Автор: Чилочи Евгений Семёнович
Должность: учитель по физической культуре
Учебное заведение: МКОУ С(К)ШИ № 37
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
Раздел: среднее образование
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
(методическое пособие)
ПОСТРОЕНИЕ В 1 ШЕРЕНГУ
СТРОЙ
–
установленное
размещение
занимающихся
для
их
совместных
действий.
ШЕРЕНГА – строй, в котором занимающиеся располагаются плечом к плечу,
лицом в одну сторону.
ИНТЕРВАЛ – расстояние между занимающимися в шеренге.
СОМКНУТЫЙ СТРОЙ – строй, в котором занимающиеся расположены на
интервал, равный ширине ладони.
РАЗОМКНУТЫЙ СТРОЙ – строй, в котором занимающиеся располагаются
на интервал, равный одному интервалу и более.
В шеренге различают начало и конец строя/фланг: правый и левый/.
ФЛАНГ – правая или левая оконечность строя
ФРОНТ – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.
ТЫЛ – сторона противоположная фронту.
Шеренга является удобной формой построения детей перед началом занятия.
Они учатся занимать свои места, находится на определенном расстоянии друг
от
друга
и
соблюдать
равнение.
Элементы
правильного
построения
усваиваются не сразу. Особенно трудно дается им соблюдение правильного
расстояния. Обучение можно ускорить применяя различные приемы.
По команде «Разойдись!» дети свободно передвигаются по залу. По команде
«В одну шеренгу – Становись!» учитель встает в верхний правый угол на
правом фланге лицом к фронту к левой стороне зала в положение «Смирно!»,
поднимая левую руку в сторону, голову поднимает и поворачивает влево,
указывая
направление
построения.
Дети
выстраиваются
слева
от
него
и
принимают основную стойку. Как только дети начинают строиться, учитель
делает несколько шагов вперед, поворачивается лицом к группе и наблюдает
за построением.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ:
1.
На площадке расставляются /по прямой/ флажки разного цвета. Количество
их должно соответствовать числу учащихся /цвет флажков через некоторые
промежутки может повторяться/. В начале урока учитель образует с детьми
круг,
затем
расставляет
их
по
росту
лицом
к
флажкам
и
предлагает
каждому
запомнить
свой
флажок
и
своих
соседей.
По
команде
«Разойдись!» дети выходят из строя, играют или свободно передвигаются
на площадке. Через 10-15 сек. по команде «Становись!» дети должны стать
на прежнее место. На первых уроках задание повторяется несколько раз:
а) построение небольшой подгруппой по 6-8 ч. по распоряжению, затем по
команде.
б) построение на всей группе.
в) построение по звуковым сигналам /хлопки и др./
2.
Вместо
команды
«Становись!»
можно
подавать
команду
«В
шеренгу-
Становись!»
/предварительно
объяснив,
что
такое
шеренга,
можно
поднимать левую руку в сторону, указывая направление построения/.
3.
В начале обучения построение проводится на одном и том же месте.
Потом переходят к построению в шеренгу в разных местах зала, без
вспомогательных предметов и не поднимая руку в сторону.
4.
Построение без начерченной линии.
5.
Построение на скорость.
ПОСТРОЕНИЕ ВКОЛОННУ ПО 1
КОЛОННА – строй, в котором занимающиеся располагаются в затылок
друг другу.
ДИСТАНЦИЯ – расстояние между занимающимися в колонне.
СОМКНУТЫЙ СТРОЙ – строй в котором занимающиеся располагаются
на дистанции вытянутой руки вперед.
Для
построения
в
колонну
по
1
подается
команда
«В
колонну
по
1-
Становись!» По этой команде учитель встает в верхний правый угол и
поднимает правую руку вверх /в начальной стадии обучения/. За ним
строятся дети в затылок друг другу, принимая основную стойку. После
того, как за учителем встал один ребенок, он встает лицом к колонне и
руководит построением.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ /аналогична методике обучения построению в 1
шеренгу/.
ПОСТРОЕНИЕ В КРУГ
Круг является самой простой формой построения. Его можно образовать из
шеренги.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ:
1.
Вначале дети строятся в круг в любом порядке, используют зрительные
ориентиры
/по
кругу
ставятся
предметы
или
кладется
шнур
с
завязанными ленточками на определенном расстоянии/. В центр круга
ставится предмет, учитель предлагает детям встать около предметов,
вдоль шнура лицом к центру /кубику/. Он разъясняет что расстояние от
каждого ребенка до центра /предмета/ одинаковое, предлагает измерить
взглядом, запомнить это расстояние и выровнять круг.
2.
Построение по росту. Всем детям, стоящим в шеренге предлагается
взяться
за
руки.
Учитель
левой
рукой
захватывает
правую
руку
правофлангового
/можно
и
левофлангового/
и,
двигаясь
по
кругу,
соединяет руки направляющего и замыкающего.
3.
Всем
детям,
стоящим
в
шеренге
предлагается
не
сходить
с
места,
взяться за руки. Двум детям стоящим в середине шеренги, предлагается
не
сходить
с
места.
Учитель
становится
против
детей,
стоящих
в
середине
шеренги
на
расстоянии
10-12
шагов
от
них
и
дает
распоряжение «Держась за руки, образуем круг!». Учитель поднимает
руки в стороны-вниз и предлагает детям с правого и левого флангов, а
сними и всем остальным подходить к нему, образуя круг.
4.
Построение
по
команде,
не
держась
за
руки.
После
команды
«Разойдись!» дети ходят или бегают в любом направлении. По команде
«В круг-Становись!» дети строятся в круг, не держась за руки.
5.
Построение в круг без начерченного круга, ориентиров.
6.
Построение на скорость по команде «В круг-Становись!»
РАСЧЕТ СТРОЯ НА МЕСТЕ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
1.
«По
порядку-Рассчитайсь!»,
при
этом
каждый
ученик
поворачивает
голову налево и называет свой порядковый номер, после завершения
расчета
левофланговый
делает
шаг
вперед
и
произносит:
«Расчет
окончен!»
2.
Расчет на первый-второй является самым простым и доступным. Его
можно выполнять уже на первых уроках. По команде «На первый-
второй-Рассчитайсь!» правофланговый произносит слово «Первый», за
ним следующий- «Второй» и т. д. Услышав номер, названный соседом
справа, ученик поворачивает голову налево и называет свой номер.
Учащийся, стоящий на левом фланге, называет свой номер без поворота
головы.
3.
Расчеты «По три», «По четыре», «По пять» производятся по команде:
«По три-Рассчитайсь!» /соответственно «По четыре!», «По пять!»/.
4.
Для расчета «На девять- шесть- три- на месте» подается команда: «На
девять- шесть- три- на месте- Рассчитайсь!».
Расчет можно производить как с правого фланга, так и с левого фланга.
Если расчет надо произвести с правого фланга, то подается команда без
указания стороны, например: «На шесть- три- на месте- Рассчитайсь!»
Если же расчет производится слева, то при подаче команды указывается
сторона, например: «Слева на первый-второй-Рассчитайсь!»
ПОВОРОТЫ НА МЕСТЕ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ:
1.
Поворот в сторону зрительного ориентира /на способ выполнения не
обращается внимание/.
2.
Затем
учитель
знакомит
детей
с
расположением
правой
и
левой
стороны. При этом на первых занятиях даются такие распоряжения:
«Поднимите правую руку», «Повернитесь в сторону правой руки». При
этом на способ выполнения не обращается внимание.
3.
Поворот переступанием. Подается команда: «Напра-Во!» или «Нале-
Во!» /счет раз, два/.
4.
Поворот
прыжком.
Команда:
«Пыжком
напра-Во!»
или
«Прыжком
нале-Во!» /счет раз/.
5.
По
разделениям.
Необходимо
обратить
внимание
на
выполнение
поворота
на
пятке
одной
ноги
и
носке
другой.
Команда:
«По
разделениям напра- Во!» / «Поворот на пятке правой и носке левой –
Делай раз!», «Приставить левую- Делай два!» /выполняется на два
счета. Изучать поворот лучше в шеренге/.
6.
По команде: «Напра-Во!» или «Нале-Во!» /счет раз, два/.
7.
Поворот кругом по разделениям выполняется на пятке левой и носке
правой ноги в сторону левого плеча на 180. Команда: «По разделениям
кру-Гом!»
«Поворот
на
пятке
левой
и
носке
правой-Делай
раз!»,
«Приставить
правую-Делай
два!»
/при
повороте
руки
прижать
к
бедрам, корпус не наклонять, голову держать прямо перед собой.
8.
Поворот кругом по команде: «Кру-Гом!» /счет раз, два/.
ПОСТРОЕНИЕ В КОЛОННУ ПО 3,4 ПО ЗАРАНЕЕ
РАССТАВЛЕННЫМ НАПРАВЛЯЮЩИМ.
Применяется для выполнения общеразвивающих упражнений, а так же
игр.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ:
1.
Впервые применяя этот способ, учитель сам рассчитывает детей по
3, 4 и предлагает каждой тройке взяться за руки.
2.
Далее
детей
из
первой
тройки
учитель
ставит
по
одному
на
расстоянии, удобном для занятий. Затем выводит остальных.
3.
Затем учитель осуществляет построение в колонну по 3,4 подавая
сигнал каждой тройке, четверке.
4.
Построение, не держась за руки.
5.
Построение
в
колонну
по
3,4
по
заранее
расставленным
направляющим, равняясь в затылок по первому, второму, третьему
номеру и в разбивку- по второму, первому, третьему номеру.
6.
Построение по команде: «В колонну по 4- Становись!». По этой
команде
дети
должны
занять
свои
места
в
колонне
по
заранее
расставленным направляющим, соблюдая и в этом случае равнение
по росту.
КОМАНДЫ «ШАГОМ-МАРШ!», «ГРУППА-СТОЙ!».
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ:
1.
Объяснение сопровождается показом.
2.
Вначале
обращается
внимание
на
выполнение
предварительной
и
исполнительной
команд.
По
команде
«Шагом»
/предварительная/
следует перенести вес тела на правую ногу, расслабить левую /левую
ногу можно поставить на носок, оставляя ее на месте/, а по команде
«Марш» /исполнительная/ начать движение с левой ноги.
3.
Обозначение шага на месте с хлопком под левую ногу.
4.
Тоже с ведением счета.
5.
То же. с продвижением вперед.
6.
Выполнение команды на небольшой группе.
7.
Выполнение команды на всей группе.
При изучении команды «Группа-Стой!» команда «Стой!» подается под
левую ногу, после этого делается шаг правой, а затем приставляется левая:
1.
По разделениям.
2.
По команде.
ХОДЬБА В ОБХОД.
Это один из способов /самых простых/ движения колонны вдоль границ
площадки или зала. Для выполнения такого движения подается команда:
«Налево в обход шагом-Марш!». Исполнительная команда «Марш!» подается
под левую ногу /в движении/.
ДВИЖЕНИЕ ПО ДИАГОНАЛИ.
Движение по диагонали-это движение по прямой из одного угла площадки
/зала/ через центр в другой угол. Подается команда: «По диагонали-Марш!».
Исполнительная команда «Марш!» подается под левую ногу в тот момент,
когда направляющий дойдет до соответствующего угла.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ:
1.
По ориентирам, разметкам.
2.
По команде, с остановкой у угла.
3.
По команде, без ориентиров.
РАВНЕНИЕ В ШЕРЕНГЕ НАПРАВО, НАЛЕВО.
Если дети усвоили равнение, то с ними можно изучать равнение в шеренге.
По
команде:
«Равняйсь!»
или
«Налево
равняйсь»
/если
равняются
по
левофланговому/
занимающиеся
поворачивают
голову
направо
/налево/
и
становятся так, чтобы видеть грудь четвертого человека, считая себя первым.
При этом носки ног должны находиться на одной линии. Правофланговый
/левофланговый/
в
это
время
стоит
в
положении
«Смирно».
Учитель
проверяет
выполнение
команд,
делает
необходимые
замечания,
а
потом
подает команду: «Смирно!»
КОМАНДЫ «СМИРНО!», «ВОЛЬНО!»
Положение по команде «Смирно!»: стоять прямо, без напряжения, пятки
вместе,
носки
развернуты
на
ширину
ступни,
ноги
выпрямить,
плечи
развернуть, руки опустить, пальцы полусогнуты, голову держать прямо перед
собой.
Команда «Вольно!» в зависимости от конкретных условий выполняется по
разному. В сомкнутом строю по команде «Вольно!» расслабляется правая или
левая нога, и не сходя с места, занимающийся принимает более свободное
положение.
В
разомкнутом
строю
по
команде
«Вольно!»
правая
нога
отставляется на полшага в сторону, вес тела равномерно распределяется на
обе ноги, руки сгибаются за спину /правой рукой надо захватить запястье
левой
руки/.
В
любом
строю
может
быть
применена
команда
«Правой/левой/вольно!». По этой команде правая /левая/ нога расслабляется,
руки за спиной или свободно опущены.
ОРИЕНТИРОВКА В ЗАЛЕ.
1.Правая сторона зала. 2. Левая сторона зала 3.Верхняя сторона зала
4.Нижняя сторона зала 5.Правый верхний угол 6.Правый нижний угол
7.Левый верхний угол 8.Левый нижний угол 9.Правая середина зала
10.Левая середина зала 11.Верхняя середина зала 12.Нижняя середина зала
13. Центр зала /только один/.
ПЕРЕСТРОЕНИЕ ИЗ 1 ШЕРЕНГИ В 2 И ОБРАТНО
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ:
1 СПОСОБ:
1.
Рассчитать
на
первый-второй.
Команда:
«На
первый-второй-
рассчитайсь!»
2.
Команда: «Вторые номера два шага назад шагом- Марш!» или «Первые
номера
два
шага
вперед
шагом-
Марш!»
Если
необходимо,
чтобы
вторые номера стояли в затылок первым, подается дополнительная
команда: «Вторые номера шаг вправо шагом- Марш!»:
а/ по разделениям,
б/ по команде.
2 Способ:
1.
Рассчитать на первый-второй.
2.
По разделениям. Команда: «По разделениям в две шеренги на два
счета- Стройся!» Первые номера на месте. Вторые номера шаг правой
назад-в сторону- «Делай раз!», «Приставить левую- «Делай два!» Для
обратного перестроения подается команда: «По разделениям в одну
шеренгу на два счета- Стройся!» Первые номера на месте. Вторые
номера-
шаг
левой
вперед-
в
сторону-
«Делай
раз!»,
Приставить
правую- «Делай два!»
3.
По команде: «В две шеренги на два счета- Стройся!» /счет раз, два/. Для
обратного перестроения подается команда: «В одну шеренгу на два
счета- Стройся!» /счет раз, два/.
3 СПОСОБ:
1.
Рассчитать на первый-второй.
2.
По разделениям. Команда: «По разделениям в две шеренги- Стройся!»
Первые номера на месте. Вторые номера шаг левой назад- «Делай
раз!», шаг правой в сторону- «Делай два!», приставить левую- «Делай
три!»
3.
По команде: «В две шеренги- Стройся!» Для обратного перестроения
подается команда: «В одну шеренгу стройся!»
Во время обучения учащихся необходимо менять местами.
ДВИЖЕНИЕ ПРОТИВОХОДОМ
Противоход
–
движение,
противоположное
основному
движению.
Движение колонной за направляющим в противоположном направлении
выполняется
по
команде:
«Противоходом
налево
(направо)-
Марш!»
Исполнительная команда «Марш!» подается под левую ногу.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ:
1.
По ориентирам.
2.
С остановкой у каждого нового противохода.
3.
В целом, по команде.
ДВИЖЕНИЕ «ЗМЕЙКОЙ»
«Змейка»
-
ряд
противоходов,
выполненных
один
за
другим.
Величина
змейки определяется по первому противоходу. Команда: «Змейкой-Марш!»
Исполнительная команда «Марш!» подается под левую ногу.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ:
1.
По ориентирам.
2.
С остановкой у каждого нового противохода.
3.
В целом по команде.
КОМАНДА ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ШАГА НА МЕСТЕ.
По команде: «На месте шагом-Марш!» дети обозначают шаг на месте.
1.
Для остановки строя в определенном месте с обозначением шага на месте
подается
команда:
Направляющий
–
на
месте!»
По
этой
команде
направляющий выполняет шаг на месте, остальные продолжают двигаться
вперед до дистанции один шаг.
2.
По команде: «На месте!» дети выполняют шаг правой и затем обозначают
шаг на месте /команда подается под левую ногу/.
ПОСТРОЕНИЕ В НЕСКОЛЬКО КРУГОВ.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
1.
Используют зрительные ориентиры. Детей делят на 3-4 подгруппы.
Они
свободно
передвигаются
по
площадке,
а
по
сигналу
учителя
каждая
подгруппа
строится
вокруг
указанного
ему
ориентира
/предмета/.
2.
Затем задания усложняются: после бега или ходьбы дети закрывают
глаза, а учитель переставляет предметы /ведущих/ в другие места. По
распоряжению
«Станьте
в
круг!»
дети
находят
свои
предметы
и
становятся вокруг них.
3.
То же на время.
4.
Из колонны по два или из двух шеренг дети поворачиваются лицом
друг к другу, берутся за руки с рядом стоящими, первые и последние в
шеренгах соединяют руки, затем отходят назад, образуя круг.
5.
Построение в два круга. Дети поворачиваются лицом друг к другу в
колоннах или шеренгах, берутся за руки с рядом стоящими, крайние в
колоннах замыкают круги.
ПОСТРОЕНИЕ В ПОЛУКРУГ.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Используют зрительные ориентиры /кубики, шнуры и др./ Предметы ставят
полукругом.
1.
По
распоряжению:
«Станьте
полукругом!»
дети
встают
около
них,
лицом к центру, соблюдая интервал и приняв О.С.
2.
То же без зрительных ориентиров.
3.
То же по команде: «В полукруг- Становись!»
4.
То же, на время.
ПОСТРОЕНИЕ В ПАРЫ.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
1.
По распоряжению учителя «Станьте парами!» или «Станьте в пары!»
каждый ребенок находит себе пару, партнера, берет его за руки и оба
встают на указанное место. Следующая пара встает за предыдущей.
Как только все пары займут свое место встрою, учитель предлагает
опустить руки и выполнить равнение в затылок друг другу.
2.
Выполнение построения несколько раз. По команде: «Разойдись!» все
дети ходят или бегают. По распоряжению «Встаньте в пары!» строятся
в пары. Сначала строятся в пары кто с кем хочет, затем дается задание
запомнить свои пары, и после ходьбы или бега найти именно свою
пару.
3.
То же, на время /подвижная игра «Найди себе пару»/
4.
Во время движения по команде «В пары становись!» каждый ребенок
находит себе пару, берет за руки, и пары продолжают движение вперед.
По
команде:
«Разойдись!»
дети
ходят
в
рассыпную.
Такое
задание
выполняется несколько раз.
5.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два на месте и в
движении.
ПОСТРОЕНИЕ ВРАССЫПНУЮ.
Это
размещение
занимающихся
в
разных
местах
зала
без
точно
установленного между ними интервала и дистанции, но не ближе вытянутых
рук.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ:
1.
Построение врассыпную с помощью зрительных ориентиров /кубики,
кегли и т.д./, которые ставятся в разных местах зала, на различном
расстоянии, но не ближе вытянутой руки вперед или в стороны, чтобы
дети при выполнении упражнения не задевали друг друга.
2.
По
распоряжению:
«Встаньте
врассыпную!»
дети
становятся
около
предметов лицом в одну сторону.
3.
То
же
по
команде:
«Врассыпную
-
Становись!»
без
зрительных
ориентиров.
4.
То же, на время.
5.
С использованием имитации: дети, подняв руки в стороны, бегают,
кружатся, изображая снежинки, стараясь не задевать друг друга. По
сигналу
учителя
«Снежинки
упали!»
дети
останавливаются
и
проверяют дистанцию с помощью рук или глаз. Если это необходимо,
они размыкаются, а затем опускают руки.
ПЕРЕСТРОЕНИЕ В КРУГ ИЗ КОЛОННЫ ПО ОДНОМУ.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
1.
Учитель
становится
впереди
колонны
и
подает
команду:
«За
мной
шагом - Марш!» Он, и стоящие за ним дети идут так, чтобы образовать
замкнутый круг, затем подается команда «Группа - Стой!»
2.
Предлагается
повторить
указанное
перестроение,
но
впереди
уже
становится другой из занимающихся.
3.
По команде: «По кругу - Марш!» Исполнительная команда «Марш!»
подается под левую ногу на одной из средин зала. Размер круга зависит
от дистанции. Для выхода из круга подается команда «Прямо!» /под
левую
ногу/,
затем
«Налево
/направо/
в
обход
-
Марш!»(можно
использовать зрительные ориентиры)