Напоминание

Особенности организации исследовательской деятельности на уроках


Автор: Кривошеева Елена Ивановна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 77
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности организации исследовательской деятельности на уроках
Раздел: полное образование





Назад




Целью исследования данной работы является изучение теоретических

аспектов организации исследовательской деятельности учащихся в школе, и

разработка методических рекомендаций по проведению урока с применением

исследовательской деятельности.

Изучая

федеральный

государственный

образовательный

стандарт

средней школы, можно обратить внимание, что большинство уроков в школе

должны

проходить

с

применением

системно

-

деятельностного

подхода,

включать в себя современные методы обучения, одним из которых и является

исследовательская деятельность.

В

современном

понимании,

исследовательская

деятельность,

это

в

первую очередь умение работать с информацией, умение добывать ее из

различных

источников,

анализировать,

сравнивать,

делать

выводы.

Это

умение получать информацию не только из книг, журналов, сети интернет и

других официальных и неофициальных источников, но и из наблюдений

окружающего мира, анализа происходящего.

Исследовательская деятельность при занятиях математикой включает в

себя действия поискового характера. Они приводят к открытию неизвестных

для учащихся фактов, дают разнообразные теоретические знания, знакомят с

новыми способами деятельности.

Так же, помимо исследовательской деятельности во многих источниках

упоминается проектная деятельность.

Существует множество точек зрения, по поводу того, есть ли разница

между проектной и исследовательской деятельностью. Некоторые научные

деятели считают, что проектная и исследовательская деятельность это разные

понятия, другие же наоборот определяют их как единое целое.

Для того, что бы узнать мнения учителей о использовании элементов

исследовательской деятельности на уроках нами была разработана анкета,

ответы на которую мы получили от учителей МОУ Желтояровской СОШ. По

результатам анкеты нами было выяснено, что не все учителя используют на

своих

уроках

данный

вид

деятельности,

считая

его

не

продуктивным

и

затратным

по

времени.

Такого

мнения

придерживаются

преподаватели

с

большим стажем работы, молодые же педагоги наоборот практикуют такую

деятельность при проведении своих уроков.

Занятие

исследовательской

деятельностью

с

учащимися

можно

проводить в различных формах, например, она может представлять собой как

полноценную

исследовательскую

работу,

так

и

фрагментальные

задания,

представленные в процессе урока.

В

данной

работе

мы

рассмотрели

применение

элементов

исследовательской деятельности на уроке. Нами был подобран и адаптирован

ряд

задач,

для

урока

такого

вида.

К

каждой

из

которых

разработаны

методические рекомендации для учителя.

1)

Задачи, связанные с поиском ошибки в решении (софизмы)

2)

Задачи для развития творческой деятельности учащихся

3)

Проектные задачи

4)

Геометрические задачи по готовым чертежам

Представляю вашему вниманию задачу, которая направлена на развитие

творческой

деятельности

учащихся

:

каким

способом

от

шоколадки

прямоугольной формы разделенную на определенное количество квадратов

отломили один кусочек, не повредив при этом ее формы? Изменилась ли

площадь

шоколадной

плитки?

(Для

большей

наглядности

и

понимания

задачи, учащимся необходимо показать видеоролик).

Рассмотрим поэтапное решение данной задачи на уроке:

Реализуем схему Бухарцевой Т.И., по проведению урока с применением

исследовательской деятельности, построим его в виде лабораторной работы.

1.

На

первом

этапе

каждому

учащемуся

предлагается

два

прямоугольника вырезанных из картона, размерностью 20х30см, разделенных

на

квадраты

со

стороной

5см.

Учитель

может

всю

работу

вести

на

интерактивной

доске,

либо

вместе

с

учащимися

заранее

заготовить

прямоугольники, которые будут являться мнимыми плитками шоколада.

2.

Затем учащимся еще раз предлагается посмотреть видеоролик,

для уточнения места, где будут делать надломы шоколадки (в данном случаи

разрезы прямоугольника).

3.

В итоге, после надломов, а затем перемещением получившихся

деталей,

должна

получиться

на

вид

такая

же

шоколадка,

какая

была

изначально. Учащиеся убеждаются в этом практическим путем.

4.

Далее, после выполнения практической части данной задачи, идет

работа по схеме:

Ситуация успеха: учитель предлагает сравнить два прямоугольника:

заготовленный заранее и получившийся. Учащиеся выполняют сравнение и

анализируют полученный результат: площадь прямоугольников не совпадает,

она уменьшилась в размерах на площадь отломленной (отрезанной) части,

следовательно, процесс надломов не является бесконечным.

5.

На следующем этапе учитель может пояснить учащимся, что

данное

явление

называется

геометрическим

софизмом

парадоксальное

заключение.

После

чего

идет ситуация

затруднения:

перед

учащимися

ставится

задача, выявить причину данного парадокса.

6.

Последний

этап

работы

над

задачей,

это решение

учебной

проблемы –учащиеся самостоятельно ищут информацию для решения задачи,

анализируют найденный материал и представляют его в наглядной форме.

При данном виде работы, учитель может разбить класс на группы, слабых

учеников объединить вместе с сильными или создать группы где учащиеся

будут

с

одним

уровнем

знаний.

На

этом

этапе

для

школьников

разрабатывается ряд наводящих заданий, которые им помогут справится с

решением данной задачи. Например, сравнить фигуры и сделать выводы,

обратиться к определенным источникам и.т.п

7.

Результатом проделанной работы должен быть небольшой проект

от

каждой

группы,

в

котором

представлены:

условия

задачи,

наглядные

чертежи с надломами и пояснение данного софизма.

Данную задачу можно будет предложить ребятам обучающимся как в

среднем,

так

и

в

старшем

звене.

Все

зависит

от

способа

ее

решения.

Учащихся

можно

натолкнуть

на

решение

анализирующем

и

экспериментальным путем, а именно они должны заметить, что происходит

смещение

фигуры,

равное

по

высоте

1

5

одного квадрата плитки, что в

сумме по ряду даст 1 квадрат плитки, следовательно, по надрезу есть зазор,

равный площади 0,5 плитки.

Также нами были разработаны конспекты урока по геометрии для 8 и

10 классов на тему: пропорциональные отрезки, с применением элементов

исследовательской деятельности. К каждому из данных конспектов написаны

методические рекомендации для учителя, позволяющие скорректировать и

адаптировать данный конспект под особенности класса, в котором он будет

его апробировать. Одним из важных этапов проведения уроков с элементами

исследовательской

деятельности,

является

самоанализ

учителя,

который

поможет

выявить

недочеты

и

ошибки.

Пример

схемы

самоанализа

представлен в работе.



В раздел образования