Автор: Лебедкова Ольга Николаевна
Должность: учитель биологии и технологии
Учебное заведение: МБОУСОШ с. Тавричанка
Населённый пункт: Республика Башкортостан Альшеевский район село Тавричанка
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по технологии.
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Тавричанка
МР Альшеевский район РБ
Педагогическое чтение
Доклад
Мотивация деятельности обучающихся во
внеурочной деятельности по технологии.
Выполнила: учитель технологии Лебедкова О.Н.
Тавричанка
2017г.
Главное
не
предмет,
которому
мы
учим,
а личность,
которую
мы
формируем. (Богачева Г. Г.
Внеурочная деятельность как средство формирования
социальной компетентности учащихся)
Наверное, каждому педагогу известна такая ситуация: ученик может учиться, но
ленив, нет инициативы, ко всему относится несерьезно. Мы о таком говорим: «Для
этого ученика нужна мотивация!».А что такое мотивация учебной деятельности? Это
процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие
на активность или пассивность поведения. Чтобы изучить мотивацию, важно понять,
как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели? Почему
проявляют настойчивость? Что дает им силы преодолевать сложные препятствия?
• Мотив - это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы
«энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность
деятельности человека. Нет внутреннего мотива - внутренней движущей силы, и
всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
• Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции,
влечения, инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к деятельности,
ради чего она совершается.
Деятельность, лишенная смысла, лишенная ценностной основы, не имеет права
присутствовать в нашей жизни... Внутренний мотив учебной деятельности всегда
должен предшествовать и сопутствовать обучению.
Мотивация учения - не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь
только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию
надо специально формировать, развивать, стимулировать.
Мотивация должна быть управляема! Если процесс формирования учебных
мотивов
развивается
спонтанно,
то
уровень
учебных
мотивов
снижается.
Эта
проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей,
учащихся, родителей.
Чтобы
добиться
желаемого
результата,
нужно
создавать
оптимальную
образовательную
среду,
мотивировать
учащихся
на
учебную
деятельность,
учить
детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого мы, учителя, должны знать и
владеть различными формами обучения. Нужно вносить элементы новизны, строить
работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности заданий постоянно
повышался.
Ведь
все
зависит
от
мастерства
учителя,
от
умения
организовывать
учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов
обучения.
Я всегда спрашиваю себя: «Что можно сделать, чтобы мои ученики хотели
учиться? Как правильно спланировать виды деятельности на уроке и вне него?»
Ведь, ни программа, ни учебник не дает готовых схем. Я стараюсь сама
сконструировать учебный процесс, учитывая условия обучения и состав учащихся.
Мотивация обучения и стимулирование деятельности учащихся – это одна из
моих основных задач.
Этой проблемой я занимаюсь в течение девяти лет. В чем же актуальность,
значимость проблемы мотивации учебной деятельности учащихся?
Характеризуя современное состояние традиционного образования наблюдается
ряд негативных тенденций;
- снижение двигательной и познавательной активности,
- замедление их физического и психического развития,
- высокий уровень психоэмоционального напряжения.
И как следствие – мы наблюдаем снижение желание учиться, общаться в
коллективе и выполнять совместную работу. Человек по своей природе существо
социальное. Жить, работать в обществе, выполнять совместную работу и реализовать
себя в обществе это и есть основной смысл жизни каждого человека. А следовательно
основная задача учителя помочь ученику наитии себя в обществе, научиться жить в
обществе, быть «нужным» обществу. Чтобы правильно повзрослеть надо многое
уметь, то есть учиться, учится и учиться.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации
к учебной деятельности, являются:
1. Содержание учебного материала.
2. Стиль общения учителя и учащихся.
3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Результатом работы в этом направлении стала корректировка программ и
планирующей документации с учетом факторов, влияющих на формирование
положительной мотивации. Учебные программы откорректированы с учетом
интереса учащихся. Содержание перспективно-тематического плана по предмету
пересмотрено, переработано в плане подбора разнообразных видов самостоятельных
работ, совершенствования дидактического материала, разнообразных средств
обучения, повышающих эффективность обучения. Отбор содержания учебного
материала для уроков произвожу также с учетом того, что информация должна быть
для учащихся интересной, доступной для понимания. Задания подбираю с учетом
психофизиологических особенностей учеников. В структуре урока предусматриваю
своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес учащихся к
изучаемому материалу. Для наглядности на занятиях использую различный
дидактический материал, натуральные образцы, выкройки и мини-выкройки. Новые
современные материалы и технологии. Также в уроке применяю информационно-
компьютерные технологии:
1.Печатные материалы с использованием электронных носителей
(инструкционные карты, дидактический материал)
2.Использую фрагменты урока на дисках.
3.Имею презентацию урока с использованием мультимедиа.
На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической
деятельности, взаимоотношений с учащимися. В плане обучения и отношения с
учащимися важную роль играют:
1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к
силам и возможностям учащихся.
2. Проявление личного отношения преподавателя к ученику, группе,
высказывание собственного мнения.
3. Проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане
общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение
учащихся к подобным проявлениям.
4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка,
обмен мнениями, взаимопомощь).
Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои
достижения, а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать,
что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в
группе, а общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их
мнению, что очень важно для учащегося.
При организации учебной деятельности, изучение каждого раздела или темы
состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и
рефлексивно-оценочного.
Познавательные опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание
проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение
творческих заданий,
Второй год работаю с обучающимися среднего школьного возраста (не делимые
классы). Ежегодно в нашей школе проводится конкурс юного модельера «Мой стиль»
-участие принимают обучающиеся, занимающиеся изготовлением одежды с 5-8
кл.,10,11 кл. В номинации «Авангард» - одежда из нетрадиционных материалов.
Каждая девочка, выходящая на сцену с 5-го класса показать свое мастерство гордится
своей работой, глядя на работы старшеклассников возникает желание сделать еще
лучше, качественнее. Мотивация к совершенствованию и личный пример старших -на
лицо!
В 10-11 классах, где классы смешанные (мальчики, девочки), руководствуюсь
следующими принципами мотивации:
Выбираем проекты практико-ориентированные – реализация и результат в
процессе обучения.
Все проекты социально-значимые, мотивирую деятельность словами :Вы
скоро уйдете из школы, а ваш проект будет работать и вас вспомнят не раз
теплыми словами. Устойчивый интерес появляется, тогда когда дети чувствуют,
что это кому-то нужно.
«Нам жить в нашей школе и от нас зависит, будет ли эта жизнь интересной»-эти
слова мотивируют обучающихся к действиям, они получают ценнейший опыт
коммуникативного общения, лучше ориентируются в жизненных ситуациях. Им
интересно на уроках- они чувствуют свою принадлежность к общему делу .Разве это
не мотивация?
Из опыта работы становится понятно, что групповая форма учебной деятельности
создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в
активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.
Литература:
1. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и
практика. Новые технологии. – М.. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005 г.
3. Цветаева А.Т., Сенцов С.В. Формирование мотивации учения у учащихся
подросткового возраста. – М., «Новая волна», 2001 г.
4. Выготский Л.С. Проблемы развития.– М., «Просвещение» , 1996 г.
5. Кульневич А.Н. Педагогика личности от концепции до технологий: Учеб. пособ. –
ТЦ «Учитель», 2001 г.
6. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя.– М., ЦГЛ,
АПК, ПРО, 2003.