Презентация системно-деятельностный подход в образовании
Автор: Акимова Светлана Олеговна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 16 Населённый пункт: Адыгея, Майкопский район, поселок Тульский Наименование материала: методическая разработка Тема: Презентация системно-деятельностный подход в образовании Раздел: начальное образование
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
В ОБРАЗОВАНИИ
ЧТО ТАКОЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ?
«Великая цель образования
это не знания, а действия»
Гербер Спенсер
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское
действие
Системно-деятельностный подход
Чему учить?
обновление
содержания
образования
Как учить?
Обновление
технологий
образования
Ради чего учить?
Ценности
образования
развитие личности учащегося на основе освоения
универсальных способов деятельности.
«
Изменилась не только сумма знаний,
необходимых современному человеку, еще
большие изменения произошли в способах
изучения нового»
С. Пейперт
«Сведений науки не следует сообщать
учащемуся готовыми, но его надо привести
к тому, чтобы он сам их находил, сам ими
овладевал. Такой метод обучения
наилучший, самый трудный, самый
редкий…»
А.Дистервег
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПОЗВОЛЯЕТ НА КАЖДОЙ
СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
представить цели образования в виде системы ключевых задач,
отражающих направления формирования качеств личности;
на основании таким образом построенных целей обосновать не только
способы действий, которые должны быть сформированы в учебном
процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;
выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения
личностного, социального, коммуникативного и познавательного
развития учащихся.
Предметные
освоенный опыт
специфической для данной
предметной области
деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и
применению, система основополагающих
элементов научного знания, лежащая
в основе научной
картины мира
Метапредметные
освоенные универсальные
учебные действия,
обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями,
составляющими основу
умения учиться,
и межпредметные
понятия.
Личностные
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные
установки обучающихся, социальные компетенции,
личностные качества
Результаты освоения основных образовательных программ
Развитие компетентности к обновлению компетенций
ФГОС НОО
Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
НА ДАННОМ ЭТАПЕ
результаты
деятельности,
а деятельность
– это решение
задач
Уровень специфических,
надпредметных умений,
связанных с
самоопределением и
самореализацией
деятельности.
«научение жить здесь и
сейчас
Необходимым
становятся не сами
знания, а знания о том,
как и где их применять.
Но еще важнее знание о
том, как информацию
добывать,
интерпретировать, или
создавать новую.
СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ
Таким образом, желая сместить акцент в
образовании с усвоения фактов
(Результат - Знания) на овладение способами
взаимодействия с миром
(Результат – Умения), мы приходим к
осознанию необходимости изменить
характер учебного процесса и способы
деятельности учащихся.
Как формировать УУД?
Как научить этому педагогов на всех ступенях обучения?
Ключевые изменения в ФГОС−2:
1) «Ориентация на результаты образования , где развитие
личности обучающегося на основе усвоения УУД … составляет цель
и основной результат образования»
2) Объектами итогового контроля и аттестации являются:
личностные результаты (готовность и способность к
саморазвитию, сформированность мотивации к познанию,
личностных качеств, системы ценностей);
метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и
умения учиться);
предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам)
УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие,
имеющее надпредметный характер.
УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ
− структурная единица учебной деятельности,
процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − процесс самоизменения человека,
результатом которого являются приобретенные им на основе
рефлексивного метода новые знания, умения и способности.
ВИДЫ УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую
ориентацию учащихся
РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают организацию учащимся
своей учебной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − включают общеучебные, логические
действия, действия постановки и решения проблем.
КОММУНИКАТИВНЫЕ − обеспечивают социальную
компетентность, умение участвовать в коллективном
обсуждении проблем, строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
Формирование любого умения
проходит через этапы:
1. Приобретение первичного опыта и мотивация.
2. Получение теоретических знаний о новом способе
(алгоритме) действия.
3. Тренинг в применении установленного алгоритма,
уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Через эти же этапы должно пройти и формирование
умения выполнять любое УУД.
Как сформировать УУД
«самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели»?
Контроль
Сообщение
темы
и цели
Актуализация
знаний
Проблемное
объяснение
Закрепление
Контроль
Структура объяснительно-иллюстративного
метода обучения (ОИМ):
Вспомните свой опыт учения в школе и вузе: Вы сами ставили перед
собой учебные цели или Вас вел за собой учитель, предлагая усвоить ту
или иную тему, а затем объяснял ее?
Вопрос 1
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его
надо привести к тому, чтобы он сам их находил,
самодеятельно ими овладевал.
Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый
редкий. Изложение, считывание, диктовка против него – детская
забава. Зато такие приемы и никуда и не годятся…»
А. Дистервег, ХIХ век
Теория деятельности
Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева и др.
(психологическая версия)
Теория
деятельности
Г.П. Щедровицкого
(социотехническая версия)
«... о развивающем обучении и воспитании можно вести речь
только в русле того или иного конкретного понимания
деятельности (то есть опираясь на конкретную и разветвленную ее
теорию)».
В.В. Давыдов
Общая теория
деятельности
Г.П. Щедровицкого,
О.С. Анисимова
Учебные
мотивы
Учебная
цель
Учебная
задача
Учебные действия и операции
(ориентировка, преобразование,
контроль, оценка)
Структура учебной деятельности,
исходя из психологической версии теории деятельности
(Д.Б. Эльконин − В.В. Давыдов)
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. М., 1986.
Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997
Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании
творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в
учебной деятельности. Уфа, 1985.
В.В. Давыдов
ТЕОРИЯ
РАЗВИВАЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ
Москва, 1995
Структура учебной деятельности,
исходя из методологической версии теории деятельности
(Л.Г. Петерсон)
Мотивация
Пробное
действие
Цель
Затруднение
Пробное
действие
Затруд-
нение
Мотивация
К
И
П
цель
проект
Рефлексивный
метод
Само-
оценка
Реали-
зация
проекта
Само-
контроль
Структура учебной деятельности,
исходя из методологической версии теории деятельности
(Л.Г. Петерсон)
При включении учащихся в учебную деятельность организуется
прохождение ими 1-го шага формирования УУД на уроках по
разным учебным предметам.
Урок по теме: «Учиться… А что это значит?»
Учиться…
А что это значит?
Учиться…
А что это значит?
Делаю САМ!
Делаю САМ!
ЧТО ТАКОЕ «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД» В
ОБРАЗОВАНИИ?
Деятельностный подход
в
образовании-
это
совсем не совокупность образовательных технологий
или
методических
приемов.
Это
своего
рода
философия образования, методологический базис, на
котором строятся различные системы развивающего
обучения или образования со своими конкретными
технологиями, приемами,
да
и
теоретическими
особенностями.
Процесс учения
–
это
процесс
деятельности
ученика, направленный на становление его сознания
и его личности в целом.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОЗВОЛЯЕТ
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ
Формирование мышления через
обучение деятельности;
Формирование системы культурных
ценностей и ее проявлений в личностных
качествах;
Формирование целостной картины мира,
адекватной современному уровню
научного знания.
СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
принцип деятельности;
принцип непрерывности;
принцип целостности;
принцип минимакса;
принцип психологической
комфортности;
принцип вариативности;
принцип творчества.
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Мотивирование к учебной деятельности;
2. Актуализация и фиксирование индивидуального
обучения в пробном учебном действии;
3. Выявление места и причины затруднения;
4. Построение проекта выхода из затруднения;
5. Реализация построенного проекта;
6. Первичное закрепление с проговариванием;
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8. Включение в систему знаний и повторение;
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
28
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
Базовые образовательные
технологии
Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность
образовательная задача
состоит в организации условий,
провоцирующих детское действие
29
Базовые образовательные
технологии
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Триада:
замысел-
-реализация-
-продукт
Этапы:
1
. Решение
2. Цель
3. Задачи
4. План и
программа
5. Проверка
«на реализу-
емость
»
6. Выполнение
7. Презентация
30
УРОВНЕВАЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Базовые образовательные
технологии
Основные принципы:
•открытость системы требований,
•предъявление образцов деятельности,
•«ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований,
•посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися,
•добровольность в освоении повышенных уровней требований,
•работа с группами «подвижного» состава,
•накопительная система
оценивания
.
Основа:
дифференциация требований
к уровню освоения, явное выделение
базового и повышенных уровней
31
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Базовые образовательные
технологии
Информатизация образования –
это приведение системы образования
в соответствие с потребностями и
возможностями информационного
общества
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
•открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников,
•инструменты «взрослой» информационной деятельности,
•среда информационной поддержки учебного процесса,
•гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
•современные системы управления учебным процессом
32
Учитель школы
Позиционирование учителя
• Позиция учителя-профессионала
демонстрирует культурные образцы действий
инициирует пробные действия детей
консультирует, корректирует действия
ищет способы включить в работу каждого
• Позиция воспитателя
создает условия для приобретения детьми
жизненного опыта (общения, выбора, ответственного
поведения, саморегуляции …), самостоятельной
выработки жизненных ценностей
“со-участник”, “третейский судья”
• Позиция педагогической поддержки
оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от
проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
?