Автор: Кушнарева Татьяна Владимировна Должность: заместитель директора по УВР Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10 п.Чегдомын Населённый пункт: п.Чегдомын Наименование материала: статья Тема: "Введение ФГОС ООО: результаты и перспективы" Раздел: полное образование
Введение ФГОС ООО: результаты и перспективы.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
–
принципиально
новый
для
отечественной
школы
документ,
который
ориентирует
на
достижение
не
только
предметных
образовательных
результатов,
но
и
прежде
всего
на
формирование
личности
школьников,
овладение ими универсальными учебными действиями, обеспечивающими
успешность на всех этапах дальнейшего образования.
С 1 сентября 2015 года все общеобразовательные учреждения
переходят на реализацию ФГОС ООО в штатном режиме.
Наша школа начала реализацию стандартов второго поколения с 1
сентября
2014
года.
Апробация
организационных
и
содержательных
механизмов введения ФГОС основного образования проводилась на базе 5
класса, класса, который в начальной школе не имел опыта работы в данном
направлении и обучался по стандартам 2004 года.
Переход из начальной школы в основную — интересный и сложный
период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается
новым: учителя, предметы, форма обучения. В этот период осуществляется
переход
к
новому
образу
жизни,
новым
условиям
деятельности,
новым
взаимоотношениям
со
сверстниками
и
учителями.
Для
многих
детей,
обучавшихся
первоначально
у
одного
учителя,
переход
к
нескольким
учителям с разными требованиями и разным стилем общения является ярким
внешним показателем их взросления. И дальнейшая их успешность на этом
этапе влияет на всю следующую школьную жизнь.
По наблюдениям психологов очень часто происходит, что пока ребенок
решает, как выстроить модель своего поведения на каждом уроке, он может
попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет
установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Поэтому
одной
из
приоритетных
задач
новых
образовательных
стандартов
становится
не
только
освоение
учащимися
конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин,
а
способность
личности
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
При
переходе
на
ФГОС
ООО
,
д ля
достижения
планируемых
результатов нового качества образования нашей школе необходимо было
решить целый ряд системных задач:
- создать новую образовательную среду, новый подход к системе повышения
квалификации учителя;
-организовать образовательный процесс, обеспечивающий формирование у
выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС;
-создать эффективную систему оценки качества образования, в том числе
оценки индивидуальных достижений учащихся;
-
обеспечить
гласность
и
прозрачность
всех
действий
и
процедур,
эффективный
государственный
и
общественный
контроль
за
введением
Стандарта.
Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в школе
начался еще в 2013-2014 учебном году и осуществлялся через изучение
нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального
уровней
по
внедрению
ФГОС
ООО, проведение
мониторинга
условий
общеобразовательного учреждения с целью выявления готовности введения
ФГОС
в
2014
году,
разработке
основной
образовательной
программы
образовательного
учреждения
и
разработке
рабочих
программ
по
предметным областям, создание плана методической работы по внедрению
ФГОС
ООО,
внесение
дополнений
в
должностные
инструкции
в
соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС
ООО,
создание
программы
психолого-педагогического
сопровождения,
подбор пакета диагностик УУД, информирование родителей всех ступеней о
подготовке к переходу на новые стандарты.
Поэтому к новому 2014-2015 учебному году в школе, в целом были
созданы необходимые условия для реализации ФГОС ООО: образовательное
учреждение располагает соответствующей материально-технической базой и
оптимальным уровнем оснащения учебных кабинетов необходимой техникой.
90% педагогов активно используют информационные технологии, владеют
мультимедийными
информационными
источниками,
инструментами
коммуникации, ИКТ-средствами.
Мы,
конечно,
понимали,
что
для
успешного
внедрения
новых
образовательных стандартов нужны не просто высококвалифицированные
кадры,
а
кадры,
прошедшие
специальную
подготовку,
готовые
технологиче ски
обе спечить
проце сс
внедрения
ф ед е р а л ь н ы х
государственных
образовательных
стандартов
нового
поколения.
Поэтому
педагогические
работники
прошли
курсовую
подготовку
по
вопросам
введения нового ФГОС.
Введение
ФГОС
второго
поколения
кардинально
изменило
представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного
образования
и
его
образовательный
результат.
Технологиями
развития
учащихся
учителя
овладели,
а
вот
как
перестроить
сформировавшиеся
убеждения и методику работы самого учителя – взрослого человека – это
стало самой серьёзной проблемой.
В
связи
с
этим
потребовалась
организация
систематического
методического
сопровождения
внедрения
ФГОС,
чтобы
педагогические
работники смогли овладеть всеми компетентностями, которые необходимы
для эффективного внедрения новых образовательных стандартов.
Образовательные
стандарты
второго
поколения
предусматривают
и
новые
подходы
к
системе
оценивания.
Для
организации
мониторинга
сформированности как предметных, так и универсальных учебных действий
педагогам школы необходимо иметь полное представление о содержании
оценки,
общих
подходах
к
определению
уровня
освоения
учебного
материала, особенностях используемых заданий. Поэтому на базе школы
организована работа муниципальной
инновационной площадки по теме
«Достижения и оценка образовательных результатов в условиях реализации
ФГОС ООО».
В
рамках
реализации
инновационной
площадки
педагоги
школы
апробировали
формирующую
систему
оценивания
образовательных
достижений
учащихся,
отслеживали
насколько
она
поддерживает
и
стимулирует
учащихся,
насколько
точную
обратную
связь
обеспечивает,
насколько
она
информативна
и
включает
учащихся
в
самостоятельную
оценочную деятельность.
Одной из главных задач введения ФГОС ООО: повышение качества
образования,
достижение
новых
образовательных
р е зул ьт ато в ,
соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
В
течение
года
у
обучающихся
5
класса
проводилась
работа
по
формированию
УУД, была
организована
деятельность
по
мониторингу
предметных,
метапредметных
и
личностных
результатов
освоения
школьниками ООП через комплексные диагностические работы и тестовые
предметные
задания. Диагностический
анализ
дал
возможность
получить
объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым
школьником программного материала:
• выявить и измерить уровень успешности обучения каждого ученика;
• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;
• выявить затруднения обучающихся и пробелы в их подготовке;
• дифференцировать обучающихся по успешности обучения.
Особое
место
в
реализации
ФГОС
ООО
играет
внеурочная
деятельность. Основная образовательная программа школы содержит раздел
«Программа воспитания и социализации школьников», в который включены
программы внеурочной деятельности по различным направлениям: духовно-
нравственное,
гражданско-патриотическое
воспитание,
физическое
и
экологическое, общекультурное и интеллектуальное развитие.
Внеурочная деятельность в школе
построена с учётом пожеланий
родителей и самих пятиклассников силами школы и во взаимодействии с
учреждениями
дополнительного
образования. Работ а
инновационной
площадки
по
теме
«Организация
совместной
деятельности
школы
и
учреждения
дополнительного
образования
по
реализации
программ
внеурочной деятельности учащихся начальной школы» в 2014 году
была
завершена, но приобретенный опыт успешно внедряется в практику работы
школы:
в
2014-2015
уч.г.
к
проведению
внеурочных
занятий
были
привлечены специалисты ЦРТДиЮ, РДК, заповедника «Буреинский».
В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения разработана
система
коллективных
творческих
дел
и
циклы
классных
часов
(Дни
здоровья, экскурсии и учебные экспедиции, акции, встречи) . Ученики с
удовольствием участвовали в краевых и районных мероприятиях, конкурсах
и олимпиадах и имеют уже первые результаты.
Каковы же первые итоги внедрения ФГОС ООО?
Опыт
внедрения
ФГОС
второго
поколения
показал,
ч то
концептуальные
идеи
и
прописанные
пути
реализации
федерального
государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы
современной образовательной системой.
Материально-технические
возможности
школы
(использование
ИКТ
технологий) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность
эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку
положительный
опыт
общения,
позволяет
проявить
себя
активной,
творческой личностью.
Много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной
деятельности;
дети
охотно
включаются
в
самостоятельный
поиск
новой
информации, интерпретации её, представления своих проектов (одним из
положительных
результатов
такой
деятельности
–
реализация
проекта
«Тратуар»).
Сравнительный анализ развития пятиклассников 2013- 2014 и 2014-
2015 учебных годов показал, что обучающиеся 5 класса на базе
которого
апробировались
организационные
и
содержательные
механизмы
введения
ФГОС основного образования лучше говорят, легче реагируют на вопросы
учителей,
вступают
в
диалог;
не
просто
воспроизводят
увиденное
или
прочитанное
(услышанное),
но
и
умеют
рассуждать,
делать
выводы,
обосновывать
своё
мнение;
умеют
работать
в
паре;
показывают
навыки
самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже
большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
Внеурочная
деятельность
расширила
возможность
учащимся
применять
полученные
знания
на
уроках,
в
практической
и
творческой
деятельности.
Н о ,
к о н е ч н о
ж е ,
в с р ы л и с ь
и
о п р е д е л е н н ы е
проблемы:
-в здании школы не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной
деятельности;
-требуется
совершенствование
ресурсного
потенциала:
кадрового,
программно-методического;
- сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока
еще тормозит внедрение новых форм и технологий;
-работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна
совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями
Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти
намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные,
методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут
результата, если не начать с себя. Гарантией успешной реализации цели
образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая
позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
В перспективе в новом учебном году мы планируем расширить
социальное партнерство, усилить воспитательную работу на всех этапах
образовательного процесса и сосредоточится на конкретных направлениях:
- Духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании (4
государственных праздника – День России, День народного единства, День
победы и День воссоединения Крыма с Россией составят каркас, на который
в школе будет нанизана целая система воспитательных событий).
- Приобщении к культурному наследию и популяризации науки (работа НОУ,
реализация плана по физико-математическому образованию, работа кружков
технической и естественно-научной направленности).
- Трудовом , физическом и экологическом воспитании (активное
использование мероприятий по внедрению комплекса ГТО в целях
воспитания физической культуры и здорового образа жизни).
В заключении хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного
из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся
реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если
превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной
точке, то он превратится в тормоз».