Напоминание

"Методика преподавания истории искусства в современной школе искусств"


Автор: Сушкова Светлана Витальевна
Должность: преподаватель школы искусств
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" обособленное структурное подразделение "НДХШ"
Населённый пункт: Новомосковск
Наименование материала: Статья
Тема: "Методика преподавания истории искусства в современной школе искусств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

МБУДО

«

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

»

ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«

НОВОМОСКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА

»

Доклад на тему:

«Методика преподавания истории изобразительного

искусства в современной школе искусств»

Преподаватель: С.В. Сушкова

2016 г., Новомосковск

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,

2

а факел, который нужно зажечь.

К.Д.Ушинский

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на

вхождение в мировое пространство. В новых условиях должна претерпевать изменения и роль

педагога. Он не машинист поезда, идущего по рельсам, не пилот гоночного автомобиля, а скорее

опытный навигатор, способный быстро ориентироваться и реагировать в постоянно изменяющейся

обстановке и не терять главную цель.

Основная задача детской художественной школы - формирование творческой личности.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области

изобразительного искусства «Живопись» включает такие учебные предметы как рисунок, живопись,

композиция станковая, скульптура, история изобразительного искусства. Я преподаю все эти

дисциплины. За годы работы у меня сложилось убеждение, что один из основных предметов в школе

- это история изобразительного искусства. Это знания, интеллект, общая культура. Без нее не

состоится художник.

История изобразительного искусства - сложный комплекс знаний, включающий в себя историю и

развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусств, историю архитектуры и

скульптуры. Использование силы воздействия различных искусств для формирования личности

школьника, его идейных и нравственных убеждений может быть достигнуто лишь при условии

создания особой методики преподавания этого предмета.

Всё содержание предмета «История изобразительного искусства», принципы построения

программы и методическая система преподавания имеют главную цель: заинтересовать, увлечь

учащихся этим предметом, познакомить их с основными понятиями и этапами развития

искусства, научить анализировать художественные произведения, выделяя главные средства

выразительности.

Вопрос о том, как учить искусству, довольно сложный, уже в связи с пестротой современных

художественных направлений и школ.

Приобщение ученика к миру искусства происходит постепенно, переходя от простого к сложному

на основе сравнений, сопоставлений с уже известным, изученным учебным материалом школы

искусств.

Основные принципы методики обучения искусству не должны рассматриваться в отрыве от

творческих методов обучения изобразительному искусству в целом.

Главный аргумент родителей, которые приводят ребенка в художественную школу - " он так хорошо

срисовывает, так похоже...". Они надеются здесь развить именно эти способности своих детей. Часто

родители и не предполагают, что привели ребенка не в студию и не в кружок "Умелые руки", а в

школу с академической системой. И здесь будет осуществляться художественное развитие ребенка,

учитывая природные наклонности и естественные законы роста его художественных способностей.

Бесспорно, в процессе обучения будет приобретено профессиональное мастерство, точный глаз,

чувство формы, владение техникой различных материалов. Но разве это определяет творческую

личность?

Выдающийся английский художник Джошуа Рейнольдс сказал: "Будущий художник нуждается в

больших знаниях, чем те, что можно почерпнуть на его палитре. Невежда не может стать

великим художником".

А кто не мечтает стать великим, поступая в художественную школу? Но даже очень одаренный

ребенок немногого достигнет без постоянной работы ума. В лучшем случае он сможет точно

написать предметы, передать портретное сходство. Но талантливого произведения не состоится,

потому что в основе его должна быть идея, мысль, выраженная соответствующими

изобразительными средствами. И здесь без знания истории искусства, развивающей интеллект,

не обойтись.

Но как включить ученика? Как на уроке организовать переживания? Как организовать урок, на

котором будет «господствовать» искусство, на котором в то же время учащиеся будут получать

знания, необходимые им для восприятия произведения искусства?

Общеизвестно, что знания бывают холодными и горячими: холодные – это чужие, от учителя, из

книг, а горячие – это результат собственного мышления, личного опыта.

3

Не навязывать ученику готовые ответы, а подводить его к ним. Мало того, не на все вопросы

могут быть даны обстоятельные ответы. Ведь это вопросы, которые задает жизнь, и у каждого один и

тот же вопрос звучит по-своему. Многое можно и нужно оставить для размышлений за пределами

урока.

Главное - определить проблему, включить ученика в ситуацию, требующую ее разрешения,

направить его мысль. Если школьник уйдет с урока взволнованным, он будет стремиться решать эти

вопросы в направлении, заданном учителем. Он испытает чувство, близкое тому, которое волнует

нас, будоражит наши мысли, после встречи с искусством. Нравственный вывод постепенно созревает

в душе ученика, заставляет его еще и еще раз вернуться к тому, что он услышал на уроке.

Такой вывод, не навязанный, а подсказанный и добытый самостоятельной душевной работой, будет

убедительным и прочным.

При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет, предмет «История

изобразительного искусства» реализуется 4 года, со 2 по 5 класс.

Первый год обучения « Беседы об искусстве». Это знакомство с миром искусства.

Программа по учебному предмету история изобразительного искусства включает основные разделы

истории зарубежного, русского и современного искусства.

Заводим тетради, в которых конспектируются основные темы, а также ведем словарь, где

записываются термины, которые помогут грамотно высказывать свои мысли. Накоплено большое

количество репродукций, слайдов, видеоматериалов, которые я использую на уроках.

Важно заинтересовать ребенка, тогда он будет с удовольствием посещать занятия. Главный

принцип преподавания - живой диалог между преподавателем и учеником. Это развивает у

детей активность, самостоятельность мышления. Специфика урока по истории изобразительного

искусства заключается в том, что интерактивное взаимодействие происходит не только на уровне

«ученик – ученик» или «ученик – учитель», полноправным участником диалога становятся

сами произведения искусства.

Интерактивное обучение (от лат. Inter «между» + action «действие») – это обучение, погруженное в

общение.

Взаимодействия между людьми «непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают,

осмысливают намерения друг друга и реагируют на них».

Именно на начальном этапе - этапе детской школы искусств важно показать интересные и

разнообразные стороны искусства, «заразить», вдохновить ребёнка желанием творить и учиться

дальше. Важно, что бы знакомство с искусством вызывало у школьников сильное чувство, глубокие

размышления, заставило задуматься над явлениями жизни, помогло отличать красоту подлинного

искусства от подделок. Поэтому всегда хочется создать атмосферу творческую, радостную и вместе с

тем напряжённую, с совместными размышлениями.

Постижение произведений искусства - процесс очень сложный и постепенный. Великое

творение открывается человеку в течение всей его жизни и на ее различных этапах по-разному.

Постижение искусства - это «труд души», это поиск и выбор нравственных ценностей, это

осмысление окружающего мира, окружающей жизни и своей собственной. Известно: определение

своего отношения к миру, выбор своего пути - одна из главнейших духовных задач, которые человек

решает в юности. Искусство способно «подсказать» решение. Оно включает человека в мир событий,

явлений, проблем, созданных воображением автора, и, используя силу эмоционального воздействия,

заставляет его вместе с героями произведения пережить ситуацию, принять решение. «От чувства к

мысли, через эмоциональное к рациональному - таков путь воздействия искусства на человека.

Воображение учащихся можно и нужно развивать и тренировать. Задача каждого урока истории

искусства - разбудить воображение ученика, направить его в неожиданном для школьника,

непривычном и недоступном ему ранее направлении, раскрыть перед учеником явление, факт в

незнакомых ему ранее связях, в том числе и в связи с проблемами его собственной жизни. Только

тогда урок искусства имеет смысл, только тогда он сможет выполнить свою особую, ничем не

заменимую воспитательную функцию в школе.

Программа по истории изобразительного искусства во 2 классе начинается с изучения

искусства Древнего мира. Данный этап предполагает художественное восприятие образов мировой

4

истории искусства, умение высказывать собственное мнение, совмещать зрительное восприятие

материала и творчества.

Далее - Древний Египет, который оказал большое воздействие на последующее развитие культуры.

Канон. Трехмерное тело сведено к силуэту, четко очерченному контуром. Умело объединяет

художник части фигур, увиденных с разных точек зрения: голова и ноги - в профиль, плечи в фас.

Фигура фараона превосходит по величине фигуры рабов. Они размещены фризами, движутся в

плоскости изображения. Впервые к детям приходит понимание того, что искусство - не

копирование действительности.

Древняя Греция создала великую культуру, которая завоевала весь мир. Греческой мифологией

восхищаются и ученые, и поэты. Имена богов стали нарицательными, их знает каждый образованный

человек.

Если сравнить греческою статую со статуей египетского фараона, можно почувствовать огромную

разницу. Скованная окаменевшая фигура фараона и непринужденно движущаяся фигура атлета.

Египтяне изображали человека (фараона) как бога, а греки своих богов как людей. В

представлении древних красота тела соответствовала красоте духа. И как следствие этого,

идеализировалась красота гармонически развитого человеческого тела.

Детям дается иное понимание обнаженности. Не пошлость, которую они сегодня видят в

журналах и в интернете, а красота как венец творения природы.

Далее Средневековье - доминирующее влияние христианской религии. Отрицание античных

традиций гармонии духа и тела, человека и земного мира. Основное внимание уделяется

потустороннему миру. Глубокий символизм. Ведущее значение архитектуры в искусстве.

Древняя Русь. Принятие христианства дает толчок развитию искусства. Архитектура, живопись

фрески. Иконопись: светлые образы Феофан Грек, А. Рублева. Чистый цвет, обратная перспектива,

удлиненные фигуры, условность, стилизация.

Эпоха Возрождения. Духовная диктатура церкви сломлена. Величайший прогрессивный переворот

из всех пережитых до того времени человечеством. Система Возрождения отстаивает

главенствующую роль человека в системе мироздания. В центре внимания художника - образ

человека духовно развитого, деятельного, энергичного. Даже библейские или мифические герои

имели черты живых людей. Содержание произведений часто понятно только образованному зрителю.

Если в древнегреческой статуе Поликлета "Дорифор" воплощен гармонически развитый атлет, то

"Давид" Микеланджело - не идеальный, а живой человек. Но в то же время мастера не только

отображают жизнь, а выражают свое отношение к ней посредством символов, образов, метафор,

аллегорий.

Образы Боттичелли навеяны античной поэзией, наполнены философским смыслом. Мир их

необычен и загадочен. Так же как и образы Микеланджело. Ренессанс предвосхитил едва ли не все,

чем жило европейское искусство в последующие века. Этот термин распространяется на всю

европейскую культуру 17 века.

К окончанию второго года обучения у учащихся закрепляется понятие о том, что цель

искусства - не дублирование натуры, а переосмысление ее.

Третий класс - искусство стран Западной Европы. Курс обучения является продолжением

предыдущего. Данный курс в большей степени - биографический подход к урокам, так как за

определенными стилями, направлениями, произведениями в искусстве стоят конкретные художники.

В программе этого года знакомство с Рубенсом, символизирующим целую художественную эпоху. С

Рембрандтом, который вскрывает драматизм своих героев, с его горестными раздумьями о судьбе

человека, о крушении человеческой личности. На исходе 19 столетия импрессионизм начал новую

художественную эпоху. Доведя реализм до его высшего совершенства, импрессионизм подписал ему

тем самым смертный приговор. Копированию внешних форм природы уделяется все меньше

внимания. Поколению Моне и Гогена мы обязаны переоценкой традиционных идей. Они разложили

рассеянный дневной свет на его основные цветовые части и добились такого ослепительного света, о

котором старые мастера не могли и мечтать.

Все последующее искусство в той или иной степени испытало на себе влияние импрессионизма.

Задача - научить осознавать художественную ценность произведений искусства, прививать

умение анализировать их, умение формулировать свое мнение.

5

Метод художественно - педагогической драматургии на примере анализа живописного

произведения.

Проблема анализа живописного полотна является одной из основных в решении задач воспитания

образного мышления, культуры устной и письменной речи, эстетического вкуса учащихся. Умелый

анализ картины, направляемый учителем - одно из активных средств, помогающих учащимся понять

образную природу искусства, выработать правильную оценку произведения искусства, овладеть

умением образно мыслить и образно говорить. Анализ живописного полотна проводится в процессе

беседы или рассказа учителя.

Важный момент в работе с картиной - молчаливое рассматривание картины, которое имеет большое

значение для развития мышления учащихся, так как мышление совершается в тесной связи с

восприятием. Еще Ушинский говорил о том, что непосредственно воспринятые нами из внешнего

мира образы являются единственным материалом, над которым и посредством которого работает

наша мыслительная способность. Умение рассматривать картину - одно из необходимых условий

развития восприятия, наблюдательности.

Рассматривание картины детьми - это первое синтетическое восприятие и осмысливание целого.

Это - нерасчлененное восприятие, оно дает школьникам лишь суммарное представление о картине,

общее впечатление о ней.

После беглого знакомства с картиной учащиеся, делятся своими первыми непосредственными

впечатлениями. Живопись яркими образами сильно воздействует на детей, дает толчок их чувству и

воображению. Поэтому надо дать детям возможность свободно высказаться, несмотря на то, что их

первые высказывания могут носить случайный характер, иногда учащиеся выхватывают отдельные

части картины, устанавливают между ними связи, но еще не раскрывают целого...

Беседа - один из распространенных методов работы с картиной. Беседа помогает детям тоньше,

глубже увидеть, почувствовать и осмыслить произведение искусства.

Для правильного и глубокого восприятия детьми картины большое значение имеют вопросы учителя,

их содержание, целенаправленность, характер, последовательность, точность и ясность

формулировок. Умело ставя вопросы, учитель раскрывает связи между предметами, изображенными

на картине, организует самый процесс познания детьми изображаемого. Своими вопросами учитель

пользуется как средством планомерного анализа. Это ведет к осмысленному восприятию учащимися

произведения искусства и самой действительности. Вопросы учителя направляют восприятие по

пути анализа и синтеза, помогают детям увидеть картину, понять в единстве содержание и средства

художественного выражения.

Поэтому важно не упустить первого впечатления, свежести восприятия, сразу же выявить и

определить эмоциональное отношение учащихся к картине. С этой целью в начале беседы, выслушав

непосредственные, неорганизованные высказывания детей, учитель предлагает такие вопросы: Какое

общее настроение создается у вас при первом взгляде на картину? или: Какое впечатление

производит на вас картина? Далее, в ходе анализа, выясняется, почему картина вызывает то или иное

настроение, как художник достигает такой силы воздействия на зрителя. Большое значение в

обучении, в том числе и в работе с картиной, имеют вопросы другого типа:

а) указывающие лишь общее направление наблюдения, например: Как изобразил художник этот

весенний день?

б) вопросы, требующие подведения итога (обобщения) наблюдений, например: Какими

живописными средствами художник выделил центральный образ? Как показал художник

наступление весны? и др.

Такие вопросы способствуют развитию у учащихся самостоятельного подхода к наблюдению.

Направленные на вдумчивое, углубленное, рассмотрение картины, они возбуждают интерес детей к

произведению искусства.

Однако в процессе беседы важно не только научить школьников внимательно рассматривать картину,

размышлять о ней, важно также заставить учащихся пережить ее сердцем, так как художник

стремится прежде всего к выражению определенного чувства или настроения. «...Мысль в

живописном образе скрывается за выраженным настроением и может быть понята лишь через

переживание» (К. Суздалев).

Учащиеся большей частью способны логически описать изображенное на полотне, но эстетические

6

чувства их не развиты. Об этом свидетельствует анализ устных рассказов учащихся и письменных

сочинений по картине, основным недостатком которых является отрыв описания картины от

впечатления, которое она вызывает. О картине пишется подробно, но бесстрастно. Отношение к

картине выражается трафаретной фразой: «Эта картина мне понравилась».

Анализируя картину, учитель основное внимание должен сосредоточить на развитии у учащихся

способности эмоционально воспринимать произведение искусства и также на умении эмоционально,

ярко, образно передавать свои впечатления, свое отношение к картине. Чтобы картина вызвала

эстетические переживания у детей, необходимо ставить такие вопросы, которые помогли бы

учащимся понять и обнаружить скрытое в композиции, колорите, цвете картины настроение, чувство,

которое художник хочет передать зрителю, а также свое отношение к изображаемому. Можно

спросить учащихся, какое настроение создается у них, когда они смотрят, например, на картину «В

голубом просторе» А. А. Рылова (светлое, весеннее, радостное настроение праздничный строй

чувств). Как же художник сумел пробудить это чувство в зрителе? (Живописный контраст синего

неба и белых птиц создает впечатление бодрости и легкости). Или: Что чувствуете вы и о чем

думаете, когда смотрите на эту картину? Каков эмоциональный тон картины? Что дорого художнику в

природе в этот весенний день? Чем мне понравилась эта картина? Что (и почему) особенно

понравилось? и т д.

В 4 классе начинается знакомство с историей России через творчество русских художников. История

искусства не знает страны с более крутым поворотом от Средневековья к Новому времени, чем

Россия начала 18 столетия. Эта эпоха начинается с реформ Петра. На смену иконописным канонам

приходит светское искусство. Это время выдвинуло первоклассных портретистов - Рокотова,

Левицкого, Боровиковского. Позднее появляются Кипренский, Серов - которые не уступали ни в

таланте, ни в мастерстве своим иностранным современникам. Учащиеся узнают, что в зависимости

от задач портрета, художник использует различные средства живописной характеристики своей

модели. Изучая русское искусство, знакомимся с жанровой живописью.

Дается понимание того, что язык произведений и трактовка совершенно разные у

представителей различных живописных школ. Каждый художник несет в своем творчестве

неповторимый образный мир. Изучая жизнь и творчество выдающихся художников, историю

создания произведений, дети узнают, от каких фактов и ситуаций отталкивался автор, создавая

произведение.

Следует привить им понимание того, что важная часть художественного образа –

субъективность (объективно то, что приводится с доказательствами, что трудно опровергнуть,

субъективно - это просто вгляд, личная оценка, мнение. Хорошая погода - субъективно, т.к. одному

она хорошая, а другому нет. А вот нет дождя - это объективно, все имееют возможность убедится, что

его нет). Поэтому Иван Грозный в трактовке Репина и Иван Грозный у Васнецова - субъективны.

Происходит восприятие художественного образа через осмысление. Брюллов и Перов, Врубель,

Кустодиев. Трудно переоценить роль Сурикова в русской живописи. В его полотнах не только

история, но и глубокое знание человеческой души; образы его по масштабности и значимости

созвучны трагическим образам Рембрандта.

На данном этапе главная цель - более глубокое и детальное изучение произведений с

элементами анализа. К этому времени дети уже много знают. Они знакомы с жанрами, с

творчеством великих европейских и русских художников, с историей. Свободно ориентируются в

стилях и направлениях: барокко и классицизм, романтизм сентиментализм - это уже их компетенция.

Одновременно с этим они приобретаю профессиональное мастерство, культуру рисунка и живописи.

Но главное - изучая историю изобразительного искусства, они развили широкий кругозор,

способность осмыслить явления окружающей жизни и языком изобразительного искусства

выразить свои мысли и чувства.

Одним из эффективных приемов работы с картиной является сравнение, в процессе которого у

учащихся начинает вырабатываться собственное отношение к произведению, интерес к нему.

Сравнительный метод разнообразен и многосторонен. Во время беседы об искусстве могут

проводиться различные сравнения: двух или нескольких картин, жанров искусства, художественных

стилей, произведений кинематографа или мультипликации. Сравнение может проводиться с целью

выявления различий или установления сходства в рассматриваемых картинах. Иногда сравнение

7

используется, чтобы облегчить понимание учащимися идейной направленности картин, одинаковых

или близких по теме, например, О. А. Кипренский и В. А. Тропинин «Портрет А. С. Пушкина».

Организуя работу по картине, учитель в зависимости от цели урока, уровня знаний учащихся,

конкретных условий по-разному использует прием сравнения. Однако в каждом случае важна

продуманность задачи и цели сравнения. Разбор картины в процессе беседы - наиболее

распространенный, почти единственный (в настоящее время) прием работы над произведением

живописи. Однако, используя картину на уроках истории искусств, необходимо разнообразить

приемы и методы.

В поисках новых методов нередко забывают о силе устного слова учителя. Живой увлекательный

рассказ учителя о картине обогащает восприятие и впечатление, побуждает учащихся к активному

словесному действию. Включенная в восприятие речь повышает качество восприятия и тем самым

усиливает воздействие художественного произведения на чувства, ум, речь учащихся. Единство

образа и мышления делает процесс восприятия живописного полотна более глубоким и

осмысленным, так как одновременное восприятие картины и выразительного о ней слова учителя

совершенствует взаимосвязь работы. Живое эмоционально звучащее слово учителя, обостряя

зрительное восприятие, повышает интерес к рассматриваемой картине, делает ее содержание более

понятным, вызывает у учащихся стремление воспроизвести свои впечатления и переживания в ярком

слове.

В выпускном 5 классе происходит знакомство с Искусством советского периода.

На данном этапе важно активное включение в процесс обучения самих учащихся. Обладая

определенным багажом знаний, они способны осмыслить и философию Петрова-Водкина, и далекое

от академизма творчество Малевича и Шагала. Среди приемов, используемых на уроке - подготовка

учащимися сообщений и рефератов, уроки - конференции, дискуссии по конкретной теме. Это

подталкивает учащихся к поиску дополнительной информации. А готовясь к выступлению, они

учатся формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Наша школа академическая. Учебная программа проверена не на одном поколении учащихся. Наша

задача сохранить классическое образование. Но это не значит, что ученики не знают ничего о

современном искусстве. Они живут в современном мире - сегодня, значит они современные

художники.

Что приводит к творческому успеху? Рождение образа проходит три стадии: сознание, чувство,

умение. Но началом становления художника является миропонимание. Как сказал О.Ренуар:

"Наиболее искусная рука всегда бывает лишь служанкой мысли".

Все предметы в школе взаимосвязаны. История изобразительного искусства дает богатый материал,

который воплощается в творческих работах учащихся. На уроках композиции я обязательно

использую репродукции с картин мастеров, мы обсуждаем композицию, художественные средства,

идею произведения. Работаем с литературой, используем видеоматериалы для более точного

изучения народного и исторического костюма, предметов быта, архитектуры, интерьера. Затем

учащиеся выполняют эскизы на различные темы (события из жизни Ивана Грозного, деяния юного

Петра, забавы веселой царевны Елизаветы и многое другое). С увлеченностью работали над темой

"Автопортрет в образе". Выбирая произведение, обсуждаем чей характер и внешность, соответствует

тому или иному образу, созданному великим мастером. В работе над композицией ставятся задачи:

исполнить автопортрет в манере выбранного живописца, скопировать технику, мазок, колорит. Но для

этого важно изучить и творчество художника. И вот они творческие копии Брюллова, Рейнолдса,

Гейнсборо...

Разве смогли бы создать нечто подобное учащиеся, не изучающие историю искусства?

Не обязательно наш выпускник станет художником, но то, что интеллектуально он на голову

будет выше сверстников - это факт.

Родители отмечают, что ребенок, изучая историю изобразительного искусства, стал лучше учиться

по истории, литературе и другим гуманитарным предметам в общеобразовательной школе.

Сейчас и в общеобразовательных школах появился предмет "Мировая художественная культура".

Наши учащиеся участвуют в городских олимпиадах по искусству. Становятся победителями.

8

В ряде ведущих вузов на вступительных экзаменах тестируют знания истории искусства (Москва -

Академия Глазунова, Санкт-Петербург - Институт дизайна и технологии). Во всех художественных

институтах с 1 курса, изучают историю искусства.

В архитектурном университете Санкт-Петербурга три истории искусств (история искусства общая,

история архитектуры и анализ архитектурных форм). Студенты, получившие хорошие знания в

нашей школе, успешно изучают этот предмет в вузе. Конечно, более глубоко и основательно, но база

заложена в ДХШ.

Заключение.

Одна из главных проблем, которые решает учитель, обучая своих учеников истории искусства,

состоит в том, чтобы научить их видеть и задумываться. Это является первым условием понимания

искусства. Смотреть на картину либо статую может всякий человек. Но видеть искусство способны

либо тот, кто наделен этим умением от природы (это будущий художник), либо тот, кто развивает в

себе ту же способность путем изучения искусства. Помимо исторической обусловленности, есть то,

что мы называем мировые шедевры. И для того, чтобы понять их, нужно научиться переживать

искусство и думать. Думать, почему, художник написал ту или иную фигуру или изваял ее в камне,

выбрал тот или другой ракурс, композицию и т.д., хотя доискаться до того, что хотел сказать

художник своим произведением, бывает очень трудно. Как уже говорилось ранее, цель предмета

«История изобразительного искусств» ставит перед учителем задачу увлечь молодых людей

искусством, развить стойкий интерес к нему, а следовательно, и потребность в знаниях,

самообразовании в области искусства. Цель предмета определяет и особенности методики его

преподавания. Поэтому очень важно, чтобы все уроки предмета, пробуждали чувства и мысли

ученика, обогащали его новыми впечатлениями и знаниями. Немаловажную роль здесь будут играть

вопросы и задания, которые учитель предложит ученикам, они должны быть интересными, и

исключающими всякую механическую, бездумную деятельность, должны быть по настоящему

творческими. Рассмотрев методику преподавания истории искусства, можно сделать вывод, что

именно этот предмет в школах дополнительного образования наиболее полно способствует

воспитанию и развитию духовно - нравственных ценностей учеников.

Таким образом, приходит в школу ребенок, который хочет научиться рисовать, а покидает ее

сформировавшаяся творческая личность. Конечно, в художественные институты поступают лишь

процент наших выпускников. Но остальные, где бы они в будущем ни работали, кем бы ни стали,

умеют понимать и ценить красоту. Школа воспитала в них общую культуру, а это пригодится в любой

профессии. И здесь трудно переоценить роль предмета история изобразительного искусства – как

одного из основных предметов художественной школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и эстетическое воспитание.- М. , 1967.

2. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа.- М. , 1968.

3. Алексеева В.В. Что такое искусство?- М. 1979.

4. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства.- М. , 1973

5. Алехин А.Д. Когда начинается художник.- М., 1993.

6. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. 1956.

7. Апухтин O.K. Материалы для бесед по изобразительному искусству в школе.- Ташкент. I960

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М., Прогресс, 1974.



В раздел образования