Автор: Мельникова Евгения Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Гайворонский филиал МБОУ "СОШ №8" с.Спасское
Населённый пункт: Приморский край, Спасский район,с.Гайворон
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование опорных схем на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование
Использование опорных схем на уроках русского языка
Нет ни одного педагога, который не столкнулся бы с проблемой того, чтобы
включить в работу на уроке всех учащихся класса или же большинство из них. И
меня тоже волнует данный вопрос, так как основная задача учителя-предметника –
это заинтересовать ребенка, привить интерес к своему предмету, что положительно
скажется на результатах обучения. В настоящее время преподаю русский язык и
литературу в сельской школе, уровень подготовки учащихся низкий, но требования
на выпускных экзаменах ко всем одинаковые, поэтому применение технологий,
помогающих освоить такой сложный предмет, как русский язык- это важный
момент в моей работе. Как же построить урок, организовать работу так, чтобы
добиться положительного результата? Для этого пришлось пересмотреть методы и
формы преподавания своего предмета. За годы, проработанные в школе, я обратила
внимание на то, что большинство слабых учеников запоминают материал, который
представлен наглядно, поэтому, преподавая свой предмет, использую в работе
методику Ю.С.Меженко. Его методика заключается в том, что материал
группируется в блоки, учебная информация кодируется, что представляет
возможность увеличить объём изучаемого материала на уроке без перегрузки
учащихся. Это позволяет активизировать деятельность учеников на уроке, легче и
прочнее усвоить в каждой теме теоретический материал.
Изучение теоретического материала происходит с помощью опорных схем. Ученик
способен восстановить в памяти ранее полученную информацию. Переосмыслив
некоторые моменты данной технологии, я пришла к выводам, что она отвечает
современным требованиям преподавания русского языка:
• Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация
к предмету.
• Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее
усвоенной.
• Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
• Повышение интереса к изучаемому материалу.
Использование опорных схем на уроках требует активной мыслительной
деятельности учащихся. Они должны воспринять материал, соотнести с изученным
ранее, суметь выделить главное и представить всё это в краткой схеме, которая
облегчает восприятие темы и её понимание.
Каждый человек обладает, в той или иной степени, тремя видами памяти: слуховая,
зрительная, двигательная. Если в процессе обучения задействовать
целенаправленно все виды памяти, то уровень усвоения материала повысится. При
объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и
слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на
установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных
конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная
(моторная) память.
Для меня лично ценность технологии заключается ещё и в следующем:
- лаконичность;
- структурность
- удобство восприятия и воспроизведения
Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия,
знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и
повторении учебного материала.
Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном
участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они
уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной
лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные
ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.