Автор: Антипова Оксана Анатольевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Марковская СОШ"
Населённый пункт: р.п. Маркова Иркутского района
Наименование материала: доклад
Тема: "Специфика урока музыки в условиях введения ФГОС"
Раздел: среднее образование
Доклад учителя музыки Антиповой О.А.
«Специфика урока музыки в условиях введения ФГОС»
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь,
открыватель мира. Так пусть перед ним открывается
чудесный мир в живых красках и трепетных звуках,
в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте.
Через сказку, игру, через неповторимое детское
творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
В.А.Сухомлинский
Эти слова В.А.Сухомлинского наиболее точно отражают направление деятельности
учителя в развитии творческих способностей учеников, их индивидуальности.
ФГОС
ориентирует
учителя
на
новые
образовательные
результаты,
связанные
с
пониманием развития личности как цели и смысла образования, создает основу для
самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, обеспечивает
рост творческого потенциала в решении практических задач. Хорошему учителю не надо
перестраиваться, ему нужно просто работать, потому, что он знает, что «развитие и
образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к
ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными
силами, собственным напряжением» (А. Дистервег).
В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных
ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится
особенно
актуальным,
и
представляет
собой
неотъемлемое
звено
в
системе
общего
образования.
Особенности
содержания
курса
«Музыка»
обусловлены
спецификой
музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования
и воспитания.
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений,
алгоритмов
творческого
мышления
на
основе
восприятия
и
анализа
музыкальных
художественных
образов,
что
определяет
развитие
памяти,
фантазии,
воображения
учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие
вышеперечисленных
способностей
необходимо
в
любой
созидательной
сфере
человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной,
разумной.
Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся
основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.
Изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих целей:
формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
развитие
и
углубление
интереса
к
музыке
и
музыкальной
деятельности,
развитие
музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
развитие
творческих
способностей
в
различных
видах
музыкальной
деятельности
(слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластическое
движение, импровизация и др.)
Основной вопрос такого обучения: как обнаружить смысловые интенции (интенция – в
пер.
с
лат.
«стремление»)
учащихся,
как
активизировать
учащихся
перейти
к
самореализации?
Противоречием
в обучении
является разрыв между усваиваемыми
знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной
деятельности учащегося, обессмысливающий сам процесс обучения. Разрешение данного
противоречия
предполагает
согласование
процесса
обучения
с
реальным
жизненным
контекстом.
Именно поэтому основной единицей содержания образования становится проблемная
ситуация в единстве предметности и социальности.
Основным понятием «Стандартов второго поколения» являются универсальные учебные
действия (УУД).
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения содержания курса
обучения.
Универсальные
учебные
действия
тесно
связаны
с
достижением
метапредметных
результатов,
т.е.
таких
способов
действия,
когда
учащиеся
могут
принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных
жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире
требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять
свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх
традиционных
учебных
предметов.
Это
—
учебный
предмет
нового
типа,
в
основе
которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип
рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак»,
«проблема», «задача».
Развитие
личности
в
системе
образования
обеспечивается,
прежде
всего,
через
формирование
универсальных
учебных
действий,
которые
выступают
инвариантной
основой образовательного и воспитательного процесса.
Универсальные учебные действия:
В широком смысле этот термин обозначает «умение учиться», т.е. способность человека к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта.
В
более
узком
значении
этот
термин
можно
определить
как
совокупность
действий
учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
этого процесса.
Функции универсальных учебных действий:
Обеспечение возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить
учебные
цели,
искать
и
использовать
необходимые
средства
и
способы
достижения,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к
непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой
социальной и профессиональной мобильности.
Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков формирования картины мира
и компетентности в любой предметной области познания.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить
ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия,
коммуникативные действия, знаково-символические действия.
Личностные действия – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащегося
(знание
моральных
норм,
умение
соотносить
поступки
и
события
с
принятыми
этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Включает в
себя
3
понятия:
1.
личностное,
профессиональное,
жизненное
самоопределение;
2.
смыслообразование – установление связи между целью учебы и ее мотивом, т.е. ради чего
осуществляется учебная деятельность; 3. нравственно-этическая ориентация, оценивание
усваиваемого содержания и обеспечивающего личностный моральный выбор.
Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении
реализации
своего
творческого
потенциала,
готовности
выражать
и
отстаивать
свою
эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-
нравственных
оснований,
развитии
самосознания,
позитивной
самооценки
и
самоуважения, жизненного оптимизма.
Регулятивные действия – обеспечивает организацию учащимся своей учебной
деятельности.
К
ним
относятся:
целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил,
к преодолению препятствий.
В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а
именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это
мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности
человечества.
Познавательные
универсальные
действия
включают
в
себя:
общеучебные
универсальные действия (выделение и формулирование
познавательной цели, поиск
информации,
структурирование
знаний,
построение
речевого
высказывания,
выбор
наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль
и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование).
логические универсальные действия (анализ объектов выделения
признаков, синтез,
классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь
рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование).
постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание
способов решения проблем творческого и поискового характера.).
Приобщение
к
шедеврам
мировой
музыкальной
культуры
–
народному,
профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной
художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности
жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического
мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и
социльное развитие учащегося.
Коммуникативные учебные действия – обеспечивают социальную компетентность и
учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и
вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное сотрудничество.
Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать,
способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении
значимых
для
каждого
человека
проблем
жизни
и
продуктивно
сотрудничать
со
сверстниками и взрослыми.
Предмет «Музыка» включает в себя активное слушание музыкальных произведений,
анализ и обсуждение услышанного. Специфика искусства, особенно музыки, в том, что
каждое произведение может трактоваться с позиции своего восприятия жизни. Нет
«плохих» и «хороших» образов, у каждого человека он свой. Конечно, при этом образ
должен
соответствовать
законам
музыкальной
выразительности
и
глубокому
музыкально-драматургическому
смыслу
произведения.
Важно,
чтобы
учащиеся
могли
уважительно относится к точке зрения друг друга, при этом уметь выразить свою точку
зрения, даже если она является противоположной, кратко,
по сути обосновать ее, при
необходимости уметь задать вопросы оппоненту.
Моделирование,
как
универсальное
учебное
действие
(знаково-символические
действия).
Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены
существенные
характеристики
объекта
(пространственно-графические
или
знаково-
символические).
Соответственно важно, чтобы учащиеся умели строить, использовать, декодировать
(считывать информацию) схемы, модели.
Использование разных знаково-символических средств для выражения одного и того же
содержания,
выступает
способом
отделения
содержания
от
формы,
что
всегда
рассматривалось
в
педагогике
и
психологии
в
качестве
существенного
показателя
понимания учащимися задачи. Если использовать форму моделирования и выразить
«Стандарты
второго
поколения»
в
знаково-символической
форме,
то
можно
их
представить
в
виде
скрипичного
ключа,
где
цель
воспитания
творческой
личности
проходят определенные стадии учебного процесса (от присвоения знаний к творческому
мышлению), а базируется процесс обучения на основных видах универсальных учебных
действий.
С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование,
как универсальное учебное действие.
Хочется привести цитату, которая становится абсолютно понятной, если ее рассматривать
с точки зрения моделирования. «Настоящая наука, как и настоящая музыка,
требует
единого мыслительного процесса» Альберт Энштейн.
Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью
звуков. Именно, в интонационном зерне
кроется основная идея всего
музыкального
произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо,
прежде всего, обращать внимание на интонационный анализ.
Некоторые особенности технологии современного урока музыки в условиях ФГОС:
Важным моментом в организации урока является постановка темы в качестве не
конкретного утверждения, а проблемы, которая решается в процессе урока.
Ученикам
важно видеть
и ставить проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные
пути их решений через искусство.
Понятие развития, «существования в процессе» совершенно естественно для музыки и
других временных искусств. Поэтому чтобы урок был интересным, захватывающим, он
должен строиться с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению – это
общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки
выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с
этапами драматургии урока: вступление (сообщение темы), завязка (постановка
проблемы), развитие (изложение материала), эмоциональная кульминация (разрешение
проблемы), заключение (рефлексия, вывод).
Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических
и
духовно-нравственных
качеств
личности.
Известно,
что
эстетическое
означает
«чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах
и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством. К сожалению,
часто ограничиваются только настроением от прослушанной музыки. И такая ситуация
приводит к поверхностному восприятию музыки, что недопустимо.
Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления
жизни,
его
эмоциональная
оценка,
следствие
сознательных
и
подсознательных
мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать,
оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В
результате содержанием музыкального произведения окажутся не
только чувства, а
общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах .
Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-
нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту
ученика.
Известно, что в общеобразовательной школе готовится подготовленный слушатель, а не
исполнитель, поэтому важно сформировать у учеников навыки активного слушания. В
основе слушания музыки заложен интонационный анализ. Музыкальная интонация –
способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического
и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Интонация – это
зерно
смысла
заложенного
композитором.
В
интонации
заложена
оценка
человеком
окружающего мира и самого себя и способ передачи этой оценки другим людям. На
основе этой мысли возникает музыкальный образ. Особая ценность музыкального образа,
в том, что он возникает в воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое
воплощение.
Процесс слушания организовывается учителем. Для понимания музыки необходимо
дослушать музыкальное произведение до конца. Это не только основа культуры
и
грамотности
слушателя,
но
и
грамотное
вдумчивое
отношение
к
музыкальному
произведению, т.к. музыкальный образ находится в движении, развиваясь, он меняется и,
собственно, именно в этом развитии образа есть особенность выражения временного
языка
музыки.
Умением
сосредотачивать
внимание
во
время
слушания
музыки
на
собственном внутреннем мире обладают далеко не все. Поэтому восприятию музыки
способствует прием – «дирижирование». Через пластическое движение ученики ярче,
эмоциональнее воспринимают музыку,
а так же этот прием позволяет проникнуть в
динамические нюансы произведения.
Актуальные приемы организации учебной деятельности на современном уроке музыки:
синквейн, музыкально-пластические движения, «перевод» (умение перенести
художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой),
театрализация, моделирование, проектная деятельность (область, вызывающая особый
интерес учащихся, подвергается углубленным исследованиям). Участие в праздниках,
концертах, конкурсах, фестивалях.
Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными
областями
(историей
и
обществознанием,
русским
языком
и
литературой,
изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает так же
возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции
основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-
творческого
потенциала
учащихся,
синтезу
обучения
и
воспитания,
реализуемому
в
проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.
В основе деятельностного подхода к обучению рекомендуются разнообразные приемы и
методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий
практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-
экскурсии, уроки – концерты.
Для развития креативности школьников я использую творческие задания как в группе
так и индивидуально.
Главной целью этих заданий является развитие таких творческих навыков ребенка,
которые бы привели к свободному оперированию музыкальными знаниями.
Распевки по системе Е. Емельянова
«Музыкальная разминка» - направлен на развитие умений интегрировать, то есть
связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию о
музыкальном произведении, о жизни композитора и т.д., логически мыслить и выделять
главное:
«Письмо» - напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём свои
впечатления от прослушанной музыки.
«Создай свой сюжет» - придумайте новый сюжет к уже известной вам музыке.
«Путешествие в мир звуков»- способствует развитию внимания и памяти обучающихся,
умению прислушаться к себе, к окружающему миру, умению «слушать» и «слышать»
музыку:
«Нарисуй музыку» - представьте, что музыка передает какое-либо состояние природы.
Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой.
Какие цвета подойдут для грустной музыки? (Холодные, неяркие). Для жизнерадостной?
(Яркие и теплые).
«Словарь эмоций» - после прослушивания музыки подберите подходящее определение
характеру произведения
«Я - поэт» - подберите или сочините сами небольшое стихотворение (четверостишие) на
прослушанную музыку.
При выполнении этих заданий дети учатся обращать внимание на оттенки своего
настроения, передавать целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными
обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими
факторами, то есть делились более глубокими внутренними переживаниями.
Для того чтобы обучающиеся наиболее тонко смогли прочувствовать образы
музыкального произведения, был использован метод пластического интонирования.
Такая работа позволила детям не только воплотить музыкальные образы, но увидеть и
почувствовать, как в процессе развития музыки меняется характер пластического жеста.
«Творческий марафон» развивает умственную гибкость учащихся. В ходе выполнения
этого задания обучающимся предлагалось построить взаимосвязи между словом, жестом и
чувством, такие задания позволяют активно развивать ассоциативное мышление. В него
включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное
фантазирование.
«В гостях у сказки» - задание выполняется группами учащихся. Сочините сказку к музыке.
Придумайте главного героя, название сказки, последовательность событий.
«Музыкальный театр» - задание выполняется группами учащихся. С помощью движений,
пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.
«Я - артист» - послушайте музыкальную пьесу. Продумайте костюм, грим, движения. С
помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите
персонажей.
Таким образом, основными условиями эффективного развития творческих способностей
детей являются:
- систематичность и последовательность;
- возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса;
- использование системно-деятельностого подхода, поисковых ситуаций на уроке, которые
реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников.
Я думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который
перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в
мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые
качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать обучающимся
возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за
этот выбор, а не давать готовое.
И в заключении хочу процитировать слова выдающегося немецкого ученого и
публициста Георга Кристофа Лихтенберга:
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения».
14 декабря 2016 г