Автор: Суставова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ-ООШ № 6
Населённый пункт: город Искитим, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения"
Раздел: среднее образование
Тема: Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения
Место урока: раздел «Литература как искусство слова»
Цели урока: освоение теоретических понятий, которые способствуют более
глубокому постижению конкретных художественных произведений
Задачи урока:
Познакомить учащихся с понятиями тропы, эпитеты, метафоры,
сравнения;
Научить находить их в тексте;
Способствовать развитию творческой деятельности самого ученика.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Хорошая
художественная
книга
никого
из
нас
не
оставит
равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и
героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу интересно,
образно
и
эмоционально
–
это
искусство.
Овладеть
искусством
художественного слова может каждый, если захочет этого. Но сначала нам
нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и
письменную – красивой и образной.
Сегодня
нас
ждет
работа
над
словом,
потому
что
это
главный
инструмент писателей и поэтов, чьими произведениями мы восхищаемся.
Русский писатель Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы
так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы
кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». А поэтесса
Анна Ахматова называла русское слово царственным.
Как же использовать лексическое богатство русского языка, чтобы слова
стали «царственными», а наша речь - живая, наглядная и красочная?
II. Основная часть урока.
1. Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению
слов
в
переносном
значении
(вспомнить,
что
такое
переносное
значение
слова:
это
значение,
которое
возникает
в
результате
переноса названия с одного явления действительности на другое на
основании
какого-то
сходства.
Например:
работа кипит
(т.е.
проявляется в сильной степени, как кипящая вода))
Слова,
которые
использует
писатель
в
переносном
значении,
называются тропами (это греческое слово в переводе – «образ, поворот,
оборот»). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения
тех или иных предметов. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)
Задание учащимся: в предложенном тексте найти тропы, т.е слова и
выражения в переносном значении.
Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле.
Вся
она
была
однообразного аспидного
цвета.
Но
каждая
вспышка
молнии
открывала
в
ней синие
пещеры
и
извилистые
трещины,
освещенные
изнутри
розовым
мутным
огнем.
Пронзительный
блеск
молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени.
(К. Паустовский)
2. Среди тропов наиболее часто встречаются и используются:
Эпитеты
Сравнения
Метафоры
3.
ЭПИТЕТЫ
–
красочные,
образные
определения,
чаще
всего
выраженные
прилагательными.
(Учащиеся
записывают
понятие
в
тетрадь)
Примеры:
Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез
едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев)
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов)
Иметь в виду: в качестве эпитетов могут выступать не только полные и
краткие прилагательные, но и наречия. Они образно характеризуют не
предметы, а действия. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается
луна. На печальные поляны льет печально свет она (А.Пушкин). Кроме
того, существительные тоже могут быть эпитетами. Например: Жила в
высоком тереме девица-красавица.
Задание учащимся: в предложенном четверостишии М.Лермонтова найти
эпитеты и сказать, какой частью речи они выражены.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
4. СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с
другим,
придающее
описанию
особую
образность,
наглядность,
изобразительность. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)
Примеры:
Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский)
Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский)
Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак)
Вопрос учащимся: И эпитеты, и сравнения придают речи образность – но
какая между ними разница? (эпитет не содержит прямого сопоставления в
тексте с предметом или явлением, а при сравнении приводится и то, что
сравнивается, и то, с чем сравнивается)
Задание учащимся: в предложенных примерах найти образные сравнения.
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег
лежит. (А.Пушкин)
Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в
кустах, будто
трогает
мягкой
лапкой
то
один
лист,
то
другой
(К.Паустовский)
Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу…
(Р.Рождественский)
5. МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе
сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное
сравнение) (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)
Сходство может проявляться:
По форме (кольцо на руке – кольцо дыма);
По цвету (золотой медальон – золотые кудри);
По впечатлению (черное покрывало – черные мысли)
По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы)
По другим признакам…
Метафора создает образ, который передается читателю или слушателю.
Примеры:
В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев
поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья
рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.
Задание учащимся: в предложенных примерах найти метафоры.
… в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то
заплачет, как дитя… (А.Пушкин)
Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом.
Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С.Есенин)
III. Закрепление изученного.
1.
Повторить определения терминов, изученных на уроке. Для чего в
текстах используются различные виды троп?
2.
Найти в предложенном тексте примеры эпитетов, сравнений, метафор
(текст раздается каждому ученику):
За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с
ружьем,
без
собаки.
Вы
отыскиваете
себе
место
где-нибудь
подле
опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло;
воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит
веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно
темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам
деревьев,
поднимается
все
выше
и
выше…
Вот
и
самые
верхушки
потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, влетевший
ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев)
3.
Придумать и записать в тетрадях художественный текст на тему «Осень
в лесу», используя эпитеты, сравнения и метафоры.
(задание для более слабых учащихся: придумать и записать эпитеты к
слову облака;
сравнения к слову
солнце;
метафору к выражению ветер
дует)
IV. Итог урока. Домашнее задание:
Найти в любых художественных текстах примеры эпитетов, сравнений,
метафор;
выписать
их
в
тетрадь
по
литературе;
подготовить
выразительное чтение этих отрывков.