Напоминание

Особенности раобты с детьми с ОВЗ (ЗПР) на уроках географии


Автор: Омолоева Надежда Алексеевна
Должность: учитель географии, директор
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ №10 им. П. А. Пономарева
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Особенности работы с детьми ОВЗ
Тема: Особенности раобты с детьми с ОВЗ (ЗПР) на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (ЗПР) НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Омолоева Надежда Алексеевна, учитель географии,

директор МБОУ г. Иркутска СОШ №10 им. П.А. Пономарева

Одна из самых актуальных проблем школы в современное время - преодоление

школьной неуспеваемости. К сожалению, несмотря на то, что школы получают новое

оборудование,

учителя

постоянно

повышают

свою

квалификацию,

совершенствуются

содержание и методы обучения, не выходит у педагогов всех детей учить одинаково

хорошо. Почему это происходит? У детей разное умственное, речевое, а, следовательно, и

психическое

развитие.

Количество

учеников,

которые

не

могут

усвоить

учебную

программу, постоянно увеличивается. По данным научного центра здоровья детей РАМН

только 14% учеников общеобразовательных учреждений практически здоровы, 50% имеют

функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. По данным Министерства

образования РФ, около 80 % учащихся требуют особого подхода в обучении.

Дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья

"могут

реализовать

свой

потенциал

при

условии

вовремя

начатого

и

адекватно

организованного

обучения

и

воспитания - образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально

развивающимися

детьми,

так

и

особых

образовательных

потребностей,

заданных

спецификой

нарушения

психического

развития".

Среди

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья дети с задержкой психического развития составляют самую

многочисленную и разнообразную группу: около 50% неуспевающих учащихся, то есть

каждый второй неуспевающий ученик - это ребёнок с ЗПР. Дети с ЗПР достаточно хорошо

воспринимают помощь взрослых и способны переносить усвоенные способы и приёмы

умственных действий на новые, похожие задания.

По характеру поведения, особенностям

познавательной деятельности школьники с ЗПР

значительно отличаются от нормально

развивающихся сверстников и требуют

специальных коррекционных воздействий для

компенсации нарушений, организация дифференциации образования, позволяющая решать

задачи своевременной активной помощи детям со стойкими трудностями в обучении. Данная

форма

дифференциации

возможна

при

обычной

традиционной

организации

учебно-

воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов с ОВЗ

(ЗПР).

Цель организации таких классов - создание для детей с ОВЗ адекватных их

особенностям

условий обучения и воспитания.

В эти условия входят:

-определенные

организационные формы обучения; -определенные дополнения и изменения в программах

общеобразовательной школы;

-содержание

индивидуально-групповых

коррекционных

занятий, проводимых вне учебного класса; -специальная подготовка педагогических кадров

некоторые другие условия. Пребывание ребенка с трудностями в обучении в комфортном

психологическом климате с оптимальной наполняемостью от 9 до 12 человек позволяет

учителям реализовать принцип индивидуализации обучения. Так в нашей школе классы для

детей с ОВЗ мы создаем с 5класса после прохождения ими ПМПК.

ЗПР-особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития

ребенка.

Она

может

быть

вызвана

различными

причинами:

дефектами

конституции

ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС. У детей с

З П Р отмечаются

сниженная

работоспособность,

психомоторная

расторможенность,

возбудимость,

гиперактивность,

импульсивность,

а

также

тревоги,

агрессии.

Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и

замедлением

переработки

информации.

У

них

беден

и

узок

круг

представлений

об

окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не

расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на

содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь

продуктивной. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности,

различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при

усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие.

Внимание

характеризуется

неустойчивостью,

память

ограничена

в

объеме

и

непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-

образное

и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения речевых

функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ

рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.

Детей с ЗПР

нередко относят к олигофренам. В отличие от олигофрении, при которой наблюдается

устойчивое

общее

недоразвитие

психики,

у

детей

с

ЗПР

недоразвитие

высших

психических функций носит временный и замедленный темп развития. Иногда детей с ЗПР

относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено

только причинами социального характера. Специалистам учреждения, которое посещает

ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР

позволит

избежать

дальнейших

нарушений

и откроет больше возможностей для его

развития.

«Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала

обучения»,-писал

В.А.Сухомлинский.

Познавательная

потребность

тесно

связана

с

радостью, удовольствием. Но связь между интеллектуальной деятельностью и эмоцией

радости иногда разрушается, причем очень рано.

Отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив,

приятные

переживания,

связанные

с

похвалой

учителя,

признанием

коллектива,

пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться,

интерес к работе. Успех - важнейший стимул. Впечатление от него так велико, что может

поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению. Иногда ситуацию

успеха надо создать, опираясь на какую-то маленькую победу ребенка, чтобы поднять его в

его собственных глазах, повысить его самооценку.

Поддержать познавательный интерес на уроках мне помогают игровые моменты, но с

условием, что это не просто развлечение, а обучающие, развивающие дидактические игры,

которые непосредственно связаны с темой урока.

Известно, что использование на уроках географии познавательных игр позволяет

разнообразить формы учебно- воспитательного процесса, способствует формированию у

учащихся интереса к изучению предмета, развивает их мышление и память, внимание и

умение

действовать

коллективно,

либо

индивидуально

с

осознанием

личной

ответственности, что развивает у учащихся самостоятельность в обучении и является

подготовкой к самообразованию.

Выбор вида игр определяется возрастом детей, их подготовленностью по учебному

материалу, степенью овладению общеучебными и специальными умениями и навыками.

Известно,

что

в

играх

детей

проявляется

воображение,

сообразительность,

наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логически рассуждать. В коллективной

игре почти всегда есть элемент соревнования (кто быстрее, правильнее ответит, кто больше

знат) , а значит есть и усилие воли, настойчивость, внимание.

«В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли

«/А.С.Макаренко/.

В познавательной географической игре закрепляется умение применять получены

заранее знания, навыки, пользоваться справочной и другой литературой. А главное в

процессе

игры

школьники

получают

знания,

испытывая

при

этом

удовольствие.

Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изученного материала, влияют

на

развитие

личности

ребенка

в

целом.

Вот

почему

игра

может

стать

средством

всестороннего развития школьника, его способностей.

Но при этом нельзя забывать, что игра всегда «свободна». Следовательно, от учителя

требуется терпение, такт, умение и знание в организации и руководстве игрой. Иначе

результаты ее будут противоположны ожидаемых.

В частности, нельзя вводить сразу трудные игры, а надо начинать с более легких.

Если ученик

не

умеет

«путешествие»

по

карте

и

увидеть,

мимо

каких

островов

и

полуостровов он

«плавает»,

ему

еще

рано

играть

в

путешествия

с

описанием

географических объектов и с привлечением дополнительной литературы. Пренебрегать

дидактическим принципом «от простого - к сложному, через известное - к неизвестному»

нельзя.

Очень важно умело ввести детей в игру, а не навязывать ее. Ребята довольно рано

друг от друга узнают игру «Геоцепочка», часто играют в нее. Следует познакомить их и с

игрой «На реке ... город .. (Один из учащихся называет реку, другой сообщает какой город

стоит на реке, называет следующему другую реку ... и т. д. ) «Георг. Чемпионы»,

Самый,

самый» и др. (Для детей с ЗПР разрешаю пользоваться во время игры картой и др.

дополнительными источниками).

Цель географических игр- прежде всего учебная: закреплять навыки чтения карты,

умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию,

вызвать интерес к предмету, желание еще больше познать.

Применение игры на уроке очень разнообразно, ее можно организовать и в начале

урока для активизации внимания учащихся, и в конце его для закрепления изученного

материала и снятия напряжения после сложной классной работы.

Учителя

знают,

что

одной

из

сложнейших

тем

для

объяснения

является

тема

«Климат». Твердо усвоить особенности климата помогают многочисленные упражнения,

которые

удобно

проводить

в

виде

занимательных

заданий.

Например,

задание

«Где

выпадает столько осадков?» - кружочки с цифрами средне январской температурой надо

укрепить с помощью булавочки на одно из нескольких мест на карте, указанных учителем.

Ребята с удовольствием играют в игру «Слова в словах». Учитель пишет на доске

географическое название, например «Караганда». Из слова, с помощью имеющихся букв в

нем, нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы,

которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только раз (Канада,

Ангара, Анкара, Гана, Карадаг).

Ребята очень любят географические задачи, загадки и головоломки. Например,

переставьте буквы в этих словах так, чтобы получились названия городов: игра - Рига,

варан, - Нарва, остров - Ростов и т.д. Или «Выпишите в клеточки недостающие буквы, чтобы

получилось название обл. города, носящего имя мужчины.(Владимир) .Какая земля никогда

не старится? (Новая Земля).

«Крыша мира» Где она находится?

(«Памир» в переводе на русский язык

означает» Крыша мира»). Уроки обобщающего повторения проходят более интересно,

когда

применяются

элементы игры.

С

этой

целью

после

изучения

больших

тем,

я

предлагаю учащимся решение кроссвордов. Работу эту ребята любят, делают ее с большим

удовольствием. Как правило на таких уроках можно самому себе поставить оценку- чему

и как научил детей.

Ежегодно в конце 2 четверти провожу неделю ГЕОГРАФИИ, где использую форму

занимательности-

КВН.

Готовятся

ребята

заранее:

выбирают

участников

команд,

капитанов, придумывают названия командам, эмблемы, приветствия, шуточные подарки

соперникам, жюри. Ребята с удовольствием принимают участие в КВНе, но к такому

мероприятию нужно готовиться очень долго и ненавязчиво (и на прогулке, и в часы

досуга). Чтобы

повысить

качество

обучения,

важно

так

организовать

деятельность

учащихся на уроке, чтобы превратить их из пассивных слушателей в пытливых искателей

знаний. Например, по Австралии можно совершить заочную экспедицию. Это интересная

форма изучения материала требует от учителя и учащихся серьезной подготовительной

работы. На дом предлагается подумать о том, что можно сделать для спасения уникальной

природы Австралии. Такая организация работы уч-ся вызывает у них интерес к новому

материалу,

способствует

его

более

прочному

усвоению,

развивает

навыки

самообразования. Учитель дает возможность ознакомить их с некоторыми профессиями,

сделать урок более увлекательным.

На экскурсиях в природу, на прогулках, школьных переменах можно использовать

подвижные географические игры, например, игра «Раз, два, три!» Участники игры берутся

за руки и образуют круг. Начиная движения по часовой стрелке, они произносят слова:

«Раз, два, три!» (3 раза) Море назови!». При последних словах все останавливаются и

начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит более 3

сек., то он выбывает из игры. Игра со словам : «1,2,3! Остров (горы, реки, город) назови!»

продолжается, пока не останется минимум количества участников.

Сложнее сделать урок интересным в 9 классе . Школьная практика показывает, что

большое значение в привлечении внимания уч-ся к урокам экономической географии имеет

занимательность, которая побуждает к активности на уроках. Ее целью должна быть не

развлекательность,

а

пробуждение

мысли,

рассуждений.

Занимательность

увлекает

школьников на раскрытие сущности географического объекта. Для этого я применяю

занимательные вопросы. Например, на каких трех китах держится экономика Центрального

района? (машиностроение, химическая, текстильная промышленность).

Значение всех видов занимательности, используемой на уроках, очень велико в

формировании интереса к предмету. И учителю нельзя недооценивать их роль. Используя

различные формы ее, учитель достигает главной цели в работе - его ученики будут лучше

знать и любить географию.

По мере возможности стараюсь детей с ЗПР привлекать к участию во внеклассных и

внешкольных мероприятиях (готовим танцевальные номера, декорации ит.д.). При этом

стараюсь привлечь родителей, своих коллег. Именно внеклассная работа предоставляет

огромные возможности для сплочения коллектива детей и родителей, для создания в

классе такой среды, которая способствует тому, чтобы дети шли в школу с желанием.

Различные экскурсии, походы помогают воспитанию любознательности у моих учеников.

Доброй традицией стали праздники и огоньки, которые мы проводим 1-2 раза в четверть.

Стараюсь,

чтобы

такие

праздники

были

не

просто

развлечением,

а

давали

детям

и

взрослым возможность узнать что-то новое, проявить себя, показать свои знания. Иногда

привлекаю в наши тематические праздники ребят младшего возраста, это делает моих ребят

более уверенными, ответственными, «старшими».

А в заключении хочется сказать, что никакие формы и методы не дадут положительных

результатов, если нет добрых отношений между учителем и детьми. Доброжелательность,

терпение - вот что необходимо прежде всего, особенно в классах для детей с ОВЗ (ЗПР)

Говорят : «Тяжело в учении - легко в бою». Но это правило для солдат, а не для детей.

Детям с ЗПР трудно дается учеба, надо всеми силами постараться облегчить ее, чтобы ребятам

нравилось в школе. Чем радостнее будет их учение, тем лучше будет их жизнь.

Работая с детьми, а особенно с детьми с ЗПР, нужно помнить несколько святых правил:

ЕСЛИ ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

ЕСЛИ ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

ЕСЛИ ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

ЕСЛИ ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

ЕСЛИ ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

ЕСЛИ ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

ЕСЛИ ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

ЕСЛИ ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

ЕСЛИ ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

ЕСЛИ ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Е.В.Шамарина «Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых

занятий в классе коррекционно-развивающего обучения» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003

2 Власова Т.А. и др. «Обучение детей с ЗПР - М.:Просвещение, 2003

3 В.Г.Суслов «Теория и практика коррекционно-развивающего обучения географии в

школе. - С-Пб: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена,2005

4В.Г.Суслов «Развивающие упражнения на уроках географии - М.:АСТ Астрель,2004

5 Дубанов И.С. «Игры на уроках географии.- Чебоксары: «Клио», 1999



В раздел образования