Автор: Комисарчук Ираида Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №34" г. Воркуты
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Н.А.Некрасов. Стихотворение " Железная дорога". Картина подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя
Раздел: среднее образование
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34» Г. ВОРКУТЫ
Технологическая карта
урока литературы по теме:
Н.А.Некрасов. Стихотворение « Железная дорога». Картина
подневольного труда и утверждение мысли о величии
народа-созидателя
6 класс
Подготовила:
Комисарчук Ираида Витальевна
должность – учитель русского языка литературы
Место работы:
МОУ «СОШ №34» г. Воркуты
Воркута
2017 год
2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока: Н.А.Некрасов. Стихотворение « Железная дорога». Картина подне-
вольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя.
Учебный предмет: литература
Класс:6
Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник для 6 класса: В 2 ч. – М.:
Просвещение, 2016.
Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представлений о
Н. А. Некрасове как великом русском поэте, мастере поэтического слова, о народности
лирики Некрасова; создать условия для ознакомления с картинами-образами в стихотво-
рении «Железная дорога».
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: владеть знаниями о мастерстве поэта; уметь различать образ
лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте художественно зна-
чимые изобразительно-выразительные средства языка; владеть устным словесным рисо-
ванием на основе полученных знаний и представлений;
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к про-
изведениям Н. А. Некрасова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской
литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы вы-
ражения авторской позиции в стихотворении;
коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками вырази-
тельного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;
эстетическая
сфера:
определять
художественную
функцию
изобразительно-
выразительных языковых средств в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к самораз-
витию.
Метапредметные
(критерии
сформированности/оценки
компонентов
универ-
сальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы
учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различ-
ных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оцени-
вать свои достижения на уроке;
3
коммуникативные: проявлять умения произносить монолог, вести диалог, работать
индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей ком-
муникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мне-
ние; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской
позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, практическая работа).
Интернет-ресурсы:
К уроку литературы. Стихотворение Н. А. Некрасова и картина К. А. Савицкого «Ре-
монтные
работы
на
железной
дороге».
–
Режим
доступа
:
literatura5.narodnekrasov_savicky.html
Оборудование: портрет Н. А. Некрасова; репродукция картины «Ремонтные работы на
железной дороге» К. А. Савицкого; плакаты – эпиграфы к уроку: «“Железная дорога”
есть... поэма о творческом народном труде» (К. И. Чуковский), «Благослови же работу
народную и научись мужика уважать» (Н. А. Некрасов).
Основные понятия и термины: народность лирики.
Этап
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1. Мотивация
к деятельно-
сти
Уроки
поэзии
про-
должаются.
Имя
по-
эта, которому сегодня
посвящен урок, – Ни-
колай
Алексеевич
Некрасов.
Помните,
как
легко
нам
было
говорить о поэте, как
понятны
нам
были
мотивы
его
творче-
ства.
Сегодня мы познако-
мимся со стихотворе-
нием Н. А. Некрасова
«Железная дорога», с
чертами
личности,
нашедшими
отраже-
ние в этом стихотво-
рении. И опять будем
рисовать в своем во-
ображении
картины.
Это будут картины из
жизни
простого
народа, которого пи-
сатель
хотел
видеть
свободным,
просве-
щенным
и
счастли-
вым.
Что такое эпиграф?
Обратите
внимание
Отвечают на во-
прос, высказывают
своѐ понимание
эпиграфа.
Л- смыслообразование,
П-общеучебные универсальные
действия,
К-уметь
формулировать
соб-
ственное мнение и позицию,
Р-планирование своих действий
в соответствии с поставленной
задачей.
4
на эпиграф к статье о
Некрасове:
«Воля
и
труд человека
Дивные
дивы
тво-
рят…». Как вы пони-
маете эти слова?
2. Актуализа-
ция и пробное
учебное дей-
ствие
1.Знакомство с био-
графией поэта. Пре-
зентация о жизни и
творчестве Н.А.
Некрасова.
Какие черты лично-
сти проявились у мо-
лодого Некрасова?
Слушание стихотво-
рения « Железная до-
рога» по фонохресто-
матии.
Читают статью в
учебнике о Некра-
сове Н.А. Закреп-
ляют прочитанное
по презентации.
Отвечают на во-
прос.
Слушают стихо-
творение.
П-
осуществление поиска необ-
ходимой информации для вы-
полнения учебных заданий с
использованием учебной лите-
ратуры; умение строить рас-
суждения в форме связи про-
стых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях,
доказательство;
К- уметь формулировать соб-
ственное мнение и позицию;
уметь использовать речь для
регуляции своего действия;
3. Первичное
закрепление с
комментиро-
ванием во
внешней речи
Комплексный анализ
текста.
Дайте определение
композиции.
– Из скольких ча-
стей
состоит
компо-
зиция
стихотворения
«Железная
дорога»?
Назовите их.
Высказывают соб-
ственное мнение.
Работа по группам.
Анализ текста.
1 группа: Что пред-
ставляет собой кар-
тина, нарисованная
в 1 части?
Каким настроением
проникнуто? Как
рисуется Некрасо-
вым образ родины
в 1 части?
2 группа: Выпиши-
те лексику, созда-
ющую настроение
в 1 части.
П-
осуществление поиска необ-
ходимой информации для вы-
полнения учебных заданий с
использованием учебной лите-
ратуры;
К-
уметь формулировать соб-
ственное мнение и позицию;
Р- планировать свое действие в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реали-
зации, вносить необходимые
коррективы в действие после
его завершения на основе его
оценки и учета характера сде-
ланных ошибок;
4.
1. Работа с тестом.
Работают самосто-
ятельно, ищут от-
П-
осуществление поиска необ-
ходимой информации для вы-
5
Самостоя-
тельная рабо-
та с самопро-
веркой по эта-
лону
Н. А. Некрасов ис-
пользует звукопись в
строках «...Быстро ле-
чу я по рельсам чу-
гунным,/Думаю думу
свою...» для передачи
а) скорости движения
поезда
в) звука свиста ветра
б) звучания перестука
колес
г) внутреннего
состояния героя
5. Какое слово в мо-
нологе заменяет опре-
деление «железная
дорога», «рельсы чу-
гунные»?
а) насыпи узкие
в) коробушка
б) дороженька
г)
дебри бесплодные
6. С какой целью Н.
А. Некрасов вводит в
стихотворение «Пес-
ню мертвецов»?
а) напугать читателя
б) показать широкую
панораму России
в) изобразить реали-
стичную картину
строительства желез-
ной дороги
г) вызвать сострада-
ние к тяжелому поло-
жению народа
7. Сопоставьте стро-
ки. Что в них выраже-
но?
1) ...любо нам видеть
свой труд...
2) Мы надрывались
под зноем, под холо-
дом, С вечно согнутой
спиной. Жили в зем-
веты в тексте сти-
хотворения.
полнения учебных заданий,
К-
уметь использовать речь для
регуляции своего действия;
адекватно использовать рече-
вые средства для решения раз-
личных коммуникативных за-
дач;
Р-
вносить необходимые кор-
рективы в действие после его
завершения на основе его оцен-
ки и учета характера сделан-
ных ошибок;
6
лянках, боролися с
голодом, Мерзли и
мокли, болели цин-
гой...
а) авторское противо-
речие
б) жалоба труженика
в) осознание значения
понесенных жертв
8. Как показан авто-
ром генерал?
а) сочувственно
б) иронически
в) сатирически
9. В чем суть спора и
разногласий генерала
и попутчика?
а) в том, кто является
строителем дороги
б) во взглядах на роль
народа в истории раз-
вития общества
в) в понимании значе-
ния культуры для
народа
10. С какой целью ав-
тор вводит в стихо-
творение четвертую
часть? Ведь основная
тема стихотворения
(вера автора в торже-
ство народа) исчерпа-
на уже во второй ча-
сти.
а) показать долготер-
пение, забитость
народа
б) выразить авторское
негодование по пово-
ду слепого подчине-
ния народа эксплуата-
торам
в) показать «светлую
сторону» отношений
7
рабочего и хозяина
11. Почему стихотво-
рение посвящено де-
тям?
а) связь с будущим
России
б) попытка пробудить
молодое поколение к
действию
в) тема детства явля-
ется одной из излюб-
ленных для писателя.
5. Включение
в систему зна-
ний и повто-
рение
1. Словесное рисова-
ние. Работа с деталя-
ми.
2.В чѐм созидательная
сила труда?
Почему лирический
герой обращается к
Ване?
Каково авторское от-
ношение к изобража-
емому?
3.Предлагает соста-
вить и записать в тет-
радь план сообщения
«Своеобразие компо-
зиции стихотворения»
Фронтальная рабо-
та. Учащиеся рас-
сказывают, какие
картины они вооб-
ражают.
Отвечают на во-
просы.
Составляют и запи-
сывают план.
П-
использование символиче-
ских средств для решения за-
дач;
К-
уметь формулировать соб-
ственное мнение и позицию;
Р-
вносить необходимые кор-
рективы в действие после его
завершения на основе его оцен-
ки и учета характера сделан-
ных ошибок;
К-
уметь формулировать соб-
ственное мнение и позицию
6. Рефлексия
учебной дея-
тельности на
уроке
Что узнали нового на
уроке?
Высказывания
учащихся.
Л-
формирование адекватной
позитивной самооценки, фор-
мирования границ собственного
знания и «незнания»,
П-
осознанное и произвольное
построение речевого высказы-
вания в устной форме;
К-
уметь формулировать соб-
ственное мнение и позицию;
уметь задавать вопросы;
7. Домашнее
задание
Выучить отрывок из
стихотворения
наизусть
8