Напоминание

Мотивация деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по технологии.


Автор: Лебедкова Ольга Николаевна
Должность: учитель биологии и технологии
Учебное заведение: МБОУСОШ с. Тавричанка
Населённый пункт: Республика Башкортостан Альшеевский район село Тавричанка
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по технологии.
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Тавричанка

МР Альшеевский район РБ

Педагогическое чтение

Доклад

Мотивация деятельности обучающихся во

внеурочной деятельности по технологии.

Выполнила: учитель технологии Лебедкова О.Н.

Тавричанка

2017г.

Главное

не

предмет,

которому

мы

учим,

а личность,

которую

мы

формируем. (Богачева Г. Г.

Внеурочная деятельность как средство формирования

социальной компетентности учащихся)

Наверное, каждому педагогу известна такая ситуация: ученик может учиться, но

ленив, нет инициативы, ко всему относится несерьезно. Мы о таком говорим: «Для

этого ученика нужна мотивация!».А что такое мотивация учебной деятельности? Это

процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие

на активность или пассивность поведения. Чтобы изучить мотивацию, важно понять,

как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели? Почему

проявляют настойчивость? Что дает им силы преодолевать сложные препятствия?

• Мотив - это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы

«энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность

деятельности человека. Нет внутреннего мотива - внутренней движущей силы, и

всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции,

влечения, инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к деятельности,

ради чего она совершается.

Деятельность, лишенная смысла, лишенная ценностной основы, не имеет права

присутствовать в нашей жизни... Внутренний мотив учебной деятельности всегда

должен предшествовать и сопутствовать обучению.

Мотивация учения - не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь

только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию

надо специально формировать, развивать, стимулировать.

Мотивация должна быть управляема! Если процесс формирования учебных

мотивов

развивается

спонтанно,

то

уровень

учебных

мотивов

снижается.

Эта

проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей,

учащихся, родителей.

Чтобы

добиться

желаемого

результата,

нужно

создавать

оптимальную

образовательную

среду,

мотивировать

учащихся

на

учебную

деятельность,

учить

детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого мы, учителя, должны знать и

владеть различными формами обучения. Нужно вносить элементы новизны, строить

работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности заданий постоянно

повышался.

Ведь

все

зависит

от

мастерства

учителя,

от

умения

организовывать

учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов

обучения.

Я всегда спрашиваю себя: «Что можно сделать, чтобы мои ученики хотели

учиться? Как правильно спланировать виды деятельности на уроке и вне него?»

Ведь, ни программа, ни учебник не дает готовых схем. Я стараюсь сама

сконструировать учебный процесс, учитывая условия обучения и состав учащихся.

Мотивация обучения и стимулирование деятельности учащихся – это одна из

моих основных задач.

Этой проблемой я занимаюсь в течение девяти лет. В чем же актуальность,

значимость проблемы мотивации учебной деятельности учащихся?

Характеризуя современное состояние традиционного образования наблюдается

ряд негативных тенденций;

- снижение двигательной и познавательной активности,

- замедление их физического и психического развития,

- высокий уровень психоэмоционального напряжения.

И как следствие – мы наблюдаем снижение желание учиться, общаться в

коллективе и выполнять совместную работу. Человек по своей природе существо

социальное. Жить, работать в обществе, выполнять совместную работу и реализовать

себя в обществе это и есть основной смысл жизни каждого человека. А следовательно

основная задача учителя помочь ученику наитии себя в обществе, научиться жить в

обществе, быть «нужным» обществу. Чтобы правильно повзрослеть надо многое

уметь, то есть учиться, учится и учиться.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации

к учебной деятельности, являются:

1. Содержание учебного материала.

2. Стиль общения учителя и учащихся.

3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Результатом работы в этом направлении стала корректировка программ и

планирующей документации с учетом факторов, влияющих на формирование

положительной мотивации. Учебные программы откорректированы с учетом

интереса учащихся. Содержание перспективно-тематического плана по предмету

пересмотрено, переработано в плане подбора разнообразных видов самостоятельных

работ, совершенствования дидактического материала, разнообразных средств

обучения, повышающих эффективность обучения. Отбор содержания учебного

материала для уроков произвожу также с учетом того, что информация должна быть

для учащихся интересной, доступной для понимания. Задания подбираю с учетом

психофизиологических особенностей учеников. В структуре урока предусматриваю

своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес учащихся к

изучаемому материалу. Для наглядности на занятиях использую различный

дидактический материал, натуральные образцы, выкройки и мини-выкройки. Новые

современные материалы и технологии. Также в уроке применяю информационно-

компьютерные технологии:

1.Печатные материалы с использованием электронных носителей

(инструкционные карты, дидактический материал)

2.Использую фрагменты урока на дисках.

3.Имею презентацию урока с использованием мультимедиа.

На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической

деятельности, взаимоотношений с учащимися. В плане обучения и отношения с

учащимися важную роль играют:

1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к

силам и возможностям учащихся.

2. Проявление личного отношения преподавателя к ученику, группе,

высказывание собственного мнения.

3. Проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане

общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение

учащихся к подобным проявлениям.

4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка,

обмен мнениями, взаимопомощь).

Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои

достижения, а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать,

что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в

группе, а общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их

мнению, что очень важно для учащегося.

При организации учебной деятельности, изучение каждого раздела или темы

состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и

рефлексивно-оценочного.

Познавательные опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание

проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение

творческих заданий,

Второй год работаю с обучающимися среднего школьного возраста (не делимые

классы). Ежегодно в нашей школе проводится конкурс юного модельера «Мой стиль»

-участие принимают обучающиеся, занимающиеся изготовлением одежды с 5-8

кл.,10,11 кл. В номинации «Авангард» - одежда из нетрадиционных материалов.

Каждая девочка, выходящая на сцену с 5-го класса показать свое мастерство гордится

своей работой, глядя на работы старшеклассников возникает желание сделать еще

лучше, качественнее. Мотивация к совершенствованию и личный пример старших -на

лицо!

В 10-11 классах, где классы смешанные (мальчики, девочки), руководствуюсь

следующими принципами мотивации:

Выбираем проекты практико-ориентированные – реализация и результат в

процессе обучения.

Все проекты социально-значимые, мотивирую деятельность словами :Вы

скоро уйдете из школы, а ваш проект будет работать и вас вспомнят не раз

теплыми словами. Устойчивый интерес появляется, тогда когда дети чувствуют,

что это кому-то нужно.

«Нам жить в нашей школе и от нас зависит, будет ли эта жизнь интересной»-эти

слова мотивируют обучающихся к действиям, они получают ценнейший опыт

коммуникативного общения, лучше ориентируются в жизненных ситуациях. Им

интересно на уроках- они чувствуют свою принадлежность к общему делу .Разве это

не мотивация?

Из опыта работы становится понятно, что групповая форма учебной деятельности

создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в

активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

Литература:

1. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и

практика. Новые технологии. – М.. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005 г.

3. Цветаева А.Т., Сенцов С.В. Формирование мотивации учения у учащихся

подросткового возраста. – М., «Новая волна», 2001 г.

4. Выготский Л.С. Проблемы развития.– М., «Просвещение» , 1996 г.

5. Кульневич А.Н. Педагогика личности от концепции до технологий: Учеб. пособ. –

ТЦ «Учитель», 2001 г.

6. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя.– М., ЦГЛ,

АПК, ПРО, 2003.



В раздел образования