Автор: Скоркин Юрий Анатольевич
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Лицей №19
Населённый пункт: город Майкоп.Республика Адыгея
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Математический кружок. 5 класс
Раздел: среднее образование
Методическая
разработка
Математический
кружок
в
5
классе
.
Выполнил
:
учитель
математики
МБОУ
«
Лицей
№19»
Скоркин
Ю
.
А
.
Г
.
Майкоп
2016
г
Пояснительная
записка
Данная
разработка
поможет
учащимся
ознакомиться
со
многими
интересными
вопросами
математики
,
выходящими
за
рамки
школьной
программы
,
расширить
целостное
представление
о
проблемах
данной
науки
.
Программа
математического
кружка
содержит
в
основном
традиционные
темы
занимательной
математики
.
Уровень
сложности
подобранных
заданий
позволяет
привлечь
значительное
число
учащихся
,
а
не
только
наиболее
сильных
.
Для
тех
школьников
,
которые
пока
не
проявляют
заметной
склонности
к
математике
,
эти
занятия
могут
положить
начало
в
развитии
их
интереса
к
предмету
и
вызвать
желание
увлечься
математикой
.
Кроме
того
,
хотя
эти
вопросы
и
выходят
за
рамки
обязательного
содержания
,
они
,
безусловно
,
будут
способствовать
совершенствованию
и
развитию
важнейших
математических
умений
,
предусмотренных
программой
.
В
содержание
занятий
включены
олимпиадные
,
старинные
,
логические
и
нестандартные
задачи
,
исторический
материал
,
геометрический
материал
.
Предлагаемая
программа
рассчитана
на
68
часов
,
где
кроме
решения
задач
и
самостоятельной
работы
планируются
конкурсы
,
викторины
,
КВНы
,
игры
и
часы
занимательной
математики
.
Содержание
может
изменяться
,
расширяться
или
углубляться
в
рамках
тем
,
выбранных
для
самостоятельного
изучения
.
Программа
может
содержать
разные
уровни
сложности
изучаемого
материала
и
позволяет
найти
оптимальный
вариант
работы
для
определенной
группы
учащихся
,
ее
можно
расширять
,
изменять
с
учетом
конкретных
педагогических
задач
и
запросов
детей
.
Цели
:
1.
Привитие
интереса
учащимся
к
математике
.
2.
Углубление
и
расширение
знаний
учащихся
по
математике
.
3.
Повышение
математической
культуры
учащихся
и
создание
условий
для
развития
творческих
способностей
школьников
.
Задачи
:
1.
Обеспечить
усвоение
математических
знаний
и
умений
.
2.
Развить
логическое
мышление
и
пространственное
воображение
.
3.
Воспитать
настойчивость
,
инициативу
.
Организация
работы
кружка
.
В
основе
кружковой
работы
лежит
принцип
добровольности
.
Он
организован
для
всех
желающих
.
В
течение
года
кружковые
занятия
увязаны
с
другими
формами
внеклассной
работы
по
математике
,
в
подготовке
которых
активное
участие
принимают
члены
кружка
.
Занятия
кружка
проводятся
1
раз
в
неделю
,
продолжительность
занятия
–
60
минут
.
При построении учебного процесса, основной формой проведения
кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков
целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. На занятиях кружка
можно использовать различные современные образовательные технологии и сочетать
все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Для эффективной организации курса используются различные формы
проведения
занятий: эвристическая
беседа,
практикум,
интеллектуальная
игра,
дискуссия, творческая работа, викторина.
Требования
к
уровню
подготовки
.
В
результате
реализации
программы
учащиеся
должны
:
1.
Знать
нестандартные
методы
решения
различных
математических
задач
.
2.
Научиться
,
искать
красивые
,
изящные
решения
задач
.
3.
Добывать
нужную
информацию
из
различных
источников
.
4.
Проводить
доказательные
рассуждения
,
логически
обосновывать
выводы
.
Используемая
литература
.
1.
Фарков
А
.
В
.
Математические
кружки
в
школе
. 5-8
классы
. –
М
.:
Айрис
-
пресс
,
2005. – 144
с
. – (
Школьные
олимпиады
).
2.
Ф
.
Ф
.
Нагибин
,
Е
.
С
.
Канин
.
Математическая
шкатулка
:
пособие
для
учащихся
.-4-
е
изд
.,-
М
.:
просвещение
, 1984.
3.
Олимпиадные
задания
по
математике
5-8
классы
.( 500
нестандартных
задач
для
проведения
конкурсов
и
олимпиад
.
Развитие
творческой
сущности
учащихся
).
/
автор
-
составитель
Н
.
В
.
Заболотнева
. -
Волгоград
:
Учитель
, 2006.
4 .
Задачи
для
внеклассной
работы
по
математике
в
5 - 6
классах
/
сост
.
В
.
Ю
.
Сафонова
,
М
.:
МИРОС
, 1995
5.
Д
.
В
.
Клименченко
.
Задачи
по
математике
для
любознательных
:
Кн
.
для
учащихся
5-6
классов
сред
.
шк
.-
М
.:
Просвещение
.
Содержание
1.
Вводное занятие (2ч)
Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с
различными чертежными инструментами, инструментами ручного труда и
интерактивной доской. Правила поведения в коллективе. Знакомство с коллективом.
Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в
коллективе, о взаимовыручке. Знакомство с планом работы кружка.
2. История развития математики. Системы исчисления(30ч)
История развития математики. Древнеримская и другие нумерации. Системы
счисления. Приемы быстрого счета. Из жизни математиков. Олимпиада.
Математическая игра «Счастливый случай».
3. Делимость чисел (8ч).
Признаки делимости на 4,6,7,8,11,13,19. Решение задач с использованием признаков
делимости.
4. Решение задач (52)
Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливания. Задачи на взвешивание. Задачи на
переправы. Математические ребусы. Задачи на расстановку скобок и знаков.
Логические задачи. Олимпиадные задачи. Некоторые старинные задачи. Задачи на
составление уравнений. Задачи на проценты .Задачи на движение. Задачи на принцип
Дирихле. Нестандартные задачи. Математические конкурсы и соревнования.
5. Геометрия (26ч)
Разрезание и перекраивание фигур. Головоломки со спичками. Танграм . Кроссворды и
чайнворды
.
Лист Мебиуса. Пропорции. Симметрия вокруг нас (осевая, центральная,
зеркальная). Знакомство с пространственными фигурами. Решение задач на площадь и
объемы пространственных фигур.
Геометрическая викторина.
6. Элементы комбинаторики и теории вероятности (16ч)
Перестановки. Размещения. Сочетания. Случайные события. Решение задач на
определение вероятности событий
.
7.
Итоговое
занятие
(2
ч
)
Подведение
итогов
работы
кружка
.
Устная
олимпиада
.
Тематическое планирование курса
№/№
п/п
Тематика кружковых
занятий
Форма
проведения
занятий
Кол-во
часов
Дата
1
Организационное
занятие. Знакомство с
планом работы.
Математическая смесь.
Эвристическая
беседа
1
1
Тема 1. Из
истории
развития
математики.
Системы
счисления.
2
Счет у первобытных
людей.
История развития
математики: Древний
Восток (Египет,
Вавилон, Китай),
Древняя Греция, Индия,
страны Ислама.
Эвристическая
беседа.
Мини- доклады
уч-ся
1
1
3
История развития
математики: Западная
Европа,
Россия.
Поиск
информации
Мини- доклады
уч-ся
1
1
4
Запись цифр и действий
у других народов.
Решение задач народов
мира.
Эвристическая
беседа
Мини-доклады
1
1
5
Древнеримская и другие
нумерации.
Решение примеров с
римскими числами.
Поиск
информации
Мини-доклады
1
1
6
Десятичная система
счисления.
Решение примеров.
Комбинированное
занятие
1
1
7
Двоичная система
счисления.
Решение примеров.
Комбинированное
занятие
1
1
8
Перевод из двоичной
системы счисления в
десятичную систему
счисления.
Решение примеров.
Практическая
работа
1
1
9
Восьмеричная система
счисления.
Решение примеров
Комбинированное
занятие
1
1
10
Перевод из
восьмеричной в
десятичную систему
счисления.
Решение примеров
Практическая
работа
1
1
11
Некоторые приемы
устного счета.
Решение задач на
внимание.
Практическая
работа
1
1
12
Занимательные истории
из жизни математиков.
Мини-доклады
Работа в парах
13
14
Проведение школьной
математической
олимпиады.
Выполнение
конкурсных
заданий
2
15
Разбор заданий
школьной
математической
олимпиады.
Практическая
работа
2
16
Математическая игра
«Счастливый случай»
Интеллектуальная
игра
2
Тема 2.
Признаки
делимости.
17
Признаки делимости на
4,6,8.
Решение примеров.
Комбинированное
занятие
1
1
18
Признаки делимости на
7 и 11.
Решение примеров
Комбинированное
занятие
1
1
19
Признаки делимости на
13 и 19.
Решение примеров
Практическая
работа
1
1
20
Решение задач с
использованием
признаков делимости.
Решение задач
Практическая
работа
1
1
Тема 3.Решение
задач.
21
Решение задач методом
«с конца».
Решение задач.
Комбинированное
занятие
1
1
22
Задачи на переливания.
Решение задач.
Комбинированное
занятие
1
1
23
Задачи на взвешивание.
Решение задач.
Практическая
работа
1
1
24
Задачи на переправы.
Решение задач.
Практическая
работа
1
1
25
Математические ребусы.
Решение ребусов.
Комбинированное
занятие
1
1
26
Математическая
карусель.
Интеллектуальная
игра
1
Решение задач.
1
27
Задачи на расстановку
скобок и знаков.
Решение задач.
Практическая
работа
1
1
28
Повторение методов
решения задач,
рассмотренных ранее.
Самостоятельная
работа
2
29
Логические задачи.
Решение задач.
Комбинированное
занятие
1
1
30
Решение олимпиадных
задач.
Решение задач.
Практическая
работа
1
1
31
Математическое
соревнование
(математическая
драка).
Интеллектуальная
игра
2
32
Принцип Дирихле.
Решение задач.
Комбинированное
занятие.
1
1
33
Решение задач на
принцип Дирихле.
Практическая
работа
34
Круги Эйлера. Графы.
Решение задач.
Эвристическая
беседа
1
1
35
Применение графов к
решению задач.
Решение задач.
Практическая
работа
1
1
36
Текстовые задачи
(математические игры,
выигрышные ситуации).
Практическая
работа
2
37
Решение нестандартных
задач.
Решение задач.
Практическая
работа
1
1
38
Задачи-шутки.
Решение задач.
1
1
39
Математический КВН.
Открытое занятие
2
40
Некоторые старинные
задачи.
Решение задач.
Комбинированное
занятие.
1
1
41
Арифметическая
викторина.
Викторина
2
42
Задачи на составление
уравнений.
Решение задач.
Комбинированное
занятие.
1
1
43
Задачи на проценты.
Решение задач.
Комбинированное
занятие.
1
1
44
Задачи на движение.
Решение задач.
Комбинированное
занятие.
1
1
45
Решение олимпиадных
Практическая
1
задач.
Решение задач.
работа
1
46
Математическое
соревнование
(математическая
карусель).
Выполнение
конкурсных
заданий
2
Тема 4.
Геометрия .
47
Геометрия на клетчатой
бумаге: рисование фигур
на клетчатой бумаге.
Разрезание фигур на
равные части.
Практическая
работа
1
1
48
Геометрические задачи
на разрезание и
перекраивание фигур.
Практическая
работа
1
1
49
Решение и составление
задач со спичками.
Решение задач.
Практическая
работа
1
1
50
Сотни фигур из 7 частей
(танграм, полимино).
Решение задач.
Математическая
игра
1
1
51
Кроссворды и
чайнворды.
Решение кроссвордов.
Комбинированное
занятие
1
1
52
Творческая работа по
составлению
кроссвордов и
чайнвордов.
Личное
первенство
2
53
Лист Мебиуса.
Решение задач.
Практическая
работа
1
1
54
Красота и гармония
пропорций (Презентация
работы)
Построение чертежей.
Эвристическая
беседа,
презентация,
1
1
55
Симметрия вокруг нас
(осевая, центральная,
зеркальная).
Решение задач.
Эвристическая
беседа,
презентация
1
1
56
Знакомство с
пространственными
Эвристическая
беседа,
1
фигурами.
Конструирование фигур.
1
57
Геометрия в
пространстве.
Задачи, связанные с
прямоугольным
параллелепипедом.
Практическая
работа
1
1
58
Решение задач на
площадь и объемы
пространственных
фигур.
Практическая
работа
2
59
Геометрическая
викторина.
Открытое занятие
2
Тема 5.
Комбинаторика
60
Элементы
комбинаторики.
Решение задач.
Эвристическая
беседа
Практическая
работа
1
1
61
Простейшие
комбинаторные задачи.
Решение задач.
Практическая
работа
1
1
62
Перестановки.
Решение задач.
Практическая
работа
1
1
63
Размещения.
Решение задач.
Практическая
работа
1
1
64
Сочетания.
Решение задач.
Практическая
работа
1
1
65
Случайные события и их
вероятности.
Решение задач.
Практическая
работа
1
1
66
Решение задач на
определение
вероятности событий.
Решение задач.
Практическая
работа
1
1
67
Решение олимпиадных
задач по теории
вероятности.
Практическая
работа
2
68
Итоговое занятие.
Устная олимпиада.
Открытое занятие
1
1