Напоминание

"Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения"


Автор: Суставова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ-ООШ № 6
Населённый пункт: город Искитим, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения

Место урока: раздел «Литература как искусство слова»

Цели урока: освоение теоретических понятий, которые способствуют более

глубокому постижению конкретных художественных произведений

Задачи урока:

Познакомить учащихся с понятиями тропы, эпитеты, метафоры,

сравнения;

Научить находить их в тексте;

Способствовать развитию творческой деятельности самого ученика.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Хорошая

художественная

книга

никого

из

нас

не

оставит

равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и

героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу интересно,

образно

и

эмоционально

это

искусство.

Овладеть

искусством

художественного слова может каждый, если захочет этого. Но сначала нам

нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и

письменную – красивой и образной.

Сегодня

нас

ждет

работа

над

словом,

потому

что

это

главный

инструмент писателей и поэтов, чьими произведениями мы восхищаемся.

Русский писатель Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы

так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы

кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». А поэтесса

Анна Ахматова называла русское слово царственным.

Как же использовать лексическое богатство русского языка, чтобы слова

стали «царственными», а наша речь - живая, наглядная и красочная?

II. Основная часть урока.

1. Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению

слов

в

переносном

значении

(вспомнить,

что

такое

переносное

значение

слова:

это

значение,

которое

возникает

в

результате

переноса названия с одного явления действительности на другое на

основании

какого-то

сходства.

Например:

работа кипит

(т.е.

проявляется в сильной степени, как кипящая вода))

Слова,

которые

использует

писатель

в

переносном

значении,

называются тропами (это греческое слово в переводе – «образ, поворот,

оборот»). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения

тех или иных предметов. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)

Задание учащимся: в предложенном тексте найти тропы, т.е слова и

выражения в переносном значении.

Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле.

Вся

она

была

однообразного аспидного

цвета.

Но

каждая

вспышка

молнии

открывала

в

ней синие

пещеры

и

извилистые

трещины,

освещенные

изнутри

розовым

мутным

огнем.

Пронзительный

блеск

молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени.

(К. Паустовский)

2. Среди тропов наиболее часто встречаются и используются:

Эпитеты

Сравнения

Метафоры

3.

ЭПИТЕТЫ

красочные,

образные

определения,

чаще

всего

выраженные

прилагательными.

(Учащиеся

записывают

понятие

в

тетрадь)

Примеры:

Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез

едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев)

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов)

Иметь в виду: в качестве эпитетов могут выступать не только полные и

краткие прилагательные, но и наречия. Они образно характеризуют не

предметы, а действия. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается

луна. На печальные поляны льет печально свет она (А.Пушкин). Кроме

того, существительные тоже могут быть эпитетами. Например: Жила в

высоком тереме девица-красавица.

Задание учащимся: в предложенном четверостишии М.Лермонтова найти

эпитеты и сказать, какой частью речи они выражены.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

4. СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с

другим,

придающее

описанию

особую

образность,

наглядность,

изобразительность. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)

Примеры:

Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский)

Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский)

Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак)

Вопрос учащимся: И эпитеты, и сравнения придают речи образность – но

какая между ними разница? (эпитет не содержит прямого сопоставления в

тексте с предметом или явлением, а при сравнении приводится и то, что

сравнивается, и то, с чем сравнивается)

Задание учащимся: в предложенных примерах найти образные сравнения.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег

лежит. (А.Пушкин)

Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в

кустах, будто

трогает

мягкой

лапкой

то

один

лист,

то

другой

(К.Паустовский)

Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу…

(Р.Рождественский)

5. МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе

сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное

сравнение) (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)

Сходство может проявляться:

По форме (кольцо на руке – кольцо дыма);

По цвету (золотой медальон – золотые кудри);

По впечатлению (черное покрывало – черные мысли)

По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы)

По другим признакам…

Метафора создает образ, который передается читателю или слушателю.

Примеры:

В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев

поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья

рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.

Задание учащимся: в предложенных примерах найти метафоры.

… в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то

заплачет, как дитя… (А.Пушкин)

Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом.

Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С.Есенин)

III. Закрепление изученного.

1.

Повторить определения терминов, изученных на уроке. Для чего в

текстах используются различные виды троп?

2.

Найти в предложенном тексте примеры эпитетов, сравнений, метафор

(текст раздается каждому ученику):

За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с

ружьем,

без

собаки.

Вы

отыскиваете

себе

место

где-нибудь

подле

опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло;

воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит

веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно

темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам

деревьев,

поднимается

все

выше

и

выше…

Вот

и

самые

верхушки

потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, влетевший

ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев)

3.

Придумать и записать в тетрадях художественный текст на тему «Осень

в лесу», используя эпитеты, сравнения и метафоры.

(задание для более слабых учащихся: придумать и записать эпитеты к

слову облака;

сравнения к слову

солнце;

метафору к выражению ветер

дует)

IV. Итог урока. Домашнее задание:

Найти в любых художественных текстах примеры эпитетов, сравнений,

метафор;

выписать

их

в

тетрадь

по

литературе;

подготовить

выразительное чтение этих отрывков.



В раздел образования