Развитие слухового внимания и восприятия в системе предшкольной подготовки
Автор: Грошева Наталья Ивановна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16" Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Развитие слухового внимания и восприятия в системе предшкольной подготовки Раздел: дошкольное образование
в системе предшкольной подготовки.
Психическое развитие дошкольника тесно связано с чувственным познанием
окружающего мира. Процесс отражения его звуковых свойств и формирование звуковых
образов лежит в основе слухового восприятия, которое даёт возможность «озвучить»
происходящее, обогатить представления о свойствах предметов и явлений жизни, развить
речь.
Слуховое
восприятие
–
это
прежде
всего
средство
обеспечения
общения
и
взаимодействие между людьми. По мере развития слухового восприятия формируется
понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребёнка.
Развитие навыков слухового восприятия речи представляет собой сложный процесс,
который неразрывно связан с развитием всей познавательной деятельностью ребёнка,
накоплением их жизненного опыта, усвоением языка, формированием произношения, так
же является средством регуляции поведения ребёнка.
Если ребёнок способен вглядываться, вслушиваться в окружающий мир, настраиваться
на него, соизмерять предметы и соотносить их по форме, цвету и т.д., то его внимание
будет развиваться нормально.
Внимание – это способность человека сосредотачивать сознание, на каких либо
предметах и явлениях. Развитие внимания дошкольника связано с тем, Что возрастает его
самостоятельность, изменяется организации его жизни, он усваивает речь, новые виды
деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). Для того, чтобы совершенствовать
способности ребёнка к само регуляции своей психической активности, необходимо:
РАЗВИВАТЬ ЕГО ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ:
Мышление: учить усваивать причинно – следственные связи;
Память: учить запоминать, сохранять и воспроизводить информацию;
Восприятие: учить быстро и точно отражать окружающий мир (видеть, слышать, осязать)
Представление: учить оперировать вторичными образами, т.е. образами без наглядной
основы;
Воображение: учить создавать новые образы на базе известных.
ТРЕНИРОВАТЬ СПОСОБНОСТИ К СОСРЕДОТОЧЕНИЮ СОЗНАНИЯ:
Быстро переключаться с одного предмета на другой;
Успешно
распределять
внимание
между
малоизвестной
деятельностью
и
хорошо
знакомой;
Развивать устойчивость внимания, т.е. длительность сосредоточения сознания на одном
предмете или деятельности;
Совершенствовать объём внимания, т.е. увеличивать количество предметов, осознаваемых
одновременно.
Анализ критериев готовности ребёнка к школьному обучению показывает, что одним из
важнейших
является
овладение
фонетически
и
грамматически
правильной
речью.
Формирование
устно
речевой
готовности
дошкольников,
развитие
лексико
–
грамматического строя речи.
Проводя работу по развитию лексико – грамматического строя речи, я использовала
игровые приёмы и задания на развитие слухового внимания; на классификацию предметов
по картинкам; выделение лишнего предмета или слова; упражнения на формирования
предложно – падежных конструкций ( на умения изменять слова по родам, числам и
падежам);
на
согласование
существительных
и
числительных;
образовании
прилагательных;
игры
на
определение
величины
предмета,
вкусовых
качеств;
также
учимся образовывать ласковые слова; находить ошибки в предложениях, путаницах.
Важно помнить, что на речь влияет и развитие мелкой и общей моторики. Для этого
применяю в своей работе игры с пальчиками (пуговицы, шнуровки, счётные палочки),
динамические
паузы
(сочетание
движений
и
слов).
Тренируем
дыхание,
проводя
дыхательную
гимнастику
(тренируем
направленный
длительный
выдох,
умение
задерживать дыхание, произвольно делать выдох).
С
целью
правильного,
полноценного
движения
язычка,
губ
и
других
органов
артикуляционного аппарата, провожу артикуляционную гимнастику, которая способствует
правильному звукопроизношению.
Все эти упражнения включаются в тематическое содержание занятий. Игра помогает
делать занятия интересными, менее утомляемыми.
Работая. Над развитием слуховой памяти, внимания, позволила мне добиться наиболее
эффективных
результатов
развития
фонетического
восприятия.
Это
очень
важно,
т.к.
неумение
вслушиваться
в
речь
окружающих
часто
является
одной
из
причин
неправильного
звукопроизношения.
Развивая
навыки
слухового
восприятия
речи,
у
дошкольников
развивается
познавательная
деятельность,
формируется
произношение,
усваивается язык, накапливается жизненный опыт.
Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по развитию слухового
восприятия у детей может стать средством их умственного воспитания, способствовать
развитию
об
окружающем,
формированию
речи,
коммуникативных
способностей,
обогащению эмоциональной стороны жизни.
На
основе
развития
речи,
познавательных
процессов,
складываются
элементы
произвольности в управлении вниманием. Значительно возрастает концентрация, объём и
устойчивость.