Напоминание

Н.А.Некрасов. Стихотворение " Железная дорога". Картина подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя


Автор: Комисарчук Ираида Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №34" г. Воркуты
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Н.А.Некрасов. Стихотворение " Железная дорога". Картина подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя
Раздел: среднее образование





Назад




1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34» Г. ВОРКУТЫ

Технологическая карта

урока литературы по теме:

Н.А.Некрасов. Стихотворение « Железная дорога». Картина

подневольного труда и утверждение мысли о величии

народа-созидателя

6 класс

Подготовила:

Комисарчук Ираида Витальевна

должность – учитель русского языка литературы

Место работы:

МОУ «СОШ №34» г. Воркуты

Воркута

2017 год

2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока: Н.А.Некрасов. Стихотворение « Железная дорога». Картина подне-

вольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя.

Учебный предмет: литература

Класс:6

Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник для 6 класса: В 2 ч. – М.:

Просвещение, 2016.

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представлений о

Н. А. Некрасове как великом русском поэте, мастере поэтического слова, о народности

лирики Некрасова; создать условия для ознакомления с картинами-образами в стихотво-

рении «Железная дорога».

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: владеть знаниями о мастерстве поэта; уметь различать образ

лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте художественно зна-

чимые изобразительно-выразительные средства языка; владеть устным словесным рисо-

ванием на основе полученных знаний и представлений;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к про-

изведениям Н. А. Некрасова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской

литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы вы-

ражения авторской позиции в стихотворении;

коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками вырази-

тельного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;

эстетическая

сфера:

определять

художественную

функцию

изобразительно-

выразительных языковых средств в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к самораз-

витию.

Метапредметные

(критерии

сформированности/оценки

компонентов

универ-

сальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы

учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различ-

ных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оцени-

вать свои достижения на уроке;

3

коммуникативные: проявлять умения произносить монолог, вести диалог, работать

индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей ком-

муникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мне-

ние; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской

позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, практическая работа).

Интернет-ресурсы:

К уроку литературы. Стихотворение Н. А. Некрасова и картина К. А. Савицкого «Ре-

монтные

работы

на

железной

дороге».

Режим

доступа

:

literatura5.narodnekrasov_savicky.html

Оборудование: портрет Н. А. Некрасова; репродукция картины «Ремонтные работы на

железной дороге» К. А. Савицкого; плакаты – эпиграфы к уроку: «“Железная дорога”

есть... поэма о творческом народном труде» (К. И. Чуковский), «Благослови же работу

народную и научись мужика уважать» (Н. А. Некрасов).

Основные понятия и термины: народность лирики.

Этап

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1. Мотивация

к деятельно-

сти

Уроки

поэзии

про-

должаются.

Имя

по-

эта, которому сегодня

посвящен урок, – Ни-

колай

Алексеевич

Некрасов.

Помните,

как

легко

нам

было

говорить о поэте, как

понятны

нам

были

мотивы

его

творче-

ства.

Сегодня мы познако-

мимся со стихотворе-

нием Н. А. Некрасова

«Железная дорога», с

чертами

личности,

нашедшими

отраже-

ние в этом стихотво-

рении. И опять будем

рисовать в своем во-

ображении

картины.

Это будут картины из

жизни

простого

народа, которого пи-

сатель

хотел

видеть

свободным,

просве-

щенным

и

счастли-

вым.

Что такое эпиграф?

Обратите

внимание

Отвечают на во-

прос, высказывают

своѐ понимание

эпиграфа.

Л- смыслообразование,

П-общеучебные универсальные

действия,

К-уметь

формулировать

соб-

ственное мнение и позицию,

Р-планирование своих действий

в соответствии с поставленной

задачей.

4

на эпиграф к статье о

Некрасове:

«Воля

и

труд человека

Дивные

дивы

тво-

рят…». Как вы пони-

маете эти слова?

2. Актуализа-

ция и пробное

учебное дей-

ствие

1.Знакомство с био-

графией поэта. Пре-

зентация о жизни и

творчестве Н.А.

Некрасова.

Какие черты лично-

сти проявились у мо-

лодого Некрасова?

Слушание стихотво-

рения « Железная до-

рога» по фонохресто-

матии.

Читают статью в

учебнике о Некра-

сове Н.А. Закреп-

ляют прочитанное

по презентации.

Отвечают на во-

прос.

Слушают стихо-

творение.

П-

осуществление поиска необ-

ходимой информации для вы-

полнения учебных заданий с

использованием учебной лите-

ратуры; умение строить рас-

суждения в форме связи про-

стых суждений об объекте, его

строении, свойствах и связях,

доказательство;

К- уметь формулировать соб-

ственное мнение и позицию;

уметь использовать речь для

регуляции своего действия;

3. Первичное

закрепление с

комментиро-

ванием во

внешней речи

Комплексный анализ

текста.

Дайте определение

композиции.

– Из скольких ча-

стей

состоит

компо-

зиция

стихотворения

«Железная

дорога»?

Назовите их.

Высказывают соб-

ственное мнение.

Работа по группам.

Анализ текста.

1 группа: Что пред-

ставляет собой кар-

тина, нарисованная

в 1 части?

Каким настроением

проникнуто? Как

рисуется Некрасо-

вым образ родины

в 1 части?

2 группа: Выпиши-

те лексику, созда-

ющую настроение

в 1 части.

П-

осуществление поиска необ-

ходимой информации для вы-

полнения учебных заданий с

использованием учебной лите-

ратуры;

К-

уметь формулировать соб-

ственное мнение и позицию;

Р- планировать свое действие в

соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реали-

зации, вносить необходимые

коррективы в действие после

его завершения на основе его

оценки и учета характера сде-

ланных ошибок;

4.

1. Работа с тестом.

Работают самосто-

ятельно, ищут от-

П-

осуществление поиска необ-

ходимой информации для вы-

5

Самостоя-

тельная рабо-

та с самопро-

веркой по эта-

лону

Н. А. Некрасов ис-

пользует звукопись в

строках «...Быстро ле-

чу я по рельсам чу-

гунным,/Думаю думу

свою...» для передачи

а) скорости движения

поезда

в) звука свиста ветра

б) звучания перестука

колес

г) внутреннего

состояния героя

5. Какое слово в мо-

нологе заменяет опре-

деление «железная

дорога», «рельсы чу-

гунные»?

а) насыпи узкие

в) коробушка

б) дороженька

г)

дебри бесплодные

6. С какой целью Н.

А. Некрасов вводит в

стихотворение «Пес-

ню мертвецов»?

а) напугать читателя

б) показать широкую

панораму России

в) изобразить реали-

стичную картину

строительства желез-

ной дороги

г) вызвать сострада-

ние к тяжелому поло-

жению народа

7. Сопоставьте стро-

ки. Что в них выраже-

но?

1) ...любо нам видеть

свой труд...

2) Мы надрывались

под зноем, под холо-

дом, С вечно согнутой

спиной. Жили в зем-

веты в тексте сти-

хотворения.

полнения учебных заданий,

К-

уметь использовать речь для

регуляции своего действия;

адекватно использовать рече-

вые средства для решения раз-

личных коммуникативных за-

дач;

Р-

вносить необходимые кор-

рективы в действие после его

завершения на основе его оцен-

ки и учета характера сделан-

ных ошибок;

6

лянках, боролися с

голодом, Мерзли и

мокли, болели цин-

гой...

а) авторское противо-

речие

б) жалоба труженика

в) осознание значения

понесенных жертв

8. Как показан авто-

ром генерал?

а) сочувственно

б) иронически

в) сатирически

9. В чем суть спора и

разногласий генерала

и попутчика?

а) в том, кто является

строителем дороги

б) во взглядах на роль

народа в истории раз-

вития общества

в) в понимании значе-

ния культуры для

народа

10. С какой целью ав-

тор вводит в стихо-

творение четвертую

часть? Ведь основная

тема стихотворения

(вера автора в торже-

ство народа) исчерпа-

на уже во второй ча-

сти.

а) показать долготер-

пение, забитость

народа

б) выразить авторское

негодование по пово-

ду слепого подчине-

ния народа эксплуата-

торам

в) показать «светлую

сторону» отношений

7

рабочего и хозяина

11. Почему стихотво-

рение посвящено де-

тям?

а) связь с будущим

России

б) попытка пробудить

молодое поколение к

действию

в) тема детства явля-

ется одной из излюб-

ленных для писателя.

5. Включение

в систему зна-

ний и повто-

рение

1. Словесное рисова-

ние. Работа с деталя-

ми.

2.В чѐм созидательная

сила труда?

Почему лирический

герой обращается к

Ване?

Каково авторское от-

ношение к изобража-

емому?

3.Предлагает соста-

вить и записать в тет-

радь план сообщения

«Своеобразие компо-

зиции стихотворения»

Фронтальная рабо-

та. Учащиеся рас-

сказывают, какие

картины они вооб-

ражают.

Отвечают на во-

просы.

Составляют и запи-

сывают план.

П-

использование символиче-

ских средств для решения за-

дач;

К-

уметь формулировать соб-

ственное мнение и позицию;

Р-

вносить необходимые кор-

рективы в действие после его

завершения на основе его оцен-

ки и учета характера сделан-

ных ошибок;

К-

уметь формулировать соб-

ственное мнение и позицию

6. Рефлексия

учебной дея-

тельности на

уроке

Что узнали нового на

уроке?

Высказывания

учащихся.

Л-

формирование адекватной

позитивной самооценки, фор-

мирования границ собственного

знания и «незнания»,

П-

осознанное и произвольное

построение речевого высказы-

вания в устной форме;

К-

уметь формулировать соб-

ственное мнение и позицию;

уметь задавать вопросы;

7. Домашнее

задание

Выучить отрывок из

стихотворения

наизусть

8



В раздел образования