"Возможности патриотического воспитания в формировании начал ключевой социальной компетентности"
Автор: Романычева Любовь Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №12 "Ёлочка" Населённый пункт: город Валдай, Новгородская область Наименование материала: статья Тема: "Возможности патриотического воспитания в формировании начал ключевой социальной компетентности" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Возможности патриотического воспитания в формировании начал
ключевой специальной компетентности.»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из
основных задач дошкольного образования. В решении этой задачи, сегодня
важная роль должна быть отведена дошкольному учреждению, так как
именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные
качества ребёнка. В связи с этим, перед коллективом педагогов современного
дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у
детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою родину через
построение оптимальной педагогической системы, направленной на
формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников. В нашем
детском саду сложилась своя система по патриотическому воспитанию
дошкольников. Одним из направлений этой работы является тесная
взаимосвязь с дедушками и бабушками, как с представителями старшего
поколения, в жизненном опыте которого ещё сохранились воспоминания о
событиях военных лет. Прикосновение к истории своей семьи вызывают у
ребёнка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относиться
к памяти прошлого. Это вызывает у детей не только интерес, но и осознание
сопричастности к истории своей семьи, своего народа, своей страны.
Организуя работы по формированию социальной компетентности у
детей старшего дошкольного возраста, поставила перед собой следующие
задач
- формировать интерес к прошлому и настоящему нашей армии;
- расширить знания детей о защитниках отечества;
- дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев -
защитников отечества;
- воспитывать уважение к людям военных профессий, гордость за
героическое прошлое нашей страны.
Свою работу осуществляла в 3-х направлениях:
- работа с детьми;
- работа с учреждениями социума;
- работа с родителями.
В группе совместно с детьми создала предметно-развивающую среду,
направленную на развитие социальной компетентности детей:
1.Отобрали материал для ознакомления с наиболее близким окружением и
разместили его по центрам активности.
2.В мастерскую к строительным материалам добавили схемы построек
военных кораблей, самолётов, разные виды конструктора, карты-схемы.
3.Центр игры пополнили атрибутами и костюмами для игр военного
содержания.
4.В кабинет разместили настольные игры («Морской бой», «Доставь
донесение»), головоломки .
Вместе с родителями подготовили наглядные пособия для проведения игр,
организации совместной деятельности.
Большую роль в ознакомлении дошкольников с окружающей и
социальной действительностью играют экскурсии. Эффективным приёмом
в коллективном наблюдении явились вопросы и вопросы- задания,
заставляющие детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия
и сходства, устанавливать связи между объектами и предметами .
Значительное место в работе уделяла беседам, на которых приглашала
пап, дедушек, бабушек (ветеранов и участников Великой Отечественной
войны). В ходе бесед дети получали социальный опыт, осуществлялась
межпоколенная связь.
Большое значение на формирование социальной компетентности
оказывает связь с социумом. Дети с удовольствием посещали детскую
библиотеку, Музей Уездного города, познакомились с памятником павшим
воинам, приняли участие в Дне памяти и скорби и возложение венков и
цветов к Вечному огню 22 июня.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания
детей является тесная взаимосвязь с родителями. Родители стали нашими
единомышленниками в патриотическом воспитании дошкольников. Для этого
была организована разнообразная совместная деятельность педагогов, детей
и родителей : конкурсы совместных работ детей и родителей : «Наша армия
родная», «Мужество», изготовили военную технику из бросового материала,
провели индивидуальные исследования: «Люди в небе», «На море», «Всё о
танкистах», сделали герб своей семьи, изучили свою родословную
;составляли рассказы о службе в армии участвовали в спортивном празднике,
посвящённому Дню защитника Отечества.
Жизнь ребёнка в детском саду обогащается за счёт непосредственного
участия в ней семьи, общественности и социальных институтов.
Социальный опыт приобретается ребёнком в общении и зависит от
разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются
ближайшим окружением. Усвоение ребёнком общечеловеческого опыта,
накопленного предшествующими поколениями, происходит только в
совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок
овладевает речью, новыми знания и умениями; у него формируются
собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается
характер.