Автор: Омолоева Надежда Алексеевна
Должность: учитель географии, директор
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ №10 им. П. А. Пономарева
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Особенности работы с детьми ОВЗ
Тема: Особенности раобты с детьми с ОВЗ (ЗПР) на уроках географии
Раздел: среднее образование
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (ЗПР) НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Омолоева Надежда Алексеевна, учитель географии,
директор МБОУ г. Иркутска СОШ №10 им. П.А. Пономарева
Одна из самых актуальных проблем школы в современное время - преодоление
школьной неуспеваемости. К сожалению, несмотря на то, что школы получают новое
оборудование,
учителя
постоянно
повышают
свою
квалификацию,
совершенствуются
содержание и методы обучения, не выходит у педагогов всех детей учить одинаково
хорошо. Почему это происходит? У детей разное умственное, речевое, а, следовательно, и
психическое
развитие.
Количество
учеников,
которые
не
могут
усвоить
учебную
программу, постоянно увеличивается. По данным научного центра здоровья детей РАМН
только 14% учеников общеобразовательных учреждений практически здоровы, 50% имеют
функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. По данным Министерства
образования РФ, около 80 % учащихся требуют особого подхода в обучении.
Дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья
"могут
реализовать
свой
потенциал
при
условии
вовремя
начатого
и
адекватно
организованного
обучения
и
воспитания - образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально
развивающимися
детьми,
так
и
особых
образовательных
потребностей,
заданных
спецификой
нарушения
психического
развития".
Среди
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья дети с задержкой психического развития составляют самую
многочисленную и разнообразную группу: около 50% неуспевающих учащихся, то есть
каждый второй неуспевающий ученик - это ребёнок с ЗПР. Дети с ЗПР достаточно хорошо
воспринимают помощь взрослых и способны переносить усвоенные способы и приёмы
умственных действий на новые, похожие задания.
По характеру поведения, особенностям
познавательной деятельности школьники с ЗПР
значительно отличаются от нормально
развивающихся сверстников и требуют
специальных коррекционных воздействий для
компенсации нарушений, организация дифференциации образования, позволяющая решать
задачи своевременной активной помощи детям со стойкими трудностями в обучении. Данная
форма
дифференциации
возможна
при
обычной
традиционной
организации
учебно-
воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов с ОВЗ
(ЗПР).
Цель организации таких классов - создание для детей с ОВЗ адекватных их
особенностям
условий обучения и воспитания.
В эти условия входят:
-определенные
организационные формы обучения; -определенные дополнения и изменения в программах
общеобразовательной школы;
-содержание
индивидуально-групповых
коррекционных
занятий, проводимых вне учебного класса; -специальная подготовка педагогических кадров
некоторые другие условия. Пребывание ребенка с трудностями в обучении в комфортном
психологическом климате с оптимальной наполняемостью от 9 до 12 человек позволяет
учителям реализовать принцип индивидуализации обучения. Так в нашей школе классы для
детей с ОВЗ мы создаем с 5класса после прохождения ими ПМПК.
ЗПР-особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития
ребенка.
Она
может
быть
вызвана
различными
причинами:
дефектами
конституции
ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС. У детей с
З П Р отмечаются
сниженная
работоспособность,
психомоторная
расторможенность,
возбудимость,
гиперактивность,
импульсивность,
а
также
тревоги,
агрессии.
Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и
замедлением
переработки
информации.
У
них
беден
и
узок
круг
представлений
об
окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не
расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на
содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь
продуктивной. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности,
различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при
усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие.
Внимание
характеризуется
неустойчивостью,
память
ограничена
в
объеме
и
непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-
образное
и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения речевых
функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ
рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.
Детей с ЗПР
нередко относят к олигофренам. В отличие от олигофрении, при которой наблюдается
устойчивое
общее
недоразвитие
психики,
у
детей
с
ЗПР
недоразвитие
высших
психических функций носит временный и замедленный темп развития. Иногда детей с ЗПР
относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено
только причинами социального характера. Специалистам учреждения, которое посещает
ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР
позволит
избежать
дальнейших
нарушений
и откроет больше возможностей для его
развития.
«Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала
обучения»,-писал
В.А.Сухомлинский.
Познавательная
потребность
тесно
связана
с
радостью, удовольствием. Но связь между интеллектуальной деятельностью и эмоцией
радости иногда разрушается, причем очень рано.
Отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив,
приятные
переживания,
связанные
с
похвалой
учителя,
признанием
коллектива,
пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться,
интерес к работе. Успех - важнейший стимул. Впечатление от него так велико, что может
поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению. Иногда ситуацию
успеха надо создать, опираясь на какую-то маленькую победу ребенка, чтобы поднять его в
его собственных глазах, повысить его самооценку.
Поддержать познавательный интерес на уроках мне помогают игровые моменты, но с
условием, что это не просто развлечение, а обучающие, развивающие дидактические игры,
которые непосредственно связаны с темой урока.
Известно, что использование на уроках географии познавательных игр позволяет
разнообразить формы учебно- воспитательного процесса, способствует формированию у
учащихся интереса к изучению предмета, развивает их мышление и память, внимание и
умение
действовать
коллективно,
либо
индивидуально
с
осознанием
личной
ответственности, что развивает у учащихся самостоятельность в обучении и является
подготовкой к самообразованию.
Выбор вида игр определяется возрастом детей, их подготовленностью по учебному
материалу, степенью овладению общеучебными и специальными умениями и навыками.
Известно,
что
в
играх
детей
проявляется
воображение,
сообразительность,
наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логически рассуждать. В коллективной
игре почти всегда есть элемент соревнования (кто быстрее, правильнее ответит, кто больше
знат) , а значит есть и усилие воли, настойчивость, внимание.
«В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли
«/А.С.Макаренко/.
В познавательной географической игре закрепляется умение применять получены
заранее знания, навыки, пользоваться справочной и другой литературой. А главное в
процессе
игры
школьники
получают
знания,
испытывая
при
этом
удовольствие.
Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изученного материала, влияют
на
развитие
личности
ребенка
в
целом.
Вот
почему
игра
может
стать
средством
всестороннего развития школьника, его способностей.
Но при этом нельзя забывать, что игра всегда «свободна». Следовательно, от учителя
требуется терпение, такт, умение и знание в организации и руководстве игрой. Иначе
результаты ее будут противоположны ожидаемых.
В частности, нельзя вводить сразу трудные игры, а надо начинать с более легких.
Если ученик
не
умеет
«путешествие»
по
карте
и
увидеть,
мимо
каких
островов
и
полуостровов он
«плавает»,
ему
еще
рано
играть
в
путешествия
с
описанием
географических объектов и с привлечением дополнительной литературы. Пренебрегать
дидактическим принципом «от простого - к сложному, через известное - к неизвестному»
нельзя.
Очень важно умело ввести детей в игру, а не навязывать ее. Ребята довольно рано
друг от друга узнают игру «Геоцепочка», часто играют в нее. Следует познакомить их и с
игрой «На реке ... город .. (Один из учащихся называет реку, другой сообщает какой город
стоит на реке, называет следующему другую реку ... и т. д. ) «Георг. Чемпионы»,
Самый,
самый» и др. (Для детей с ЗПР разрешаю пользоваться во время игры картой и др.
дополнительными источниками).
Цель географических игр- прежде всего учебная: закреплять навыки чтения карты,
умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию,
вызвать интерес к предмету, желание еще больше познать.
Применение игры на уроке очень разнообразно, ее можно организовать и в начале
урока для активизации внимания учащихся, и в конце его для закрепления изученного
материала и снятия напряжения после сложной классной работы.
Учителя
знают,
что
одной
из
сложнейших
тем
для
объяснения
является
тема
«Климат». Твердо усвоить особенности климата помогают многочисленные упражнения,
которые
удобно
проводить
в
виде
занимательных
заданий.
Например,
задание
«Где
выпадает столько осадков?» - кружочки с цифрами средне январской температурой надо
укрепить с помощью булавочки на одно из нескольких мест на карте, указанных учителем.
Ребята с удовольствием играют в игру «Слова в словах». Учитель пишет на доске
географическое название, например «Караганда». Из слова, с помощью имеющихся букв в
нем, нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы,
которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только раз (Канада,
Ангара, Анкара, Гана, Карадаг).
Ребята очень любят географические задачи, загадки и головоломки. Например,
переставьте буквы в этих словах так, чтобы получились названия городов: игра - Рига,
варан, - Нарва, остров - Ростов и т.д. Или «Выпишите в клеточки недостающие буквы, чтобы
получилось название обл. города, носящего имя мужчины.(Владимир) .Какая земля никогда
не старится? (Новая Земля).
«Крыша мира» Где она находится?
(«Памир» в переводе на русский язык
означает» Крыша мира»). Уроки обобщающего повторения проходят более интересно,
когда
применяются
элементы игры.
С
этой
целью
после
изучения
больших
тем,
я
предлагаю учащимся решение кроссвордов. Работу эту ребята любят, делают ее с большим
удовольствием. Как правило на таких уроках можно самому себе поставить оценку- чему
и как научил детей.
Ежегодно в конце 2 четверти провожу неделю ГЕОГРАФИИ, где использую форму
занимательности-
КВН.
Готовятся
ребята
заранее:
выбирают
участников
команд,
капитанов, придумывают названия командам, эмблемы, приветствия, шуточные подарки
соперникам, жюри. Ребята с удовольствием принимают участие в КВНе, но к такому
мероприятию нужно готовиться очень долго и ненавязчиво (и на прогулке, и в часы
досуга). Чтобы
повысить
качество
обучения,
важно
так
организовать
деятельность
учащихся на уроке, чтобы превратить их из пассивных слушателей в пытливых искателей
знаний. Например, по Австралии можно совершить заочную экспедицию. Это интересная
форма изучения материала требует от учителя и учащихся серьезной подготовительной
работы. На дом предлагается подумать о том, что можно сделать для спасения уникальной
природы Австралии. Такая организация работы уч-ся вызывает у них интерес к новому
материалу,
способствует
его
более
прочному
усвоению,
развивает
навыки
самообразования. Учитель дает возможность ознакомить их с некоторыми профессиями,
сделать урок более увлекательным.
На экскурсиях в природу, на прогулках, школьных переменах можно использовать
подвижные географические игры, например, игра «Раз, два, три!» Участники игры берутся
за руки и образуют круг. Начиная движения по часовой стрелке, они произносят слова:
«Раз, два, три!» (3 раза) Море назови!». При последних словах все останавливаются и
начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит более 3
сек., то он выбывает из игры. Игра со словам : «1,2,3! Остров (горы, реки, город) назови!»
продолжается, пока не останется минимум количества участников.
Сложнее сделать урок интересным в 9 классе . Школьная практика показывает, что
большое значение в привлечении внимания уч-ся к урокам экономической географии имеет
занимательность, которая побуждает к активности на уроках. Ее целью должна быть не
развлекательность,
а
пробуждение
мысли,
рассуждений.
Занимательность
увлекает
школьников на раскрытие сущности географического объекта. Для этого я применяю
занимательные вопросы. Например, на каких трех китах держится экономика Центрального
района? (машиностроение, химическая, текстильная промышленность).
Значение всех видов занимательности, используемой на уроках, очень велико в
формировании интереса к предмету. И учителю нельзя недооценивать их роль. Используя
различные формы ее, учитель достигает главной цели в работе - его ученики будут лучше
знать и любить географию.
По мере возможности стараюсь детей с ЗПР привлекать к участию во внеклассных и
внешкольных мероприятиях (готовим танцевальные номера, декорации ит.д.). При этом
стараюсь привлечь родителей, своих коллег. Именно внеклассная работа предоставляет
огромные возможности для сплочения коллектива детей и родителей, для создания в
классе такой среды, которая способствует тому, чтобы дети шли в школу с желанием.
Различные экскурсии, походы помогают воспитанию любознательности у моих учеников.
Доброй традицией стали праздники и огоньки, которые мы проводим 1-2 раза в четверть.
Стараюсь,
чтобы
такие
праздники
были
не
просто
развлечением,
а
давали
детям
и
взрослым возможность узнать что-то новое, проявить себя, показать свои знания. Иногда
привлекаю в наши тематические праздники ребят младшего возраста, это делает моих ребят
более уверенными, ответственными, «старшими».
А в заключении хочется сказать, что никакие формы и методы не дадут положительных
результатов, если нет добрых отношений между учителем и детьми. Доброжелательность,
терпение - вот что необходимо прежде всего, особенно в классах для детей с ОВЗ (ЗПР)
Говорят : «Тяжело в учении - легко в бою». Но это правило для солдат, а не для детей.
Детям с ЗПР трудно дается учеба, надо всеми силами постараться облегчить ее, чтобы ребятам
нравилось в школе. Чем радостнее будет их учение, тем лучше будет их жизнь.
Работая с детьми, а особенно с детьми с ЗПР, нужно помнить несколько святых правил:
ЕСЛИ ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
ЕСЛИ ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
ЕСЛИ ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
ЕСЛИ ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
ЕСЛИ ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
ЕСЛИ ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
ЕСЛИ ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
ЕСЛИ ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
ЕСЛИ ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
ЕСЛИ ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Е.В.Шамарина «Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых
занятий в классе коррекционно-развивающего обучения» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003
2 Власова Т.А. и др. «Обучение детей с ЗПР - М.:Просвещение, 2003
3 В.Г.Суслов «Теория и практика коррекционно-развивающего обучения географии в
школе. - С-Пб: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена,2005
4В.Г.Суслов «Развивающие упражнения на уроках географии - М.:АСТ Астрель,2004
5 Дубанов И.С. «Игры на уроках географии.- Чебоксары: «Клио», 1999