"Подвижные игры как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Колмык Елена Константиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР д/с "Василёк" Населённый пункт: Республика Хакасия, город Абакан Наименование материала: Статья Тема: "Подвижные игры как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Подвижные игры как средство развития физических качеств
у детей старшего дошкольного возраста
В период старшего дошкольного детства огромное внимание в учебно-
воспитательном процессе необходимо уделять развитию физических качеств.
Так
как
на
шестом
году
жизни
двигательный
опыт
детей
заметно
расширяется,
активно
развиваются
двигательные
и
познавательные
способности.
Важным
фактором,
оказывающим
разностороннее
влияние
на
укрепление
детского
организма,
является
физическая
культура.
Особенно
актуальными
задачами
являются
привитие
детям
стойкого
интереса
к
занятиям физическим упражнениям, обучение их доступным двигательным
умениям.
Вопросы развития физических качеств у детей становится в наши дни
все
более
актуальными.
Дети
более
ослабленные,
чаще
подвергнуты
простудным заболеваниям. Поэтому, по мнению специалистов необходимо
развивать физические качества, расширять двигательный опыт. Физическая
подготовка
способствует
развитию
у
детей
умственных
способностей,
восприятия,
мышления,
внимания,
пространственных
и
временных
отношений.
Большое
разнообразие
движений
и
их
вариантов,
доступных
дошкольникам,
создает
условие
для
развития
и
совершенствования
двигательных качеств – быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.
Физические
качества
у
детей
дошкольного
возраста
развиваются
в
процессе овладения различными движениями, объем которых указывается в
программе
дошкольных
образовательных
учреждений.
Для
расширения
диапазона
двигательных
возможностей
детей
необходима
специальная
целенаправленная работа по развитию физических качеств.
Одной
из
эффективных
форм
развития
физических
качеств
у
детей
дошкольного возраста, по мнению специалистов по физическому воспитанию
Е.Н.Вавиловой, Д.В.Хухлаевой, Т.М.Осокиной, являются подвижные игры.
В настоящее время проблема подвижной игры как средства развития
физических
качеств
у
дошкольников
продолжает
быть
предметом
исследования научных и практических работников.
«Игра
должна
служить
основным
рычагом
физической
культуры
дошкольника»,
-
писал
Е.А.Аркин.
С
помощью
игр
ребенок
овладевает
полезными для него двигательными действиями и упражняется в них.
Игры совершенствуют не только физические качества, но и помогают
развивать
у
детей
следующие
умения:
согласовывать
свои
движения
с
действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива,
воспитывают
сдержанность,
самообладание,
чувство
ответственности
за
успех звена, команды.
В играх следует стремиться к развитию положительных эмоций: чувства
радости,
удовольствие,
бодрости,
желание
выручить
товарища,
проявить
выдумку, изобретательность.
Подвижные
игры
будут
являться
эффективным
средством
развития
физических качеств (быстроты, ловкости) у детей старшего дошкольного
возраста, если:
- будет создан фонд подвижных игр направленных на развитие физических
качеств (быстроты, ловкости);
- педагог будет постепенно усложнять правила и двигательное содержание в
играх;
-
педагог
будет
изменять
размещение
играющих
на
площадке
и
преднамеренно создает препятствия на пути выполнения игровой задачи.
Подвижные игры создают благоприятные условия для развертывания
активной
двигательной
деятельности.
Хотя
определенное
содержание
и
правила чаще всего обуславливают вид движений играющих, тем не менее,
есть простор для самостоятельного творческого выбора конкретных способов
действий, их сочетания, чередования, изменение характера и интенсивности в
зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это
позволяет
каждому
ребенку
действовать
в
меру
своих
возможностей
в
соответствии с индивидуальными особенностями физического развития.
Систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у
детей
умения
управлять
своими
действиями,
приучает
действовать
с
различным
напряжением.
Во
время
игр
ребенок
должен
действовать
с
большей ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила,
владеть собой, ценить товарищество.
Эффективность их возрастает, когда сочетаются две, три подвижные
игры с разным содержанием позволяющим чередовать большую нагрузку с
меньшей, работу одних мышц с некоторым расслаблением других.
Ситуации
на
игровой
площадке
все
время
меняются,
постепенно
усложняются правила и двигательное содержание в играх, при этом меняется
размещение играющих на площадке и преднамеренно создаются препятствия
на пути выполнения игровой задачи, данные усложнения приучают детей
целесообразно использовать двигательные умения и навыки обеспечивая их
совершенствование.