Автор: Чапурина Светлана Валентиновна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "Школа - интернат №1"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: статья
Тема: "Как сделать интересным урок немецкого языка в классах коррекции."
Раздел: среднее образование
Написала статью Чапурина Светлана Валентиновна
Как сделать интересным урок немецкого языка в классах коррекции.
Современный
урок
иностранного
языка
характеризуется
большой
интенсивностью и требует от учащегося напряжения сил, собранности и
внимания. Но особенно трудно избежать быстрой утомляемости школьников
на
уроках
иностранного
языка
в
классах
коррекции.
Здесь
необходим
индивидуальный подход к детям, так как следует учитывать физиологические
и
психологические
способности
детей.
Детей
классов
коррекции
характеризует
быстрая
утомляемость,
неорганизованность,
склонность
к
нарушению дисциплины на уроке. Работая в классах коррекции, понимаешь,
что трудности в учении деморализуют ученика, пагубно отражаются на его
личности.
Ученик класса коррекции быстро теряет интерес к учению, испытав
неудачу при выполнении того или иного задания. Следовательно, падает
интерес к учению, возникает нежелание учиться.
Задача учителя заключается в том, чтобы убедить учеников, что каждый
из
них
способен
овладеть
иностранным
языком,
но
для
этого
нужно
заниматься постоянно.
В
этой
работе
основной
задачей
становится
развитие
памяти,
мышления таких детей.
Планируя конечный результат практического владения иностранным
языком в классах коррекции, нужно исходить из того, что речь детей со
сниженным интеллектом на родном языке не богата по лексическому составу,
часто грамматически неправильно построена, следовательно, таким ученикам
трудно освоить грамматически сложнопостроенную речь на иностранном
языке.
Поэтому
возникает
вопрос
о
том,
как
проводить
обучение
иностранному
языку
в
классах
коррекции.
Необходимо,
учитывая
способности и возможности каждого ученика, давать ему посильные задания,
предъявлять соответствующие его знаниям требования, предусматривающие
преодоление им посильных, но ощутимых для него трудностей.
Важным условием обучения иностранному языку в классах коррекции
является создание благоприятного психологического климата. Важно, чтобы
учащиеся перебороли свой страх перед ошибками. Для этого такому ученику
нужно дать больше времени на обдумывание ответа, стараться поощрять
правильный ответ. Любой шаг в изучении иностранного языка в классах
коррекции
необходимо
отмечать
и
этим
способствовать
дальнейшей
заинтересованности в изучении предмета.
Предупреждая
утомляемость
детей
на
уроках,
важно
избегать
однообразия
видов
учебной
деятельности.
Необходимо
использовать
различные приемы для того, чтобы создать на уроке хорошее настроение,
сделать учебный материал доступным.
Одной из важнейших форм обучения в классах выравнивания является
игра. Анализ игровой деятельности на уроках показал, что игра вызывает
большой
интерес
у
детей
с
задержкой
психического
развития.
Игра
используется для снятия умственного напряжения, монотонности, помогает
ученику
в
изучении
иностранного
языка
и
обладает
комплексом
коррекционных свойств.
Цель игры: развитие памяти, внимания.
Ход игры: двое учеников выходят к доске, на которой в беспорядке
написаны числа. Учитель называет определенное число, ученики должны
быстро показать указкой и повторить числительное. Выигрывает тот, кто не
ошибся ни разу. Такую же игру можно провести, используя буквосочетания
или отдельные буквы.
Игра 1.
Цель игры: развитие внимания, повторение лексики.
Ход игры: ученику предлагается таблица, в которой в произвольном
порядке расположены числа от 1 до 20. Ученик должен отыскать числа по
порядку,
показывая
их
указкой
и
называя
их
в
слух.
Ученику
нужно
выполнить
задание
как
можно
быстрее.
Для
придания
игре
духа
соревнования, по двум одинаковым таблицам могут работать два ученика.
Игра 2.
Цель игры: развитие звукобуквенного анализа слова.
Ход игры: ученики должны подобрать такое буквосочетание, чтобы
получились полноценные слова. Как читается это сочетание букв? Например:
ule
? ultasche
littschuh
Игра 3.
Ц е л ь
и г р ы :
р а з в и т и е
ф о н е м ат и ч е с ко го
с л у х а ,
у м е н и е
концентрироваться.
Ход игры: ведущий шепчет сидящему с краю на ухо слово на немецком
языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу и т.д. Игра ведется
на две команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок
передаст названное слово последнему игроку.
Игра 4.
Цель игры: развитие внимания, повторение лексики.
Ход игры: на столе разложены предметы, названия которых ученики
знают по-немецки (газета, журнал, книга, ручка и др.). ученик, вышедший к
столу,
рассматривает
одну-две
минуты
предметы,
затем
отворачивается.
Учитель убирает один из предметов и задает вопрос ученику: Was fehlt?
Ученик должен назвать отсутствующий предмет по-немецки.
Игра 5.
Цель
игры:
развитие
внимания,
мышечной
моторики,
повторение
лексики.
Ход
игры:
ведущий
должен
обратиться
к
ученику
с
просьбой.
Например:
«Setz
dich,
bitte!
Stehe
auf,
bitte!»
и
т.д.
ученик
должен
прокомментировать выполняемые действия, например: «Ich stehe auf. Ich setze
mich».
Игра 6.
Цель игры: развитие внимания, памяти.
Ход игры: учитель на короткое время показывает детям какой-либо
предмет, затем, убрав его, просит кого-либо описать его на немецком языке по
памяти, называя его цвет и размеры.
Игра 7.
Цель игры: развитие внимания, памяти.
Ход
игры:
учитель
называет
немецкое
слово,
ученики
должны
придумать слово, начинающее на последнюю букву предложенного слова.
Например: Stadt- Theater- Russisch- Heft… Слова должны быть известными,
можно пользоваться словарем.
Игра 8.
Цель игры: развитие мышления, повторение лексики.
Ход игры: ученик получает задание сосчитать устно, сколько будет 30-
3? Получив ответ (27), учитель просит продолжить «дорожку (27-3=24, 24-3=
21 и т.д. до нуля), проговаривая примеры вслух.
Игра 9.
Цель игры: развитие мышления, повторение лексики.
Ход игры: учитель задумывает какой-либо предмет и просит детей
отгадать, что он задумал, задав по 5 вопросов, например: Ist das eine Katze? И
т.д.
Игра 10.
Цель игры: развитие умения классифицировать.
Ход игры: на доске пишутся несколько слов (предложения), нужно
назвать
лишнее.
Например: die Stadt,
das Buch,
laufen,
das Kino. Лишним
будет слово laufen, так как это единственный глагол в ряду существительных.
Принцип объединения слов в один ряд может быть разный.
В
заключении
хочу
отметить,
что
для
того,
чтобы
урок
проходил
непринужденно, тон учителя должен быть бодрым и дружелюбным, что
создаст располагающую к занятиям обстановку.
Список литературы
1.
Ибряева Т.П. Повышение эффективности обучения немецкому языку
на занятиях индивидуального выбора// Иностранные языки в школе.
–М., 2001.-№6.-С.30
2.
Пискарева В.Ф. Обучение немецкому языку в классах коррекции//
Иностранные языки в школе. –М., 2002.-№2.-С.47
3.
Синагатуллин
И.М.
Некоторые
вопросы
обучения
чтению
слабоуспевающих школьников в сельской малокомплектной школе//
Иностранные языки в школе. –М., 1997.-№5.-С.8
4.
Казанцев
И.В.
Игры
на
уроках
немецкого
языка
в
классах
выравнивания// Иностранные языки в школе. –М., 1999.-№6.-С.22
5.
Дамзова
Е.К.
О
дифференцированном
подходе
при
обучении
говорению//
Иностранные языки в школе. –М., 1987.-№3.-С.65
6.
А л и е в
Н . Н .
В ы б о р
о с о б е н н о с т е й
у ч а щ и х с я
п р и
дифференцированном обучении иностранному языку// Иностранные
языки в школе. –М., 1992.-№5-6.-С.28