"Методическая рекомендация по формированию мотивации у дошкольников"
Автор: Яковенко Оксана Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Росинка" Населённый пункт: ЯНАО, г.Надым Наименование материала: Статья Тема: "Методическая рекомендация по формированию мотивации у дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Методическая рекомендация по формированию мотивации у дошкольников.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Прежде всего, хочу напомнить
о том, что же такое мотивация, мотив. Мотивы -
внутренние
силы,
которые
связаны
с
потребностями
личности
и
побуждают
ее
к
определенной деятельности. Мотивы - это осознанные, осмысленные и прочувствованные
потребности
Практика
показывает,
что
многие
дети,
приходя
в
школу,
имеют
низкую
мотивационную
составляющую
(мотив
действий).
Задача
педагогов-дошкольников
смотивировать
каждого
ребенка,
привить
заинтересованность
к
овладению
ребенком
любого вида деятельности, независимо от интересов и пристрастий.
Каждый дошкольник
—
маленький
исследователь,
с
радостью
и
удивлением
открывающий
для
себя
окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому
стремлению
угаснуть,
способствовать
его
дальнейшему
развитию.
Чем
полнее
и
разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его
природе, тем успешнее идет его развитие.
Н а м
н е о бход и м о
« н ау ч и т ь
р е б е н к а
у ч и т ь с я » .
Б е с с п о р н о ,
только когда есть мотивация, ученик работает качественно и осмысленно. Но зачастую
эмоции
управляют
поведением
ребенка.
Научить
его
контролировать
свои
эмоции,
подчинять свои интересы интересам окружающих, научить получать удовольствие от
самого процесса постижения знаний, радоваться успехам от положительных результатов и
достойно переносить возможные неудачи, научить быть успешными уверенными в своих
силах – вот
то составляющие (фундамент), которые лежат в основе мотивационной
готовности
ребенка
к
школе.
У
детей
происходит
естественное
вызревание
таких
перспективных
новообразований,
как
стремление
к
новой
социальной
позиции,
становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов,
широкой
коммуникации,
логическому
мышлению,
самоконтролю,
творческому
воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в
новые условия систематического школьного обучения.
Итак, мотивированные дети – это самостоятельные, успешные дети.
Важно формировать мотивацию у ребенка еще до периода школьной предподготовки.
Я расскажу об этом на примере программы «Детский сад - дом радости» Н. М.
Крыловой, которая предлагает педагогам следующее:
- организовать такую предметно-развивающую и эмоционально-благополучную среду,
которая бы несла информационную функцию, обеспечивающую базу личностной
культуры и поле выбора самостоятельной деятельности ребенка-дошкольника,
"зажигающую искру познания", вызывающую эмоциональную реакцию,
способствующую заинтересовать, увлечь и реализовать познавательные потребности
ребенка.
Особое место в развивающей среде старших дошкольников занимает книга, как один из
главных мотиваторов на учебную деятельность. Наступает момент, когда педагог дает
детям понять, что он не может знать все, и все книги перечитаны, и детьми получены все
знания, которыми владеет воспитатель, тем самым подводит детей к тому, что учитель в
школе знает больше, и он расскажет и научит новому, неизвестному.
- моделировать ситуацию успеха у детей, путем постановки ребенка в позицию учителя, в
которой
ученик
-
персонаж,
а
воспитатель
наполняет
смыслом
новую
для
ребенка
познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на
решение задачи.
Н.М.Крылова
рекомендует
рассматривать
алгоритм
любой
деятельности
(ее
планирование) и выполнение ее на уровне самостоятельности в виде лесенки из пяти
ступеней, где:
1 ступенька – задумка, цель деятельности
2 ступенька – материал для предполагаемой деятельности
3 ступенька – материалы и инструменты, необходимые для этой деятельности
4 ступенька – ход деятельности (выполнение по порядку)
5
ступенька
–
результат,
совпадающий
с
задумкой
(главное
условие
выполняемой
деятельности)
Важно наглядно показать, что результат может не совпадать с задумкой только при
одном условии, если неверно выполнен один из компонентов лесенки.
- педагогу необходимо занять такую позицию, в которой собственная активность детей, их
знания и умения, усвоенные с помощью взрослого на уровне самостоятельности стали
достоянием самого ребенка, и он действовал бы сними как со своими собственными,
доводя их до уровня творчества.
В формировании у дошкольника мотивов к обучению в школе решающую роль играет
семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и
познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.
Повышение учебной мотивации дошкольников – совместная задача педагогов и
родителей. Надо ли говорить, что в идеале действовать в этом направлении они должны
сообща и согласованно.
Уважаемые коллеги!
Я предлагаю Вам принять участие в
игре, направленной
на развитие словесного
творчества детей с целью создания ситуации успеха у каждого ребенка.
Ход игры:
Я начну фразу, а Вы продолжите ее в рифму, и таким образом у нас получится большое
стихотворное произведение.
И не беда, что не всегда получается рифма, главное желание.
Готовы?
«Весна-весна, как воздух чист».......
Чудесное получилось стихотворение!
Те, у кого ленточки выходите сюда, для вас я приготовила особое задание. Я загадаю вам
загадки:………………….
(Игроки отгадывают загадки и отдают ленточки).
Итак, все справились. Замечательно. На этом простой игре мы убедились, как можно
создать ситуацию успешности каждому ребенку, подбирая задания в соответствии с его
возможностями.
Почувствовав
уверенность
в
себе,
у
ребенка
появится
желание
и
потребность
побывать
еще
раз
в
ситуации
победителя.
Это
послужит
мотивом
для
дальнейшего стремления к приобретению знаний, умений.
Тематика упражнений разнообразна: описание предмета, закрепление лексической темы,
рассказывание стихотворения по очереди.
Загадки в данной ситуации используются для реализации принципа минимакса, а
именно
соответствие
уровня
сложности
заданий
возможностям
детей,
учет
индивидуальных особенностей детей при подборе содержания, форм поддержки и
стимулирования поисковой и творческой деятельности.