Автор: Иванова Татьяна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка" детский сад №224 Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: "Игра ребенка – это жизненная лаборатория" Раздел: дошкольное образование
Игра ребенка – это жизненная лаборатория.
Недаром говорят, кто в детстве хорошо и увлеченно играл, став взрослым, сможет так же
хороша и увлеченно работать. Не будем смотреть на детские игры свысока, не стоит
думать, будто между игрой и работой лежит пропасть. Ведь и мы не всегда замечаем тот
момент, когда у нас в руках игра превращается в работу, а работа в игру. Великое благо,
если человек способен выбрать себе работу по духу, когда она доставляет ему
удовольствие. А начитается все в детстве.
Значение игры для психического развития ребенка хорошо понимал еще Ф. Шиллер, он
писал: «только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле этого
слова – и он может играть только тогда, когда он является вполне человеком». В игре, по
мнению З. Фрейда воплощается стремление ребенка стать взрослым. Поэтому игровые
формы деятельности – это и условия и основной фактор психического развития ребенка,
стремящегося к взрослости. В игре ребенок моделирует смыслы человеческого
существования и формы отношений, существующие в обществе.
Игра – это ведущая деятельность ребенка, позволяющая ему «прорабатывать» те стороны
взрослой жизни, которые невозможно прожить в его реальной детской жизни.
Важнейшей функцией игры является ее символический характер. Для настоящей игры
дошкольника характерно то, что под одним действием подразумевается другое, под
одним предметом – другой. В игре дети получают свой опыт, осмысливают его.
Комфортно чувствуя себя в игре, дети непосредственно и полноценно общаются между
собой.
Игра - это средство общения. Игра способствует свободному выражению чувств ребенка.
Действительно, в игре ребенок может не опасаться за последствия открытого выражения
своих чувств и эмоций, путем проецирования их на игрушки. Более того, именно игра
помогает ребенку выражать свои чувства, так как в этом возрасте он еще испытывает
нехватку вербальных средств коммуникации. С этой точки зрения игрушки для детей – это
слова, а сама игра – речь. Поэтому с помощью игры ребенку становится доступным то, что
трудно понять с помощью слов либо выразить словами. В игре ребенок выводит не
поверхность свои чувства, получает возможность посмотреть на них со стороны и либо
научиться управлять ими, либо отказаться от них. Поэтому игра выполняет не только
функцию выражения чувств, но и управление ими. Игра помогает ребенку контролировать
ситуацию: когда ребенок играет, он решает свои проблемы и разрешает конфликты, он
может пересмотреть свой образ, свои возможности и обязанности.
Основной мотив игры состоит не в получении результата, а в самом процессе выполнения
действия. В игре ребенок «прорабатывает» роли взрослых, овладевает их содержанием и
тем самым проходит свою первую школу социального научения.
Правильное понимание содержания игры может стать хорошим диагностическим
средством психического развития дошкольника.
Игра активизирует ребенка, держит в готовности его нервную систему, вырабатывает
иммунитет против огорчений и давления. В игре тренируются двигательные способности,
создаются предпосылки для развития умственных способностей, малыш учится
ориентироваться на плоскости и в пространстве. Расширяются его познания. В игре он
обогащает мир своих переживаний. С точки зрения ребенка это важная работа, и мы
знаем, что вдобавок она имеет огромную развивающую и воспитательную ценность.
Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения
ребенка.
Игра – это очень серьезно!