Напоминание

"Использование опорных схем на уроках русского языка"


Автор: Мельникова Евгения Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Гайворонский филиал МБОУ "СОШ №8" с.Спасское
Населённый пункт: Приморский край, Спасский район,с.Гайворон
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование опорных схем на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Использование опорных схем на уроках русского языка

Нет ни одного педагога, который не столкнулся бы с проблемой того, чтобы

включить в работу на уроке всех учащихся класса или же большинство из них. И

меня тоже волнует данный вопрос, так как основная задача учителя-предметника –

это заинтересовать ребенка, привить интерес к своему предмету, что положительно

скажется на результатах обучения. В настоящее время преподаю русский язык и

литературу в сельской школе, уровень подготовки учащихся низкий, но требования

на выпускных экзаменах ко всем одинаковые, поэтому применение технологий,

помогающих освоить такой сложный предмет, как русский язык- это важный

момент в моей работе. Как же построить урок, организовать работу так, чтобы

добиться положительного результата? Для этого пришлось пересмотреть методы и

формы преподавания своего предмета. За годы, проработанные в школе, я обратила

внимание на то, что большинство слабых учеников запоминают материал, который

представлен наглядно, поэтому, преподавая свой предмет, использую в работе

методику Ю.С.Меженко. Его методика заключается в том, что материал

группируется в блоки, учебная информация кодируется, что представляет

возможность увеличить объём изучаемого материала на уроке без перегрузки

учащихся. Это позволяет активизировать деятельность учеников на уроке, легче и

прочнее усвоить в каждой теме теоретический материал.

Изучение теоретического материала происходит с помощью опорных схем. Ученик

способен восстановить в памяти ранее полученную информацию. Переосмыслив

некоторые моменты данной технологии, я пришла к выводам, что она отвечает

современным требованиям преподавания русского языка:

• Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация

к предмету.

• Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее

усвоенной.

• Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.

• Повышение интереса к изучаемому материалу.

Использование опорных схем на уроках требует активной мыслительной

деятельности учащихся. Они должны воспринять материал, соотнести с изученным

ранее, суметь выделить главное и представить всё это в краткой схеме, которая

облегчает восприятие темы и её понимание.

Каждый человек обладает, в той или иной степени, тремя видами памяти: слуховая,

зрительная, двигательная. Если в процессе обучения задействовать

целенаправленно все виды памяти, то уровень усвоения материала повысится. При

объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и

слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на

установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных

конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная

(моторная) память.

Для меня лично ценность технологии заключается ещё и в следующем:

- лаконичность;

- структурность

- удобство восприятия и воспроизведения

Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия,

знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и

повторении учебного материала.

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном

участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они

уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной

лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные

ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.



В раздел образования