Напоминание

Рецепция "Повести о Петре и Февронии" в массовой литературе начала XXI века


Автор: Гущина Софья Вадимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №51 "Центр образования"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Рецепция "Повести о Петре и Февронии" в массовой литературе начала XXI века
Раздел: среднее образование





Назад




Нами описаны существующие научные интерпретации «Повести

о Петре и Февронии», которые выдвигают на первый план различные

темы. Варианты научной интерпретации текста перекликаются с разного

рода читательскими и творческими.

Так,

А.И.

Куприн

в

повести

«Олеся»

изображает

в

образе

заглавной героини своего рода Февронию XIX века. Нами выявлен такой

тип рецепции в этом произведении, как коммуникативный диалог. В

повести

помимо

ведущей

темы

любви

можно

выявить

и

тему

социального

неравенства,

которая

во

многом

обусловила

развязку

купринского сочинения.

В

«Чистом

понедельнике»

И.А.

Бунина

нами

выявлены

интертекстуальные связи с «Повестью о Петер и Февронии». Автор

использует цитаты, реминисценции из древнерусского текста, а также

проводит

параллели

содержательного

характера.

И.А.

Бунин

сосредотачивается на теме любви и земных испытаний.

В современных переложениях древнерусского памятника («Снег

в июле» А. М. Нечаевой, «Песнь ракитового куста» И.К. Красногорской)

отражается тема ума и святости, воплощённая в образе главной героини.

А.М. Нечаева вступает в коммуникативный диалог с автором «Повести о

Петре и Февронии», расширяет границы изображаемого им, ни в чём не

противореча, но выстраивая события, учитывая особенности отношений

внутри

семьи XXI

века.

И.К.

Красногорская

использует

источник

в

пародийном ключе, что позволяет ей в небольшой исторической повести

показать абсурдность слепого следования образцам прошлого

Рассмотрев

творчески-образные

интерпретации

авторов

конца

XIX–начала XXI века, мы наблюдаем следующие закономерности:

1) интерпретации творческие и читательские не выходят за рамки

существующих научных трактовок «Повести о Петре и Февронии»;

2)

практически

во

всех

проанализированных

текстах

антибоярская тема отсутствует, так как она не является актуальной в

эпоху их написания (проявляется лишь в романе А.М. Нечаевой как дань

традиции).

Тема

борьбы

за

человеческую

душу

ни

в

одном

из

рассматриваемых текстов не является ведущей;

3) нами не обнаружена преемственность в творчески-образных

интерпретациях. Напротив, одни обращаются к тексту «Повести о Петре

и Февронии» только в содержательном аспекте (на идейно-тематическом

уровне) – А.И. Куприн, И.К. Красногорская, другие в структурном (на

уровне формы литературного произведения) – А.М. Нечаева, третьи в

структурно-содержательном – И.А. Бунин.

Но,

в

то

же

время,

прослеживается

закономерность

рецепции

«Повести

о

Петре

и

Февронии»

в

литературе

разных

эпох: от

использования

сюжетных

перекличек

(уровень

содержания)

через

заимствование

элементов

формы

(интертекстуальные

связи)

к

пародированию и авторской иронии.



В раздел образования