Автор: Обезьянова Екатерина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа-интернат №1 СОО"
Населённый пункт: г. Стерлитамак Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные формы и методы гражданского воспитания гражданственности в современной школе.
Раздел: среднее образование
Эффективные формы и методы гражданского воспитания
гражданственности в современной школе.
Одна из функций сегодняшней школы - это решение важнейших
задач,
связанных
с
осуществлением
гражданского
воспитания
подрастающего
поколения.
Цель
гражданского
во спит ания,
поставленная перед школой, включает в себя формирование у детей
теоретических основ гражданственности, а именно взглядов, идеологий,
и
развитие
умений
внедрять
эти
знания
в
дела
и
поступки.
Такая
ситуация активизировала процессы, связанные с исследованиями новых
форм и методов работы с детьми в области гражданского воспитания.
Основная форма учебно-воспитательного процесса в школе- это урок.
Богатые возможности для формирования гражданского мировоззрения
учащихся
имеют
интегрированные
уроки,
основное
преимущество
которых в том, что они позволяют с различных сторон познавать явление
или предмет изучения.
Нестандартные уроки- эта та форма работы, которая способствует
умственному развитию, мотивирует детей на изучение той или иной
темы,
положительно
влияет
на
психо-эмоциональное
состояние
школьников , соответственно, на микроклимат класса. Целесообразно
проведение уроков в игровой форме, включать элементы соревнований,
проводит
диалоги,
обсуждения,
ток-шоу.
Подобные
нестандартные
уроки требуют от школьников не только активного участия во время
урока, но и включают их в подготовительную часть.
Нельзя недооценивать значение внеклассной и внешкольной
работы
в
процессе
воспитания
гражданина.
Разнообразие
форм
и
методов
в
проведении
данной
работы,
н е о ф и ц и а л ь н о с т ь ,
раскрепощенность
обстановки
мероприятий
интересны
детям
и
мотивируют
их
на
изучение
и
приобретение
практических
навыков,
необходимых
полноценному
члену
общества
и
гражданину
великой
страны.
Исследователи
выделяют
индивидуальные,
групповые,
коллективные и массовые формы внеклассной работы. Для успешного
развития навыков взаимодействия в обществе,
коллективные формы
воспитательной работы наиболее эффективны.
Классный час является самой распространённой и плодотворной
из всех форм коллективной воспитательной работы школы, в основе
которого
находится
метод
беседы
учителя
с
учащимися
на
спланированную тему по предварительно составленному плану.
При формировании гражданственности у школьников успешно
реализуется такая форма воспитания, как коллективное творческое дело.
В
методике
выполнения
коллективно
творческого
дела
существует
четыре аспекта: коллективная деятельность по улучшению окружающего
мира; проявление творчества; сменяемость всего актива; особая позиция
педагога.
К числу коллективных форм воспитания относят дела, конкурсы,
спектакли, концерты, агитбригады, походы и др. При использовании
коллективных
форм
воспитания
педагогу
отводятся
различные
роли,
например,
ведущего,
участника,
организатора,
советчика,
помощника
детей в организации деятельности. Нужно учесть, что
коллективные
творческие
дела
способствуют
развитию
у
детей
гражданского
отношения к окружающей жизни и к себе, стремления к познанию
нового,
самообразования,
творческих
способностей,
дружеской
в з а и м о в ы р у ч к и ,
д у ш е в н о й
щ е д р о с т и .
Большое значение для учащихся имеет игра. Она выступает как
способ познания мира, стимулирует инициативу и творчество. В игре
ребенок в соответствии с сюжетом или игровыми правилами сам строит
свои отношения в качестве субъекта общения .
На этом основании важное место в гражданском воспитании
школьников
занимают
игровые
формы
(имитации,
соревнования,
ролевые и деловые игры, игровые ситуации), способствующие созданию
эмоциональной
атмосферы
занятия,
повышению
познавательной
активности детей, раскрытию их творческого потенциала .
Становление гражданина основывается не только на любви к
Отечеству в целом, не менее важным выступает трепетное отношение к
родному
краю.
В
этом
случае
крайне
востребованы
краеведческие
направления деятельности педагога и учащихся. К ним относятся такие
формы
работы,
как
краеведческие
кружки,
полевая
работа,
тематические
конкурсы
чтецов,
рисунков
и
т.д.,
сбор
различных
материалов.
В
воспитании
гражданственности
школьников
очень
часто
используются
словесные
методы
обучения.
Данные
методы
дают
возможность детям услышать факты и выполнить их анализ. Объем
рассказов,
объяснений
бесед
варьируется
в
зависимость
от
возраста
школьников.
Наиболее
эффективным
из
наглядных
методов
является
метод
наблюдения, при применении которого ученик больше учится сам, чем
его учат, развиваются терпение, настойчивость – качества, необходимые
для формирования гражданской самостоятельности и активности .
Не следует забывать о таком эффективном и любимом многими
педагогами
методе
обучения,
как
проблемном.
Ведь
создание
проблемной
ситуации
будь
то
на
уроке
или
внеклассном
занятии
мотивирует
детей
на
поиск
самостоятельного
решения
проблемы,
формирует
у
детей
чувство
коллективизма,
укрепляет
товарищеские
связи в детском коллективе, но в то же время приобретает собственное
мнение
и
учится
отстаивать
свои
позиции,
конст руктивно
взаимодействовать с мнениями других членов группы.
Далее
необходимо
рассмотреть
методы
организации
деятельности школьников, наиболее приемлемых для осуществления
гражданского воспитания. Метод приучения.
В основе его находится
практическая
деятельность
школьников,
результатом
которой
становятся
умения
и
навыки
гражданского
поведения.
Еще
один
действенный метод-это метод поручения опирается на задания учителя и
выполнения их учащимися. Такой метод способствует развитию у тетей
массы
положительных
качеств
личности:
от ве т с т ве н н о с т ь,
целеустремлённость, дисциплинированность, самостоятельность и др.
Применение
метода
требования
эффективно
при
следующих
условиях:
требование
должно
быть
выполнимым
и
непременно
выполненным,
в
требованиях
воспитателей
должно
соблюдаться
единство,
требования
должны
поддерживаться
коллективом
и
осознаваться воспитанниками как общественные .
При
осуществлении
гражданского
воспитания
хорошо
себя
зарекомендовали
методы,
способствующие
формировать
сознание
будущего гражданина. О из таких методов- метод убеждения. Данный
метод основывается не просто на повествовании на тему, а происходит
рассказ,
раскрывающий
сущность
проблемы,
ее
актуализация.
Наибольший эффект при использовании метода убеждения достигается
при помощи примеров.
Результатом
использования
метода
убеждения
становится
сформулированное
отношения
к
каким-либо
предметам,
явлениям,
действиям, берущих свое начало с какого-либо образца. Образцом могут
выступить родители, близкие люди, политики, литературные деятели ,
учителя и др.
Для
достижения
наибольшей
эффективности
гражданского
воспитания
школьников,
кроме
основных
методов
используются
дополнительные
методы
стимулирования,
направленные
на
стимулирование
деятельно сти
во спитанников
с
помощью
положительной
оценки
их
поведения
–
поощрения,
или
коррекцию
неправильного поведения с помощью отрицательной оценки их действий
– наказания .
Поощрить
ребенка
можно
одобрительным
отношением
к
его
поступкам, похвалой за что-либо, благодарностью, которую
лучше
выражать
публично
и
разного
рода
наградами.
Наказание
осуществляется через порицание, предупреждение, лишение почетных
обязанностей.
Учителю
необходимо
обратить
внимание,
чтобы
наказания
не унижали достоинства учащихся, не имеют негативного
влияния на его психику.
Безусловно,
что
при
формировании
гражданственности
с
использованием
различных
форм
и
методов
воспитания
необходимо
учитывать их рациональное сочетание, возрастные особенности детского
коллектива, уровень развития его членов.
Как показывает опыт,
при внедрении в процесс воспитания
молодых
граждан
интерактивных
технологий,
в
основе
которых
находится
рефлексивная
деятельность
(«Желательно,
обязательно,
нельзя»,
«Визитки»,
«Пожарник»
и
др.),
у
школьников
происходит
становление
мотивации к осознанию и проигрыванию общественно-
ролевой позиции гражданина. Интенсивно развиваются патриотические
чувства
личности,
чувство
ответственности
за
свои
поступки,
формируется устойчивая жизненная позиция. Например, игра «Мозаика»
,
проводится
на
основе
технологий
обучения
в
атмосфере
сотрудничества, направлена на
приобретение теоретических знаний
учащимися
с
использованием
деятельностного
подхода
(содержания
законодательных актов, инструкций и т.п.). Суть деятельности педагога
при организации игры состоит в том, чтобы продумать мотивацию к
данному
виду
работы,
сформировать
благоприятную
атмосферу
для
коллективной деятельности и приготовить учебный материал (разбить
его на части, составить вопросы для самоконтроля, продумать форму
итогового контроля).
Участие в
данной игре способствует развитию
ценных
гражданских
качеств
личности,
таких
как
ответственность,
самостоятельность,
инициативность,
коммуникабельность,
а
также
социально значимые умения и навыки, лежащие в основе гражданских
компетенций,
–
умение
работать
с
информацией,
ум ение
аргументировать
свою
точку
зрения,
умение
выступать
перед
слушателями, умение работать в команде и т.д. Кроме того, игра дает
возможность освоить разные позиции человека в процессе общения
(коммуникатора, информатора, аналитика, слушателя, резонера и т.п.),
активизирует процесс освоения новой информации и самостоятельной,
осознанной, продуктивной работы с ней. Идея игры заключается в том,
что необходимо организовать совместную деятельность всех учащихся и
педагога с целью освоения теоретических знаний. Учащиеся делятся на
группы (как правило, не более пяти),
в каждой группе должно быть
равное число участников.
Всем группам раздается идентичный текст
для ознакомления, который предварительно разбит на части. (их число
совпадает с количеством учащихся в группе). После чего, выделяются
10 минут для того, чтобы каждый участник мог поработать со своим
фрагментом материала. Затем происходит формирование «экспертных
советов»
в каждый из которых входят участники, которым достались
одинаковые фрагменты. Теперь осуществляется коллективная работа с
содержанием
текста,
анализируются
способы
передачи
полученных
знаний (5 – 7 минут). Далее участники снова объединяются в группы
(желательно, что состав групп был изменен), где
излагает другим
учащимся часть материала, которую изучил, учитывая логичность его
развития (20 – 25 минут). Итогом занятия выступает рефлексия. На
данном этапе выявляется, кто смог передать суть материала наиболее
доступно,
ярко,
обсуждаются
трудности,
возникшие
при
изучении
(изложении,
восприятии)
материала.
Использование
этой
игры
рекомендуемо
на
учебно-воспитательном
материале,
легко
разделяющимся на части, объединение которых дает новое знание, не
выводимое из отдельных фрагментов. Например, при осознании сути
понятия
«гражданин»,
его
преобразование
в
ходе
исторической
эволюции
общества
школьникам
предлагается
ознакомиться
с
отрывками
из
«Домостроя»,
«Поучений»
Владимира
Мономаха,
«Словаря живого великорусского языка» В.И.Даля, «Толкового словаря
русского языка» под ред. А.И.Ожегова, документы советской эпохи и т.п.
Также,
при
достаточной
подготовленности
учащихся,
игра
может
применяться
во
внешкольной
(домашней,
самостоятельной)
работе
с
первоисточниками
по
отдельному
вопросу.
В
этом
случае
игра
начинается с «заседания экспертных советов», и время, отведенное для
их работы, увеличивается.
Интерактивная
игра
«Пожарник»
влияет
на
обогащение
потребностей
и
мотиваций
личности
молодого
гражданина,
в
ней
включена работа с авторским текстом, в котором описывается реальная
ситуация из жизни в обществе. Игру успешно можно использовать на
уроках литературы, иностранного языка при работе с художественными
текстами. В данной игре деятельность школьника предполагает выбор
социальной роли, с той позиции, которой будет осуществляться анализ
социальной
ситуации,
самоопределение
в
отношении
изучаемого
опыта.
Игра требует от ученика умения выразить свою позицию по
отношению
к
анализируемой
ситуации,
аргументировав
свою
точку
зрения,
не
указывая
на
ту
роль,
с
позиции
которой
школьник
рассматривает
чужой
опыт.
В
игре
«Пожарник»
активную
позицию
принимают все участники игры, т.к. слушателям необходимо угадать
роли
говорящего.
Ценность
игры
заключается
в
том,
что
учащиеся
активно вовлечены в анализ изучаемого произведения (или социальной
ситуации) , а также сведения, известные им из разных отраслей научного
знания (истории, культурологи, основ права, психологии, экономики и
т.д.) используются ими на протяжении всей игры. Это способствует
установлению межпредметных связей и упорядоченности представлений
о сути социально одобряемого, законопослушного поведения в социуме.
В процессе игры школьникам предстоит высказаться об “увиденном” в
произведении с точки зрения какой-либо социальной роли. Запрещается
использовать фразы: “Глазами директора я увидел…”, “Как психологу,
мне
показалось…”
и
т.д.
Основная
задача,
которая
стоит
перед
письменно фиксируют роль выступившего и аргументы в пользу своей
точки зрения. После всех выступлений устанавливаются роли каждого
из участников, выступавших перед публикой. Затем происходит анализ
результатов проведенной игры, где обсуждаются вопросы: Получилось
ли у Вас «вжитьсяучастниками– не раскрыть свою роль. Свое мнение, о
принадлежности к определенной роли выступающего, высказывают все
желающие.
Выступление
длится
3
–
5
минут.
После
каждого
выступления зрители» в роль? По какой причине зрителям (не) удалось
вас узнать? Какие бы Вы внесли изменения, если бы была возможность
повторить игру?
Приобретению
опыта
школьников
в
формировании
основных
видов
социально
одобряемой
деятельности
способствует
игра
«Желательно. Обязательно. Нельзя». В данной игре есть возможность
учащимся проводить рефлексию индивидуального опыта в гражданско-
правовой сфере, что
существенно активизирует процесс осмысления
собственных прав, свобод и обязанностей как гражданина, труженика,
потребителя;
способствует
развитию
критическое
мышление,
способности
к
формированию
собственной
деятельности
в
определенной
ситуации,
тем
самым
основывая
гражданские
компетенции
–
потенциальные
умения,
которые
учащиеся,
став
взрослыми, смогут применить в той или иной ситуации. В процессе
игры школьникам предстоит дать развернутый ответ на тему «В нашей
школе
желательно:…»,
«В
нашей
школе
обязательно:…»,
«В
нашей
школе
нельзя:…».
(вместо
понятия
«школа»
могут
использоваться
«страна», «регион», и более «житейские» области «магазин», «улица» и
т.п.).
Нужно отдать должное, что деловая игра –это один из самых
продуктивных методов ориентации школьников на выполнение ими роли
гражданина в обществе. Исследователи (Громыко Ю.Б. и др.) считают,
что деловые игры мотивируют школьников к осуществлению какой-
либо
деятельности,
развивают
самостоятельность,
коммуникативные
навыки, формируют практические умения и навыки. При имитации
реальных действий в деловых играх происходит школьник помещается в
атмосферу «взрослой» жизни, где он должен принимать «взрослые»
решения, что имеет положительное влияние на развитие личностных
качеств, которые будут ему необходимы в будущем.
Материализация
потребности
учащихся
высказать
свою
точку
зрения в отношении той или иной ситуации, критичность в оценке
различных событий, ответственность и самостоятельность в принятии
решений
способствует
проведение
деловой
игры
«Школа
как
государство».
Эта игра способствует освоению школьниками сути
понятий «правовое государство», «права», «обязанности», «социально
одобряемое поведение». Роли между участниками распределяются по
желанию: директор школы, его заместитель(и), учителя и учащиеся (по 6
человек), родители (3 – 4 человека), техперсонал (можно выбрать роль
уборщицы, повара, завхоза и т.п.). Кроме того, необходимо определить
группу
наблюдателей-экспертов
(не
более
3
человек),
которая
будет
следить за ходом развития отношений в игре. Описание ролей дается
учащимся в письменной форме. Перед ними стоит задача- определить
свою
позицию
к
предстоящим
переменам
(сторонник,
противник,
равнодушный наблюдатель, и т.п.) и способ ее заявления (разговор в
коридоре, по телефону, совещание педагогов, классный час). При этом
предлагаются следующие правила игры: в школе объявлена подготовка
к
общему
собранию,
на
которое
приглашены
учащиеся,
педагоги,
администрация, родители, техперсонал. Собрание посвящено созданию в
учебном заведении собственного государства. В повестку дня собрания
можно включить такие вопросы:
1) объявление школы «суверенным» государством,
2) избрать символику,
3) определить руководящие органы и их состав,
4) разработать и утвердить устав школы,
5) определить направления работы школы на ближайший год.
Среди
участников
определились
энтузиасты,
которые
активно
пропагандируют проект создания школьного государства, и противники,
предпринимающие
действия
к
его
запрещению.
Стратегия
игры
заключается в необходимости установить благоприятный микроклимат
для
введения
в
учебном
заведении
отношений
между
участниками
учебно-воспитательного процесса, которые бы имели правовую основу.
Приемом, актуализирующим исследовательскую деятельность учащихся,
является
создание
групповых
и
индивидуальных
проектов
по
гражданскому
образованию
(их
примерная
тематика
и
подробное
описание технологии применения представлены в пособии .
Еще
одной
эффективной
формой
проведения
работы
по
воспитанию гражданственности учащихся является ток-шоу, в основе
которого
лежит
использование
метода
дискуссии,
в
ходе
которой
необходимо
обозначить
различные
точки
зрения
на
какую-либо
проблему, но задача прийти к ее однозначному разрешению не ставится.
В совместном поиске активизируются процессы нравственной оценки и
самооценки,
анализа
и
самоанализа,
укладываются
основные
нравственные
принципы,
происходит
соотношение
нравственных
ценностей
участников
дискуссии
с
общечеловеческими
ценностями;
кроме того, что немаловажно, у участников развиваются ораторские
способности, прогрессируют коммуникативные навыки. Мы предлагаем
следующие
темы
для
проведения
ток-шоу
в
рамках
гражданского
воспитания: «Кто он- законопослушный гражданин?», «Откуда берутся
карманные деньги?», «Отцы и дети», «Мы и наша культура» и др.
Технологическая
цепочка
проведения
ток-шоу
выглядит
следующим
образом:
1.
На первом этапе, ведущий знакомит участников с темой ток-шоу,
представляет участников.
2.
Ведущий
напоминает
учащимся
правила
ведения
дискуссии
(с
уважением относиться друг к другу; прежде чем высказываться, нужно
поднимать руку; порядок выступления определяется ведущим; мнения
или позиции должны быть
аргументированы фактами, примерами из
жизни, литературы, фильмов и т. д.; признание права каждого участника
иметь свое особенное мнение; обсуждаем точки зрения и взгляды, а не
личности).
3. Выдвигается проблема дискуссии.
4. Ведущий предоставляет слово одному из участников дискуссии.
5. Осуществление обсуждения проблемы, направляемого вопросами
ведущего.
Во
время
дискуссии
происходит
коллективный
анализ
ситуации
(выявляются
субъекты
ситуации,
анализируются
их
цели,
мотивы
поведения,
выявляются
проблемы,
выдвигаются
гипотезы
решения
нравственной
проблемы,
происходит
анализ
различных
вариантов и способов разрешения ситуации).
6. Подведение итогов дискуссии.