Напоминание

"Работа с учащимися начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни"


Автор: Софьина Лариса Михайловна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ города Москвы "Школа с углубленным изучением английского языка № 1383"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа с учащимися начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни"
Раздел: начальное образование





Назад





Работа с учащимися начальных классов по

формированию навыков здорового образа жизни.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ- лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей; • установление контакта с учащимися, с учителем; • формирование адекватного поведения; • овладение навыками учебной деятельности. Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти на урок и т.д. При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ

1

. Медико-педагогическая

диагностика

состояния

здоровья

первоклассников заключается:
• Медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом); • Мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ.
2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
• Проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы (в т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита); • Витаминизация; • Профилактика простудных заболеваний (применение че с н о ка , элеутерококка, оксалиновой мази и т.д.); • Создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.; • Соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима; • Коррегирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорно- двигательного аппарата и зрения (программа «Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности»).
3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
В детском возрасте двигательная активность проявляется через естественную биологическую потребность растущего организма в движениях. Основной сюжетной линией поведения ребенка в этот период является игра, и он сам интуитивно, без вмешательства извне всегда безошибочно определяет для себя ее меру. Задача учителей в этой ситуации предельно проста и заключается в том, чтобы не мешать ребенку, не сдерживать его естественного стремления к
движениям. Эта мера характеризуется чрезвычайной вариативностью. Таким образом, на повестку дня поставлена фундаментальная задача - добиться значительной гармонизации взаимодействия людей с физической и социальной средой их жизни, чтобы это взаимодействие не приносило вреда здоровью нынешнего и грядущих поколений. При этом становиться все более очевидным, что в решении данной задачи двигательная активность играет важнейшую роль. Наиболее эффективный способ решения - это оптимизация самой начальной стадии. Перечень различных форм физической культуры, направленных на оздоровление учащихся: • Ежедневная физзарядка до занятий. Проводиться до начала занятий (5 мин. для учащихся начальных классов, до 8-10 мин. для более старших школьников); • Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в середине учебного дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут. Динамические перемены. Включают элементы игры; • Подвижные игры на переменах; • Ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня, внеклассные спортивные мероприятия; • Школьные спортивные кружки и секции: «Спортигры», «Лыжные гонки», «Пожвижные игры» и т.д. • Физкультурно-оздоровительный или спортивный час. Проводятся для средних и старших классов. Включает общефизические и общеразвивающие упражнения, занятия избранными видами спорта, а также нетрадиционными формами физического воспитания (восточные единоборства) • День здоровья в школе. Проводится для всех классов. Это массовые состязания по физической подготовленности, спортивным играм, день туризма, лыжника, легкоатлета и т.д. • Согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2
минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболевания опорно- двигательного аппарата.
(раздать комплексы физкультминуток).

Физкультминутки.
Проводятся на каждом уроке и во время самоподготовки при появлении у детей признаков утомления. В средних классах на 20-й минуте урока. По мере приближения к старшей школе и соответственно увеличении объема учебной нагрузки, значительно снижается двигательная активность учащихся, максимально сокращается время на отдых и восстановление организма. Поэтому проведение физкультминуток в середине урока рекомендуется и для старших школьников.
Требования к проведению физкультминуток.
1. Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность. 2. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнения упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой. 3. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц. 4. Для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально- поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности. Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости.
Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные ситуации. Это вызывает искренний смех у детей. Непринуждённая весёлая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.
Важно знать функциональный характер физкультминуток.

Рекомендации по проведению физкультминуток и физкультпауз.
Физкультпаузы и физкультминутки обязательны для учащихся всех классов. Различают укороченные и полные физкультминутки. Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время письменных работ в первых классах. Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2-3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме: а) выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями; б) упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т.п.); в) упражнения для туловища (наклоны, повороты); г) упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног). Физкультминутки I-IV классах проводятся 3-4 раза в течение дня, а в V-XI - 2-3 раза. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. В младших классах организует и проводит физкультминуту учитель, а в V-XI классах физорг класса, начиная со второго урока, через 20-30 минут после его начала. Комплекс выполняется учениками в проходах между партами и, как исключение, стоя или сидя на рабочих местах, в проветренном помещении. Через каждые 2-3 недели упражнения комплекса заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической культуры. На сдвоенных уроках проводится физкультпауза продолжительностью 5-10 минут. Ее содержание определяется функциональным состоянием организма учащихся, а так же особенностями учебной или производственной деятельности.

Комплексы физкультпауз удовлетворяют следующим условиям:
а) режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых действий; б) чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на расслабление; в) упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности; г) при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц; д) темп выполнения должен соответствовать привычному; Комплекс физкультпаузы можно составить так: а) ходьба на месте с движениями рук; б) упражнения в подтягивании; в) подскоки или бег на месте; г) наклоны или повороты туловища; д) приседания, выпады вперед-назад, в стороны; е) разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу; ж) упражнения на расслабление мышц рук и туловища; з) ходьба на месте с заданиями на внимание.
При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:
• подбор упражнений без учёта вида деятельности на данном уроке; • увеличение или уменьшение продолжительности упражнений; • выполнение движений с недостаточной амплитудой движений. В процессе освоения навыка письма школьник пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии двигательного статистического напряжения. Для тог чтобы снять излишнее статистическое напряжение, на физкультурных минутках проводим динамические упражнения на расслабление различных
групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упражнения просты и эффективны, поэтому их мы выполняем в классе, в программе физкультминутки. Чаще всего устают глаза. Переутомление или непривычная нагрузка часто являются причиной головных болей. Для расслабления глаз полезно смотреть на
зелёный цвет
.
Упражнения специальной дыхательной гимнастики

.

Упражнение 1.
Спокойно вдохните через нос, выдохните через рот. Повторить 4 раза.
Упражнение 2.
Руки на коленях; разведите руки в стороны - на вдох, положите руки на колени -на выдох. Повторить 4 раза.
Упражнение 3.
Ноги на ширине плеч; поднимите руки вверх - на вдох, наклонитесь вниз, достаньте до пола-на вдох, выпрямитесь. Повторить 4 раза.
Упражнение 4.
Руки перед грудью; сделайте два рывка локтями назад; разведите руки в стороны. Повторите 6 раз.
Упражнение 5.
Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звук Ш. Повторить 6 раз.
Упражнение 6.
Пальцы рук на рёбрах ; на вдох - расширьте грудную клетку в стороны, на выдох - сожмите грудную клетку и выпрямьтесь. Повторить 4 раза.
Упражнение 7.
Пальцы рук к плечам; правым коленом достаньте левый локоть и наоборот. Повторить 6 раз.
Упражнение 8.

Облокотившись на спинку стула, держитесь за сиденье, ноги выпрямите. В этом положении - вдох, движение ногами «велосипед» - на выдохе. Повторить 6 раз.
Упражнение 9.
Руки на коленях; разведите руки в стороны - на вдох, обнимите себя и выпрямитесь - на выдох. Повторить 4 раза.
Упражнение 10.
Руки на плечах; сделайте круговые движения локтями на счёт 4 - три раза в каждую сторону. Повторить 4 раза.
Упражнение 11.
Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звук С. Повторить 6 раз.
В перспективе:
 Проводить специальные коррекционные занятия для детей с нарушением осанки и плоскостопия.  Углублённые врачебные осмотры с комплексной оценкой здоровья.  Организация платных тренировочных секций (ритмика).  Организация занятий по группам здоровья, с учётом индивидуального подхода отдельно для девочек и мальчиков.
4.

Взаимодействие с родителями.
Взаимоотношения с родителями строятся, прежде всего, на основе родительского договора. Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает: 1. Целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального
воздушного и температурного режима и т.д.; 2. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; 3. Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. Определяется, что буду делать я, а что родители. К разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада. 4. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.); 5. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в группе, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и т.д.).
Работа

по

просвещению
родителей организуется на основании опроса. Выявляются следующие группы родителей. 1 группа – родители обладают достаточным объемом знаний по проблемам воспитания и образования. а также по проблемам здоровья ребенка. 2 группа -родители, которые не очень интересуются педагогикой, здоровьесберегающими технологиями, но их волнует личность их малыша, проблема его становления, здоровья. Они стремятся понять причины своих неудач в воспитательной и оздоровительной работе. 3 группа – родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией – педагогической или связанной со здоровьем ребенка. В педагогическом взаимодействии с родителями разных групп используются разнообразные формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
 информация для родителей на стендах, в папках-передвижках; консультации;  устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физкультуре;  инструктивно-методические занятия по профилактике нарушений осанки, деформации стопы;  семинары-практикумы;  деловые игры и тренинги;  “открытые дни” для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале и зале ЛФК; закаливающих и лечебных процедур и т.д.;  физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т. д.;  занятия в семейном клубе “Папа, мама, я – спортивная семья”; “Здоровье”;  демонстрация видеофильмов о жизни учащихся в школе;  выставки (фотовыставки, поделок, родительских рекомендаций из опыта семейного воспитания и т.д.)

1. Творческая работа.

1.1. Конкурс «Самый здоровый класс»
Можно объявить в вашей школе конкурс на самый здоровый класс. Участие в нем принимают весь класс, классный руководитель, а также родители. Конкурс проводится в течение всего учебного года (с сентября по май). Участие в нем классных коллективов оценивается членами жюри, в состав которого входят представители администрации, педагоги, учащиеся, родители. Жюри использует следующие критерии оценки: • участие класса в общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях; • привлечение родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни; • пропуски уроков по болезни (вычитаются баллы за каждого ученика); • организация классом внеклассных спортивно-оздоровительных дел для учащихся других классов; • выпуск санитарных бюллетеней, листков здоровья, в которых пропагандируется здоровый образ жизни; • организация походов, экскурсий, прогулок; • участие в спортивных секциях, кружках (туристических, танцевальных и т.д.). • организация в классе ежедневной утренней зарядки; • наличие у учащихся вредных привычек (вычитаются баллы за каждого ученика).
1.2. Фестиваль здоровья в школе
Проведите в своей школе творческий вечер-фестиваль, посвященный сохранению здоровья школьников, на котором могут выступить агитбригады; проведите мини-соревнования «Веселые старты», мини-конкурс стихов о здоровье, сделайте постановку сказки на тему «Здоровая пища». Пригласите родителей, других педагогов.

1.3. Выставка плакатов и слоганов
Организуйте с детьми выставку плакатов и слоганов на тему «Здоровый образ жизни», проведите пропаганду среди учеников Вашей школы, класса.
2

. Исследовательская работа

2.1. Характеристика заболеваемости
Изучение динамики заболеваемости. Заболеваемость отражает число всех имеющихся у учащихся данной школы болезней. Можно охарактеризовать отдельную возрастную группу. Например, заболеваемость учащихся 8 класса МОУ СОШ № ___
Клас

с

Кол-

во

уч-

ся

число

пропущенных

дней по

болезни за год

число болеющих

детей

числ

о не

боле

ющи

х

дете

й

медицинская

группа

1-2

раз

а в

год

3-4

раз

а в

год

5-

6

ра

з в

го

д

боле

е 7

раз

в

год

осн

овн

ая

под

гот

ови

тел

ьна

я

спе

циа

льн

ая

2.2. Характеристика социальных условий проживания
Показатели получаются путем анкетирования или устного опроса учащихся класса (школы) о численности и составе семьи, жилищных условиях и дохдах семьи. Оценивается возрастной и социальный состав, доходы на душу членов семьи и условия проживания.

2.3. Мониторинг физического развития учащихся
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (рост), массы тела (вес), окружности грудной клетки и определение антропометрических показателей физического развития (динамометрия – становая сила, мышечная сила рук; жизненная емкость легких).
3. Практическая работа
В качестве практической деятельности по улучшению состояния здоровья школьников предлагается организовать в вашей школе инициативную группу
«Патруль здоровья»
. В эту группу могут входить учащиеся школы, педагоги, родители, администрация. «Патруль здоровья» координирует всю работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся вашей школы, организует и проводит акции «Стоп наркотикам!», «Хватит курить», «Здоровье – твой выбор» и т.д.


В раздел образования