"Духовно-нравственное воспитание как метод формирования личности у детей с ОВЗ"
Автор: Казакова Анжела Махмудовна Должность: воспитатель ГПД Учебное заведение: МБОУС (К)Ш №18 Населённый пункт: г.Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: методическая разработка Тема: "Духовно-нравственное воспитание как метод формирования личности у детей с ОВЗ" Раздел: среднее профессиональное
Отмечается
рост
числа
детей
детей-инвалидов
во
всех
регионах
Российской Федерации. Умственно отсталые дети в связи со свойственной им
неразвитостью
мышления , слабостью
усвоения
общих
понятий
и
закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах
общественного
устройства,
в
понятиях
морали
и
нравственности .
Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный
характер . Они узнают правила морали от учителей, от родителей, но не
всегда
могут
действовать
в
соответствии
с
этими
нормами
либо
воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению
либо
по
неустойчивости
нравственных
понятий
из-за
внушаемости
поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.
Нравственное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в
благоприятных
социальных
условиях
дает
возможность
не
только
сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно
устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения учащихся,
соответствовали по содержанию основным нормам морали.
Мы можем направить деятельность учеников таким образом, чтобы их
действия были социально одобряемы и социально признаваемы.
Вопрос
духовно-нравственного
воспитания
детей
является
одной
из
ключевых
проблем,
стоящих
перед
каждым
родителем,
обществом
и
государством в целом.
Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является
гармоничное
духовное
развитие
личности
школьника
и
привитие
ему
основополагающих принципов нравственности на основе
патриотических,
культурно-исторических традиций России.
В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия
через
включение
учащихся
в
систему
гражданско-патриотического
и
духовно-нравственного воспитания;
воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и
зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);
создание условий для восприятия целостной картины мира;
формирование
чувства
любви
к
Родине
на
основе
изучения
национальных культурных традиций;
формирование
духовно-нравственных
ориентиров
на
основе
традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
формирование основ культуры общения и построения межличностных
отношений;
организация
и
развитие
ученического
коллектива
на
принципах
духовности и нравственности;
организация
внеурочной
и н т е л л е ктуа л ь н о - п о з н а ват е л ь н о й
деятельности;
организация начальной профориентации и изучение профессиональных
интересов и склонностей;
создание условий для формирования у обучающихся здорового образа
жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
создание
необходимых
условий
для
проявления
творческой
индивидуальности каждого ученика;
ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных
мероприятий,
индивидуальных
встреч
и
родительских
собраний,
как
условия духовно-нравственного воспитания школьников.
В
наше
время
перед
любым
учителем
и
воспитателем
встаёт
ряд
проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене
ценностей общества.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи
разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в
зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с
культурой, сформированной в семье и первым учителем. Окунаясь в общение
во
время
обучения
с
более
взрослыми
учащимися,
мировоззрение
их
расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять
этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих
ценностей. Формы воспитания могут быть различны. Важно работать как со
всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится
под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных
организаций,
а
также
семьи.
Поэтому
важной
функцией
воспитателя
является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и
семьи .
Большую
роль
играет
совместная
работа
с
родителями.
Методы
воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута
наибольшая эффективность.
Я осуществляю духовно-нравственное воспитание главным образом в
процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и
различные методические приёмы, способствующие осмыслению и усвоению
морально идей.
Я
провожу
эту
работу
в
системе
бесед,
презентаций,
обсуждений,
конкурсов, викторин. Перед нами стоит важнейшая задача по воспитанию у
своих питомцев нравственных навыков и привычек , формированию у них
единства
слова
и
поведения.
В
этом
плане
огромное
значение
имеет
вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую,
трудовую
и
культурно-массовую
деятельность.
Весьма
важной
задачей
классного
руководителя
является
подчинение
всех
сторон
внеурочной
воспитательной работы моральному развитию школьников.
Основная
задача
классного
руководителя –
создать
условия
для
развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами
детей и их возрастными потребностями.
Классный
руководитель
должен
знать
проблемы
физического
и
психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы
родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.
В
своей
деятельности,
как
классный
руководитель
я
использую
четыре направления в работе с учащимися и их родителями.
Направления работы классного руководителя:
Учебно-позновательная
Определение успеваемости по четвертям, участие в предметных неделях,
викторина серии классных часов и т.д.
Ценностно – ориентировочная деятельность
Встречи, игры, серии классных часов (современные принципы этикета),
"Символы России”, "Если с другом вышел в путь”, "Моя Россия”, праздники
посвящённые Дню Защитника Отечества, Дню Победы и т.д.
Трудовая и общественно-полезная деятельность
Воспитание положительного отношения к труду. Развитие потребности в
труде, расширении знаний в области экономики.
Дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных
уборок и субботников, «Праздник труда», серии классных часов «В мире
профессий», выставки технического творчества, посещение промышленных
предприятий и т.д.
Художественно-эстетическая.
Развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной
деятельности.
Приобщение
к
культурным
ценностям
и
традициям.
Формирование
чувства
прекрасного,
развитие
эстетической
потребности,
эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности (класс-
школа-дом).
Организация и проведение праздников «День Знаний», «Осенний бал»,
«Новогодний карнавал», «Проводы зимы», посещение выставок и музеев,
посещение драматического и кукольного театров, филармонии, поездки по
городам, святым местам и т.д.
Сотрудничество
с
библиотекой
способствует
развитию
навыков
художественно-творческой
деятельности,
воспитанию
любви
к
родному
краю, историческому наследию, культуре своего народа.
Спортивно-оздоровительная.
Формирование основ физической культуры, воспитание потребности в
здоровом образе жизни. Охрана жизни детей. Профилактика табакокурения и
наркомании.
День здоровья, «Школа здорового образа жизни», «Веселые старты»,
«Олимпийские
игры»,
устный
журнал
«Спортивный
калейдоскоп»,
тематические классные часы "О болезнях грязных рук”, "Секреты здорового
образа жизни”, " В здоровом теле – здоровый дух”, "Солнце, воздух и вода –
мои лучшие друзья!”, «О профилактике вредных привычек» и т.д.
Духовно-нравственная, патриотическая.
Духовно-нравственное
развитие
детей
продолжается
в
коллективном
творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу,
воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и что
немаловажно приносит детям радость.
Газеты к праздникам, участие в выставках поделок.
Экскурсии в храмы, художественные галере, музеи, места боевой славы,
посещение
театров
также
способствует
формированию
духовно-
нравственных качеств школьника.
Обогащение духовной культуры через тематические праздники «Рождество»,
«Масленица», «Пасха» помогают реализовывать цель – быть милосердными
к людям.
Формирование
культуры
семейных
отношений.
Развитие
этической
культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид). Ознакомление
с национальными и конфессиальными традициями.
Деятельность в области формирования правовой культуры.
Знакомство
с
законами
РФ
и
правовыми
документами.
Воспитание
уважения
к
закону,
к
правам
и
интересам
каждой
личности.
Изучение
обязанностей и прав учащихся и граждан РФ. Оформление материалов стенда
по организации государственного управления. Работа с материалами выборов
в ГД и на должность президента РФ. Формирование толерантности.
Экологическая деятельность.
Формирование экологической культуры. Воспитание уважения к природе
и природным богатствам Родины. Обучение экономичному использованию
природных ресурсов.
Профориентационная деятельность.
Формирование
осознанного
выбора
профиля
дальнейшего
обучения.
Создание
благоприятных
условий
для
личностного
и
профессионального
самоопределения
учащихся.
Построение
профессиональной
и
личной
перспективы.
Организацию
целостного
процесса
духовно-нравственного
воспитания
осуществляю через выполнение основных функций.
Функции:
Создание
воспитывающей
духовно-нравственной
среды
(развитие
коллектива
класса,
взаимодействие
с
педагогическим
коллективом
и
внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с
родителями учащихся, создание предметной среды);
Стимулирование
здорового
образа
жизни
как
основы
духовно-
нравственного воспитания;
Организация
коллективной
творческой
деятельности
воспитанников,
реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной
работы – традиционных и творческих;
Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития
каждого
воспитанника,
стимулирование
его
самопознания
и
самовоспитания,
дифференцирование
и
индивидуализация
процесса
воспитания.
ВЫВОД:
Работа
по
духовно-нравственному
развитию
школьников
должна
быть системной .
Успех
работы
с
детьми
во
многом
зависит
от взаимоотношений
учителя с родителями . Одна из главных задач в работе с родителями -
создать
условия
для
того,
чтобы
родители
могли
активно
участвовать
в
школьной жизни своих детей и были помощниками классному руководителю.
Для родителей проводятся собрания на нравственные темы с приглашением,
социального педагога, психолога.
Родителям дается возможность посещения внеклассных мероприятий, на
которых они являются не только зрителями, но и активными участниками.
Это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со
сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру.
Воспитательная
работа
–
дело
очень
не
простое,
а
формирование
духовно-нравственных
ценностей
кажется
вообще
чем-то
невыполнимым.
Конечно же, если классный руководитель стремится достичь хоть каких-то
результатов,
он
всю
свою
энергию,
знания
и
душу
должен
без
остатка
отдавать ученикам. Нельзя ожидать результатов сию минуту.
Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что
систематическая
работа
по
духовно-нравственному
воспитанию
будет
с
успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут
бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А
чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше
общество.