Напоминание

"У истоков благого дела"


Автор: Мельникова Татьяна Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 21
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "У истоков благого дела"
Раздел: полное образование





Назад




Мельникова Т.П.,

учитель высшей категории

МБОУ СОШ №21 г. Белгорода,

Почётный работник РФ

У истоков благого дела

(экскурс в историю благотворительности на Белгородчине)

Да не оскудеет рука дающего.

Евангелие от Матфея. Глава 5 стих 7

… И «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Как не

вспомнить эти библейские мудрости в наш век контрастов, где мирно или не

очень

уживаются

пышное

великолепие

роскоши

и

богатства

и

скудное

существование нищеты. Разве можно не содрогаться душой и сердцем, видя,

как

бедствуют

малоимущие,

обездоленные,

опустившиеся

на

самое

дно

нашей

жизни

люди.

Бездеятельно

смотреть

нельзя

надо

действовать,

постоянно напоминая себе давнюю формулу: «Если не я, то кто же?» Благо,

что

примеров бескорыстного служения людям в истории нашего Отечества

предостаточно. Примеров, которые достойны подражания.

Началом благотворительности как общественного явления принято

считать 988 год, когда Святая Русь приняла христианство и произошло её

крещение. Именно князь Владимир, проникшись идеей призрения бедных,

обездоленных

людей,

повелел

раздавать

милостыню

страждущим

и

неимущим. И вплоть до советского периода можно проследить путь развития

благотворительности в деятельности всех князей и царей нашего государства.

В различные периоды истории России благотворительность была

значительным явлением, источником которой были высокие нравственные

чувства – сострадание, помощь, бескорыстие, человеколюбие. Впервые слово

«благотворительность»

вошло

в

нашу

речь,

благодаря

Н.М.Карамзину,

и

стало

популярным

во

второй

половине

XIX

века.

Благотворительность

рассматривалась

как

сострадание

к

ближнему,

моральный

долг

имущего

оказать помощь нуждающемуся. Конец XIX столетия начало XX в России

отличался взлётом такой деятельности. По статистике в этот период было

открыто

82

%

всех

заведений

и

95%

обществ

благотворительной

н а п р а в л е н н о с т и .

Д е я т е л ь н о с т ь

э т и х

у ч р е ж д е н и й ,

ч а с т н а я

благотворительность помогли сотням тысяч малоимущих россиян выжить в

кризисных условиях. В истории Российской благотворительности широко

известны династии промышленников и торговцев Ушинских, Строгоновых,

Бахрушиных, Морозовых, Прохоровых, графов Шереметьевых. Не чужда

1

благотворительность была и русскому обывателю. Это и «святой доктор Ф.П.

Гааз», и преподаватель И.Д. Завалишин, и многие другие. Смысл жизни этих

людей

заключался

в

высказывании

Ф.П.

Гааза:

«Самый

верный

путь

к

счастию

не

в

желании

быть

счастливым,

а

в

том,

чтобы

делать

других

счастливыми».

Одной

из

составляющих

Российской

благотворительности

того

времени

была

и

Белгородская.

О

благотворительной

деятельности

на

Белгородчине в этот период мало что известно широкому кругу. Поэтому

попробуем углубиться в историю «местной» благотворительности и, уверяю

вас, мы увидим много интересного и полезного. В те времена Белгород был

уездным

городом

Курской

губернии,

а

территория,

которая

принадлежит

сейчас нашей области, относилась частично и к Курской, и к Воронежской

губерниям.

Несмотря

на

то,

что

Белгородский

уезд

располагался

по

теперешним меркам недалеко от крупнейшего центра – Москвы, всё же это

была

провинция.

В

пореформенный

период

у

российских

помещиков

появилась

необходимость

в

специалистах

различных

профилей:

хозяйственниках,

квалифицированных

рабочих,

агрономах,

инженерах,

бухгалтерах, механиках, счетоводах. Поэтому помещики на свои средства

обучали крестьянских детей грамоте, посылали их в специализированные

учебные

заведения,

а

некоторые

сами

открывали

школы

для

подготовки

нужных им работников. Рост благосостояния купцов и промышленников

я в и л с я

од н и м

и з

ва ж н е й ш и х

ф а кто р о в

в

п о в ы ш е н и и

р о л и

благотворительности в обществе.

По свидетельству Ф. П. Тройно, купец второй гильдии Почетный

гражданин Белгорода Николай Иванович Чумичёв являл собой яркий пример

истинной благотворительности. В 1866 году на его средства была открыта

богадельня на 75 человек, а в 1862 году он учредил общественный банк с

основным капиталом в 100 000 рублей. А. М. Денякин писал, что в своём

завещании

купец распределился доход от деятельности банка следующим

образом: 3 000 рублей на содержание богадельни, 400 рублей для подаяний

беднейшим жителям города на Рождество и Пасху,

400 рублей четырём

беднейшим девицам из купцов и мещан при их замужестве, 200 рублей на

уплату податей за бедных мещан. Здание богадельни вместе с постройками и

усадебным местом оценивалось в 25 000 рублей. На её содержание помимо

доходов от банка в 1914 году жителями города было пожертвовано 10 883

рубля 53 копейки. В ней нашли приют 15 мужчин и 54 женщины. Число

призреваемых было постоянным. Среди них в основном были мещане, но

было и двое крестьян, один отставной нижний чин и даже один дворянин.

Они обеспечивались обедом, ужином и чаем с белым хлебом, что стоило в

2

общей сложности 13,1 копейки в сутки, а в год 47 рублей 16 копеек. На общее

содержание человека в богадельне Чумичёва тратилось 28, 2 копейки в сутки

или 101 рубль 52 копейки в год. Годовой доход на их содержание составлял 7

994

рубля

58

копеек.

Богадельня

Н.

И.

Чумичёва

находилась

в

пожертвованном им доме на перекрёстке улиц Корочанской и Михайловской.

Известен

пример

щедрой

благотворительности

графини

Паниной,

которая

на

собственные

средства

в

своём

имении

Викторополь

(ныне

Вейделевский

район

Белгородской

области)

для

нужд

крестьян

возвела

больничный комплекс с паровым отоплением и фонтаном. Почти четверть

миллиона

рублей

(!!!)

потребовалось

на

медицинское

оборудование,

выписанное графиней из Франции.

По завещанию дворянки Н. И. Рябининой в Белгороде была открыта

богадельня для неимущих дворянок на 11 мест.

Благотворительной

деятельностью

занимались

не

только

купцы

и

дворяне. Например, в 1916 году в городе Алексеевка Воронежской губернии

Константин

Михайлович

Таценко,

состоятельный

крестьянин,

на

собственные средства построил двухэтажное здание больницы. До сих пор

оно служит на благо здравоохранения, входя в состав городского больничного

комплекса.

Белгородский

край

по

праву

может

гордиться

благотворительной

деятельности

купечества.

Династии

купцов

Селивановых,

Голевых,

Фроловых

это

лишь

малый

список

истинных

христиан,

движимых

искренней любовью к ближнему и готовых в любую минуты протянуть руку

деятельной помощи. Среди них известная купеческая династия Мачуриных.

Список

их

благотворительных

начинаний

очень

весомый.

Из

своих

капиталов они выделяли средства на развитие города, на строительство и

реставрацию храмов, поднимали вопрос о ремонте дорог в Белгороде, об

освещении центральных

улиц города, починке мостов через Северский

Донец и Везёлку, о прокладке деревянных переходов через железную дорогу

и

множество

других,

связанных

с

обустройством

города.

Николай

Михайлович Мачурин заботился об участи заброшенных и бездомных детей

и подростков.

Одним из самых известных представителей

династии Мачуриных

был

потомственный

почетный

гражданин

Михаил

Васильевич

Мачурин,

который занимал должность городского головы, был известным меценатом и

занимался благотворительной деятельностью. Самое большое своё здание в

Белгороде

Мачурины предоставили для размещения в нём учительского

института, открытие которого состоялось 26 сентября 1876 года. С конца

1899 года М. В. Мачурин вместе с Иваном Гавриловичем Муровцевым

3

начинает хлопотать о строительстве казарм для воинов 31 Артиллерийской

бригады, солдаты которой размещались по всему городу. В городской казне

не было средств на строительство казарм, и тогда в семье Мачуриных было

решено взвалить это бремя на свои плечи. Но Михаил Васильевич не успел

закончить начатое, и тогда за дело взялся его сын Николай Михайлович

вместе с близким родственником. На свои личные средства они занялись

строительством

казарм,

а

два

своих

дома

предоставили

для

временного

размещения в них солдат.

Кроме

благотворительных

заведений,

основанных

на

частные

пожертвования,

в

нашем

городе

существовали

и

благотворительные

общества. Членство в них всемерно поощрялось, считалось почетным. Среди

таких

обществ

было

«Общество

вспомоществования

нуждающимся

учащимся

в

мужской

и

женской

гимназиях

города

Белгорода».

Оно

приступило к своей работе в 1899 году, а уже к 1914 году состояло из 14

почетных

членов,

19

пожизненных,

231

действительного

и

11

членов

-

соревнователей.

За

этот

год

на

помощь

гимназистам

обществом

было

и зр а сход о ва н о

8 3 9

рубл е й

4 5

ко п е е к .

И с точ н и ком

д оход о в

благотворительного общества служили взносы его 250 членов, сборы от

спектаклей и добровольные пожертвования состоятельных граждан.

В феврале 1896 года в Белгороде было основан детский приют на 24

человека.

Существовало

также

Параскево

Пятницкое

общество

вспомоществования

бедным

ученицам

женского

епархиального

училища.

Источниками

его

доходов

были

членские

взносы

и

сборы

от

лекций.

Благотворительные

общества получили своё распространение не только в

городах, но и в сельской местности, в волостных центрах. Так в

селе

Томаровка, благодаря средствам графа Головкина, была открыта богадельня

на 18 мест. В январе 1902 года образовано «Общество вспомоществования

нуждающимся

учащимся

Томаровских

народных

училищ».

В

его

состав

входило 5 почетных членов, 31 действительный и 2 члена – соревнователя.

Богадельни

были

открыты

в

каждом

уездном

центре!

В

городе

Грайвороне на средства благотворительного общества в1875 году открыли

богадельню. В 1914 году на её содержание и выдачу пособий бедным было

израсходовано 1 324 рубля 23 копейки. В 1898 году начало функционировать

Грайворонское

общество

пособия

бедным.

Характерно,

что

в

уездных

и

волостных

центрах

благотворительные

общества

не

одно!)

были

направлены

в

основном

на

помощь

бедным

и

учащимся

школ.

Но

существовали и другие виды помощи.

Интересно

ещё

одно

направление

благотворительности.

Во

всех

уездах полезную работу проводили Общества трезвости. Так

в 1891 году

4

образовалось Грайворонское общество трезвости. За четыре года оно на свои

средства

открыло

4

дешевых

чайных

с

бесплатным

чтением

книг

и

периодических изданий. Их посетило 200 тысяч человек. Данное общество

издало

40

тысяч

книг

и

свитков

просветительского

содержания

и

назидательного

характера;

открыло

воскресные

народные

чтения

в

селе

Головино и получило разрешение на открытие таковых ещё в 15 населённых

пунктах; помогло обустроиться пяти сиротам. Необходимые средства на все

эти расходы были получены только за счёт членских взносов и добровольных

пожертвований.

Удивительно,

но

общество

не

содержало

оплачиваемых

работников

это

была

действительно

бескорыстная

общественно

благотворительная деятельность. «Трезвенное» движение получило широкое

распространение.

Деятельное

участие

в

организации

обществ

трезвости

принимала церковь. В 1914 году при городских и сельских церквях в Курской

губернии действовало 112 таких обществ.

Распространены в Воронежской губернии были и благотворительные

попечительские общества. Попечительский совет о бедных на 1 января 1915

года

имел

в

своей

кассе

214 274

рубля.

Губернским

отделением

попечительского общества императрицы Марии Фёдоровны о слепых в 1915

году было израсходовано 84 526 рублей…

Конечно, в настоящей статье перечислены далеко не все общества,

которые

действовали

на

территории

Белгородчины,

но

даже

названные

свидетельствуют

о

доброй

традиции

благотворительности

в

нашем

крае.

Примечательно, что благотворительные общества существовали и оказывали

помощь нуждающимся почти во всех населенных пунктах.

Подводя

итог

короткого

экскурса

в

историю

Белгородской

благотворительности,

испытываешь

чувство

гордости

за

своих

земляков,

всем сердцем внимаешь внутреннему желанию более близкого знакомства с

этими бескорыстными людьми. Хочется испить хотя бы глоток из святого

источника

духовно сти,

которой

они

отмечены.

В о з р ож д е н и е

благотворительности в наши дни – свидетельство духовного возрождения

России.

Возможно, это обусловлено тем, что мы стали острее реагировать на

проблемы окружающих. И решая их, стараемся нести свет, как это делали

многие

меценаты

России,

имена

которых

история

будет

помнить

во

все

времена.

5



В раздел образования