Напоминание

Молярная масса вещества


Автор: Якшигулова Азалия Фатиховна
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №6", г.Надым
Населённый пункт: Надым
Наименование материала: конспект урока по химии
Тема: Молярная масса вещества
Раздел: среднее образование





Назад




Класс 8

Тип урока изучение нового материала

Тема урока: Количество вещества. Молярная масса.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «количество вещества»,

«моль», сформировать представление о молярной массе вещества и научить

учащихся переходить от понятия «относительная молекулярная масса» к

понятию «молярная масса вещества».

Основные понятия: «закон Авогадро», «количество вещества», «молярная

масса», «моль».

Оборудование: некоторые Ме и неМе количеством 1 Моль, 1мМоль, 1кМоль.

Ход урока.

I.

Постановка цели урока.

II.

Повторение домашнего задания.

Задание из рабочей тетради у доски.

Упр. 2.

а) калия 1S

2

2S

2

2P

6

3S

2

3P

6

4S

1

б) кальция 1s

2

2s

2

2p

6

3s

2

3p

6

4s

2

в) алюминия 1s

2

2s

2

2p

6

3s

2

3p

1

Упр. 3. Схемы образования химической связи для Ме.

а) K

0

-1e → K

+

б) Ca

0

-2e → Ca

2+

в) Al

0

-3e → Al

3+

Задание из рабочей тетради, раздел «Неметаллы».

Упр. 2. а) 1s

1

; б) 1s

2

2s

2

2p

6

3s

2

3p

5

; в) 1s

2

2s

2

2p

3

.

Упр. 3. Схемы образования химической связи.

а) H∙ + ∙H → H : H

б) :Cl∙ + ∙Cl: → :Cl:Cl:

в) :N∙ + ∙N: → :N :: N:

Работа по карточкам.

Карточка №1.

1.

В какую частицу превращается атом, отдав или приняв электроны до

завершения внешнего уровня?

Al

0

-3e →…

О

0

+2е →…

2.

Определите тип химической связи молекул: I

2

, CH

4

, AlCl

3

.

Карточка №2.

1.

В какую частицу превращается атом, отдав или приняв электроны до

завершения внешнего уровня?

Na

0

-1e → Na

+

Cl

0

+1e →…

2.

Определите тип химической связи молекул: N

2

, H

2

O, MgCl

2

.

Карточка №3.

1.

В какую частицу превращается атом, отдав или приняв электроны до

завершения внешнего уровня?

K

0

-1e →…

S

0

+2е →…

2.

Определите тип химической связи молекул: Cl

2

, CO

2

, NaI.

Фронтальный опрос:

1.

Где расположены элементы – Ме в таблице Д.И.Менделеева?

2.

Перечислите особенности строения атомов элементов – Ме.

3.

Название – свойство – область применения.

4.

Где расположены элементы – неметаллы в таблице Д.И.Менделеева?

5.

Что такое аллотропия? (Аллотропия углерода, кислорода, фосфора?)

Задания: Работа по ПС.

III.

Изучение нового материала.

Что изучает химия? (наука о веществах) А в чем измерять вещества?

Температура измеряется в градусах, путь в метрах, масса – в граммах,

килограммах.

Какие бы вы предложили единицы измерения?

Может быть, вспомнить из каких частиц состоит вещество?

- из молекул, атомов.

Но отсчитать нужное число молекул и атомов технически невозможно из-за

малого размера. Вот если бы найти способ, в котором объединились бы масса

(её измерить просто) и число молекул (атомов). И ученые придумали. Если

брать столько граммов вещества, какова его относительная молекулярная

масса, сколько же там будет содержаться молекул?

Для О

2

– 32г / Mr(O

2

) = 32 /

Для O

3

– 48г / Mr(O

3

) = 48 /

Для H

2

O – 18г / Mr(H

2

O) = 18 /

Оказалось, что в 32г O

2

, в 48г О

3

, в 18г H

2

O и т.д. содержится одинаковое

число молекул, равное 6∙10

23

. Это число назвали числом Авогадро

(обозначается N

A

).

Сделаем вывод: если мы возьмём такую массу вещества, которая равна

атомной массе по величине, но взята в граммах, то там будет всегда (для

любого вещества) 6,02∙10

23

атомов этого вещества.

Запись на доске.

N

A

= 6,02∙10

23

– постоянная Авогадро

Вот это количество вещества, которое содержит 6,02∙10

23

молекул какого –

либо вещества, и назвали молем.

Что такое моль? (работа с учебником).

Моль – количество вещества, в котором содержится 6,02∙10

23

молекул, атомов

или ионов, т.е. структурных единиц.

Бывает моль молекул, моль атомов, моль ионов.

n = N/N

A

, N = N

A

∙ n, N

A

= N/n,

где n – число молей, N – число атомов или молекул, N

A

– постоянная

Авогадро.

кМоль = 10

3

Моль, мМоль = 10

-3

Моль.

0,5 Moль – 3,01∙10

23

10 Моль – 60,02∙10

23

А что нужно сделать, чтобы отмерить 1 Моль вещества?

Ответ: нужно взять столько граммов этого вещества, какова его Mr.

Вопрос: Чему равна масса 1 Моля вещества?

Масса 1 Моль вещества называется молярной массой, обозначается М.

│Mr│=│M│

И вычисляется по формуле:

M = m/n, единицы измерения: г/Моль, кг/Моль, мг/Моль.

А в тысячу раз большая единица количества вещества (киломоль, кМоль). А в

тысячу раз меньшая единица количества вещества (миллимоль, мМоль).

n = m/M, m = M ∙ n

Вывод: Масса Моль измеряется в г/Моль, масса кМоль измеряется в

кг/кМоль, масса мМоль измеряется в мг/Моль.

Предлагается задача: Я взяла 64г О

2

. Какое количество вещества (сколько

Молей) я взяла? (Два)

n = m/M, n = 64г/32г/Моль = 2Моль.

А сколько молекул кислорода будут содержать эти 64г его. Ответ: 4 Моль.

N = N

A

∙ n, N = 6,02∙10

23

∙ 2Моль = 12,04∙10

23

молекул.

IV.

Закрепление.

Заполнить таблицу.

Вещество

Число

молекул

N = N

A

∙ n

Молярная

масса

M = m/n

Число Молей

n = m/M

Масса

вещества

m = M ∙ n

H

2

N = 6,02∙10

23

∙ 5

= 31∙10

23

M(H

2

) =2г/Моль

5Моль

m = 5∙2=10г

H

2

SO

4

60∙10

23

M(H

2

SO

4

) =

980/98 =10Моль

980г

98г/Моль

FeCl

2

12,04∙10

23

M(FeCl

2

) =

127г/Моль

2 кМоль

254г

Задача №1. Сколько молей составляют и сколько молекул содержат 8 г

кислорода О

2

?

Дано: m(O

2

) = 8г Решение: Mr(O

2

) = 16∙2=32.

M(O

2

)=16∙2=32г/моль

Найти: n(O

2

); N(O

2

) n(O

2

)=m(O

2

)/M(O

2

)=8г/32г/моль=0,25 моль

N(O

2

)= N

A

∙n(O

2

)= 6,02∙10

23

моль

-1

∙0,25 моль=1,505∙10

23

Ответ: 8г кислорода составляют 0,25 моль и содержат 1,505∙10

23

молекул.

Задача №2. Определите массу 0,25 моль серной кислоты.

Дано: Решение:

n (H

2

SO

4

) = 0,25 моль

1. Находим молярную массу серной кислоты

М(H

2

SO

4

)=2+32+64=98г/моль

Найти: m(H

2

SO

4

); 2. Найдем массу вещества m=n∙M;

M(H

2

SO

4

)=n(H

2

SO

4

)∙M(H

2

SO

4

)=0,25

моль∙98г/моль=24,5г

Ответ: масса 0,25 моль серной кислоты равна 24,5 г.

V.

Итоги урока.

Общий вывод (предлагается записать в тетрадях основные определения и

некоторые выводы).

1.

Количество вещества – физическая величина, которая означает

определённое число структурных элементов (молекул, атомов, ионов),

обозначается n(эн), измеряется в Молях, в миллимолях, киломолях.

2.

1Моль любого вещества содержит число молекул его, равное

постоянной Авогадро N

A

(6,02∙10

23

).

3.

Чтобы отмерить 1Моль вещества, нужно взять столько граммов его,

какова его относительная масса Mr.

4.

Масса 1Моль вещества называется молярной массой (М), она

измеряется в г/Моль и численно равна Mr.

IV.

Домашнее задание. §15. Упр. 1-3, задания из рабочей тетради:

разделы Количество вещества и Молярная масса.



В раздел образования