Автор: Галактионова Татьяна Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ Тогучинского района "Березиковская средняя школа"
Населённый пункт: с.Березиково Новосибирская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Формулы сокращённого умножения
Раздел: полное образование
УРОК МАТЕМАТИКИ В 7 КЛАССЕ
ТЕМА: ФОРМУЛЫ СОКРАЩЁННОГО УМНОЖЕНИЯ
Выполнила учитель математики первой категории
МКОУ Тогучинского района «Березиковская средняя школа»
Галактионова Татьяна Владимировна
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательные: проверить уровень усвоения
учащимися темы, знания ими соответствующих
формул и правил.
2. Развивающие: углубить знания учащихся, развить
умения применять приёмы сокращенного умножения
при решении уравнений, при обнаружении и
исправлении ошибок, объяснении своих действий,
развитие творческой деятельности учащихся.
3. Воспитательные: создание условий для
включения каждого ученика в активную учебно -
познавательную деятельность, где каждый может
проявить себя, воспитание интереса к математике,
расширение кругозора, включение в урок
исторического материала.
Оборудование: раздаточный материал,
листы с критериями оценивания, смайлики
настроения, таблица – формулы
сокращённого умножения, исторический
материал (сообщения учащихся), портреты
древних математиков.
Тип урока: урок проверки, оценки и
коррекции знаний, умений и навыков
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Французский писатель 19-го столетия Анатоль Франс однажды
заметил: « Учиться можно только весело… Чтобы переваривать
знания, надо поглощать их с аппетитом» Так вот, давайте
сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем
активны, внимательны, будем поглощать знания с большим
желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Тема
нашего урока « Формулы сокращённого умножения» . Сегодня
мы проверим свои знания, рассмотрим применение формул при
упрощении выражений, скорректируем ошибки. Поставьте себе
предполагаемую оценку – какую бы вы хотели получить за урок .
Формулы сокращённого умножения имеют широкое применение
в математике, особенно в старших классах.
- Вы знаете, где их используют? (ответы учащихся).- Видите,
сколько функций позволяют выполнять эти формулы. Значит, эти
формулы надо знать хорошо.
-А почему эти формулы называют формулами сокращенного
умножения? (ответы учащихся).
УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
а) квадратом каких чисел являются
следующие числа: 81; 0,04; 36; 1; 16; 121;
625?
б) найдите значение выражения:
(40-1)(40+1)=
(30+2)(30-2)=
25
2
-1200+24
2
=
52
2
-2 ×52×50+50
2
=
41
2
-2×41×40+40
2
=
+ анаграммы : мурафло, рактдав,
невниеруа, жниераевы, жедвостот.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
а) 9; 0,2; 6; 1; 4; 11; 25
б) найдите значение выражения:
(40-1)(40+1)=1
(30+2)(30-2)=896
25
2
-1200+24
2
=1
52
2
-2 ×52×50+50
2
=4
41
2
-2×41×40+40
2
=1
+ анаграммы : формула, квадрат,
уравнение, выражение, тождество.
НАЙДИ ОШИБКУ
(2х – 1)
2
= 2х
2
– 4х +1
121 – 4 у
2
= (11 – 4у) (11+4у)
(4х+2) (2-4х) = 4 – 4х
2
9а
2
– 4в
2
= (9а – 2в) (9а + 2в)
(2в + 3а)
2
= 4в
2
+ 12ав +3а
2
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
(2х – 1)
2
= 4х
2
– 4х +1
121 – 4 у
2
= (11 – 2у) (11+2у)
(4х+2) (2-4х) = 4 – 16х
2
9а
2
– 4в
2
= (3а – 2в) (3а + 2в)
(2в + 3а)
2
= 4в
2
+ 12ав +9а
2
ФИЗМИНУТКА
Быстро встали , улыбнулись,
Выше, выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Что, ребята, отдохнули?
Думать дальше нам пора.
ЗАДАНИЕ С САМОПРОВЕРКОЙ
В следующие равенства впишите пропущенные одночлены:
1 вариант
64а
2
- ? +49в
2
= (? - ?)
? + 60ав + 100в
2
= (3а + ?)
2
(6а + ?)
2
=? + ? + 64
(? – 3)(? + 3) = а
2
– 9
47
2
- 37
2
= (47 - ?) ( ? + 37)
…………………………………………………………………………………………………….
2 вариант
49а
2
+ ? + 25в
2
= ( ? + ?)
2
? – 60ав +100в
2
= (3а + ?)
2
(5а + ?)
2
= ? + ? + 81
(1 + ?)(1 - ?) = 1 – в
2
36
2
– 26
2
= (? – 26)( 36 + ?)
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
4а
2
– 28ав +49в
2
= (2а- 7в)
9а
2
+ 60ав + 100в
2
= (3а + 10в)
2
(6а + 8)
2
=36а
2
+ 96а + 64
(а – 3)(а + 3) = а
2
– 9
47
2
- 37
2
= (47 - 37) ( 47+ 37)
…………………………………………………………………………
49а
2
+ 70ав + 25в
2
= (7а + 5в)
2
9а
2
– 60ав +100в
2
= (3а -10в)
2
(5а + 9)
2
= 25а
2
+ 90а+ 81
(1 + в)(1 - в) = 1 – в
2
36
2
– 26
2
= (36 – 26)( 36 + 26)
РАБОТА В ГРУППАХ
Преобразуйте в многочлен:
а) (у – 4)
2
;
б) (7х + а)
2
;
в) (3а +2в)(3а – 2в)
Упростите выражение:
(а – 9)
2
– (81 + 2а)
Разложите на множители:
а) х
2
– 49
б) 16х
2
– 8ху +у
2
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
повторить п.32-36 № 803 д,е; 816; 876;
Дополнительное задание №890 ж,з,и
ИТОГ УРОКА
Подведём итоги. Выведем оценки по
результатам таблицы. Сравните свой
результат с предполагаемой оценкой.
Учитель оценивает работу класса
(активность, уровень знаний, умений,
навыков, самоорганизации, прилежание)
Рефлексия поднимите вверх смайлики- с
каким настроением вы пришли на урок? А
теперь – с каким настроением вы уходите с
урока?
До свидания, дети,
спасибо за урок.