Напоминание

Математический кружок. 5 класс


Автор: Скоркин Юрий Анатольевич
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Лицей №19
Населённый пункт: город Майкоп.Республика Адыгея
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Математический кружок. 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая

разработка

Математический

кружок

в

5

классе

.

Выполнил

:

учитель

математики

МБОУ

«

Лицей

№19»

Скоркин

Ю

.

А

.

Г

.

Майкоп

2016

г

Пояснительная

записка

Данная

разработка

поможет

учащимся

ознакомиться

со

многими

интересными

вопросами

математики

,

выходящими

за

рамки

школьной

программы

,

расширить

целостное

представление

о

проблемах

данной

науки

.

Программа

математического

кружка

содержит

в

основном

традиционные

темы

занимательной

математики

.

Уровень

сложности

подобранных

заданий

позволяет

привлечь

значительное

число

учащихся

,

а

не

только

наиболее

сильных

.

Для

тех

школьников

,

которые

пока

не

проявляют

заметной

склонности

к

математике

,

эти

занятия

могут

положить

начало

в

развитии

их

интереса

к

предмету

и

вызвать

желание

увлечься

математикой

.

Кроме

того

,

хотя

эти

вопросы

и

выходят

за

рамки

обязательного

содержания

,

они

,

безусловно

,

будут

способствовать

совершенствованию

и

развитию

важнейших

математических

умений

,

предусмотренных

программой

.

В

содержание

занятий

включены

олимпиадные

,

старинные

,

логические

и

нестандартные

задачи

,

исторический

материал

,

геометрический

материал

.

Предлагаемая

программа

рассчитана

на

68

часов

,

где

кроме

решения

задач

и

самостоятельной

работы

планируются

конкурсы

,

викторины

,

КВНы

,

игры

и

часы

занимательной

математики

.

Содержание

может

изменяться

,

расширяться

или

углубляться

в

рамках

тем

,

выбранных

для

самостоятельного

изучения

.

Программа

может

содержать

разные

уровни

сложности

изучаемого

материала

и

позволяет

найти

оптимальный

вариант

работы

для

определенной

группы

учащихся

,

ее

можно

расширять

,

изменять

с

учетом

конкретных

педагогических

задач

и

запросов

детей

.

Цели

:

1.

Привитие

интереса

учащимся

к

математике

.

2.

Углубление

и

расширение

знаний

учащихся

по

математике

.

3.

Повышение

математической

культуры

учащихся

и

создание

условий

для

развития

творческих

способностей

школьников

.

Задачи

:

1.

Обеспечить

усвоение

математических

знаний

и

умений

.

2.

Развить

логическое

мышление

и

пространственное

воображение

.

3.

Воспитать

настойчивость

,

инициативу

.

Организация

работы

кружка

.

В

основе

кружковой

работы

лежит

принцип

добровольности

.

Он

организован

для

всех

желающих

.

В

течение

года

кружковые

занятия

увязаны

с

другими

формами

внеклассной

работы

по

математике

,

в

подготовке

которых

активное

участие

принимают

члены

кружка

.

Занятия

кружка

проводятся

1

раз

в

неделю

,

продолжительность

занятия

60

минут

.

При построении учебного процесса, основной формой проведения

кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков

целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. На занятиях кружка

можно использовать различные современные образовательные технологии и сочетать

все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Для эффективной организации курса используются различные формы

проведения

занятий: эвристическая

беседа,

практикум,

интеллектуальная

игра,

дискуссия, творческая работа, викторина.

Требования

к

уровню

подготовки

.

В

результате

реализации

программы

учащиеся

должны

:

1.

Знать

нестандартные

методы

решения

различных

математических

задач

.

2.

Научиться

,

искать

красивые

,

изящные

решения

задач

.

3.

Добывать

нужную

информацию

из

различных

источников

.

4.

Проводить

доказательные

рассуждения

,

логически

обосновывать

выводы

.

Используемая

литература

.

1.

Фарков

А

.

В

.

Математические

кружки

в

школе

. 5-8

классы

. –

М

.:

Айрис

-

пресс

,

2005. – 144

с

. – (

Школьные

олимпиады

).

2.

Ф

.

Ф

.

Нагибин

,

Е

.

С

.

Канин

.

Математическая

шкатулка

:

пособие

для

учащихся

.-4-

е

изд

.,-

М

.:

просвещение

, 1984.

3.

Олимпиадные

задания

по

математике

5-8

классы

.( 500

нестандартных

задач

для

проведения

конкурсов

и

олимпиад

.

Развитие

творческой

сущности

учащихся

).

/

автор

-

составитель

Н

.

В

.

Заболотнева

. -

Волгоград

:

Учитель

, 2006.

4 .

Задачи

для

внеклассной

работы

по

математике

в

5 - 6

классах

/

сост

.

В

.

Ю

.

Сафонова

,

М

.:

МИРОС

, 1995

5.

Д

.

В

.

Клименченко

.

Задачи

по

математике

для

любознательных

:

Кн

.

для

учащихся

5-6

классов

сред

.

шк

.-

М

.:

Просвещение

.

Содержание

1.

Вводное занятие (2ч)

Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с

различными чертежными инструментами, инструментами ручного труда и

интерактивной доской. Правила поведения в коллективе. Знакомство с коллективом.

Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в

коллективе, о взаимовыручке. Знакомство с планом работы кружка.

2. История развития математики. Системы исчисления(30ч)

История развития математики. Древнеримская и другие нумерации. Системы

счисления. Приемы быстрого счета. Из жизни математиков. Олимпиада.

Математическая игра «Счастливый случай».

3. Делимость чисел (8ч).

Признаки делимости на 4,6,7,8,11,13,19. Решение задач с использованием признаков

делимости.

4. Решение задач (52)

Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливания. Задачи на взвешивание. Задачи на

переправы. Математические ребусы. Задачи на расстановку скобок и знаков.

Логические задачи. Олимпиадные задачи. Некоторые старинные задачи. Задачи на

составление уравнений. Задачи на проценты .Задачи на движение. Задачи на принцип

Дирихле. Нестандартные задачи. Математические конкурсы и соревнования.

5. Геометрия (26ч)

Разрезание и перекраивание фигур. Головоломки со спичками. Танграм . Кроссворды и

чайнворды

.

Лист Мебиуса. Пропорции. Симметрия вокруг нас (осевая, центральная,

зеркальная). Знакомство с пространственными фигурами. Решение задач на площадь и

объемы пространственных фигур.

Геометрическая викторина.

6. Элементы комбинаторики и теории вероятности (16ч)

Перестановки. Размещения. Сочетания. Случайные события. Решение задач на

определение вероятности событий

.

7.

Итоговое

занятие

(2

ч

)

Подведение

итогов

работы

кружка

.

Устная

олимпиада

.

Тематическое планирование курса

№/№

п/п

Тематика кружковых

занятий

Форма

проведения

занятий

Кол-во

часов

Дата

1

Организационное

занятие. Знакомство с

планом работы.

Математическая смесь.

Эвристическая

беседа

1

1

Тема 1. Из

истории

развития

математики.

Системы

счисления.

2

Счет у первобытных

людей.

История развития

математики: Древний

Восток (Египет,

Вавилон, Китай),

Древняя Греция, Индия,

страны Ислама.

Эвристическая

беседа.

Мини- доклады

уч-ся

1

1

3

История развития

математики: Западная

Европа,

Россия.

Поиск

информации

Мини- доклады

уч-ся

1

1

4

Запись цифр и действий

у других народов.

Решение задач народов

мира.

Эвристическая

беседа

Мини-доклады

1

1

5

Древнеримская и другие

нумерации.

Решение примеров с

римскими числами.

Поиск

информации

Мини-доклады

1

1

6

Десятичная система

счисления.

Решение примеров.

Комбинированное

занятие

1

1

7

Двоичная система

счисления.

Решение примеров.

Комбинированное

занятие

1

1

8

Перевод из двоичной

системы счисления в

десятичную систему

счисления.

Решение примеров.

Практическая

работа

1

1

9

Восьмеричная система

счисления.

Решение примеров

Комбинированное

занятие

1

1

10

Перевод из

восьмеричной в

десятичную систему

счисления.

Решение примеров

Практическая

работа

1

1

11

Некоторые приемы

устного счета.

Решение задач на

внимание.

Практическая

работа

1

1

12

Занимательные истории

из жизни математиков.

Мини-доклады

Работа в парах

13

14

Проведение школьной

математической

олимпиады.

Выполнение

конкурсных

заданий

2

15

Разбор заданий

школьной

математической

олимпиады.

Практическая

работа

2

16

Математическая игра

«Счастливый случай»

Интеллектуальная

игра

2

Тема 2.

Признаки

делимости.

17

Признаки делимости на

4,6,8.

Решение примеров.

Комбинированное

занятие

1

1

18

Признаки делимости на

7 и 11.

Решение примеров

Комбинированное

занятие

1

1

19

Признаки делимости на

13 и 19.

Решение примеров

Практическая

работа

1

1

20

Решение задач с

использованием

признаков делимости.

Решение задач

Практическая

работа

1

1

Тема 3.Решение

задач.

21

Решение задач методом

«с конца».

Решение задач.

Комбинированное

занятие

1

1

22

Задачи на переливания.

Решение задач.

Комбинированное

занятие

1

1

23

Задачи на взвешивание.

Решение задач.

Практическая

работа

1

1

24

Задачи на переправы.

Решение задач.

Практическая

работа

1

1

25

Математические ребусы.

Решение ребусов.

Комбинированное

занятие

1

1

26

Математическая

карусель.

Интеллектуальная

игра

1

Решение задач.

1

27

Задачи на расстановку

скобок и знаков.

Решение задач.

Практическая

работа

1

1

28

Повторение методов

решения задач,

рассмотренных ранее.

Самостоятельная

работа

2

29

Логические задачи.

Решение задач.

Комбинированное

занятие

1

1

30

Решение олимпиадных

задач.

Решение задач.

Практическая

работа

1

1

31

Математическое

соревнование

(математическая

драка).

Интеллектуальная

игра

2

32

Принцип Дирихле.

Решение задач.

Комбинированное

занятие.

1

1

33

Решение задач на

принцип Дирихле.

Практическая

работа

34

Круги Эйлера. Графы.

Решение задач.

Эвристическая

беседа

1

1

35

Применение графов к

решению задач.

Решение задач.

Практическая

работа

1

1

36

Текстовые задачи

(математические игры,

выигрышные ситуации).

Практическая

работа

2

37

Решение нестандартных

задач.

Решение задач.

Практическая

работа

1

1

38

Задачи-шутки.

Решение задач.

1

1

39

Математический КВН.

Открытое занятие

2

40

Некоторые старинные

задачи.

Решение задач.

Комбинированное

занятие.

1

1

41

Арифметическая

викторина.

Викторина

2

42

Задачи на составление

уравнений.

Решение задач.

Комбинированное

занятие.

1

1

43

Задачи на проценты.

Решение задач.

Комбинированное

занятие.

1

1

44

Задачи на движение.

Решение задач.

Комбинированное

занятие.

1

1

45

Решение олимпиадных

Практическая

1

задач.

Решение задач.

работа

1

46

Математическое

соревнование

(математическая

карусель).

Выполнение

конкурсных

заданий

2

Тема 4.

Геометрия .

47

Геометрия на клетчатой

бумаге: рисование фигур

на клетчатой бумаге.

Разрезание фигур на

равные части.

Практическая

работа

1

1

48

Геометрические задачи

на разрезание и

перекраивание фигур.

Практическая

работа

1

1

49

Решение и составление

задач со спичками.

Решение задач.

Практическая

работа

1

1

50

Сотни фигур из 7 частей

(танграм, полимино).

Решение задач.

Математическая

игра

1

1

51

Кроссворды и

чайнворды.

Решение кроссвордов.

Комбинированное

занятие

1

1

52

Творческая работа по

составлению

кроссвордов и

чайнвордов.

Личное

первенство

2

53

Лист Мебиуса.

Решение задач.

Практическая

работа

1

1

54

Красота и гармония

пропорций (Презентация

работы)

Построение чертежей.

Эвристическая

беседа,

презентация,

1

1

55

Симметрия вокруг нас

(осевая, центральная,

зеркальная).

Решение задач.

Эвристическая

беседа,

презентация

1

1

56

Знакомство с

пространственными

Эвристическая

беседа,

1

фигурами.

Конструирование фигур.

1

57

Геометрия в

пространстве.

Задачи, связанные с

прямоугольным

параллелепипедом.

Практическая

работа

1

1

58

Решение задач на

площадь и объемы

пространственных

фигур.

Практическая

работа

2

59

Геометрическая

викторина.

Открытое занятие

2

Тема 5.

Комбинаторика

60

Элементы

комбинаторики.

Решение задач.

Эвристическая

беседа

Практическая

работа

1

1

61

Простейшие

комбинаторные задачи.

Решение задач.

Практическая

работа

1

1

62

Перестановки.

Решение задач.

Практическая

работа

1

1

63

Размещения.

Решение задач.

Практическая

работа

1

1

64

Сочетания.

Решение задач.

Практическая

работа

1

1

65

Случайные события и их

вероятности.

Решение задач.

Практическая

работа

1

1

66

Решение задач на

определение

вероятности событий.

Решение задач.

Практическая

работа

1

1

67

Решение олимпиадных

задач по теории

вероятности.

Практическая

работа

2

68

Итоговое занятие.

Устная олимпиада.

Открытое занятие

1

1



В раздел образования