Автор: Мельникова Татьяна Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 21
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "У истоков благого дела"
Раздел: полное образование
Мельникова Т.П.,
учитель высшей категории
МБОУ СОШ №21 г. Белгорода,
Почётный работник РФ
У истоков благого дела
(экскурс в историю благотворительности на Белгородчине)
Да не оскудеет рука дающего.
Евангелие от Матфея. Глава 5 стих 7
… И «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Как не
вспомнить эти библейские мудрости в наш век контрастов, где мирно или не
очень
уживаются
пышное
великолепие
роскоши
и
богатства
и
скудное
существование нищеты. Разве можно не содрогаться душой и сердцем, видя,
как
бедствуют
малоимущие,
обездоленные,
опустившиеся
на
самое
дно
нашей
жизни
люди.
Бездеятельно
смотреть
нельзя
–
надо
действовать,
постоянно напоминая себе давнюю формулу: «Если не я, то кто же?» Благо,
что
примеров бескорыстного служения людям в истории нашего Отечества
предостаточно. Примеров, которые достойны подражания.
Началом благотворительности как общественного явления принято
считать 988 год, когда Святая Русь приняла христианство и произошло её
крещение. Именно князь Владимир, проникшись идеей призрения бедных,
обездоленных
людей,
повелел
раздавать
милостыню
страждущим
и
неимущим. И вплоть до советского периода можно проследить путь развития
благотворительности в деятельности всех князей и царей нашего государства.
В различные периоды истории России благотворительность была
значительным явлением, источником которой были высокие нравственные
чувства – сострадание, помощь, бескорыстие, человеколюбие. Впервые слово
«благотворительность»
вошло
в
нашу
речь,
благодаря
Н.М.Карамзину,
и
стало
популярным
во
второй
половине
XIX
века.
Благотворительность
рассматривалась
как
сострадание
к
ближнему,
моральный
долг
имущего
оказать помощь нуждающемуся. Конец XIX столетия начало XX в России
отличался взлётом такой деятельности. По статистике в этот период было
открыто
82
%
всех
заведений
и
95%
обществ
благотворительной
н а п р а в л е н н о с т и .
Д е я т е л ь н о с т ь
э т и х
у ч р е ж д е н и й ,
ч а с т н а я
благотворительность помогли сотням тысяч малоимущих россиян выжить в
кризисных условиях. В истории Российской благотворительности широко
известны династии промышленников и торговцев Ушинских, Строгоновых,
Бахрушиных, Морозовых, Прохоровых, графов Шереметьевых. Не чужда
1
благотворительность была и русскому обывателю. Это и «святой доктор Ф.П.
Гааз», и преподаватель И.Д. Завалишин, и многие другие. Смысл жизни этих
людей
заключался
в
высказывании
Ф.П.
Гааза:
«Самый
верный
путь
к
счастию
не
в
желании
быть
счастливым,
а
в
том,
чтобы
делать
других
счастливыми».
Одной
из
составляющих
Российской
благотворительности
того
времени
была
и
Белгородская.
О
благотворительной
деятельности
на
Белгородчине в этот период мало что известно широкому кругу. Поэтому
попробуем углубиться в историю «местной» благотворительности и, уверяю
вас, мы увидим много интересного и полезного. В те времена Белгород был
уездным
городом
Курской
губернии,
а
территория,
которая
принадлежит
сейчас нашей области, относилась частично и к Курской, и к Воронежской
губерниям.
Несмотря
на
то,
что
Белгородский
уезд
располагался
по
теперешним меркам недалеко от крупнейшего центра – Москвы, всё же это
была
провинция.
В
пореформенный
период
у
российских
помещиков
появилась
необходимость
в
специалистах
различных
профилей:
хозяйственниках,
квалифицированных
рабочих,
агрономах,
инженерах,
бухгалтерах, механиках, счетоводах. Поэтому помещики на свои средства
обучали крестьянских детей грамоте, посылали их в специализированные
учебные
заведения,
а
некоторые
сами
открывали
школы
для
подготовки
нужных им работников. Рост благосостояния купцов и промышленников
я в и л с я
од н и м
и з
ва ж н е й ш и х
ф а кто р о в
в
п о в ы ш е н и и
р о л и
благотворительности в обществе.
По свидетельству Ф. П. Тройно, купец второй гильдии Почетный
гражданин Белгорода Николай Иванович Чумичёв являл собой яркий пример
истинной благотворительности. В 1866 году на его средства была открыта
богадельня на 75 человек, а в 1862 году он учредил общественный банк с
основным капиталом в 100 000 рублей. А. М. Денякин писал, что в своём
завещании
купец распределился доход от деятельности банка следующим
образом: 3 000 рублей на содержание богадельни, 400 рублей для подаяний
беднейшим жителям города на Рождество и Пасху,
400 рублей четырём
беднейшим девицам из купцов и мещан при их замужестве, 200 рублей на
уплату податей за бедных мещан. Здание богадельни вместе с постройками и
усадебным местом оценивалось в 25 000 рублей. На её содержание помимо
доходов от банка в 1914 году жителями города было пожертвовано 10 883
рубля 53 копейки. В ней нашли приют 15 мужчин и 54 женщины. Число
призреваемых было постоянным. Среди них в основном были мещане, но
было и двое крестьян, один отставной нижний чин и даже один дворянин.
Они обеспечивались обедом, ужином и чаем с белым хлебом, что стоило в
2
общей сложности 13,1 копейки в сутки, а в год 47 рублей 16 копеек. На общее
содержание человека в богадельне Чумичёва тратилось 28, 2 копейки в сутки
или 101 рубль 52 копейки в год. Годовой доход на их содержание составлял 7
994
рубля
58
копеек.
Богадельня
Н.
И.
Чумичёва
находилась
в
пожертвованном им доме на перекрёстке улиц Корочанской и Михайловской.
Известен
пример
щедрой
благотворительности
графини
Паниной,
которая
на
собственные
средства
в
своём
имении
Викторополь
(ныне
Вейделевский
район
Белгородской
области)
для
нужд
крестьян
возвела
больничный комплекс с паровым отоплением и фонтаном. Почти четверть
миллиона
рублей
(!!!)
потребовалось
на
медицинское
оборудование,
выписанное графиней из Франции.
По завещанию дворянки Н. И. Рябининой в Белгороде была открыта
богадельня для неимущих дворянок на 11 мест.
Благотворительной
деятельностью
занимались
не
только
купцы
и
дворяне. Например, в 1916 году в городе Алексеевка Воронежской губернии
Константин
Михайлович
Таценко,
состоятельный
крестьянин,
на
собственные средства построил двухэтажное здание больницы. До сих пор
оно служит на благо здравоохранения, входя в состав городского больничного
комплекса.
Белгородский
край
по
праву
может
гордиться
благотворительной
деятельности
купечества.
Династии
купцов
Селивановых,
Голевых,
Фроловых
–
это
лишь
малый
список
истинных
христиан,
движимых
искренней любовью к ближнему и готовых в любую минуты протянуть руку
деятельной помощи. Среди них известная купеческая династия Мачуриных.
Список
их
благотворительных
начинаний
очень
весомый.
Из
своих
капиталов они выделяли средства на развитие города, на строительство и
реставрацию храмов, поднимали вопрос о ремонте дорог в Белгороде, об
освещении центральных
улиц города, починке мостов через Северский
Донец и Везёлку, о прокладке деревянных переходов через железную дорогу
и
множество
других,
связанных
с
обустройством
города.
Николай
Михайлович Мачурин заботился об участи заброшенных и бездомных детей
и подростков.
Одним из самых известных представителей
династии Мачуриных
был
потомственный
почетный
гражданин
Михаил
Васильевич
Мачурин,
который занимал должность городского головы, был известным меценатом и
занимался благотворительной деятельностью. Самое большое своё здание в
Белгороде
Мачурины предоставили для размещения в нём учительского
института, открытие которого состоялось 26 сентября 1876 года. С конца
1899 года М. В. Мачурин вместе с Иваном Гавриловичем Муровцевым
3
начинает хлопотать о строительстве казарм для воинов 31 Артиллерийской
бригады, солдаты которой размещались по всему городу. В городской казне
не было средств на строительство казарм, и тогда в семье Мачуриных было
решено взвалить это бремя на свои плечи. Но Михаил Васильевич не успел
закончить начатое, и тогда за дело взялся его сын Николай Михайлович
вместе с близким родственником. На свои личные средства они занялись
строительством
казарм,
а
два
своих
дома
предоставили
для
временного
размещения в них солдат.
Кроме
благотворительных
заведений,
основанных
на
частные
пожертвования,
в
нашем
городе
существовали
и
благотворительные
общества. Членство в них всемерно поощрялось, считалось почетным. Среди
таких
обществ
было
«Общество
вспомоществования
нуждающимся
учащимся
в
мужской
и
женской
гимназиях
города
Белгорода».
Оно
приступило к своей работе в 1899 году, а уже к 1914 году состояло из 14
почетных
членов,
19
пожизненных,
231
действительного
и
11
членов
-
соревнователей.
За
этот
год
на
помощь
гимназистам
обществом
было
и зр а сход о ва н о
8 3 9
рубл е й
4 5
ко п е е к .
И с точ н и ком
д оход о в
благотворительного общества служили взносы его 250 членов, сборы от
спектаклей и добровольные пожертвования состоятельных граждан.
В феврале 1896 года в Белгороде было основан детский приют на 24
человека.
Существовало
также
Параскево
–
Пятницкое
общество
вспомоществования
бедным
ученицам
женского
епархиального
училища.
Источниками
его
доходов
были
членские
взносы
и
сборы
от
лекций.
Благотворительные
общества получили своё распространение не только в
городах, но и в сельской местности, в волостных центрах. Так в
селе
Томаровка, благодаря средствам графа Головкина, была открыта богадельня
на 18 мест. В январе 1902 года образовано «Общество вспомоществования
нуждающимся
учащимся
Томаровских
народных
училищ».
В
его
состав
входило 5 почетных членов, 31 действительный и 2 члена – соревнователя.
Богадельни
были
открыты
в
каждом
уездном
центре!
В
городе
Грайвороне на средства благотворительного общества в1875 году открыли
богадельню. В 1914 году на её содержание и выдачу пособий бедным было
израсходовано 1 324 рубля 23 копейки. В 1898 году начало функционировать
Грайворонское
общество
пособия
бедным.
Характерно,
что
в
уездных
и
волостных
центрах
благотворительные
общества
(и
не
одно!)
были
направлены
в
основном
на
помощь
бедным
и
учащимся
школ.
Но
существовали и другие виды помощи.
Интересно
ещё
одно
направление
благотворительности.
Во
всех
уездах полезную работу проводили Общества трезвости. Так
в 1891 году
4
образовалось Грайворонское общество трезвости. За четыре года оно на свои
средства
открыло
4
дешевых
чайных
с
бесплатным
чтением
книг
и
периодических изданий. Их посетило 200 тысяч человек. Данное общество
издало
40
тысяч
книг
и
свитков
просветительского
содержания
и
назидательного
характера;
открыло
воскресные
народные
чтения
в
селе
Головино и получило разрешение на открытие таковых ещё в 15 населённых
пунктах; помогло обустроиться пяти сиротам. Необходимые средства на все
эти расходы были получены только за счёт членских взносов и добровольных
пожертвований.
Удивительно,
но
общество
не
содержало
оплачиваемых
работников
–
это
была
действительно
бескорыстная
общественно
–
благотворительная деятельность. «Трезвенное» движение получило широкое
распространение.
Деятельное
участие
в
организации
обществ
трезвости
принимала церковь. В 1914 году при городских и сельских церквях в Курской
губернии действовало 112 таких обществ.
Распространены в Воронежской губернии были и благотворительные
попечительские общества. Попечительский совет о бедных на 1 января 1915
года
имел
в
своей
кассе
214 274
рубля.
Губернским
отделением
попечительского общества императрицы Марии Фёдоровны о слепых в 1915
году было израсходовано 84 526 рублей…
Конечно, в настоящей статье перечислены далеко не все общества,
которые
действовали
на
территории
Белгородчины,
но
даже
названные
свидетельствуют
о
доброй
традиции
благотворительности
в
нашем
крае.
Примечательно, что благотворительные общества существовали и оказывали
помощь нуждающимся почти во всех населенных пунктах.
Подводя
итог
короткого
экскурса
в
историю
Белгородской
благотворительности,
испытываешь
чувство
гордости
за
своих
земляков,
всем сердцем внимаешь внутреннему желанию более близкого знакомства с
этими бескорыстными людьми. Хочется испить хотя бы глоток из святого
источника
духовно сти,
которой
они
отмечены.
В о з р ож д е н и е
благотворительности в наши дни – свидетельство духовного возрождения
России.
Возможно, это обусловлено тем, что мы стали острее реагировать на
проблемы окружающих. И решая их, стараемся нести свет, как это делали
многие
меценаты
России,
имена
которых
история
будет
помнить
во
все
времена.
5