Автор: Першикова Елена Александровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ ДС №19 Населённый пункт: Челябинск Наименование материала: Статья Тема: "Упражнения для развития фонематического слуха" Раздел: дошкольное образование
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
Предлагаю вашему вниманию систему упражнений для развития
фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному.
Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте
развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.
►Первый уровень - узнавание неречевых звуков
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития
фонематического слуха.
√ Игра "угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест
газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть
глаза и отгадать - что это звучало?
√ Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки
крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого
мешочка, что у него внутри.
√ Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите
ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену,
миску и т.п. Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой
предмет зазвучал.
√ Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего
колокольчика, бубна, свистка.
√ Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два
хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет
ритм с закрытыми глазами.
►Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте
√ Игра "Узнай свой голос". Запишите на диск голоса близких людей и голос самого
ребенка. Попросите его угадать - кто говорит.
√ Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные
действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры -
"далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово
тихо, ребенок отвечает - далеко.
√ Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит
взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя
высоту голоса.
►Третий уровень - различение сходных по звучанию слов
√ Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию
словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает
соответствующую картинку.
√ Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет,
заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка -
хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
►Четвертый уровень - различение слогов
√ Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова.
Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит
слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант -
предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
√ Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-
фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
►Пятый уровень - различение звуков
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит -
зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр...
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
√ Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши,
когда слышит заданную фонему.
►Шестой уровень - освоение навыков анализа и синтеза
√ Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух
определяет и называет их количество.
√ Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть,
когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант -
заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
√ Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно
отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).
Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха вы облегчите
ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем
чтения и письма.