Автор: Курмель Юлия Витальевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ Худоеланская СОШ
Населённый пункт: Иркутская область Нижнеудинский район с. Худоеланское
Наименование материала: статья
Тема: "ИГРОВОЙ МЕТОД КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МАЛЬЧИКОВ 12-13 ЛЕТ НА УРОКЕ БАСКЕТБОЛА"
Раздел: полное образование
«ИГРОВОЙ МЕТОД КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МАЛЬЧИКОВ 12-13 ЛЕТ НА УРОКЕ
БАСКЕТБОЛА»
Аннотация: В статье предложены и экспериментально апробированы
специальные
игровые
упражнения
и
игры
для
развития
специальных
физических качеств у мальчиков 12 - 13 лет на уроке баскетбола. Достоверное
улучшение
спортивных
результатов
у
мальчиков
6
«а»
класс а
-
экспериментальной
группы
в
контрольных
тестах
свидетельствует
об
эффективности
предложенного
игрового
метода
как
форма
развития
физических качеств.
Актуальность:
Одной
из
составных
частей
физического
воспитания
является
развитие
физических
качеств. В
возрасте
12-13
лет развитие физических
качеств оказывает большое влияние на физическое развитие школьников.
Баскетбол
одна
из
наиболее
массовых
и
популярных
игр
современной
молодежи. И
как
форма
физического
воспитания
игра
баскетбол -
эффективна,
и
по
праву
занимает
одно
из
ведущих
мест
в
системе физического воспитания населения нашей страны.
При
правильной
организации
занятий
баскетболом
способствует
укреплению
костно-мышечного
аппарата
и
совершенствованью
всех
функций
организма.
Игра
требует
от
участников
хорошей
координации
движений, ловкости, гибкости, физической силы, проявление смелости и
сообразительности (Аникина Т. А, Ашмарин Б.А.) .
В результате изучения и анализа литературных данных, касающихся
игрового метода как форма развития физических качеств, нами были избраны
следующие направления.
Цель исследования – игровой метод как форма развития физических качеств
у мальчиков 12-13 лет на уроке баскетбола.
Объект исследования – учебный процесс на уроке баскетбола мальчиков
12-13 лет.
Предмет исследования - форма развития физических качеств посредством
игровых упражнений и игр у мальчиков 12-13 лет на уроке баскетбола.
Гипотеза – мы предполагаем, что использование игрового метода как форма
значительно увеличит уровень развития физических качеств мальчиков 12-13 лет
на уроке баскетбола в общеобразовательной школе.
Задачи исследования - определить уровень физической подготовленности у
мальчиков 12-13 лет, теоретически обосновать методику развития физических
качеств
посредством
игровых
упражнений
и
игр
с учетом возрастных
особенностей
обучающихся,
опытно-экспериментальным путем проверить
эффективность
применения
игрового
метода
как
форму
на
занятиях
по
баскетболу у мальчиков 12-13 лет с помощью игровых упражнений и игр.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы
– анализ научно – методической литературы; педагогическое наблюдение;
педагогический
контроль;
педагогический
эксперимент;
математическая
статистика.
Практическая значимость - состоит в применении специальных игровых
упражнений и игр для развития физических качеств в общеобразовательной
школе, что позволит:
-повысить уровень технического мастерства;
-повысить уровень двигательной подготовки;
-повысить уровень физических качеств мальчиков 12-13 лет.
Была проведена игровая методика с использованием игровых упражнений
и
игр
направлена
на
развитие
физических
качеств
мальчиков
12-13
лет.
Данные
игровые
упражнения
и
игры
позволили
выявить
физические
способности,
такие как:
скоростные
и
скоростно-силовые
качества
и
координацию движений.
Анализ
научно-методической
литературы выполнялся
в следующих
аспектах:
первый
был
связан
с
рассмотрением
сущности
подвижного
игрового
метода
(к
которому
относится
метод
круговой
тренировки),
а
второй с особенностями проведения урока по подвижному игровому методу.
Проводя
педагогический
эксперимент,
нам
удалось
рассмотреть
показатели уровня физической подготовленности мальчиков 12-13 лет 6«а» класса,
которые
использовали
игровые
упражнения
и
игры
и
мальчиков
6«б»,
обучающихся
в
общеобразовательной
школе
без
использования
игровой
методики, до и после проведения эксперимента, а также сравнить данные
показатели и сделать соответствующие рекомендации.
Состав экспериментальной группы 6 «а» класса составляет 12 человек,
контрольной группы 10 человек (только мальчики),
возраст испытуемых 12-13
лет.
Занятия проходили два раза в неделю, упражнения и игры применялись в
основной части урока, включая в себя:
1.
Прыжок за прыжком;
2.
К финишу прыжками;
3.
Подбрось – поймай;
4.
Коллективная скакалка;
5.
Трудный прыжок;
6.
Ведение с выбиванием мяча;
7.
Эстафета с ведением и броском по кольцу;
8.
Броски в кольцо с места;
9.
Прыгуны и пятнашки;
10. Ловля и передача мяча с шагом;
11. Бросок мяча в корзину одной рукой с места, двумя руками снизу и от
груди после ведения;
12. Ведение мяча с изменением направления и скорости передвижения, с
отскоком мяча на разную высоту. [Богданов Г.П.]
Для тестирования физической подготовленности мы воспользовались
следующими тестами специальной подготовленности:
1.
Ведение с броском в кольцо;
2.
Передача мяча;
3.
Броски с дистанции;
4.
Штрафные броски.
В результате использования специальных игровых упражнений и игр
развиваются
способности
правильно
оценивать
пространственные
и
временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся
ситуацию в часто меняющейся обстановке подвижного игрового метода. А тем
самым
этот
игровой
метод
как
форма
развития
физических
качеств,
способствует значительному улучшению координационных способностей.
Нами
было
проведено
тестирование,
в
результате
которого
был
установлен
уровень
развития
физической
подготовленности.
Результаты
проведенного исследования представлены в таблице.
Анализ уровня специальной подготовки мальчиков КГ и ЭГ с определением
достоверности различий по t критерию Стьюдента
Статистические
показатели
Ведение с
броском в
кольцо
(в сек.)
Передача
мяча
(в сек.)
Броски с
дистанции
(в сек.)
Штрафные
броски
N = 10
K(таб.Коэф.)=3,08
f=10+10-2 =18
t
0,05
= 2,10
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
Х ср.арифмет.
12,76
10,47
14,67
13,27
338,7
226,7
5,1
7
Х max
13,8
11,3
15,5
13,6
276
250,2
7
8
Х min
11,2
9,4
13,7
12,8
308
173,2
4
6
t (cр.ошибка
разности)
7,6
7
10,1
4,7
Разница средних
арифметических
значений
2–х групп
2,3
1,4
112
(1мин. 52сек)
1,9
f =18 t
0.05 =
2,10
2,10
2,10
2,10
P - достоверность
различий
P < 0,05
P < 0,05
P < 0,05
P < 0,05
В результате проведенного тестирования уровня развития специальных
качеств, мы выявили, что ведение с броском в кольцо у ЭГ результат лучше
на 2,3 секунды,
различия между полученными в эксперименте средними
арифметическими значениями считаются достоверными, а значит, мы можем
утверждать, что одна методика обучения оказалась эффективнее другой.
В передачи мяча мы выявили, что у ЭГ результат лучше на 1,4 секунды,
различия между полученными в эксперименте средними арифметическими
значениями считаются достоверными, а значит, мы можем утверждать, что
уровень подготовки в 6 «а», выше чем в 6 «б».
В бросках с дистанции результат ЭГ оказался лучше на 1мин. 52сек.,
различия между полученными в эксперименте средними арифметическими
значениями считаются достоверными, а значит, мы можем утверждать, что
одна методика обучения оказалась эффективнее другой.
В штрафных бросках результат ЭГ оказался лучше на 1,9 раза, различия
между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями
считаются достоверными, а значит, по всем показателям тестовых заданий
результат оказался выше в ЭГ, т.е. мальчиков занимающихся в 6 «а» классе.
Итак,
в
процессе
анализа
полученных
в
результате
исследования
показателей
было
выявлено,
что
игровая методика как
одна из форм
направленная на развитие физической подготовленности у мальчиков 12-13
лет, включала игровые упражнения и игры, которые способствовали повышению
их уровня, что подтвердило нашу гипотезу.
Литература:
Алачачян
А.
Записки
баскетболиста.
-
М.
.:
Физкультура
и
спорт,
1965.
Агаджанян Н.А. Физиология человека. Медицинская книга. Нижний-
Новгород. 2003г.
Аникина
Т.А.,
Ковтун
Л,Г.
и
др.
Избранные
главы
по
возрастной
физиологии.- Казань: «Радуга» 1992г .-150 с.
Ашмарин
Б.А.
Теория
и
методика
педагогических
исследований
в
физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1978 – 223 с.
Баландин
В.И.,
Блудов
Ю.М.,
Плахтиенко
В.А.
Прогнозирование
в
спорте. - М., 1986
Башкин С. Г. Уроки по баскетболу. М. 1966.
Блауш ПК. К теории тестирования двигательных способностей. - М.:
1988.
Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: «Физкультура и
спорт» 1985 г.
Богданов
Г.П.
Уроки
физической
культуры
в
4-6
классах.
-
М.:
«Просвещение» 1979 г.