Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание как метод формирования личности у детей с ОВЗ"


Автор: Казакова Анжела Махмудовна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: МБОУС (К)Ш №18
Населённый пункт: г.Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Духовно-нравственное воспитание как метод формирования личности у детей с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Отмечается рост числа детей детей-инвалидов во всех регионах Российской Федерации. Умственно отсталые дети в связи со свойственной им
неразвитостью

мышления
,
слабостью

усвоения

общих

понятий

и

закономерностей
сравнительно
поздно начинают разбираться в вопросах

общественного

устройства,

в

понятиях

морали

и

нравственности
. Их
представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный

характер
. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали. Мы можем направить деятельность учеников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России. В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие
задачи:
 воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;  воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);  создание условий для восприятия целостной картины мира;  формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;  формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;  формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;  организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
 организация внеурочной и н т е л л е ктуа л ь н о - п о з н а ват е л ь н о й деятельности;  организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;  создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;  создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;  ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.  укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников. В наше время перед любым учителем и воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией воспитателя является
обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и

семьи
. Большую роль играет совместная работа с родителями. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность. Я осуществляю духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы, способствующие осмыслению и усвоению морально идей. Я провожу эту работу в системе бесед, презентаций, обсуждений, конкурсов, викторин. Перед нами стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев
нравственных навыков и привычек
, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей
классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
Основная

задача

классного

руководителя
– создать условия для развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями. Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах. В своей деятельности, как классный руководитель я использую четыре
направления в работе
с учащимися и их родителями.
Направления работы классного руководителя:

Учебно-позновательная
Определение успеваемости по четвертям, участие в предметных неделях, викторина серии классных часов и т.д.
Ценностно – ориентировочная деятельность
Встречи, игры, серии классных часов (современные принципы этикета), "Символы России”, "Если с другом вышел в путь”, "Моя Россия”, праздники посвящённые Дню Защитника Отечества, Дню Победы и т.д.
Трудовая и общественно-полезная деятельность
Воспитание положительного отношения к труду. Развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики. Дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, «Праздник труда», серии классных часов «В мире профессий», выставки технического творчества, посещение промышленных предприятий и т.д.
Художественно-эстетическая.
Развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности. Приобщение к культурным ценностям и традициям. Формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности (класс- школа-дом). Организация и проведение праздников «День Знаний», «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Проводы зимы», посещение выставок и музеев, посещение драматического и кукольного театров, филармонии, поездки по городам, святым местам и т.д. Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.
Спортивно-оздоровительная.

Формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей. Профилактика табакокурения и наркомании. День здоровья, «Школа здорового образа жизни», «Веселые старты», «Олимпийские игры», устный журнал «Спортивный калейдоскоп», тематические классные часы "О болезнях грязных рук”, "Секреты здорового образа жизни”, " В здоровом теле – здоровый дух”, "Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, «О профилактике вредных привычек» и т.д.
Духовно-нравственная, патриотическая.
Духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и что немаловажно приносит детям радость. Газеты к праздникам, участие в выставках поделок. Экскурсии в храмы, художественные галере, музеи, места боевой славы, посещение театров также способствует формированию духовно- нравственных качеств школьника. Обогащение духовной культуры через тематические праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха» помогают реализовывать цель – быть милосердными к людям. Формирование культуры семейных отношений. Развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид). Ознакомление с национальными и конфессиальными традициями.
Деятельность в области формирования правовой культуры.
Знакомство с законами РФ и правовыми документами. Воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности. Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ. Оформление материалов стенда по организации государственного управления. Работа с материалами выборов в ГД и на должность президента РФ. Формирование толерантности.
Экологическая деятельность.
Формирование экологической культуры. Воспитание уважения к природе и природным богатствам Родины. Обучение экономичному использованию природных ресурсов.
Профориентационная деятельность.
Формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения учащихся. Построение профессиональной и личной перспективы. Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основных
функций.


Функции:
 Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);  Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно- нравственного воспитания;  Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;  Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания. ВЫВОД: Работа по духовно-нравственному развитию школьников должна быть
системной
. Успех работы с детьми во многом зависит от
взаимоотношений

учителя с родителями
. Одна из главных задач в работе с родителями - создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в школьной жизни своих детей и были помощниками классному руководителю. Для родителей проводятся собрания на нравственные темы с приглашением, социального педагога, психолога. Родителям дается возможность посещения внеклассных мероприятий, на которых они являются не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру. Воспитательная работа – дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. Нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.


В раздел образования