Автор: Виноградова Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: ГБПОУ РО ПУ №64
Населённый пункт: г.Зверево Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка урока по химии
Тема: качественные реакции на катионы металлов
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 64
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ХИМИИ
ТЕМА: «КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА КАТИОНЫ МЕТАЛЛОВ»
Разработал: преподаватель химии
Виноградова Н.Ю.
2014 г.
ЦЕЛИ: предметные - определить результат реакции разных катионов
металлов с анионом –ОН;
записывать соответствующие реакции между растворами солей металлов и
гидроксидом натрия (калия);
определить качественную реакцию на анионы иода с крахмалом;
уметь пользоваться таблицей растворимости сложных веществ.
метапредметные – развитие умения работать в группе;
уметь сравнивать полученные результаты и анализировать
Уметь делать выводы на основе полученных результатов
ХОД УРОКА.
I.
Орг. момент.
II.
Целеполагание.
1.На прошлом уроке вы изучали гидроксиды металлов и вы узнали, что
большинство гидроксидов являются нерастворимыми основаниями. А
это значит, что растворы, в которых присутствуют катионы
большинства металлов в присутствии анионов -ОН образуют…. Что?
(осадок)
2.где мы можем посмотреть, какие металлы образуют осадок? (в
таблице растворимости)
3. перед вами четыре пробирки с такими растворами. Чем они
отличаются друг от друга? (цветом и характером осадка)Можно
сказать, что отличаются по качеству? (да)
В этих пробирках результат реакций, которые так и называются
-качественные реакции. Этим мы и займемся сегодня, то есть тема
нашего урока… (качественные реакции на катионы металлов)
Запишите тему.
III.
Актуализация опорных знаний.
-Что такое гидроксиды?
-Как получить гидроксид?
-Какие гидроксиды являются нерастворимыми?
-Предположите, гидроксиды каких металлов в этих пробирках?
IV. Формирование новых понятий и знаний
1. Итак, как бы вы определили, что такое качественная реакция?
(качественные реакции – с помощью которой можно определить наличие в
растворе определенного иона)
Запишите определение в тетрадь.
2. Исходя даже из определения, что вам нужно узнать о качественных
реакциях? (какой катион дает какой результат)
3. вы сейчас будете проводить разные реакции, то есть вы будете сами
работать с реактивами. В каждой группе определите, 2 аналитика, 2
теоретика и дежурного. Аналитики будут готовить растворы и проводить
качественные реакции, теоретики последовательно записывать, в какой
пробирке какой раствор и какой получится результат. А затем напишут
соответствующие реакции в те таблицы, которые получат дежурные вместе с
реактивами. Дежурному придется после работы убрать реактивы и промыть
пробирки. Но прежде, перед вами памятка –инструкция по технике
безопасности при работе с реактивами. Каждый взял ее в руки. А дежурный
первой группы читает вслух.
Запомнили, незащищенными руками не брать, не вдыхать, на вкус не
пробовать; при смешивании направлять пробирку в сторону от всех;
жидкости приливать малыми порциями.
(Расписаться в тетради)
Теперь дежурные получите наборы реактивов и инструменты для работы.
V.
Выполнение практической работы в группах.
VI.
Оглашение результатов каждой группой.
VII.
Что у меня в этой пробирке? /по порядку предложить все
растворы: меди, железа, магния, цинка и бария/
VIII.
Почему барий не дал результата? Можно назвать эту реакцию
качественной? Дополните себе, качественная реакция на
катионы бария – присутствие сульфат-анионов /показать
реакцию с серной кислотой/
IX. Закрепление полученных знаний.
1. Сейчас теоретики примут зачет у другой группы по вопросам, которые
вместе в группе составите (6-8 вопросов). А я тем временем подготовлю для
зачета цветы .
/белые бумажные пропитанные крахмалом, поместить в банку, в которую
капнуть йода; банку закрыть. Достать цветы через 3-5 минут/
2.группы задают друг другу вопросы.
3. оцените свой труд на уроке.
4. что случилось с цветами?/это тоже качественная реакция на ионы
йода с крахмалом, крахмал в присутствии йода синеет/
5. каждой группе по три пробирки; в них растворы йода, марганца и
крахмала. Определить, в какой раствор йода, а в какой марганца.
X. Рефлексия.
Кто хочет сказать, чему он научился на сегодняшнем уроке ?
XI. Итог урока.
XII.Домашнее задание
Заключительные слова преподавателя: «химия – удивительная наука, таящая
в себе множество тайн и загадок. Которые открываются только упорным и
любознательным» /Зажечь огонь без спичек – на кусочки натрия брызнуть
пероксид водорода/
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ №1 – ТАБЛИЦА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ
СТУДЕНТАМИ
КАЧЕСТЕННЫЕ РЕАКЦИ НА КАТИОНЫ МЕТАЛЛОВ
катион
металла
реагент
результат
формула реакции
Cu
Mg
Fe
Zn
Ba