного выступления и письменного, слайдового,
обычно
трудно
дается
учащимся,
и
потому
прорабатывать
эти
тексты
необходимо вместе с руководителем.
Завершает
совместную
работу
над
исследованием
защита
работы
на
экзамене или представление на какой-либо конкурс.
6