Автор: Гущина Софья Вадимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №51 "Центр образования"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Рецепция "Повести о Петре и Февронии" в массовой литературе начала XXI века
Раздел: среднее образование
Нами описаны существующие научные интерпретации «Повести
о Петре и Февронии», которые выдвигают на первый план различные
темы. Варианты научной интерпретации текста перекликаются с разного
рода читательскими и творческими.
Так,
А.И.
Куприн
в
повести
«Олеся»
изображает
в
образе
заглавной героини своего рода Февронию XIX века. Нами выявлен такой
тип рецепции в этом произведении, как коммуникативный диалог. В
повести
помимо
ведущей
темы
любви
можно
выявить
и
тему
социального
неравенства,
которая
во
многом
обусловила
развязку
купринского сочинения.
В
«Чистом
понедельнике»
И.А.
Бунина
нами
выявлены
интертекстуальные связи с «Повестью о Петер и Февронии». Автор
использует цитаты, реминисценции из древнерусского текста, а также
проводит
параллели
содержательного
характера.
И.А.
Бунин
сосредотачивается на теме любви и земных испытаний.
В современных переложениях древнерусского памятника («Снег
в июле» А. М. Нечаевой, «Песнь ракитового куста» И.К. Красногорской)
отражается тема ума и святости, воплощённая в образе главной героини.
А.М. Нечаева вступает в коммуникативный диалог с автором «Повести о
Петре и Февронии», расширяет границы изображаемого им, ни в чём не
противореча, но выстраивая события, учитывая особенности отношений
внутри
семьи XXI
века.
И.К.
Красногорская
использует
источник
в
пародийном ключе, что позволяет ей в небольшой исторической повести
показать абсурдность слепого следования образцам прошлого
Рассмотрев
творчески-образные
интерпретации
авторов
конца
XIX–начала XXI века, мы наблюдаем следующие закономерности:
1) интерпретации творческие и читательские не выходят за рамки
существующих научных трактовок «Повести о Петре и Февронии»;
2)
практически
во
всех
проанализированных
текстах
антибоярская тема отсутствует, так как она не является актуальной в
эпоху их написания (проявляется лишь в романе А.М. Нечаевой как дань
традиции).
Тема
борьбы
за
человеческую
душу
ни
в
одном
из
рассматриваемых текстов не является ведущей;
3) нами не обнаружена преемственность в творчески-образных
интерпретациях. Напротив, одни обращаются к тексту «Повести о Петре
и Февронии» только в содержательном аспекте (на идейно-тематическом
уровне) – А.И. Куприн, И.К. Красногорская, другие в структурном (на
уровне формы литературного произведения) – А.М. Нечаева, третьи в
структурно-содержательном – И.А. Бунин.
Но,
в
то
же
время,
прослеживается
закономерность
рецепции
«Повести
о
Петре
и
Февронии»
в
литературе
разных
эпох: от
использования
сюжетных
перекличек
(уровень
содержания)
через
заимствование
элементов
формы
(интертекстуальные
связи)
к
пародированию и авторской иронии.