Автор: Симонова Татьяна Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ города Иркутска СОШ №20
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Личностное развитие учащихся, как цель систематической работы классного руководителя"
Раздел: полное образование
«Личностное развитие учащихся, как цель систематической работы классного
руководителя»
На протяжении всей истории человечества существовали различные подходы к
воспитанию. Всех их можно объединить в два основных направления:
1.-видеть суть и назначение воспитания в формировании личности, управлении её
развитием, согласно потребностям общества.
2.-гуманистическое-обращено к личности воспитанника, к созданию условий для развития
его внутренних потенциальных возможностей и на этой основе к социализации.
В современной школе сегодня необходимо совместить две, казалось бы
несовместимые вещи-достижения цели и задач воспитания в условиях массового
коллективного воздействия и учета, корректировки индивидуального пути развития
каждого воспитанника. Задача не из легких, но реально осуществимая.
Что же для этого надо? Есть несколько аспектов внимания и специальной заботы
классного руководителя - ключевой фигуры в школе, осуществляющей воспитание и
развитие ребёнка:
-Умение видеть в каждом воспитаннике индивидуальность, уникальность и
неповторимость каждой личности и принять её таковой, какая она есть.
-Глубокое изучение личности воспитанника, его положение, статуса в воспитательном
процессе.
-Организация личностно ориентированной воспитывающей деятельности в классном
коллективе на основе индивидуальных особенностях учащихся.
-Инструментовка воспитания ,как самопознания и саморазвития личности.
-Индивидуальная корректировка в воспитании некоторых школьников.
Классный руководитель- решающая, ключевая фигура в деле воспитания
подрастающего поколения. большое значение в деле воспитания имеют знания и
основанные на них умения, а так же качества классного руководителя. Среди них следует
выделить:
-Любовь к детям.
-Общительность.
-Сдержанность, умение владеть собой.
-Умение слушать других.
-Умение понятно объяснять трудный материал.
-Наблюдательность.
-Усидчивость, терпение.
-Находчивость, умение не теряться в трудных соревнованиях.
-Умение говорить горькую правду не обидными словами.
-Умение разредить обстановку, предотвратить скандал, поднять настроение.
-Умение уступать в мелочах, избегать ссор.
-Требовательность.
-Умение сдерживать обещание.
-Чуткость умение понимать состояние другого человека.
-Жизнерадостность, умение веселиться, радоваться жизни.
-Умение постоять за себя, чувство собственного достоинства.
-Чувство юмора.
Классный руководитель, учитывая индивидуальность своего класса, создаёт
условия для благоприятной микросреды и высокого психологического климата в классе
.Он координирует усилия взрослых и педагогов ,оказывающих влияние на развитие
личности его воспитанников.
Исходя из этого, выделяют следующие направления в работе классного
руководителя:
1.Диагностико-прогностическая деятельность
2.Создание коллектива учащихся, как благоприятной среды для развития каждой личности
3.Обеспечение защиты своих воспитанников
4.Организация всех форм и видов деятельности. Классному руководителю необходимо
помнить, что одной из важных потребностей человека, а ребёнка особенно, является
потребность от невзгод, конфликтов, одиночества, непонимания, «холода».
В условиях недостаточной правовой культуры россиян важно формировать правовое
сознание подрастающего поколения ещё в стенах школы. Важно не только продумать
права школьника, но и умело реагировать их в учебно-воспитательном процессе: право на
образование, право на уважение, право на собственность.
Говоря об организации всех форм и видов деятельности надо всегда помнить, что
организует деятельность не ради деятельности, а для реализации главной цели
воспитания. Деятельность всегда должна быть воспитывающей и развивающей, где нет
организованной деятельности -нет развития, нет воспитания. Одним из ведущих средств в
организации жизнедеятельности детей мы отводим активным формам работы в игре. Игра
всегда останется неизменным атрибутом гуманистического воспитания ,в ней замечена
реальная возможность воспитывать и обучать ребёнка в радости, формируя при этом
гуманистические отношения. Вот почему мы придаём ,важную роль игровой
деятельности, как неотъемлемой части образа жизни школьников, организатором которой
является классный руководитель.