Автор: Тюрюкова Лариса Викторовна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МБОУ "Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: п.Нижнеангарск
Наименование материала: методическая разработка педсовета
Тема: "Здоровьесберегающие подходы в организации учебно-воспитательного процесса"
Раздел: среднее образование
Педагогический совет
Тема: «Здоровьесберегающие подходы в организации учебно-воспитательного процесса»
Цель: определение условий для сохранения здоровья учеников и учителей
Повестка педсовета
I.Приоритет здоровья или грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного
процесса
1.Школьные факторы риска для здоровья учащихся
II.Работа в группах
1.Школьный урок и здоровье учащихся
2.Формирование культуры здоровья учащихся
3.Здоровье учителя
4. Модель здоровой личности ученика
III.Эмоциональное выгорание учителя.
1.Рекомендации по сохранению психического здоровья педагога
IV. Принятие решения педсовета
I.Выступление заместителя директора
Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае поддерживать у него
высокий уровень здоровья вполне возможно.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и
государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.
В
научной
литературе
содержится
множество
определений
здоровья,
среди
которых
наиболее
распространенными
являются
следующие:
1)
состояние
полного
физического,
психического
и
социального
благополучия;
2)
совокупность
физических
и
духовных
способностей,
которыми
располагает организм, личность; 3) целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее
человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
О негативном влиянии процесса обучения на здоровье ребенка говорили еще педагоги и ученые
середины ХIХ в. В результате наблюдений врачи отмечали распространение среди школьников
близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение
среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и возрастающим
от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения и назвали
школьными болезнями (термин Р.Вирхова, 1870).
Изучение причин школьных болезней позволил специалистам ХХ в. заключить, что они связаны с
организацией обучения. Наблюдения показывают, что к недостаткам организации обучения, помимо
перегрузки
учебными
занятиями,
следует
отнести:
слабую
освещенность
классных
помещений,
спертый воздух в них, неправильную форму и величину школьных столов, плохое качество классных
досок, некачественные наглядные пособия и пр.
По данным Министерства здравоохранения РФ , в последние десять лет заболеваемость детей в
возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются среди болезней
костно-мышечной
системы,
системы
кровообращения,
эндокринной
и
мочеполовой
систем.
В
структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и
паразитарным заболеваниям.
Здоровье человека- тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке
она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную
тревогу
специалистов.
Наглядным
показателем
неблагополучия
является
то,
что
здоровье
школьников
ухудшается
по
сравнению
с
их
сверстниками
двадцать-
тридцать
лет
назад.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические данные: физиологически
зрелыми
рождаются
не
более
14
%
детей,
25-35%
детей,
пришедших
в
первый
класс,
имеют
физические недостатки или хронические заболевания; лишь 10% выпускников школ можно считать
здоровыми.
Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом
определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система
образования,
т.к.
с
пребыванием
в
учреждениях
образования
связаны
более
70%
времени
его
бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие,
формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
По данным института возрастной физиологии , школьная образовательная среда порождает факторы
риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих
здоровье детей школьного возраста. Исследования позволяют проранжировать школьные факторы
риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.
1.Стрессовая педагогическая тактика;
2.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям
школьников.
3.Несоблюдение
элементарных
физиологических
и
гигиенических
требований
к
организации
учебного процесса;
4.Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
5.Провалы в существующей системе физического воспитания;
6.Интенсификация учебного процесса;
7.Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
8.Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
9.Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким
образом,
традиционная
организация
образовательного
процесса
создаёт
у
школьников
постоянные перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических
функций и способствует развитию хронических болезней. В результате существующая система
школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Анализ
школьных
факторов
риска
показывает,
что
большинство
проблем
здоровья
учащихся
создаётся
и
решается
в
ходе
ежедневной
практической
работы
учителей,
т.е.
связано
с
их
профессиональной
деятельностью.
Поэтому
учителю
необходимо
найти
резервы
собственной
деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Следует учесть, что утомительность
урока
не
является
следствием
какой-либо
одной
причины
(сложности
материала
или
психологической напряжённости), это определённое сочетание, совокупность различных факторов.
Интенсификация
образовательного
процесса
идёт
различными
путями.
Первый-
увеличение
количества часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов, элективов). Рабочий день школьника
вместе
с
приготовлением
домашних
заданий
составляет
10-12
часов.
Другой
вариант
интенсификации учебного процесса-реальное уменьшение количества часов при сохранении или
увеличении объёма материала. По данным Минобразования, за период с 1945года по 1998 учебные
годы в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область филология
на 49% и на образовательную область математики на 62%.
Каждому, кто знаком с системой
начального обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими,
понятно, что содержание и объём учебного материала ни в одной, ни в другой области за последние
50 лет не уменьшилось. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно привести к
увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
Частое следствие интенсификации- возникновение у учащихся состояний усталости, утомления,
переутомления.
Именно
переутомление
создаёт
предпосылки
развития
острых
и
хронических
нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
Снизилась двигательная активность детей, спорт и физическая культура перестали быть значимыми.
Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. За прошлое
столетие, по мнению учёных, вес непосредственной мышечной работы снизился с 94% до 1%.
Главными
пороками
21
века
становятся:
накапливание
отрицательных
эмоций
без
физической
разрядки,
переедание.
По
мнению
специалистов,
даже
если
дети
двигаются,
их
движения
однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности
большой пользы не даёт. По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик ,
который учится стабильно на 4и5, проводит за письменным столом дома не менее 3-4 часов.
Малоподвижный образ становится нормой, в достаточной мере этому помогает и компьютеры.
Сегодняшний компьютерный день среднестатистического ребёнка- это 2-3 часа неподвижности у
монитора, усталость органов зрения, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия. Все
вышеперечисленные причины приводят к тому, что ученик имеет проблемы со здоровьем, у него
появляются трудности в учении. По мнению специалистов, возраст от 1года-до 15 лет гораздо важнее
для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
При обработке данных анкеты для учащихся нашей школы было выявлено:
1.На вопрос «Считаешь ли ты себя здоровым человеком?»
-67% ответила «да»
-9% -нет
-24%-не очень
2.Основными факторами, негативно влияющими на здоровье, были отмечены:
-несоблюдение режима дня
-нерациональное питание
-стресс
-иные факторы: учёба, плохой сон
3.Наибольшее
количество
опрошенных
беспокоят
проблемы,
связанные
с
повышенной
утомляемостью, головной болью, плохим сном
4.С учебной деятельностью связывают такие заболевания как:
-снижение зрения
-утомляемость
-головная боль
-плохой аппетит
-плохой сон
5.Ответы
на
вопрос
об
«Условиях
в
пределах
школы,
помогающих
ученику
в
учебное
время
сохранить работоспособность, хорошее настроение и здоровье», таковы
-меньше домашнего задания
-прогулки
-разминки
-больше уроков физкультуры
-тишина в классе
-побольше отличных отметок
6.Ассоциации при упоминании слова «здоровье» следующие:
-это когда человек здоров
-спортивная жизнь
-не болеть
-питание
-хорошее настроение
-хорошее самочувствие
-режим дня
-долгий сон
7. рецептами поддержания здоровья, по мнению учащихся, могут быть:
-занятия спортом
-зарядка
-рано ложиться спать
-правильное питание
-тёплая одежда
94%
опрошенных
считают,
что
здоровый
образ
жизни
вести
необходимо,
так
как
это
даст
возможность долго жить, многое успеть, быть сильным и просто иметь хорошее настроение. При
этом только 62% опрошенных считают, что ведёт здоровый образ жизни. Из 84 % детей, питающихся
в школьной столовой, только 26% довольны тем, как их кормят.
89%
опрошенных
отрицательно
относятся
к
табакокурению
и
осознают
вред
этой
привычки.
Несмотря на юный возраст опрашиваемых 2% учащихся начальной школы признались, что курят. К
11классу число курящих увеличилось до 27%. 41% учащихся среднего звена пробовали спиртные
напитки (пиво, шампанское, вино) , и 13% чувствовали состояние опьянения. К 11 классу число
учащихся, пробовавших спиртное, увеличилось до 77%. 3% опрошенных пробовали наркотические
вещества, и только 91% осознают опасность их употребления.
Древние врачи говорили, что человек есть храм здоровья и красоты. И о том, чтобы этот храм был
чистым, красивым и здоровым, должен заботиться сам человек- хранитель своего храма. Сегодня
большинство людей утверждает, что здоровье- это проблема не только медицинских работников, но и
специалистов, занимающихся проблемами здорового образа жизни. Поэтому педагог, врач, родитель
должны уметь рассказать своим ученикам, как надо содержать этот храм.
В
заключение
хотелось
бы
напомнить,
что
в
одиночку
ни
один
педагог
не
сможет
достичь
положительного результата. Эффективность работы по формированию здорового образа жизни у
учащихся будет зависеть от того, как он сможет построить систему сотрудничества социума, школы и
семьи, насколько все участники будут стремиться к общей цели- сохранению здоровья ребёнка.
Здоровым
может
считаться
человек,
который
отличается
гармоничным
развитием
и
хорошо
адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто
отсутствие
болезней:
это
нечто
положительное,
это
жизнерадостное
и
охотное
выполнение
обязанностей, которые жизнь возлагает на человека.
II. Работа в группах
Задание для группы:
1.«Школьный урок и здоровье учащихся»
Обсудите в группе следующие вопросы:
-Как вы оцениваете обычные уроки с точки зрения здоровьесбережения?
-Почему педагоги часто не соблюдают валеологические требования к уроку?
-Что необходимо предпринять для решения проблем здоровьесбережения на уроке?
Техническое задание:
Предложите проект анализа урока с позиции здоровьесбережения
2. «Формирование культуры здоровья ученика»
Обсудите в группе следующие вопросы:
-Как вы ощущаете, достаточно ли компетентны педагоги нашей школы в вопросах формирования
культуры здоровья школьников?
-Формирование культуры здоровья- это проблема только воспитательной системы или она должна
решаться и через базисный учебный план?
-Исходя из методологических составляющих воспитания культуры здоровья человека, определите
пути обучения здоровью, повышения мотивации на ведение здорового образа жизни, воспитания
ответственности за ведение здорового образа жизни, воспитания ответственности за собственное
здоровье?
Техническое задание:
Предложите пути обучения учащихся здоровью, пути повышения мотивации на ведение здорового
образа жизни
3. «Здоровье учителя»
Обсудите в группе следующие вопросы:
-Насколько
актуальны
проблемы
деформации
личности,
проявления
синдрома
выгорания,
хронического стресса для педагогов нашей школы?
-С какими трудностями при взаимодействии с учащимися в нашей школе вы сталкиваетесь?
-С какими трудностями сталкиваетесь в ролевых отношениях с коллегами по работе
-С какими трудностями вы сталкиваетесь при взаимодействии с родителями?
Техническое задание:
Предложите
корпоративные
меры,
рекомендации,
которые
можно
предпринять
по
сохранению
здоровья учителя
4. Модель здоровой личности ученика
Обсудите в группе следующие вопросы:
1.Какие составляющие физического здоровья ученика можно считать основными?
2.
Диагностика
психического
здоровья
включает
выявление
особенностей
познавательных
процессов, поведения и общения школьников, особенностей эмоционально-мотивационной сферы,
отношений
школьника
к
миру
и
самому
себе.
Какими
способами
можно
продиагностировать
психическое здоровье?
3.Методы
и
принципы
установления
социального
здоровья.
Рассматривается
два
принципа
диагностики социального здоровья: с позиций общества и с позиций личности. Первая группа
показателей включает оценку вовлеченности индивида в общественную деятельность, способность к
занятости, число социальных контактов и др. Вторая группа показателей включает общительность с
близкими
и
знакомыми,
субъективное
благополучие
и
удовлетворенность
жизнью,
уровень
осуществления своих желаний, уважение общества. Какова роль школы в формировании социального
здоровья?
Техническое задание:
Предложите модель здоровой личности ученика- выпускника школы
III. Формулировка проекта решение педагогического совета.
Аналитическая
группа
формулирует
проект
решения
педсовета
,
в
основу
которого
положены
предложения проблемных групп:
-Определить как одну из приоритетных задач школы – создание условий по охране и укреплению
здоровья учащихся , создание оптимальных условий работы педагогов.
- Разработать школьную программу обеспечения приоритета здоровья .
-В перечень должностных обязанностей учителей и специалистов включить пункты , касающиеся их
деятельности в сфере здоровья.
- Определить ответственность учащихся о сохранении и укреплении своего здоровья.
- Разработать критерии оценки результативности деятельности школы и её работников по охране
здоровья учащихся.
- Вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность по вопросам здоровьесбережения.
- Организовать мониторинг и создать банк данных уровня физического и психического здоровья
обучающихся с проведением анализа заболеваний и их динамики.
- Методическому совету школы, методическим объединениям организовать работу по изучению и
внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий.
- Спланировать систему родительских собраний , включая темы по формированию здорового образа
жизни ребёнка и культуры здоровья.