Напоминание

качественные реакции на катионы металлов


Автор: Виноградова Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: ГБПОУ РО ПУ №64
Населённый пункт: г.Зверево Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка урока по химии
Тема: качественные реакции на катионы металлов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 64

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ХИМИИ

ТЕМА: «КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА КАТИОНЫ МЕТАЛЛОВ»

Разработал: преподаватель химии

Виноградова Н.Ю.

2014 г.

ЦЕЛИ: предметные - определить результат реакции разных катионов

металлов с анионом –ОН;

записывать соответствующие реакции между растворами солей металлов и

гидроксидом натрия (калия);

определить качественную реакцию на анионы иода с крахмалом;

уметь пользоваться таблицей растворимости сложных веществ.

метапредметные – развитие умения работать в группе;

уметь сравнивать полученные результаты и анализировать

Уметь делать выводы на основе полученных результатов

ХОД УРОКА.

I.

Орг. момент.

II.

Целеполагание.

1.На прошлом уроке вы изучали гидроксиды металлов и вы узнали, что

большинство гидроксидов являются нерастворимыми основаниями. А

это значит, что растворы, в которых присутствуют катионы

большинства металлов в присутствии анионов -ОН образуют…. Что?

(осадок)

2.где мы можем посмотреть, какие металлы образуют осадок? (в

таблице растворимости)

3. перед вами четыре пробирки с такими растворами. Чем они

отличаются друг от друга? (цветом и характером осадка)Можно

сказать, что отличаются по качеству? (да)

В этих пробирках результат реакций, которые так и называются

-качественные реакции. Этим мы и займемся сегодня, то есть тема

нашего урока… (качественные реакции на катионы металлов)

Запишите тему.

III.

Актуализация опорных знаний.

-Что такое гидроксиды?

-Как получить гидроксид?

-Какие гидроксиды являются нерастворимыми?

-Предположите, гидроксиды каких металлов в этих пробирках?

IV. Формирование новых понятий и знаний

1. Итак, как бы вы определили, что такое качественная реакция?

(качественные реакции – с помощью которой можно определить наличие в

растворе определенного иона)

Запишите определение в тетрадь.

2. Исходя даже из определения, что вам нужно узнать о качественных

реакциях? (какой катион дает какой результат)

3. вы сейчас будете проводить разные реакции, то есть вы будете сами

работать с реактивами. В каждой группе определите, 2 аналитика, 2

теоретика и дежурного. Аналитики будут готовить растворы и проводить

качественные реакции, теоретики последовательно записывать, в какой

пробирке какой раствор и какой получится результат. А затем напишут

соответствующие реакции в те таблицы, которые получат дежурные вместе с

реактивами. Дежурному придется после работы убрать реактивы и промыть

пробирки. Но прежде, перед вами памятка –инструкция по технике

безопасности при работе с реактивами. Каждый взял ее в руки. А дежурный

первой группы читает вслух.

Запомнили, незащищенными руками не брать, не вдыхать, на вкус не

пробовать; при смешивании направлять пробирку в сторону от всех;

жидкости приливать малыми порциями.

(Расписаться в тетради)

Теперь дежурные получите наборы реактивов и инструменты для работы.

V.

Выполнение практической работы в группах.

VI.

Оглашение результатов каждой группой.

VII.

Что у меня в этой пробирке? /по порядку предложить все

растворы: меди, железа, магния, цинка и бария/

VIII.

Почему барий не дал результата? Можно назвать эту реакцию

качественной? Дополните себе, качественная реакция на

катионы бария – присутствие сульфат-анионов /показать

реакцию с серной кислотой/

IX. Закрепление полученных знаний.

1. Сейчас теоретики примут зачет у другой группы по вопросам, которые

вместе в группе составите (6-8 вопросов). А я тем временем подготовлю для

зачета цветы .

/белые бумажные пропитанные крахмалом, поместить в банку, в которую

капнуть йода; банку закрыть. Достать цветы через 3-5 минут/

2.группы задают друг другу вопросы.

3. оцените свой труд на уроке.

4. что случилось с цветами?/это тоже качественная реакция на ионы

йода с крахмалом, крахмал в присутствии йода синеет/

5. каждой группе по три пробирки; в них растворы йода, марганца и

крахмала. Определить, в какой раствор йода, а в какой марганца.

X. Рефлексия.

Кто хочет сказать, чему он научился на сегодняшнем уроке ?

XI. Итог урока.

XII.Домашнее задание

Заключительные слова преподавателя: «химия – удивительная наука, таящая

в себе множество тайн и загадок. Которые открываются только упорным и

любознательным» /Зажечь огонь без спичек – на кусочки натрия брызнуть

пероксид водорода/

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ №1 – ТАБЛИЦА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ

СТУДЕНТАМИ

КАЧЕСТЕННЫЕ РЕАКЦИ НА КАТИОНЫ МЕТАЛЛОВ

катион

металла

реагент

результат

формула реакции

Cu

Mg

Fe

Zn

Ba



В раздел образования