Автор: Шульгина Наталия Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ с УИОП пгт Санчурск
Населённый пункт: Кировская область п.Санчурск
Наименование материала: урок русского языка
Тема: Урок -игра: "Обобщение по теме "Лексика" (5 класс)
Раздел: среднее образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных
предметов
пгт Санчурск Кировской обл.
Методическая разработка урока русского языка
(Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС)
Урок -игра: «Обобщение по теме «Лексика» (5 класс)
Учитель
Шульгина Наталия Александровна
Пояснительная записка
Направление:
Данный
урок
русского
языка
относится
к
гуманитарному
направлению, является итоговым в изучении темы «Лексика».
Предмет: Русский язык
УМК:
Бабайцева В.В.
Русский язык Сборник заданий .5 класс: учебное
пособие к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория.5-9 классы».
Предпрофильное обучение / В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, Н.В.Дрозд.
Раздел: «Лексика»
Количество часов: Изучение русского языка в 5 классе 7 часов в неделю
Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации
ФГОС
Форма урока: урок- игра
Метод: комбинированный, игровой. Уровень обучения: углубленный 5класс
(7 часов в неделю)
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика».
Задачи урока:
Образовательные:
-Развить умение формулировать определение понятий;
-развивать умение находить многозначные слова, прямое и переносной
значение слова, омонимы, синонимы, антонимы в тексте;
-формировать умение использовать омонимы, синонимы, антонимы в речи;
-формировать умение самостоятельной работы со словарями;
-обогащать словарный запас учащихся,
-совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
-Осуществление системно- деятельностного подхода:
-развитие внимания
-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-развитие творческих, речевых способностей учащихся,
-формирование логических и мыслительных умений;
-Развитие умений формулировать проблему.
Воспитательные:
-развитие коммуникативных УУД;
-воспитание интереса и уважения к родному языку;
-воспитание ценностного отношения к слову;
-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,
уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика»;
-Работа с толковыми словарями разных авторов;
-Работа с текстами художественной литературы.
Метапредметные:
-формирование ценностного отношения к русскому языку;
-формирование нравственных ценностей.
Личностные:
-воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
-умение соотносить свои действия с планируемым результатом,
корректировать их.
На уроке чередуются три части:
*игровая;
*теоретическая;
*практическая
Основные методы и технологии:
-технология разноуровневого обучения;
-развивающего обучения;
-технология обучения в сотрудничестве;
-коммуникативная технология.
Ход урока
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(1 минута)
Приветственное слово учителя:
-Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши приветливые лица!
Надеюсь, что сегодня у вас будет хорошее настроение. А наша совместная
работа будет успешной и плодотворной.
(Принцип психологической комфортности.
УУД : личностные, коммуникативные.)
Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учебу, создание
ситуации успеха.
2. Актуализация знаний.(3 минуты)
3.Постановка учебной задачи. (1 минута)
4. Закрепление опорных знаний (10 минут)
Дорогие ребята!
Дорожите
Родным, милым словом:
Многоликим –
Большим языком! Д. Коротаев.
-Говорить мы сегодня на уроке будем о словах, действительно многоликих и
разных.
-Что такое слово? ( Основная единица языка)
-А какой раздел курса русского языка изучает словарный запас? (Лексика)
-Какую роль играют слова в нашем языке?
Итак, сегодня мы с вами вспомним и повторим все, что изучили в теме
«Лексика».
-Откройте тетради, запишите число и тему урока.
-Ориентируясь на тему урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня
предстоит выяснить?
-Мы вспомним, какие слова наполняют этот большой раздел.
Разминка для учащихся.
Фронтальный опрос «Закончи предложение»
1.Словарный состав языка образуется из…( слов).
2.Лексическое значение слова разъясняется в …(толковых словарях)
3.Слово имеет не только…, но и грамматическое значение( лексическое)
4.Однозначными называются слова, имеющие…(одно лексическое значение).
5.Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
( многозначными).
6.Многозначные слова называют…( разные предметы , признаки, в чем-либо
сходные между собой).
7.Слово с переносным значением в художественном произведении
используется как… (изобразительное средство).
8.Омонимы- это слова…(одинаковые по написанию, но разные по
лексическому значению).
9.Синонимы- это слова…( близкие по своему лексическому значению).
10.Омонимы- это слова..( с противоположным лексическим значением).
11.Лексикон- это..(запас слов одного человека).
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные ( проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные( самостоятельное цели и задач,
планирование, прогнозирование).
Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую
деятельность.
УУД коммуникативные:
( формирование умения слушать и понимать других; умение строить речевое
высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять
свои мысли в устной форме; умение
работать в группах и в парах).
5. Развитие учебно-языковых умений.
Комплексный анализ текста.(5 минут)
Чистое и ясное утро. Летит паутина. Паутиной накрыты лозняки по
канавам, верхушки перезрелых трав. Высоко в небе купаются ласточки,
режут воздух стрижи. Клочья тумана плывут над низиной, над тихой рекою.
(По Соколову- Микитову).
( Лозняк- ивовый кустарник).
Задания.
-Укажите слова, употребленные в переносном значении.( Купаются ласточки,
Режут воздух стрижи).( Резко двигают крыльями, находясь в движении).
-Подберите синонимы к глаголу резать, употребленному в прямом значении
( резать- разделять на части, отделять от целого чем-то острым. Резать хлеб
ножом) и в переносном ( текст диктанта).
-Составьте словосочетания с этим глаголом ( правду резать, резать в глаза,
резать по металлу, резать по живому, без ножа резать, в глазах режет и т.д.).
-Объясните значение слова клочья в словосочетании клочья тумана.
(Оторвавшийся кусочек).
-Разберите по членам первое и второе предложение.
(Чистое и ясное утро. Летит паутина.)
-Измените порядок слов. Как это отразилось на строении предложения?
Утро чистое и ясное. Паутина летит. (В первом предложении был один
главный член – подлежащее, после изменения порядка слов –подлежащее и
однородные сказуемые, выраженные прилагательными.)
6.Выполнение заданий.
1)-Допишите слова, поясняющие многозначность данных слов. Например:
колокольчик- цветок, звонок.
Нос-… (нос-корабля, человека, ботинка);
Дворник-…( дворник- на стекле машины, профессия);
Золотая-…( золотая цепочка, коса, осень, мастерица);
Барабанит-…(Дождь, барабанщик, пальцами);
Кран-…(подъемный, водопроводный);
Язык-…( Колокола, Ботинка, иностранный, человека).
2)-В каждом из предложений найдите неудачно использованное слово и
замените его.
Школа учит детей быть умными, смелыми, трудовыми ( трудолюбивыми).
Крестьяне сеют рожь, пшеницу, ячмень, гречку и много других круп
( культур),
На первое подали рыбий суп с овощами (рыбный).
3)Прочитайте стихотворение А.Шибаева. Найдите многозначные слова.
-Не жалейте пятачка,-
Говорит корова,-
Вы купите молочка-
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
-Нам по целой кружке!-
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки. (Пятачки- денежки, пятачки –носики).
-4)-Омонимы. Шуточные вопросы.
-Из каких ноготков можно собрать букет? (Цветы ноготки).
-Какая гусеница не годится для танка? (Насекомое).
-Какой кистью не выкрасишь стену? (кистью рябины).
-В каких лесах нельзя заблудиться? ( строительные леса).
7.Физкультминутка (2 минуты).
8. Задание в группах.
1 группа: Расположить близкие по значению слова по степени нарастания или
уменьшения интенсивности обозначаемых действий или признаков:
возвышенность, гора, холм; неприятель, противник, враг; большой,
колоссальный, огромный, громадный; талантливый, гениальный, способный;
мчаться, идти, бежать.
2 группа: Ошибка, погрешность, промах; сумерки, мрак; изумительный,
прекрасный, превосходный, хороший; робкий , трусливый, боязливый;
холодный, прохладный, ледяной.
2 задание
1 группа и 2 группа выполняют одновременно «Кто быстрее?»
Вспомнить вторую часть пословицы:
1)Легко сказать, да ____(трудно доказать).
2)Вперед беги, да ____(назад оглядывайся).
3)Мягко стелет, да _____( жестко спать).
4)Смотрит вдоль, а_____(видит поперек).
-Как называются такие слова? ( антонимы).
9. Контроль
Выступление представителей команд.
УУД регулятивные: определяют характер заданий, группу слов,
встречающихся в нем.
УУД коммуникативные: принимать участие в работе группами,
договариваться, приходить к общему решению. Выражение своих мыслей с
полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учет
разных мнений.
Принцип деятельности, непрерывности; вариативности, творчества.
УУД познавательные ( опирается на уже известное); коммуникативные ( учит
способам взаимодействия, сотрудничества);
УУД коммуникативные:(построение связного монологического
высказывания, умение слушать и слышать других,
Быть готовым корректировать свою точку зрения, умение работать в парах,
группах, договариваться о совместной деятельности, использование речевых
средств для решения коммуникативных задач).
УУД познавательные ( самостоятельное извлечение информации,
представленной в разных формах, изложение содержания заданий, работа со
словарями, справочниками, осуществление анализа и синтеза, построение
рассуждения).
УУД коммуникативные:( признание разных мнений, стремление к
координации различных позиций в сотрудничестве, формулирование
собственного мнения и позиции, оформление своих мыслей в устной и
писменно1 форме с учетом речевоЙ ситуации, васказывание и осознание
своей точки зрения, выступление перед аудиторией сверстников с
сообщениями).
10. Этап обобщения и систематизации учебного материала. (10 минут).
11. Рефлексия деятельности: итоги работы. ( 4 минуты).
12. Домашнее задание. (2 минуты)
Обсуждение проделанной работы:
-Что делали на уроке?
-Какие понятия повторили?
-Удалось решить поставленную задачу?
-Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Где можно применять новые знания?
-Оцените свою работу на уроке. Работу класса., групп.
Чья группа лучше всех справилась с заданиями?
-Выберите смайлик своего настроения? Изменилось ли оно? Почему?
Давайте выставим оценки и запишем домашнее задание.
1.
Продолжить исследовательскую работу по выбранной теме.
2.
Мини-сочинение» Вот так слово! ( О стилистически нейтральном
слове ровесник и разговорном одногодок).
3.
Найдите примеры употребления синонимов бой, сражение в
стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Какие еще слова из
этого синонимического ряда используются поэтом? Выпишите ряд
синонимов .Какие из слов имеют помету устар. И высок.? Как
употребление синонимов связано с темой стихотворения? (Битва,
схватка, сеча( устар. и высок.)
-