Автор: Хлюпина Ирина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Лесная сказка" Населённый пункт: г.Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: "Как воспитать маленького патриота" Раздел: дошкольное образование
«КАК ВОСПИТАТЬ МАЛЕНЬКОГО
ПАТРИОТА»
Воспитатель: Хлюпина И.В.
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев
системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в
разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так,
С.И. Ожегов определял патриотизм как "преданность и любовь к своему
Отечеству, своему народу". Г. Бакланов писал, что это "не доблесть, не
профессия, а естественное человеческое чувство". Суть патриотического
воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена
любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре
страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут
соотечественниками.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры
в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а поэтому и
верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства к любви к
Отечеству. Начиная работу над этой темой, я задала себе вопрос: в чём
проявляются патриотические чувства у детей? Как они могут это выразить? К
чему должен стремиться воспитатель? Ведь необходимо помнить, что именно
от того, как ребёнок воспринимает окружающий его в детстве мир, в большей
степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем - жизненные успехи
взрослого человека. Проведя анализ знаний детей, я сделала следующее
заключение: дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране,
особенностях русских традиций, достаточно равнодушно относятся к
близким людям, товарищам по группе; у родителей нет представлений о
целях и задачах патриотического воспитания, которое невозможно воспитать
без тесного взаимодействия детского сада с семьёй.
Глубоко изучив актуальность проблемы, понимая, что необходимо не
столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие
семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания, я
использовала в работе следующий принцип: семья и родители - союзники
детского сада. Для включения семьи в совместную работу я систематически
проводила консультации и индивидуальные беседы, анкетирование
родителей; проводила родительские собрания в виде семинаров-практикумов,
творческих гостиных, привлекала родителей к сбору материала для
оформления альбомов «Наш город», «Наши земляки - герои Великой
Отечественной войны», к изготовлению украшений для оформления группы
и музыкального зала.
Результатом проведённой работы являются положительные изменения в
отношении родителей к проблеме патриотического воспитания - формируется
чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.
Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в
детском саду, с ребёнком дома. Основное направление моей работы - это
движение от воспитания любви к близким людям, природе, родному городу к
достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за
свою Родину.
Планируя свою работу по патриотическому воспитанию, я поставила
перед собой следующие задачи:
- формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, городу, стране;
- формировать представление о России как о родной стране, о Москве -
как о столице России;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение
государственной символики России;
- воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому;
- воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России,
развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Свою работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для
детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен
радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в
игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со
сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически
формирую у детей этические представления и гуманные чувства; на основе
бесед о конкретных поступках детей воспитываю представления о доброте и
честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы -
друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываю
доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать
хорошие поступки - всё это формирует личное отношение ребёнка к
соблюдению моральных норм, чувство долга.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, я разделила весь
материал по тематическим блокам: «Мой город», «Моя семья», «Страна, её
столица, символика», «Родная природа», «Культура и традиции», «Защитники
Отечества», используя их во всех видах детской деятельности
(познавательной, продуктивной, игровой), учитывая возможности детей, их
интересы и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Работа по каждой
теме включает беседы, дидактические игры, игры-путешествия, экскурсии,
игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения. Отдельные темы я
приурочила к конкретным событиям и праздникам, например, в сентябре
(перед празднованием Дня города) - знакомство с родным городом, в котором
мы живём, в феврале (перед Днём защитника Отечества) - развлечение
«Будущие защитники», перед Днём защиты детей - спортивный праздник.
Работу веду последовательно: от более близкого, знакомого (семья,
детский сад, микрорайон) - к более сложному (город, страна). Мир ребёнка
начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком, членом
семейного сообщества. Занятия «Что означают наши имена», «О
происхождении фамилий», «Моя мама - лучше всех», « Мой папа - солдат»
позволяют детям прикоснуться к истории своей семьи, вызывают у детей
сильный эмоциональный отклик, заставляют их сопереживать, внимательно
относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Дидактические игры и упражнения «Мы уже большие», «Кто в доме самый
старший», «Помогаем малышам» помогают мне развивать у детей умение и
желание заботиться о малышах, одновременно воспитывать привычку
заботиться обо всех окружающих, быть внимательными к людям пожилого
возраста: вовремя подать стул, уступить место. Воспитывая у детей любовь к
родному городу, подвожу их к пониманию того, что их город имеет свою
славную историю, традиции, достопримечательности, памятники.
На занятиях и в повседневной жизни я стараюсь привлечь внимание детей
к городским объектам, которые расположены на ближайших к детскому саду
улицах: школа, магазин, церковь, почта, аптека, рассказываю об их
назначении. Полученные знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх
(«Почта», «Магазин», «Аптека», «Экскурсия по городу»), в которых дети
самостоятельно распределяют роли, выбирают профессии, помогают друг
другу выбрать атрибуты для игры. В играх у детей проявляются такие
качества, как ответственность, целеустремлённость, настойчивость и
упорство в преодолении трудностей. Дети умеют поставить перед собой цель
- самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до
конца, но иногда мне приходится помогать им советом при разрешении
конфликтов - это помогает справиться с трудной ситуацией, играть честно,
справедливо.
На занятиях «Знакомство с гербом родного города», «Путешествие по
карте», «Дома бывают разные», « Где эта улица, где этот дом» я воспитываю
у детей любовь к своему городу, постепенно подвожу их к пониманию того,
что наш город - это частица родины, что во всех населённых пунктах,
больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат
больных);
- повсюду живут люди разных национальностей, вместе трудятся и
помогают друг другу;
- везде соблюдаются традиции - Россия помнит своих героев, защитивших
её от врагов;
- люди берегут и сохраняют природу;
- есть общие праздники (профессиональные и общественные).
Беседы, экскурсии, занятия «Государственные символы России», «Москва
- столица нашей родины», «Города старинные, мастерами славные»
позволяют мне знакомить детей со столицей нашей родины - Москвой и
другими городами России, знаменитыми россиянами. Знакомя детей с
государственными символами страны, родного города, я воспитываю
уважительное отношение к флагу, гербу и гимну нашей страны, родного
города. Дидактические игры: «Найди свой флаг», «Узнай, где я нахожусь»,
«Узнай герб своего города» помогают формировать гражданско-
патриотические чувства: любовь и уважение к своей стране, к родному
городу, осознание личной причастности к жизни Родины. На занятиях и в
свободное время читаю детям произведения о героях, защищавших нашу
Родину в разные времена. Рассказываю о трудной, но почётной обязанности
каждого гражданина - защищать Родину, охранять её спокойствие и
безопасность.
Читая произведения о войне, рассматривая репродукции картин «Оборона
Севастополя», «Отдых после боя», я говорю детям о том, как холодно было
солдатам лежать день и ночь в окопах; как хотелось домой, к семье, но у них
был священный долг - защищать свою Родину, матерей, детей, и они не могли
поступить иначе. Я рассказываю детям о тысячах солдат, погибших в годы
войны, о братских могилах, о могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской
стены, куда приходят поклониться миллионы людей со всего мира, объясняю
детям значение слов «Велика Россия, а отступать некуда», «смертный бой не
ради славы - ради жизни на Земле». Героизм, мужество, стойкость,
готовность на подвиг ради Родины - эти характерные черты русского
человека понятны детям и неизменно вызывают в них желание подражать
воинам, быть такими же, как они.
Любовь к природе - одно их проявлений любви к Родине. Я постоянно
провожу наблюдения, которые развивают интерес к природе, учу замечать
изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни
я даю детям разнообразные знания о природе нашей страны, использую
иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая
чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством
воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий я
показываю очарование пейзажа, учу ценить разнообразную красоту, ведь всё
это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно,
поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия
по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по
изобразительному искусству «Праздник русской берёзки», «Поле русское,
родное», «Золотая осень», «Как рубашка в поле выросла», «Осенняя
ярмарка», «Свято дерево, помоги», конкурсы рисунков «Золотая осень в
лесу», «Во поле берёзка стояла», конкурс поделок «Дары осени».
Знакомлю детей с бытом и традициями русского народа, стараюсь вызвать
интерес к исконно русским традициям: гостеприимству, почитанию
родителей. Активно ввожу в речь детей потешки, загадки, пословицы и
поговорки, заклички. Детям очень нравится знакомство с героями былин -
богатырями, это формирует у них представление о народной культуре, её
богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость. Воспитываю у детей
потребность в русском языке, народной музыке, сказке. Погружаясь в мир
сказок, каждый ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем; на
примерах сказочных героев дети учатся различать добро и зло, что
способствует усвоению нравственно-этических норм поведения.
Разучивая русские народные песни, частушки, заклички, которые звучат
как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное
будущее, я заметила, что у детей снижается агрессивность, у них
пробуждается чувство симпатии, создаётся положительная эмоциональная
атмосфера. Читая детям народные пословицы и поговорки: «Родная сторона -
колыбель, чужая - дырявое корыто», «Тот герой - кто за родину горой»,
«Смелого пуля боится, смелого штык не берёт», «Поспешишь - людей
насмешишь», я объясняю детям, что народ остро подмечал различные
жизненные позиции и высмеивал человеческие недостатки, но всегда
восхвалял положительные качества. Знакомя детей с русскими обрядовыми
праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа, я
даю детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни
и народной мудростью: «Широкая Масленица», «Рождественские
посиделки», «Колядки», хороводы и танцы любовно воспевали травушку-
муравушку, кудрявую берёзку, цветущую калину, цветы лазоревые.
Большой интерес у детей вызывают и русские народные игры, в которых
можно проявить смекалку, любознательность, ловкость, чувство
товарищества. На занятиях кружка «Юные россияне» я учу детей делать
тряпичные русские куклы, история которых имеет многовековую историю.
Куклы-скрутки, куклы-скатки, соломенные куклы, куклы из ниток, сделанные
своими руками, доставляют детям искреннюю радость.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,
творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование вел
чия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими
источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно
отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в
растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у
ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и
гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому,
детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей
страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать
интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. Рекомендации
для родителей. «Как воспитать маленького патриота».
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому
человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей,
восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел
эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального
характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств,
условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него -
родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице,
поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты,
магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих
учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и
озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор.
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других
людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего
народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное
поведение в общественных местах.
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического
воспитания детей дошкольного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое
воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с
символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления
с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города
Конаково? Если нет, то почему?
Спасибо за сотрудничество!